Из дневника. На злобу дня - об общении

Что есть такое в наших жизнях, без чего невозможно существовать, как без пищи и крова над головой?
Любовь? Без неё скучно, но возможно.
Свобода? Её отсутствие обижает, но аппетит не пропадёт.
Здоровье? Однозначно, оно нам необходимо, но здоровье внутри нас.
Вне нас, то, без  чего мы впадаем  в депрессию, без чего мы гаснем, скучаем, голодаем – общение. Общение с себе подобными.
Такую вот свинью подложил нам создатель, сделав нас существами стадными.
Уметь быть отшельником, жить вне общества – особый талант, который присущ единицам.
Большинство из нас нуждается в себе подобных.
Общение происходит постоянно. В наших домах, с близкими нам людьми, с соседями, с дворником и председателем квартирного товарищества.
На работе с коллегами, поставщиками, покупателями и прочими, в зависимости от вида нашей деятельности.
Мы общаемся с медсёстрами и врачами, с воспитателями детских садов, с учителями в школе.
С продавцами на рынках и в магазинах, с официантами в ресторанах и барменами у стойки в кафе.
Не пройти мимо тех, с кем трёшься боками в общественном транспорте. Не говоря уж о представителях дорожной и муниципальной полиции.
Простите великодушно те, кого не перечислила. «Нас тьмы, и тьмы, и тьмы»
Каждый из нас знает, как выводит из себя хамство и, как «доброе слово кошке приятно»
Основы общения определены давным давно, так называемое «золотое правило нравственности» - нравственный имперaтив. Что-то вроде: веди себя по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы они вели себя по отношению к тебе.
Позвольте маненько поумничать и доказать, с каких давних времён действует данное предложение.
«Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды», сказал Конфуций.
Цзы-гун на вопрос ученика: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?», ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе»
«Не делай другим того, что неприятно тебе самому» - из эпоса «Махабхарата»
«Как вести себя с друзьями?», спросили Аристотеля.
Его ответ таков: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с нами».
Наконец Библия. В  Евангелие от Матфея и от Луки: слова Христа: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки»
Думаю, что порывшись, можно найти подобные высказывания и у пророка Мухаммеда, и у других личностей, значимых для той или иной группы в человеческом обществе.
Почему же человек не следует этому, такому простому и лёгкому, правилу?
Зная его, принимая умом, мы не можем следовать ему постоянно, пока не прочувствовали своей душой, кожей, шкурой.
У каждого из нас,под воздействием внешних и внутренних факторов, формируются свои личные нравственные правила.
Эти правила нигде не записаны. Вряд ли мы можем сами сформулировать их. Не задаваясь такой целью, мы инстинктивно следуем им, в той или иной жизненной ситуации.
Следуя внутренним правилам, один агент фармацевтической компании не станет рекламировать врачу лекарство, воздействие которого на организм пациента не изучено до конца. Другой – станет,  закрыв на это глаза и стремясь получить максимальную прибыль для своей фирмы и для себя лично.
Одна учительница никогда не повысит голоса на ученика и будет обращаться на «Вы» даже к первокласснику и к закоренелому балбесу, показывая им тем самым, что уважения достоин любой человек. Ни за что, просто по праву рождения, по факту рождения.
Другая же с воплем схватит, не в меру расшалившегося дурика, за шкирку,  как вшивого кота и втолкнёт в класс.
Не верю, что ей бы хотелось такого же обращения, например, со стороны её же мужа.
Скорее всего, именно так с ней и ведут себя окружающие. Каков привет, таков и ответ.
По иронии судьбы, моя работа связана с людьми. В течение дня беседую, помимо коллег, не с одним человеком со стороны. Встречаются разные: те, кто оставляет после себя свет и те, кто доводит до слёз. За четыре года был всего один случай, когда посетитель вёл себя некорректно и позже позвонил с извинениями, признав, что был не прав, что сорвал на мне своё плохое настроение, свои  проблемы.
Удивляет другое: с теми, из нас, кто корректен и терпелив с посетителями, те позволяют себе капризы. Один мой коллега не обладает большой выдержкой, может изорвать договор и выбросить в урну, со словами: «Обратитесь в другую компанию». После этого настроение клиентов меняется, они смотрят ему в глаза, подобно кротким овечкам и согласны на более жёсткие условия, чем были предложены ранее.
