Пророк Моисей. Поэма

По мотивам библейской книги "Исход"

1. Рождение Моисея

Давным-давно, во время оно
Стенал израильский народ
В стране тирана-фараона
От рабских тягостных работ.

Но от натуги и печали,
Евреи, потерявши сон,
Еще неистовей ласкали
Своих, на ласки падких, жён.

И переполнило их семя
Края Египетской земли.
Терпеть столь тягостное бремя
Аборигены не могли.

Страшась еврейского народа,
Царь египтянам разрешил
Всех первенцев мужского рода
Бросать, без промедленья, в Нил.

Был Моисей рождён еврейкой
И мать его, скорбя о нём,
Решила со своей семейкой
Подкинуть сына в царский дом.

Когда плескалась и играла
Дочь фараона на реке,
Она внезапно увидала
С младенцем короб в тростнике.

На доброту принцессы милой
Расчет был верен, и в конце – 
Она дитя усыновила
И воспитала во дворце.

Но, осознав своё еврейство,
И рабство рода своего,
Решился отрок на злодейство,
Отмстив обидчика его.

Усвоив царские замашки,
Был юноша чрезмерно крут:
Увидев, как побои тяжки –
Решился он на скорый суд,

Убил жестокого злодея,
А тело закопал в песок.
Но, скрыть деянье не умея,
Он оправдать его не смог.

Пришлось, возросшему у трона,
Не осознав своей вины,
Бежать от гнева фараона
За рубежи родной страны.

Но даже там он начал скоро
Свои порядки наводить,
И юным дочкам Иофора
Помог овечек напоить.

Из них Сепфору выбрав в жёны,
Иосифов умножил род.
Но и сквозь сладостные стоны
На ложе, слышал, как его народ

Стенает на разливах Нила
От тяжких каторжных трудов,
Терпеть уж  коих нету силы,
А рассказать – не хватит слов.

Меж тем, живя у Иофора,
Молился Богу Моисей,
И, может быть, не слишком скоро,
Но и по духу стал еврей,

Усвоив мудрое ученье
Своих прославленных отцов.
И был принять уже готов
Своей судьбы предназначенье…

2. Договор Моисея с Богом

Однажды у горы Хорив,
Бродя со стадом у подножья,
Узрел пророк знаменье Божье.
И Бог свой лик ему явил

В обличье ангела святого,
В среде горящего куста.
И Божьи молвили уста,
Исторгнув огненное слово:

«Вострепещи! Земли святой
Не смей сандалами касаться,
Я Бог отцов твоих и твой,
Но не тебе Меня бояться!»

«Пришла пора: Я услыхал
Народа моего докуку,
Я вопль и стон его впитал,
И знаю скорбь его и муку».

«Я вознамерился спасти
Народ святой от злой неволи,
И из земли сей извести
Во исполненье Высшей воли».

«Припомню данный Мной обет
И землю дам ему в наследство,
Где молоко течёт и мед,
Где проведёт своё он детство….»

«Ты ж к фараону правишь путь,
И буду шествовать Я следом,
Чтобы не смог ты увильнуть,
Отговорившись диким бредом».

«Когда ж исполнишь Мой указ,
И воплотишь Моё желанье,
Я снова здесь увижу вас
И подтвержу обетованье»

Стал Моисей любимцем Бога
И собеседником Его,
Владыкой был наставлен строго
Быть кормчим замыслов Его.

Сказал Всевышний Моисею:
«Свой посох ты на землю брось» –
И посох обратился в змея.
«Теперь бери его за хвост» –

И снова жезл в руках героя.
Ему знамение второе
Владыка тут же показал.
И тут храбрец затрепетал.

 «Мой Боже, я косноязычен,
И не речист, и не привычен
К интригам царского дворца,
Хоть чту Тебя я, как отца».

И возгорелся гнев Господень:
«Ты прекословишь предо Мной!
Ты, видно, ни на что не годен,
Я стану властвовать тобой!»

И молвил вновь: «Скажи евреям
Что послан Богом их отцов,
Что, мол, намеренье имею
Освободить вас от оков

И вывести к обетованью,
И имя Бога им открой.
Тебя послушают за знанье,
И вслед поидут за тобой».

