Высоцкий. Снова живой

                СНОВА  ЖИВОЙ
                Высоцкого  пытались  зарезать  даже  на  экране
Влади  умоляла  Говорухина:  «Отпусти  Володю!  Снимай  другого  артиста!»

Его  нет  с  нами  уже  больше  30  лет.  Но  есть  его  песни,  есть  фильмы,  в  которых  он  снимался.  А  1  декабря  на  экраны  кинотеатров  выйдет  картина  «Высоцкий.  Спасибо,  что  живой».  И  в  главной  роли  -  он,  Владимир  Семёнович.  Так,  как  делал  всегда – и  в  жизни,  и  на  экране. 
Его  роман  с  кинематографом  был  этакой  неразделённой  любовью.  Сам  Владимир  Семёнович  кино  любил  страстно,  мечтал  сниматься  и  снимать.  Но  киноначальники  мешали  ему  как  могли:  одно  лишь  имя  этого  «хрипатого»  доводило  их  до  прединфарктного  состояния.  Сыгранные  им  главные  роли  сокращались  до  эпизодов.  Но  -  пусть  в  таком  виде – доходили  до  зрителя.  И  зритель  валом  валил  в  кино  -  посмотреть  на  того,  кому  власти  пытались  заткнуть  рот.
                «Володя,  смелее!»
Его  первой  заметной  ролью  в  кино  стал  монтажник  Софрон  в  «Карьере  Димы  Горина» (1961г.).  О  тех  съёмках  Владимир  Семёнович  позже  вспоминал  с  удовольствием:  «Я  играл  человека,  который  приставал  к  героине  Тани  Конюховой.  В  кабине  машины  я  должен  был  её  обнимать…  Я  долго  отказывался,  потому  что  был  молодой  и  скромный  человек,  говорил:  «Она  -  знаменитая  актриса,  мне  неудобно,  я  не  могу…».  Наконец  даже  Таня  Конюхова  не  выдержала:  «Ну,  что  ты,  Володя!  Смелее!»  Вот  я  и  осмелился…  И  это  было  очень  приятно!  А  за  это,  по  сюжету,  наступает  расплата  -  Дима  Горин  должен  был  бить  меня  по  лицу.  Представьте  себе:  первая  серьёзная  работа,  первый  съёмочный  день.  А  в  кино  всё  делается  по – настоящему  и  много  дублей  подряд.  Вот  меня  и  били  девять  раз  подряд,  приговаривая:  «Для  симметрии – по  разным  челюстям».
У  всех  фильмов,  в  которых  снялся  Высоцкий,  судьба  оказалась  трудной.  «Короткие  встречи»  Киры  Муратовой (1967г.)  собрали  в  первые  же  дни  4,4  млн.  зрителей  и  были  сняты  с  проката.  «Интервенция  Геннадия  Полоки (1968г.)  пролежала  на  полке  19(!)  лет.  Его  Бруснецова  в  «Служили  два  товарища»  из  главной  роли  сократили  до  эпизода.  Пытались  запретить  и  «Опасные  гастроли»  Георгия  Юнгвальда – Хилькевича (1969г.).  «Картину  полгода  не  выпускали  на  экраны  -  был  самый  разгар  травли  Володи,  -  вспоминал  режиссёр.  -  Мы  жестоко  пили.  Тогдашний  министр  кинематографии  товарищ  Романов  орал:  «Вы  положите  партбилеты!  Это  профанация  революции!»  И  вдруг  меня  и  директора  картины  вызывают  в  Москву.  Мы  едем  и  понимаем:  директора  выгонят  из  партии,  меня  посадят.  А  вместо  этого  слышим,  что  картину  выпускают  в  прокат.  Много  позже  внучка  Анастаса  Микояна  рассказывала,  кому  мы  обязаны  этим  чудом.  Оказывается,  в  ЦК  КПСС  у  Высоцкого  поклонников  было  не  меньше,  чем  в  среде  интеллегенции  или  городских  подворотнях.  И  «Опасные  гастроли»,  перед  тем  как  окончательно  запретить,  привезли  на  закрытый  показ  в  ЦК.  Анастас  Микоян  её  посмотрел,  разрыдался  и  сказал,  что  в  молодости  он  точно  так  же  перевозил  оружие  и  что  лучше  фильма  про  революцию  он  не  видел.  Картину  тут  же  выпустили!»
                «Володя,  не  дури!»
А  уж  на  какие  ухищрения  приходилось  идти  режиссёрам,  чтобы  киноначальники  утвердили  Высоцкого  на  роль!  Юнгвальд – Хилькевич  позвал  на  пробы  в  «Гастроли»  Вячеслава  Тихонова,  Василия  Ланового,  ещё  несколько  актёров.  Всех  честно  предупредил:  «Ребята,  вами  хотят  заменить  Высоцкого!»  И  каждый  сделал,  что  мог,  чтобы  свою  пробу  провалить. 