Неужели был прав один мой старый знакомый,  ныне солидный бизнесмен, а в далёкие девяностые – рядовой «браток», уверяющий, что «их нужно глумить и ***сосить».
Как спорили с ним на эту тему. Как я доказывала, что все понимают добро. Как печально сегодня, став старше и опытнее, осознавать, что он был частично прав. Существуют особи, которые понимают только такое, предложенное моим знакомым, обращение.
Встречаются такие и в виртуальном пространстве, поскольку наша частная жизнь, частично перенесена в интернет.
Мы находим интересный для себя ресурс, надеемся встретить на нём соратников, близких по духу, просто приятных собеседников.
Так и происходит чаще всего.
Бывает к нам забредают и гоблины с троллями.
Мало того, что чуждые нам, но, от скудоумия своего, излишне самоуверенные.  Настойчивые, надоедливые, назойливые.
Наблюдала такое. "Живёт" себе человек, хоть на данном сайте. Творит, как умеет.
Появляется самозваный гуру и начинает доставать своими благоглупостями.
Понимаешь, что происходит  это не «с пупу, а с глупу». Вначале  пробуешь отшутиться.
Не работает. Как и в жизни, подобные типусы, увидев нормальное, человеческое к себе отношение, вежливое и корректное, принимают это за слабость того, на кого нападают.
Учуяв мнимую слабость, они, как падальщики, приступают к новым и новым атакам, поставив цель измотать «противника». Им нужна победа любой ценой.
Чаще всего, тот на кого нападают, не играет в их игры, не понимает, что его втягивают в войну. В войну крыс и мышей за кусочек сыра, который пока у хозяйки в холодильнике.
Можно сравнить с гранитным камнем на набережной, на который время от времени, накатывают фекалии из прорвавшейся городской канализации.
Накатываю, отступают вместе с волнами. И снова, и снова.
Граниту безразлично, но крошечки дерьма всё-таки прилипают к его боку и отдыхающим на набережной, любующимся закатом и морем, открывается не самый лучший вид.
Легко исправить. Лучше – не допускать.
Насколько искривлён мир, если тот самый нравственный имперaтив, с которого я начала, принимают за слабость, за ущербность?
Проводила опыт: общалась корректно и вежливо, не переходя на личности и результат был нулевой. Мало того, желание оставить за собой последнее слово во что бы то ни с стало, заставляло господина х  показывать свою глупость в её самом чистом виде, свою необразованность и неграмотность.
Когда же я посылала его туда «куда, Макар телят не гонял» и грубо, совершенно отвратительно отчитывала его, он притихал, почуяв себе равного, услышав разговор на своём языке.
Не хочу быть ему равной. Не хочу использовать его язык.
Умею, чего не уметь. Дурное дело не хитрое.
Становится гадко. Стыдно за себя. Противно.
В виртуальном мире нам проще, у нас есть волшебная кнопка - «игнор».
В реальной жизни сложнее. Кнопки, которая распыляла бы неприятного грубияна, не существует. Если бы она и была, вряд ли принесла бы пользу. Распылили бы друг друга к бисам и вымерло бы человечество.
Как же нам сохранить своё душевное спокойствие? Как найти золотую середину, чтобы и волки сыты, и овцы целы?
Нарастить на себя грубую непробиваемую шкуру, чтобы не чувствовать уколов со стороны?
Тогда не почувствуешь летнего дождя, поцелуя, касания детских ручек.
Может «домики»? «Чурики, я в домике».
Невозможно носить свой домик повсюду, подобно улитке.
Мне не придумать ничего нового. Мне по душе то, старое правило.
Может быть, сделать маленькое дополнение? Одно из тех исключений, которые правила подтверждают.
С  теми, кто не понимает добра,  при невозможности отойти от них, исключить их из списка своих контактов, с такими всё же говорить сурово и приближённо к их мере разумения.
«С волками жить, по волчьи выть». «Кто к нам с мечом...»
Придётся учиться быть оборотнем: перевернулся, трижды плюнул и вот ты – волк и воешь на них. Раз, два  и обратно – человек для людей.
Давайте мечи, что-ли точить? Пусть лежат себе в ножнах.  Если что, мы не станем использовать их острой стороной. Можно же и плашмя по глупой жопе. Чтоб не больно, но с понятием.
Или жестоко?
Не сказала ничего нового. Что тут скажешь?
Но, «золотое правило нравственности» лучше помнить, не забывать.
Как вы думаете?


Рецензии