Так наставлял Бог Моисея:
«Иди, и молви, не краснея,
Чтоб фараон вас отпустил
В пустыню на три дня пути,

Чтоб принесли вы жертву Богу.
А Я приду вам на подмогу,
Явив пред миром чудеса.
А страх закроет им глаза».

«Я милость дам сему народу 
В глазах неверных египтян
Они вас пустят на свободу,
Вручив богатство за обман».

Изрек Господь святую волю
И был печален эмигрант:
Нет сил отринуть злую долю
И целым сохранить талант.

3. Казни египетские

Взял Моисей своё семейство:
Жену, сынов, и на ослах
Поехали, задумав действо
На совесть Бога и на страх.

А Бог, своё внедряя знанье
В людей, свободных от оков,
Внушил им опыт обрезанья
Как символ «крови женихов».

Встречает брата Аарон,
Ведёт к старейшинам с почтеньем
И братьям предъявляет он
От Бога данные знаменья.

И вот, покорные Закону,
И Божий слушая наказ,
Пришли евреи к фараону
И молвили: «Пусти ты нас,

Владыка, к Богу на моленье,
Который нас к себе призвал».
Но фараон им не внимал
И упрекнул за нераденье.

И вновь к властителю с докукой
Пришли евреи: Аарон
Свой бросил посох – взвился он
И уязвил холопа в руку.

Но фараон волхвов позвал
И те сложили чары злые:
И поползли жезлы живые,
Наполнив шипом гулкий зал.

Но ааронов посох ал
Жезлы все прочие пожрал.

Упорно сердце фараона –
Не хочет отпустить народ –
«Пойди с премудрым Аароном
К источникам текущих вод,

Ударьте посохом по водам
И обратятся воды в кровь
И вымрет рыба пред народом
И жажда править будет бал»

Но жёстко сердце фараона –
Своих страстей он жалкий раб.
«Не трусьте, приступайте к трону –
Напустим в землю мерзких жаб».

Вот вскинут  посох Аарона –
Вскипела жабами река,
Дворец и спальня фараона
Уж не вмещают их тела.

От жаб полны квашни и печи,
Не лечь в постель и не заснуть,
От жаб в покоях гаснут свечи
И на полях не виден путь.

Призвал правитель Моисея
И говорил: «От жаб избавь,
Я отпущу вас на моленье
Лишь избавленье будет – явь».

И сдохли жабы во мгновенье,
И воссмердела вся земля.
И наступило облегченье
Для египтян и их царя.

И вновь упорный повелитель
Велит евреев не пускать.
И Бог еврейский – победитель
Спешит направить мошек рать.

И входит посох в персть земную,
И чёрных мошек хоровод
Летит и жалит и ликует
И на людей, и на их скот.

Но фараон ожесточился,
К мольбам евреев вновь он глух.
И Бог еврейский ополчился,
Наслав на землю пёсьих мух.

Но действуя не против правил,
Желая гибели не всем,
Господь от мух жидов избавил,
Собравши их в земле Гесем.

Признать готовый пораженье,
Внёс предложенье фараон:
Устроить жертвоприношенье
В земле Гесемской, у колонн.

Но тут защитники еврейства
Резонно стали говорить,
Что египтяне им злодейство
Готовы будут учинить.

«Язычники слепы и глухи –
Побьют камнями наших жён.
Тут не помогут пёсьи мухи –
Взаимный может быть урон.

Должны в пустыню мы пуститься
Не менее, как на три дня».
«Я отпущу вас помолиться,
Избавьте лишь от мух меня». 

«Мы вновь обмануты тобою,
Правитель – это нам в зачёт!»
Внезапно язвой моровою
Был поражён египтян скот.

А скот израиля, на склонах
Холмов плодился и жирел.
Обидно было фараону,
Но он смирялся и терпел.

Тогда проказливые старцы
Достали пепла из печи
И стали во дворце бросаться
Как настоящие бичи.

И ослепили царедворцев,
Обезобразили волхвов.
Схватился фараон за сердце,
Но на уступки – не готов.

И град наслал Господь на нивы
И поразил в полях весь скот.
И молний грозные извивы
Пронзали тёмный небосвод.

