Посвящения художникам
Ни тайну древнего Канона,
ни силу, равную мечу
в твоих трудах, в твоих иконах
я не ищу... – я трепещу.
Стальной опорой небоскрёба,
навек закованной в бетон,
клянусь, что самый умный робот
свихнётся у твоих икон,
и самый яснозвёздный гений,
на Землю присланный творить,
замрёт и встанет на колени...
Он перестанет говорить.
______________________
Левитану
Нет утешенья нам:
наклон земной оси,
смещенье Полюсов,
дыра в озонном слое,
распад культур,
падение Руси, –
последний шаг
до "Вечного покоя".
__________
ВАН ГОГ
Гаше, приятель, извини,
мне в этом жёлтом интересней -
ему в зелёном пурпур тесен.
Так зажигаются огни.
Гаше, приятель, посмотри,
Как виридон в лазури дышит!
Он – чародей, он форму пишет
И рвёт сознанье изнутри.
Гаше, приятель, это – я.
Вот – ночь моя, а вот – дорога...
Я здесь – не сам,
я здесь – от Бога.
И человек мне не судья.
____________________
П О Л Ь
Г О Г Е Н
Плоды в сиреневых садах
уже поспели на Таити, –
другое солнце, извините,
и я уже не в тех годах.
А тут вокруг – кромешный Рай,
и в тубах масло закипает;
оно меняет цвет и тает,
и выливается за край!
Уже начало декабря,
пылают ягоды как угли,
и Солнце учится у джунглей,
лучами радуги творя,
в тени смеётся алый пёс,
и «груды жизни» на подносах –
два переполненных кокоса
под синевой густых волос.
К прохладе розовой реки
я привыкал, как вы, не сразу...
Меня сожгут; я – сын проказы,
А вы – музеев знатоки.
____________________
*
Мудрец Гоген оставил ген,
а вот пророк Ван-Гог – не смог;
осталось областью легенд,
КАКОГО ЦВЕТА
был курок.
___________________
С. Дали
Накоплю я рубли
и куплю тебе роз,
Сальвадору Дали –
исцелителю коз,
поджигателю снов,
разрушителю тел,
лиходею кино,
чей трамвай улетел,
чей горящий жираф
ускакал и потух,
ибо Гоголь был прав,
а Бетховен был глух.
Если души горят –
по частям или все,
значит Рай как и Ад –
на одной полосе;
задымятся шасси,
колокольчик кольнёт
и душа повернёт
против хода Оси,
и взорвутся вдали
шесть диковинных звёзд!
Я – непрошенный гость.
Вы ведь тоже, Дали?
_________________
Чудовища
___________________________
( Сон разума рождает чудовищ )
Ф. Гоя.
Сон Разума рождает нас, –
в которых спит заблудший разум.
Сомкнулся круг, увы, не сразу,
но он во сне уже хрипит.
Златая плоть его давно
увяла, призрачно синея,
и Мир синеет вместе с нею
у мониторов и в кино.
________________________
Даная
Ведь я когда-нибудь узнаю
и я когда-нибудь пойму,
с каким желаньем и к кому
ты обращаешься, Даная.
Что скажет бес, мне всё равно,
что скажут ангелы – неважно.
Здесь нет таких, кому не страшно,
и значит, всё предрешено:
и этот жест, и этот шёлк...
ведь я когда-нибудь узнаю,
зачем и Кто к тебе, Даная,
на эту землю снизошёл.
________________________
«Танатос»
/Художнику Яцеку Мальчевскому/.
Я камней натаскал в поле, –
я камней натаскал с гор,
дом построил, и жив доколе
подпирает меня забор –
острокаменный, вековечный,
охраняющий дух и род.
Только – Путь надо мною Млечный
да в полях кружит хоровод...
Засмеялась одна, златая,
отпорхнула от белых стай
дева тонкая, молодая:
"Приласкай меня, приласкай!"
Мне под праздники – девяносто;
не иссяк ещё Божий дар.
Тут рукой подать до погоста,
только я-то ещё не стар.
А она меня украшает;
разноцветный венок - на грудь,
не мешает мне, разрешает...
"Обними, ибо долог путь".
Я с травы её поднимаю,
из-под ног исчезает твердь...
Не расстаться с ней, понимаю, -
смерть.
_____________________
Ороско
Светоносный полёт.
Состояние сна.
Превращенная в лёд,
одесную – Десна.
А налево – олень,
что в оправе дубрав.
Ты не бойся, надень
это пончо из трав,
этот солнечный луч
меж кудрей золотых
заплети
и не мучь
ради светлых Святых,
ради свалок, где я
находил что искал;
от ручья среди скал
до границ бытия.
Этот утренний файл -
как ребячья игра
и ледник, что растаял
у начала Добра...
Это – древнее диво
под названьем "Весна",
где в программе прорыва
одесную – Десна;
голубая полоска...
натяни и играй!
Как в наброске Ороско
под названием "Рай".
________________
Ответ П. Пикассо.
Эмоции не лгут
в реальности и сне.
Вся наши судьбы – их материал.
Того, что нет
никто не потерял.
А ОБРАЗ - сумма тоже не извне.
