Ана Бландиана. Центробежное движение

Меня всегда пробирает дрожь в торжественный финальный миг состязаний, когда в худеньком, нечеловечески напряженном теле какой-нибудь девочки или в ракетке подростка, последним усилием мышц и воли посылающего мяч, сосредотачивается, до нелепости однозначно и примитивно до боли, престиж целой нации. В этот миг для тысяч болельщиков на стадионе или для телезрителей всего земного шара физическое усилие ребенка уравнено с духовными усилиями народа. Идея перешла к нам от древних, но страсти — наши. Как жаль, что, рьяно перенимая традицию, мы забыли, что в Греции олимпийские игры разворачивались на подчеркнуто культурном фоне, среди концертов, спектаклей, декламаций, ораторских выступлений и художественных выставок, а одно время они включали в себя даже состязания актеров, музыкантов и поэтов. Как жаль, сказала я? Мне трудно представить себе, как я всхожу на подмостки и читаю стихи, а жюри — какого рода жюри? — ставит им оценки и решает, достойны ли они медали. Впрочем, немного, я думаю, наберется aвторов, которым улыбалась бы мысль бросить на весы свою боль и представить на предмет сравнения свои бездны. Не только физическая культура отдалилась от культуры, но и искусство, в свою очередь, давно исключило из своего усложнившегося определения понятие рекорда и спорта. Там, под дубами Олимпии, отдававшими свои ветви на венки победителям, под солнцем, освещавшим и стадионы, и амфитеатры, и палестры, и храмы, — там существовал культ гармоничной красоты, настоящий философский культ, который сейчас утрачен и окостеневшими от ревматизма интеллектуалами, и спортсменами, с натугой одолевающими школьные экзамены. Там, на горячих камнях Олимпии, среди колонн, которые толще и выше дубов, в тени колоссальной, чудовищных размеров статуи Зевса глубокая вера сопрягала силу с мыслью, но со временем ее притяжение ослабло, силу и мысль разнесло в стороны центробежным движением. И все же я замираю, представляя себе, как миллионы и миллионы телезрителей, затаив дух, болеют каждый за свой эпитет, следят за победой метафоры...

Перевод с румынского Анастасии Старостиной


Рецензии
Какая тема! Да-а-а! Многие не поддержат, но многие и согласятся, как Вы - не Ана, а Анастасия - думаете? Сначала она замахнулась на ..."святое" - которое лично мне (как и ей) малопонятно, и я с сочувствием смотрю, например, на девушек-тяжеловесов, поднимающих штанги - я смотрю на воспалённую кожу их коленей (где не закрыта повязкой), на изуродованное женское тело и мне дик тот ажиотаж, который вызывает взятие, в частности, веса.- ПРЕКРАСНОГО в этом нет! Да и здорового тоже!.. - Пусть в меня бросят камень, но я говорю СВОЁ впечатление! И это эссе вызвало ...тоску по тому, гармоничному миру, когда красота тела и духовные поиски могли быть рядом, в одном теле... Хотя... хотя согласна с Аной и в том, что поэту взойти на подмостки стадиона непросто - это другая культура! И само понятие состязания... Одним словом, спасибо Вам, дорогая Ася, за эту публикацию - согласна с автором по всем пунктам. но ...грустно!.. - Насчёт центробежного движения! Всё-таки ...что-то не так в этом мире!))

Наталья Коноплёва -Юматова   25.11.2011 16:34     Заявить о нарушении
У автора все красиво и цельно, но, я думаю, некоторая гипербола все же есть. Культурные "состязания", вероятно, были все же именно фоном для Олимпийских игр. А если и не так -- институт премий по культуре существует же. Пишущая братия представляет на суд жюри свое сокровенное.А судьи кто? Так что азарт победы не чужд поэтам. Про замах на "святое" -- это Вы хорошо, Наташа. Добавлю, совсем уж кощунственно, что мне и футбол кажется маразмом. Да еще с его лексикой, когда к фамилии футболиста спокойно добавляют "великий" и впрямую говорят, за сколько его продали. Хотя, так подумать, может, это как раз возвращение к античности? По крайней мере, в этом пункте, по части рабовладения. А?

Анастасия Старостина   26.11.2011 00:10   Заявить о нарушении