И тьму наслал еврейский Бог
На непокорные селенья,
Чтобы пути найти не смог
Никто, к кому имел стремленье.

И ветер дул со всех сторон,
И саранчи летели тучи.
А уязвлённый фараон
Себя и всех окрестных мучил,

Не отступая ни на шаг
От нестерпимого упрямства.
Его речей непостоянство
Истолковать нельзя никак!

И Моисея он призвал
И, как купец, стал торговаться –
Кого с собой евреям взять,
И дома кто должон остаться.

Но Моисей и Аарон
Упрямо на своём стояли,
И выгнал дерзких фараон,
Чтоб впредь ему не докучали.

О, неразумный фараон!
Ты возмечтал тягаться с Богом!
Не чтил еврейский ты Закон,
И как в квашню упёрся рогом.

Не проще ль было уступить,
Сменив привычное обличье?
Но возмечтал ты грозным быть,
Чтоб сохранить своё величье!

Последнюю худую казнь
Наслал Господь на фараона.
О Сет! Одна её боязнь
Была бы потрясеньем трона!

Сказал Господь: «В полночный час
Пройду средь грешного народа,
И всякий первенец у вас
Умрёт, не увидав восхода».

И сделал: умер без вины
Прекрасный принц – наследник трона,
Скончались узников сыны,
Сыны рабынь, рабы короны.

Всё первородство от скота
Погибло во мгновенье ока.
И вопль великий встал тогда,
Среди насельников востока.

4. Уход евреев из Египта

Тут фараон велел призвать
Вождей мятежного еврейства
И стал их гневно понуждать
Уйти и прекратить злодейства.

И египтяне стали гнать
Евреев в шею, на моленье,
Чтоб прекратили подстрекать
Своих богов на преступленья.

Но слышат вопль еврейских жён:
«Подняться тесто не успело!
Не позволяет наш Закон
Идти голодными на дело».

«Позвольте нам испечь скорей
Хотя бы пресные лепёшки,
Чтоб накормить своих мужей,
И чтоб поели наши крошки».

«Но гонят нас уж из домов
С квашнями, с тестом не поспевшим,
Пойдем, не пивши и не евши,
Искать себе нездешний кров».

«Идем в пустыню в поздний час
В обличии весьма убогом.
Одеждами снабдите нас,
Чтоб было в чём предстать пред Богом».

«И золотых колец и бус
Вы дайте, бедным, для моленья,
Чтоб добротой прославить вас
И вымолить для вас прощенье».

И гнев на милость заменил
Господь, к идущим вон из града –
Народ их щедро одарил,
Уверенный, что так и надо.

Таков был у Владыки план:
Чтоб принял мир их ложь на веру.
Устроили жиды аферу
И обобрали египтян.

5. Заветы Бога

Евреи, обретя свободу
И Божий выполнив завет,
Не знали, как добыть им воду,
Как зажигать в пустыне свет,

Что делать, и к чему стремиться?
Нельзя же целый день молиться!
«Избегнув каторжных работ –
Приобрели мы воз забот

О прокормлении семейства».
Господь подумал: «Их еврейство
Необходимо укрепить
И праздник Пасхи учредить».

Он указал, что есть и пить,
С кем враждовать, и с кем общаться.
Он ввёл обычай обрезаться
И не обрезанным не жить.

Заверил Он, что обрезанье
Дарует тайное им знанье,
И целым сохранит народ
От ждущих впереди невзгод.

И завещал Бог Моисею,
Чтоб первородного еврея,
Разверзнувшего ложесна,
Давать на волю Божества,

Но, поступив не слишком строго,
На агнца выменять у Бога,
И резать с первым из скотов,
С заменой агнцев на ослов.
 
Столь достославное деянье
Задумал Бог в воспоминанье
Тех незабвенных дней, когда
Свой гнев пролил он без следа,

Смиряя гордость фараона:
В Египте первенцев убил,
Но жизнь при этом сохранил
Питомцам Своего Закона.

6. Переход через Чёрмное море

Всевышний сам повёл народ
Путём в страну обетованья,
Чтоб облегчить его страданья
И бремя тягостных невзгод.

Он знал: народ его – не воин,
Он гнулся в рабстве пятый век,
И лучшей участи достоин
В нем каждый верный человек.
 
