Фаине Георгиевне Раневской... с любовью

          
   ... Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.               
                Фаина Георгиевна Раневская.


Ее не многие любили.
Она жила, а не играла.
"Обидно жизнь кончать в сортире!"-
Она актерам тем сказала,
В которых искорки не видно.
Она в Душе ее пылала.
"Говно, в сравнении с жизнью, то повидло!"
Неоднократно повторяла.
"Судьба - то шлюха", дна не видно.
О жизни книги не писала.
В театре и в кино творила.
Ей публика рукоплескала.
О жизни так вот говорила:
Жизнь — это затяжной прыжок
Прыжок, что из п...зды в могилу.
Но все же тот прыжок любила.
В ролях была ранимой, милой,
Чуть старомодной, но красивой.
Душой своей была красива.

Ее прочла сегодня мысли
И добрым словом помянула.
Раневскую верни, Всевышний.
Не умерла она, уснула...


Раневская Фаина Георгиевна - афоризмы, высказывания, цитаты и изречения:

... Жизнь — это затяжной прыжок из п...зды в могилу.

... Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения».

... Ну и лица мне попадаются, не лица, а личное оскорбление!

... Тошно от театра. Дачный сортир. Обидно кончать свою жизнь в сортире.

... Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи.


... В театре меня любили талантливые, бездарные ненавидели, шавки кусали и рвали на части.

... Воспоминания — это богатства старости.

... Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.


... Вы знаете, милочка, что такое говно? Так оно по сравнению с моей жизнью — повидло.


... Говорят, что этот спектакль не имеет успеха у зрителей? — Ну, это еще мягко сказано, — заметила Раневская. — Я вчера позвонила в кассу, и спросила, когда начало представления. — И что? — Мне ответили: «А когда вам будет удобно?»

... Деньги съедены, а позор остался (о своих работах в кино).

... Для меня всегда было загадкой — как великие актеры могли играть с артистами, от которых нечем заразиться, даже насморком. Как бы растолковать, бездари: никто к вам не придет, потому что от вас нечего взять. Понятна моя мысль неглубокая?

... Думайте и говорите обо мне, что пожелаете.Где вы видели кошку, которую бы интересовало, что о ней говорят мыши?

... Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга — «Судьба — шлюха».

... Если женщина идет с опущенной головой - у нее есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой - у нее есть любовник! Если женщина держит голову прямо - у нее есть любовник! И вообще - если у женщины есть голова, то у нее есть любовник!


..Жемчуг, который я буду носить в первом акте, должен быть настоящим, — требует капризная молодая актриса. — Все будет настоящим, — успокаивает ее Раневская. — Все: и жемчуг в первом действии, и яд — в последнем.


... Жизнь проходит и не кланяется, как сердитая соседка.

... Жизнь — это небольшая прогулка перед вечным сном.

... И что только ни делает с человеком природа!

... Как я завидую безмозглым!

... Кино — заведение босяцкое.

... Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной...


... Мне осталось жить всего сорок пять минут. Когда же мне все-таки дадут интересную роль?


... Молодой человек! Я ведь еще помню порядочных людей... Боже, какая я старая!

... Не могу, когда шлюха корчит из себя невинность (увидев исполнение актрисой X. роли узбекской девушки).

... Ничего кроме отчаянья от невозможности что-либо изменить в моей судьбе.

... Ну эта, как ее... Такая плечистая в заду... (Раневская забыла фамилию актрисы, с которой должна была играть на сцене).
 
... Одиноко. Смертная тоска. Мне 81 год... Сижу в Москве, лето, не могу бросить псину. Сняли мне домик за городом и с сортиром. А в мои годы один может быть любовник — домашний клозет.

... Одиночество как состояние не поддается лечению.


... Он умрет от расширения фантазии.


... Оптимизм — это недостаток информации.


... Ох уж эти несносные журналисты! Половина лжи, которую они распространяют обо мне, не соответствует действительности.


... Паспорт человека — это его несчастье, ибо человеку всегда должно быть восемнадцать, а паспорт лишь напоминает, что ты можешь жить, как восемнадцатилетняя.


... Пипи в трамвае — все, что он сделал в искусстве.


... Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!»


... После спектакля Раневская часто смотрела на цветы, корзину с письмами, открытками и записками, полными восхищения — подношения поклонников ее игры — и печально замечала: — Как много любви, а в аптеку сходить некому.


... Птицы ругаются, как актрисы из-за ролей. Я видела как воробушек явно говорил колкости другому, крохотному и немощному, и в результате ткнул его клювом в голову. Все, как у людей.


... Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.


... Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность.


... Спутник славы — одиночество.


... Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.


... Старость — это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.


... Старость — это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости. Господи, уже все ушли, а я все живу. Бирман — и та умерла, а уж от нее я этого никак не ожидала. Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!


... Старость, это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.


... Страшно грустна моя жизнь. А вы хотите, чтобы я воткнула в жопу куст сирени и делала перед вами стриптиз.


... Такая задница называется "жопа-игрунья" (о проходящей даме), «А с такой жопой надо сидеть дома!» (о другой).

... Тот слепой, которому ты подала монетку, не притвора, он действительно не видит. — Почему ты так решила? — Он же сказал тебе: «Спасибо, красотка!»


... У меня хватило ума прожить жизнь глупо.


... него голос — будто в цинковое ведро ссыт.


... У нее не лицо, а копыто.


... У этой актрисы жопа висит и болтается, как сумка у гусара.


... Узнав, что ее знакомые идут сегодня в театр посмотреть ее на сцене, Раневская пыталась их отговорить: — Не стоит ходить: и пьеса скучная, и постановка слабая... Но раз уж все равно идете, я вам советую уходить после второго акта. — Почему после второго? — После первого очень уж большая давка в гардеробе.


... Успех — единственный непростительный грех по отношению к своему близкому.


... Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда.


... Это не театр, а дачный сортир. В нынешний театр я хожу так, как в молодости шла на аборт, а в старости рвать зубы. Ведь знаете, как будто бы Станиславский не рождался. Они удивляются, зачем я каждый раз играю по-новому.


... Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.


... Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.


... Я провинциальная актриса. Где я только ни служила! Только в городе Вездесранске не служила!..


... Я — выкидыш Станиславского.


... Я, в силу отпущенного мне дарования, пропищала как комар.


... Очень сожалею, Фаина Георгиевна, что вы не были на премьере моей новой пьесы, — похвастался Раневской Виктор Розов. — Люди у касс устроили форменное побоище! — И как? Удалось им получить деньги обратно?


... Я была вчера в театре, — рассказывала Раневская. — Актеры играли так плохо, особенно Дездемона, что когда Отелло душил ее, то публика очень долго аплодировала.

Фаи;на Гео;ргиевна (Григо;рьевна) Ране;вская (урождённая Фаи;на Ги;ршевна Фе;льдман; 15 (27) августа 1896, Таганрог — 19 июля 1984, Москва) — советская актриса театра и кино, народная артистка СССР (1961), трижды лауреат Сталинской премии (1949, 1951, 1951).

