Высоцкий. Снова живой
Высоцкого пытались зарезать даже на экране
Влади умоляла Говорухина: «Отпусти Володю! Снимай другого артиста!»
Его нет с нами уже больше 30 лет. Но есть его песни, есть фильмы, в которых он снимался. А 1 декабря на экраны кинотеатров выйдет картина «Высоцкий. Спасибо, что живой». И в главной роли - он, Владимир Семёнович. Так, как делал всегда – и в жизни, и на экране.
Его роман с кинематографом был этакой неразделённой любовью. Сам Владимир Семёнович кино любил страстно, мечтал сниматься и снимать. Но киноначальники мешали ему как могли: одно лишь имя этого «хрипатого» доводило их до прединфарктного состояния. Сыгранные им главные роли сокращались до эпизодов. Но - пусть в таком виде – доходили до зрителя. И зритель валом валил в кино - посмотреть на того, кому власти пытались заткнуть рот.
«Володя, смелее!»
Его первой заметной ролью в кино стал монтажник Софрон в «Карьере Димы Горина» (1961г.). О тех съёмках Владимир Семёнович позже вспоминал с удовольствием: «Я играл человека, который приставал к героине Тани Конюховой. В кабине машины я должен был её обнимать… Я долго отказывался, потому что был молодой и скромный человек, говорил: «Она - знаменитая актриса, мне неудобно, я не могу…». Наконец даже Таня Конюхова не выдержала: «Ну, что ты, Володя! Смелее!» Вот я и осмелился… И это было очень приятно! А за это, по сюжету, наступает расплата - Дима Горин должен был бить меня по лицу. Представьте себе: первая серьёзная работа, первый съёмочный день. А в кино всё делается по – настоящему и много дублей подряд. Вот меня и били девять раз подряд, приговаривая: «Для симметрии – по разным челюстям».
У всех фильмов, в которых снялся Высоцкий, судьба оказалась трудной. «Короткие встречи» Киры Муратовой (1967г.) собрали в первые же дни 4,4 млн. зрителей и были сняты с проката. «Интервенция Геннадия Полоки (1968г.) пролежала на полке 19(!) лет. Его Бруснецова в «Служили два товарища» из главной роли сократили до эпизода. Пытались запретить и «Опасные гастроли» Георгия Юнгвальда – Хилькевича (1969г.). «Картину полгода не выпускали на экраны - был самый разгар травли Володи, - вспоминал режиссёр. - Мы жестоко пили. Тогдашний министр кинематографии товарищ Романов орал: «Вы положите партбилеты! Это профанация революции!» И вдруг меня и директора картины вызывают в Москву. Мы едем и понимаем: директора выгонят из партии, меня посадят. А вместо этого слышим, что картину выпускают в прокат. Много позже внучка Анастаса Микояна рассказывала, кому мы обязаны этим чудом. Оказывается, в ЦК КПСС у Высоцкого поклонников было не меньше, чем в среде интеллегенции или городских подворотнях. И «Опасные гастроли», перед тем как окончательно запретить, привезли на закрытый показ в ЦК. Анастас Микоян её посмотрел, разрыдался и сказал, что в молодости он точно так же перевозил оружие и что лучше фильма про революцию он не видел. Картину тут же выпустили!»
«Володя, не дури!»
А уж на какие ухищрения приходилось идти режиссёрам, чтобы киноначальники утвердили Высоцкого на роль! Юнгвальд – Хилькевич позвал на пробы в «Гастроли» Вячеслава Тихонова, Василия Ланового, ещё несколько актёров. Всех честно предупредил: «Ребята, вами хотят заменить Высоцкого!» И каждый сделал, что мог, чтобы свою пробу провалить.
Так же поступил и Станислав Говорухин с фильмом «Место встречи изменить нельзя». Я мог бы утвердить Володю и без проб, - пишет позже Говорухин в своей книге. Для всех нас было ясно: Жеглова может сыграть только он. Но в те времена (1978г.) он ещё ни разу не появлялся на телеэкране, а тут - 5 - серийный фильм! Поэтому на пробы я вызвал актёров, которые заведомо не могли тягаться с Володей. В итоге руководство утвердило его.
Володя работал горячо. Он очень хотел спеть в фильме, предлагал «Балладу о детстве», «Песню о конце войны». Песни мне нравились, но я был категорически против. Считал, что это разрушит образ. И это уже будет не Жеглов, а Высоцкий в роли Жеглова. Володя обижался, мы ссорились. Однажды я попросил спеть в кадре песню Вертинского. Он ответил: «Если не хочешь, чтобы я спел своё, я и Вертинского петь не буду!» Он был человеком, который твёрдо знал, куда идёт. За исключением одного эпизода… 10 мая 1978г. Первый день съёмок. И день рождения Марины Влади. Мы в Одессе, на даче нашего друга. Марина уводит меня в другую комнату, со слезами просит: «Отпусти Володю. Снимай другого артиста.» Подключается Володя: «Пойми, мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль!» Но я не сдался».
Спасибо Говорухину за его неуступчивость - иначе мы лишились бы Жеглова, в которого была, да и до сих пор влюблена страна. Жеглова, чьи фразы растащили на цитаты - про то, что «вор должен сидеть в тюрьме», или «ну и рожа у тебя, Шарапов». Но вы бы знали, чего нас всё – таки лишили те, кто в то время рулил идеологией. У Высоцкого в фильмографии - три десятка фильмов. И почти 70 ролей, которые он мог бы сыграть. Но - ему отказали. Он мог быть Остапом Бендером и в «Золотом телёнке» Швейцера, и в «12 стульях» Гайдая. Но Гайдая чуть ли не за день до начала съёмок вызвали и сказали: Высоцкий сниматься не будет. Бендером стал Арчил Гомиашвили. Мог стать Хлудовым в «Беге», которого в итоге отдали Владиславу Дворжецкому. Он пробовался в «Ивановом детстве» и «»Андрее Рублёве» у Тарковского. Пробы понравились. Но - опять отказ. В «Земле Санникова» его утвердили на роль Крестовского - и сняли в последний момент: за то, что его песни передали по «Немецкой волне». Усков и Краснопольский пробовали его в фильм «Таёжный десант». Вердикт начальства: «Слишком развязно играет. Разве строители коммунизма такие?»
К счастью, жизнь строится по законам компенсации. И этот фильм - «Высоцкий. Спасибо, что живой» - как раз из таких компенсаций. Смерть поэта оказалась не концом истории. Он там действительно живой, Владимир Семёнович, настолько филигранную работу по реконструкции голоса и внешности проделали создатели картины. Там даже в титрах стоит «В ролях: Владимир Высоцкий». И в вызывном листе, где расписано, какой актёр в какое время на съёмочную площадку выходит, тоже писали: «14.00 Съёмки на базаре. Актёры: Оксана Акиньшина, Владимир Высоцкий». Актёра. Который на экране должен был перевоплотиться в барда, на съёмочную площадку привозили в машине с затонированными стёклами, через специальный рукав проводили в гримёрную. И через несколько часов на съёмочную площадку выходил Владимир Семёнович. Брал гитару и… Дальше рассказывать не буду - сами увидите.
Юлия ШИГАРЕВА
АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ № 46, 2011г. WWW.AIF.RU
Свидетельство о публикации №111112201792