Идти вперед  –  решил Всевышний –
Прямой дорогой – не резон:
Там филистимляне заслон
Считают выставить не лишним.

Легко евреев напугать –
Они куста, и то страшатся,
Решат они вернуться вспять –
Продлить египетское рабство.

К тому ж не стерпит фараон
Обман и прочие злодейства –
Отправится в погоню он
Чтоб покарать своё еврейство.

Решил Господь вести народ
Не прямо к цели, но в обход –
Как настоящий полководец,
Хоть вёл не полк, а лишь народец.

Спешат евреи по тропе,
Над ними –  солнечный воитель,
Пред ними –  в облачном столпе
Парит Небесный  Предводитель. 

Настала ночь, но людям путь –
Проложен огненною дланью –
Мычат стада – но отдохнуть
Нельзя, под страхом наказанья.

И к морю вышла беглых рать,
Пред ним расположившись станом,
И стали, бедные, роптать,
Что вовлекли их в грех обманом.

«Нам не избыть своей судьбы,
Зачем так поступили с нами?
Ведь и в Египте есть гробы,
Уж лучше б были мы рабами!».

Но успокоил их Господь,
Сказав устами Моисея,
Что верную спасёт он плоть,
Чтоб ждали помощь, не робея.

Меж тем, услышал фараон
Про не прощенное коварство,
И задрожал от гнева он,
И поднял на ноги всё царство.

Велел коней скорей седлать
И приготовить колесницы.
И сам свою возглавил рать,
Чтоб быстрым мщеньем насладиться.

Воззвал к Владыке Моисей:
«Что делать нам, Святой и Правый,
Ведь фараон убьёт детей
И воинов наших обезглавит.

Не пощадит и наших жён,
Когда захватит их в полон!»

Господь ответил Моисею:
«Ты развопился невпопад,
Никто не сядет к вам на шею,
Коль скоро с вами Я, камрад».

«Возьми свой жезл, ведь ты мужчина –
Простри на море: и в полы
Раздвинь текущую пучину
От Гахирофа до Суры».

«Пройдут евреи, как посуху,
А вслед пихнётся фараон.
Вот будет славная поруха
На весь египетский ОМОН».

И стало видно: Ангел Божий,
Что вёл израиля сынов,
Встал между станами, не схожих,
И двух враждующих полков,

Их разделив. И Божий лик
Сместился от лица евреев,
И белым облачным столпом
Стал позади их. Он светил

Для впереди идущих светом
Неведомым, и мраком был
Для тех, кто им вослед стремился.
Незримый дух меж них носился,

Деля на козлищ и ослять.
Свернуть бы фараону вспять,
Но он вошёл, себе на горе,
Вослед евреям в воды моря.

Дул ветр, и огустели воды,
Средь волн освободив проход –
По морю сушей шли народы,
И пред собою гнали скот.

А следом –  увязали в иле
Колёса царских колесниц,
Их кони, задыхаясь, в мыле,
Не слушались своих возниц.

И возроптали египтяне:
«Нам повернуть потребно вспять,
С израилем на поле брани
Нам невозможно устоять.

За них Господь нас поборает:
Для них он море раздвигает,
Но потопить еги’птян рад
Как провинившихся щенят».

Тут глянул Бог на Моисея
И молвил: «Руку ты простри,
И воды моря обрати
На угнетателей евреев».

И сделал так пророк, и воды
Солёные поверглись вспять
И повлеклась, гонима Богом, 
Назад египетская рать.

И фараон, живущий бог,
Владыка мира и мужчина,
Увы! Не в пирамиду лёг! –
Над ним сомкнулась вод пучина.

Он, молвят, и поныне ждёт
В подводной мгле кончины света,
Всплывает по ночам, и этот
Вопрос проезжим задаёт.

7. Путь евреев по пустыне

Возликовал народ еврейский,
Любуясь гибелью врагов.
Слепой природы финт злодейский
Он Богу приписать готов.

И вышли на берег евреи
Сухими из морских зыбей,
И песнь победную воспели
И пел всех громче – Моисей.

Как не воспеть? Ведь все узрели
Господню руку над собой!
«Я поведу израиль к цели –
Вперёд, дорогой не прямой!