Так  же  поступил  и  Станислав  Говорухин  с  фильмом  «Место  встречи  изменить  нельзя».  Я  мог  бы  утвердить  Володю  и  без  проб,  -  пишет  позже  Говорухин  в  своей  книге.  Для  всех  нас  было  ясно:  Жеглова  может  сыграть  только  он.  Но  в  те  времена (1978г.)  он  ещё  ни  разу  не  появлялся  на  телеэкране,  а  тут  - 5  -  серийный  фильм!  Поэтому  на  пробы  я  вызвал  актёров,  которые  заведомо  не  могли  тягаться  с  Володей.  В  итоге  руководство  утвердило  его.
Володя  работал  горячо.  Он  очень  хотел  спеть  в  фильме,  предлагал  «Балладу  о  детстве»,  «Песню  о  конце  войны».  Песни  мне  нравились,  но  я  был  категорически  против.  Считал,  что  это  разрушит  образ.  И  это  уже  будет  не  Жеглов,  а  Высоцкий  в  роли  Жеглова.  Володя  обижался,  мы  ссорились.  Однажды  я  попросил  спеть  в  кадре  песню  Вертинского.  Он  ответил:  «Если  не  хочешь,  чтобы  я  спел  своё,  я  и  Вертинского  петь  не  буду!»  Он  был  человеком,  который  твёрдо  знал,  куда  идёт.  За  исключением  одного  эпизода…  10  мая  1978г.  Первый  день  съёмок.  И  день  рождения  Марины  Влади.  Мы  в  Одессе,  на  даче  нашего  друга.  Марина  уводит  меня  в  другую  комнату,  со  слезами  просит:  «Отпусти  Володю.  Снимай  другого  артиста.»  Подключается  Володя:  «Пойми,  мне  так  мало  осталось,  я  не  могу  тратить  год  жизни  на  эту  роль!»  Но  я  не  сдался».
Спасибо  Говорухину  за  его  неуступчивость  -  иначе  мы  лишились  бы  Жеглова,  в  которого  была,  да  и  до  сих  пор  влюблена  страна.  Жеглова,  чьи  фразы  растащили  на  цитаты  -  про  то,  что  «вор  должен  сидеть  в  тюрьме»,  или  «ну  и  рожа  у  тебя,  Шарапов».  Но  вы  бы  знали,  чего  нас  всё – таки  лишили  те,  кто  в  то  время  рулил  идеологией.  У  Высоцкого  в  фильмографии  -  три  десятка  фильмов.  И  почти  70  ролей,  которые  он  мог  бы  сыграть.  Но  -  ему  отказали.  Он  мог  быть  Остапом  Бендером  и  в  «Золотом  телёнке»  Швейцера,  и  в  «12  стульях»  Гайдая.  Но  Гайдая  чуть  ли  не  за  день  до  начала  съёмок  вызвали  и  сказали:  Высоцкий  сниматься  не  будет.  Бендером  стал  Арчил  Гомиашвили.  Мог  стать  Хлудовым  в  «Беге»,  которого  в  итоге  отдали  Владиславу  Дворжецкому.  Он  пробовался  в  «Ивановом  детстве»  и  «»Андрее  Рублёве»    у  Тарковского.  Пробы  понравились.  Но  -  опять  отказ.  В  «Земле  Санникова»  его  утвердили  на  роль  Крестовского  -  и  сняли  в  последний  момент:  за  то,  что  его  песни  передали  по  «Немецкой  волне».  Усков  и  Краснопольский  пробовали  его  в  фильм  «Таёжный  десант».  Вердикт  начальства:  «Слишком  развязно  играет.  Разве  строители  коммунизма  такие?» 
К  счастью,  жизнь  строится  по  законам  компенсации.  И  этот  фильм  -  «Высоцкий.  Спасибо,  что  живой»  -  как  раз  из  таких  компенсаций.  Смерть  поэта  оказалась  не  концом  истории.  Он  там  действительно  живой,  Владимир  Семёнович,  настолько  филигранную  работу  по  реконструкции  голоса  и  внешности  проделали  создатели  картины.  Там  даже  в  титрах  стоит  «В  ролях:  Владимир  Высоцкий».  И  в  вызывном  листе,  где  расписано,  какой  актёр  в  какое  время  на  съёмочную  площадку  выходит,  тоже  писали:  «14.00  Съёмки  на  базаре.  Актёры:  Оксана  Акиньшина,  Владимир  Высоцкий».  Актёра.  Который  на  экране  должен  был  перевоплотиться  в  барда,  на  съёмочную  площадку  привозили  в  машине  с  затонированными  стёклами,  через  специальный  рукав  проводили  в  гримёрную.  И  через  несколько  часов  на  съёмочную  площадку  выходил  Владимир  Семёнович.  Брал  гитару  и…  Дальше  рассказывать  не  буду  -  сами  увидите.
                Юлия  ШИГАРЕВА
                АРГУМЕНТЫ  И  ФАКТЫ  № 46,  2011г. WWW.AIF.RU   


Рецензии