БИОГРАФИЯ:
В «Книге для записи сочетания браков между евреями на 1889 год» таганрогский раввин Зельцер зарегистрировал брак мещанина местечка Смиловичи Игуменского уезда Минской губернии Гирша Хаимовича Фельдмана и девицы — лепельской мещанки Витебской губернии Мильки Рафаиловны Заговайловой. Это случилось 26 декабря 1889 года. Гиршу было 26 лет, Мильке — 17.
Через шесть с половиной лет, 27 августа 1896 года, в семье Фельдманов родилась девочка Фанни (Фаина). Помимо неё в семье уже было два старших сына и дочь Белла. В юности Фаина очень завидовала красоте своей сестры, и в будущем всех красивых девушек она называла «фифами».
Окончила таганрогскую Мариинскую женскую гимназию. Увлекалась театром с 14 лет. Окончив гимназию, посещала занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга).
В 1915 году уехала в Москву. Раневская жила в маленькой комнатке на Большой Никитской. Именно в эти годы она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, произошла её первая встреча с В. И. Качаловым. Из воспоминаний самой Раневской, она была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой [1].
Однажды осенью молоденькая Фая Фельдман подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Работа в Керчи не задалась — почему-то публика не проявила должного внимания к новой труппе, но там она однажды совершала прогулку с неким «опытным трагиком» из театра Лавровской на гору Митридат. По пути на гору решили заглянуть в банк (мать Раневской тайком от отца посылала дочери денежные переводы). Вспоминает Фаина Георгиевна:
Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:
— Как грустно, когда они улетают!
— Да ведь Вы Раневская! — воскликнул спутник. — Только она могла так сказать!
Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё…
Окончив частную театральную школу, затем играла во многих театрах, начиная с провинциальных (Подмосковье, Крым, Ростов-на-Дону, Баку, Архангельск, Смоленск и др.), а затем в московских, включая Камерный театр (1931—1935), центральный театр Красной Армии (1935—1939), театр драмы (ныне им. Маяковского) (1943—1949), театр им. А. С. Пушкина (1955—1963), театр им. Моссовета (1949—1955 и 1963—1984). Её учителем была Павла Леонтьевна Вульф. Пребывание Раневской в Театре им. Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с главным режиссером Ю. А. Завадским (что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах), которые порождало несходство творческих методов: решение ролей, предлагаемое Раневской, было органично скорее театру брехтовского типа. Раневская театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая ее порой в своеобразный трагикомический «спектакль»; в этой особенности кроется секрет ее сугубо личной популярности, независимо от сценической известности. Весьма своеобразный стиль речи и поведения Раневской оказался зафиксирован в большом по объему фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны. Многие высказывания Раневской (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения, чему способствовали емкость и образность, равно как и отстутсвие «внутренней цензуры», свобода суждения (напр., в виде присутствия сниженной лексики). Стилистическое чутье позволяло Раневской выступать в жанре пародии, причем не только сценической; известен цикл пародийных писем вымышленного ею провинциала А. Кафинькина, адресованных журналистке Т. Тэсс.
Актриса любила читать Пушкина и, по её собственным воспоминаниям, «у них с Анной Андреевной Ахматовой была общая страсть — Пушкин».[1]
Дебютировала в кино в 1934 году в фильме Михаила Ромма «Пышка».
Принимала участие в озвучивании мультфильмов (Фрекен Бок в «Карлсон вернулся»).
Фаина Раневская скончалась 19 июля 1984 году. Похоронена на Новом Донском кладбище[2] в Москве вместе с сестрой Изабеллой. На могиле круглый год можно видеть живые цветы, приносимые почитателями её таланта.
Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 году включена в десятку самых выдающихся актрис XX века.
Образ актрисы выведен в игровом сериале «Звезда эпохи», где её сыграла Татьяна Васильева.
Несмотря на большой круг знакомых, Фаина Георгиевна всегда чувствовала одиночество, от которого не спасал даже преданный пес Мальчик, названный в честь Станиславского, которого Раневская боготворила. Пользуясь доверчивостью и наивностью актрисы, домработницы самым бессовестным образом ее обманывали, подло обирая старую женщину.
[править]Интересные факты

Крылатую фразу из фильма Подкидыш «Муля, не нервируй меня!» придумала Рина Зелёная[3]. Всю оставшуюся жизнь «Муля» преследовал Раневскую: так кричали мальчишки при виде её на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней. Даже Брежнев на вручении ей в 1976 году (в связи с 80-летием) ордена Ленина вместо приветствия сказал: «А вот идёт наш Муля, не нервируй меня!». Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Генсек смутился и добавил: «Простите, но я вас очень люблю».
Фаина всегда была самокритичной, ей принадлежит известное высказывание: «Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности». Худсоветы и комиссии, в присутствии которых приходилось играть, в то время были обычным делом, когда вместо любящей артиста аудитории на него смотрели «вершители судеб». Часто после таких выступлений артист находился «в зажиме», но никак не Раневская: «Играю скверно, смотрит комитет по Сталинским премиям. Отвратительное ощущение экзамена».[1]
Раневская очень боялась, что ей могут предложить сотрудничать с КГБ — в то время это было распространено. Один её знакомый посоветовал в случае, если такое предложение поступит, сказать, что она кричала во сне. Тогда она не подойдёт для сотрудничества и предложение будет снято. Однажды, когда Фаина Георгиевна работала в Театре имени Моссовета, к ней обратился парторг театра с предложением вступить в партию. «Ой, что вы, голубчик! Я не могу: я кричу во сне!» — воскликнула Раневская. Слукавила она или действительно перепутала эти департаменты, можно только догадываться.[4].
Раневская переживала трагическую смерть Соломона Михоэлса, их связывала искренняя дружба. В своих воспоминаниях актриса описывает один диалог, в котором с присущим только ей юмором она сказала Михоэлсу: «Есть люди, в которых живет Бог, есть люди, в которых живет дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». На что режиссёр ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан». (14 января, 1948 год).
[править]


Рецензии
Была смеяться у дедов причина,
Причём, как понимаю, королевская,
В их пору юморить могла Фаина...
Изящно, как умела лишь Раневская.

... И вспомнился о ней простой разсказ,
Когда такси, как-будто для курьёза,
Приехал старо-ржавый тарантас,
Она обрадовалась: "Главно - на колёсах!"

А ныне огорчаться есть причина,
И, к сожалению, совсем не детская -
Не рождена, такая, как Фаина,
И не воспитана, чтоб как Раневская.

Шаталов Роман   23.08.2018 00:18     Заявить о нарушении