Пусть будет мой народ стремиться
Достичь заоблачных долин.
Нам надо в вере укрепиться,
Иначе дело наше – блин!»

Израиль, спасшийся, ликует:
Марьам-пророчица поёт,
И с нею женщины танцуют
И в тимпаны’ с азартом бьют.

Господь, надеясь на успех,
Закон с уставом им внушает.
Но ненароком искушает,
И постоянно вводит в грех!

Нужны для веры чудеса?
И Моисей, по Божьей власти,
То им подкидывает сласти,
То застилает им глаза.

То хочется евреям мяс,
То сладкой хочется водицы –
Они стенают каждый час
И вспять готовы обратиться.

Но вот летят перепела,
Роса на землю упадает.
Небесной манны пол кила
На душу каждую хватает.

«Но только жадничать не след –
Господь вам сам назначит меру!
Бери, сколь надо, на обед,
Имей лишь непреклонной веру».

Вотще! Потомки не поймут!
Заветы предков дюже странны –
«Вы сорок лет питались манной,
Зачем же стал владыкой труд?»

Пришли евреи в Рифидим,
И в знойный день давно не пили,
И к предводителям своим
Они с угрозой подступили:

«Давайте, мол, воды тотчас
Попить скоту и нашим детям,
Не то придёт ваш смертный час –
Заставим вам за всё ответить!»

«В пустыне воду где добыть,
Коль пересохли все колодцы?
И мяс нам боле не вкусить,
Коль сдохнут козлища и овцы».
 
И к Богу возопил пророк:
«Они побьют меня камнями!
Что сотворю, премудрый Бог,
Как совладаю с ****унами?»

«Не бзди! – откликнулся Господь, –
Не празднуй труса и зануду!
К скале Хорив скорей поди,
И сотвори евреям чудо.

Ударишь посохом в скалу,
И потечёт живая влага».
И сделал так! Народ хвалу
Воздал воителю за благо.

8. Война с амалкитянами

Пришёл войною Амалик,
Законный царь земли убогой,
И показал свой гневный лик
Приверженцам чужого Бога.

Заставил он израильтян
Впервые с войнами сразиться
И кровью из глубоких ран
Сумели всласть они напиться.

Как совладать с такой бедой?
И Моисей, створив молитву,
Взошёл на холмик небольшой,
Откуда было видно битву.

Воздвигнул длани Моисей,
Простёр свой жезл над полем бранным –
Смешался вражьих воинов строй
Как под напором ураганным.

Но только руки опускал,
Устав держать их в напряженье,
Как Амалик одолевал
И снова рвался в наступленье.

Пришёл на помощь Аарон
С помощником: священным Ором –
Они поднялись с двух сторон
На холм с открывшимся простором.

Воздев на камень, как на трон,
Того, кто страждал от натуги,
Стояли рядом с двух сторон –
Держали  царственные руки.

И длилась сеча целый день.
С заходом солнечного лика
Легла на поле ночи тень
И пали стяги Амалика.

Погиб под остриём меча
Народ, что пал  в борьбе нечестной,
Стер Вышний память сгоряча,
Амалькитян из поднебесной.

И жертвенник воздвиг пророк.
Предрёк в знамении великом,
Что смерть пошлёт Победный Бог
Тому, кто вслед за Амаликом

Подымет на израиль брань.
Поймёт он вскоре: дело – дрянь!

Пришёл к пророку Иофор,
Привёл с собой его семейство.
Торжествовало всё еврейство,
Вкушали хлеб, взойдя в шатёр.

Сказал: «Благословен Господь,
Что дал израилю победу.
Он отнял у египтян плоть,
Что в море шли за ним по следу,

Сломил он дух амалькитян,
Что им сопутствовал в сраженьях,
Отныне наш победный стан
Не будет ведать пораженья».

Сел Моисей судить народ,
Который требовал порядка,
И было, бедному, не сладко
От навалившихся забот.

И молвил мудрый Иофор:
«Назначь им судей ты на совесть,
Пусть будет суд их прав и скор,
А сам живи, не беспокоясь

О мелких дрязгах меж людей».
И внял совету Моисей.
Оставив пред своим порогом
Лишь роль посредника пред Богом.