__________________________
М И Х А И Л У
В Р У Б Е Л Ю
_____________________________
по мотивам «Сирени»
Твоей сирени цвет
потусторонний
в агатах,
обрамлённых в изумруд,
есть что-то за печалью отдалённой -
благая весть,
что чувства не умрут.
И тихий смех,
и затаённый шёпот,
и невесомый бег
по шелесту листов...
там, словно брызги,
маленькие стопы
бегут от нас
на зов
волшебных сов,
чтоб оглянуться
вдруг
и не разрушить
свой хрупкий Мир
о наш трёхмерный взгляд.
Кто знает,
что
спасает наши души,
и что об этом
в небе говорят,
чьи огоньки,
сплетённые цветами,
мерцанием зовут
в ночной провал –
в его Дворцы
с лиловыми кострами
в закатный свод
на лунный Карнавал!
_______________________
Город Оскара
/Оскару Рабину – художнику и человеку/.
Город тёмный, упавший навзничь –
в белых кусках колонн,
только вагон одинокий, грязный
всхлипывает под наклон -
синтез Фалька и Окуджавы,
синтез боли и нищеты,
нерв глубинный большой Державы
в окна, в сердца, в мосты -
будто призрак в холодной ряби -
в рельс, о набережные стуча,
тонкой кистью – "Оскар Рабин" -
в рамах из кирпича:
"Улица имени Откровения"
с глупой куклой в пустом окне, -
из одиночества, из забвения,
чтобы лицом - ко мне.
______________________________
Юрию Метельскому
Слепым дождём
завешено окошко
с фигуркой детской на пустом углу,
и клёна ярко-жёлтая ладошка
все дни прижата
к мокрому стеклу,
прозрачна даль
и призрачен пейзаж.
Иллюзии художника тревожны.
Его надежды в Мире невозможны,
он не торгуясь
платит за мираж.
Он пьёт вино Вселенского заката
как собеседник, что пришёл на пир.
Кто знает,
чем
реален этот Мир!
Вселенная богата.
______________
Отражения
/художнику Игорю СНЕГУРУ, серия работ "Плавни"/.
Отражённый отвесный берег.
Отражённое небо – ширится.
Отражённому надо верить, –
в отражениях больше видится.
В отражения можно бросить
отражённый в полёте камень, –
в отраженье качнётся проседь
над глубинами – над Веками!
И мальков золотые брызги
канут россыпью отражений
в омут пламени – в искаженье
отражённого в волнах диска
или тонкого силуэта
на песчаной ладони мола, –
отражённое
в плавнях
лето
хлынет в память водой тяжёлой!
И останутся отраженья,
чтоб заполнить
судьбу и вены –
отраженья, увы, нетленны:
вся Вселенная – Отраженья.
________________________
Художнику Юрию Миронову
Как это так! –
В освещении – розовым,
охра...
медью горит в тенях!
Как, чтоб в небе –
бордо и... Звёзды,
чтоб цветы - на златых камнях!
... Что за спирали уходят в воду,
что там за льдины висят в дыму?
Как это так, чтоб – одна СВОБОДА!
Вся, без меры, и – одному.
________________________
СУПРЕМАТИЗМ
/Художнику Сан Сану
в знак полной солидарности/.
Где он, «Чёрный Квадрат»,
Вы видели? –
Под микроскопом
или в «Чёрных Дырах»...
на белом фоне... стены квартиры... –
соотношенье не объясните ли!
Всё, заключённое в этой раме,
если – искренне и – «по делу»,
нечто ЧЁРНОЕ ВМЕСТЕ С БЕЛЫМ.
Знак двухцветный.
Почти что – знамя.
Только двухмерность – от тройки точек.
Можно – в раму, и с трёх сторон.
И уж – без белого.
Это точно.
Иначе – ЧТО
открывает он?
_________________________
Сан Сан 2010 год. Москва.
Л Е В Ы Е
________________________________________
Московской "Двадцатке" посвящается.
Избит, поставлен на колени, –
беспечен,
одержим,
ничей,
любой из нас -
бессильный пленник
очарования вещей.
В дождях мы видим бриллианты,
в июньских травах – изумруд,
друзья богов,
рабы талантов,
мы видим свет
и верим в труд.
Вдыхая запахи палитры,
шагая вдаль по лепесткам,
неся мольберты и пюпитры,
не верим мудрым старикам,
служа друг другу отраженьем,
стремимся "быть
затем, чтоб стать".
Мы созидаем разрушенье,
ломая Мир,
чтоб Мир понять.
_________________________
ПУРПУРНОМУ
ЛЕГИОНУ
В большом уме подчас
живёт порок,
внезапно навалясь и побеждая.
И злимся мы, пороку угождая,
и в страхе закрываясь на замок.
Там остаётся он
с его армадой –
злорадствующий,
глупый и пустой,
но мы живём
волшебным словом «надо»,
в котором смысл –
ясный и простой.
Нет грязи только в чистоте безлюдья,
отшельники уходят, чтобы жить
не тем, что есть,
а тем, что ЗАВТРА будет,
и прошлое не смеют ворошить.
В нём – ничего.
Лишь – слабость лицемерья
и чувства,
временем развеянные в прах.
Гоген и Диоген – любой был прав,
однажды хлопнув осаждённой дверью.
____________________________
Свидетельство о публикации №111111601604