9. Заветы Бога на горе Синай

Был мудрым замысел у Бога
Израильтян возвысить род,
И не судить чрезмерно строго
Однажды избранный народ.

Замыслил Он сему народцу,
Навеки даровать Закон,
Чтоб утвердить он мог господство
Над судьбами иных племён,

Чтоб смог в тот край он воротиться,
Откуда пращуры пришли,
А уж отсель распространиться
В пределы всей Его земли.

Евреи шли в пустынный край,
Где пищи не было баранам,
Увидели гору Синай,
И перед нею встали станом.

Гора дымилась и тряслась
От Божьей поступи могучей,
И молний трепетная вязь
Змеилась из нашедшей тучи.

И призван Богом Моисей
Подняться на горы вершину,
Чтоб грозной милостью Своей
Дарить несчастную общину.

Покорный воле высших сил,
Шёл Моисей, не без роптанья,
И Бог свои предначертанья
Ему, не медля, изложил.

Сказал Господь: «Я к вам приду,
Предстану пред твоим народом
В день третий. Встаньте за черту,
Которую перед восходом

Никто не волен пересечь –
Его ждёт смерть за ослушанье.
Страшись: пусть тайным будет знанье –
Для избранных лишь будет речь».

Стал в отдалении народ,
Боясь небесного знаменья,
Лишь Моисей во мрак идёт,
Чтоб Божьи выслушать веленья.

Сказал Господь: «Извлёк Я вас
Из пут египетского рабства,
Орлиных крыл для вас припас
Чтоб в Мой чертог смогли добраться.

Теперь примите Мой закон,
Чтоб послужить, не медля боле,
Тому, чьей непреклонной волей
Был в бездну ввержен фараон».

Сказал Владыка: «Я ваш Бог,
Другим богам не поклоняйтесь,
И не служите им, покайтесь,
Чтоб покарать Я вас не смог».

Сказал Господь, владыка мира,
Не пожелав свой лик явить:
«Не сотвори себе кумира
И не стремись ему служить.

Чти Бога своего всечасно,
Не призывай его напрасно.

Субботний день не забывай –
Он посвящён быть должен Богу.
Отца и матерь на подмогу
Себе зови и почитай».

Сказал Господь: «Не убивай,
Не укради добра чужого;
И зла соседу не желай –   
Я; подарил тебе такого.

Не возжелай жены чужей
И не воздвигнись с ней на ложе –
Творить подобное негоже».
И заповедал Моисей:

Чтоб не сошли законы в лету –
Их в книгу занести Завета,
И в Божьей скинии хранить.
Решили — так тому и быть.

Пришли старейшины с опаской
На место, где стоял Господь,
Им представлялось дивной сказкой
Узреть сапфиры — Божью плоть.

И Бог, храня своё величье,
На дерзких не простёр руки –
И, запасясь вином и дичью,
Там пир вершили старики.

И вновь Господь зовёт пророка:
«Хочу Я высечь, всем на страх,
Беря пример с владык Востока,
Свои заветы на камнях».

 Не находя в душе укора,
Поднялся хмельный патриарх
И поплелся на Божью гору,
Чтоб вскоре скрыться в облаках.

А старцам повелел остаться –
Нести ответственности воз,
Пока он будет надрываться
С Иисусом, как каменотёс.

И, чтоб евреи не скучали,
Не зная, чем себя занять,
Велел Господь им приказать,
Чтоб жертвенник они точали,

«Долбят пусть короб дровяной
Под именем “ковчег завета”
И скинией его покрой
Из козьей шерсти, без просвета».

И, в общем, не было конца
Капризам грозного творца.

10. Золотой телец

Исчез пророк на сорок днёв.
Евреи ждали и молились,
И от неслыханных трудов
Должно быть, сильно утомились.

«В горе сей – новый фараон –
Он снова нас ввергает в рабство,
А тот, что строил нам Закон,
Велел отнять у нас богатство».

Кричат евреи: «Аарон,
Нет больше Моисея власти,
Отринем мы его Закон
И предадимся буйной страсти».

И Аарон им отвечал:
«Без бога жизни нам не будет,
Чтоб нас любил и защищал,
И вывел из пустыни к людям».

«Несите золото ко мне –
Матрон египетских богатство, –
Из-за него мы в сей стране,
И разорвали цепи рабства».

«Тельца хочу я изваять –
Тельцу поклонимся златому!».
И сделал. Сели пировать
Евреи, уклонившись к злому.

И грозно возопил Господь,
Воззрев на Моисея с гневом:
«Немедля вон отсюда подь
К своим неблагодарным девам.

Я истреблю их злую масть –
Ты народишь народ мне милый!»
Но Моисей стал Бога клясть:
«Такой мне подвиг не по силам.

Ведь я старик! Смири свой гнев,
Чтоб не сказали египтяне,
Что я евреев ввёл во грех,
И вывел в горы, на закланье!»

«Припомни — им ты обещал,
Что приведёшь к обетованью!»
Господь смирился и сказал:
«Ступай, назначь им наказанье!»

С горы спустился наш герой,
Под мышками неся скрижали,
И увидал, как под горой
Евреи пели и плясали.

От гнева старец задрожал –
«Вы недостойны Божьей славы!
Для вас я сорок дней не спал,
Слагая огненные главы».

Скрижали кинул он из рук –
Сверкнули каменные брызги.
«Достойны вы великих мук
За смертный грех и укоризну.

Где новый бог ваш?» И в огонь
Тельца златого ввергнул в гневе
И, растворив металл в вине,
Заставил выпить иудеев.

И Аарон сказал: «Не злись,
Ты знаешь буйство иудеев –
Они немного увлеклись,
Но мы им ум вернуть сумеем».

Но стало ясно: Аарон
Сам допустил их до злодейства.
Забыли, бедные, Закон
И опозорили еврейство.

И стал пророк в воротах сам,
И возгласил: «Ко мне, кто Божьи!»
И подошли к его ногам
Сыны Левиины. Без дрожи

Он молвил им: «Велит Господь, –
А я неволить вас не стану! –
Мечи возьмите, и грозой
Пройдите по родному стану.

Убейте братьев в этот час,
И ближних убивайте смело –
Пусть жалость не коснётся вас –
Господне вы вершите дело».

И кровь лилась, и пали там
Три тысячи мужей еврейских.
Подобных опытов злодейских
Не допускал и Авраам.

Рёк Моисей: «Свершили мы
Великий грех пред нашим Богом.
Посыплю пеплом я главу,
Паду перед его порогом!»

Рёк Моисей: «О, мой Господь,
Изгладь меня из Жизни книги,
Возьми мою дурную плоть
Во искупление интриги». 

«Кто согрешил предо Мной –
Из Книги жизни  Я изрину –
Сказал Господь: –  вот ангел мой,
Он поведёт вас в Палестину».

«В страну, где молоко и мёд
Где вы не будете рабами,
Где обновление вас ждёт.
Но не пойду Я ныне с вами».

«Идти Мне с вами не резон –
Воотще! Порочны ваши девы!
Я погублю вас на пути,
Дав волю праведному гневу».

«Как дать тельцу они могли
Передо мною предпочтенье?
Немедля снять ты им вели
Свои срамные украшенья».

И долго по ночам пророк
Просил и клялся, и молился,
Пока оттаял гневный Бог –
Вести евреев согласился.

«Взойди на гору – он велел –
Теши Мне новые каменья,
Чтоб Я на них запечатлел
Свои святые откровенья».

«Ты не узришь Меня в лицо,
Но твой восторг Я не отрину –
Пройду Я, дёрну за кольцо –
И ты Мою увидишь спину».

Минул условный срок. С горы
Любимец Божий ковыляет,
И поредевшие шатры
Его торжественно встречают.

«Грешили ль вы, живя в шатрах?
Снимите с плеч моих скрижали!»
Но в лицах их читает страх –
Смешавшись, старцы побежали.

Сиял пророка ясный лик!
«Не бойтесь, в этом нету чуда.
Я с Богом говорить привык,
И этот свет принес оттуда».

Чтоб не смущать простой народ
Знаменьем Божьего избранья,
Скрывал измученный пророк
Своё нездешнее сиянье.

И только с Богом говорил,
С лица откинув покрывало.
И Бог избранника любил,
И той любви ему хватало!


Рецензии