Память
Подсознание действует на мозговые центры, и в целом на мозг и нервную систему живого творения, и человека в том же числе, и отдает приказы, закладывая программу в интуитивное тело, запрограммировав сознание человека на выживание.
Всем процессом памяти руководят невидимые проводники тонких миров. И нам от них огромная благодарность.
Вот как на эту тему пишут в массмедиа:
"Детство закладывает фундамент будущей жизни человека. Эта аксиома не вызывала сомнений у специалистов-психологов, а вот медики и нейробиологи уже долгое время стремились выяснить: действительно ли ранние травмы или, напротив, счастливое детство влияют на функционирование всего организма и психики в частности? И если да — то каким образом это происходит на биохимическом уровне? Исследования последних лет подтверждают, что это правда. Похоже, что неблагополучное детство изменяет метилирование ДНК и экспрессию генов, отвечающих за адаптацию к стрессу. Причем эти изменения впоследствии могут сохраняться всю жизнь.
Влияние неблагополучного детства на последующую жизнь человека никогда не вызывало сомнений у психологов. Основы теории психоанализа, заложенные еще Зигмундом Фрейдом, получали все больше и больше подтверждений в других теориях и клинической практике. Дети, пережившие в детстве плохое обращение, смерть родителей или экстремальную бедность, впоследствии обращались за помощью из-за необъяснимой тревоги, депрессий, неспособностью устанавливать доверительные отношения с другими и прочими невротическими симптомами.
Психологи также утверждали, что пережитые в детстве беды во многом ответственны за ожирение, тягу к курению и другие аддикции, повышенную агрессию или, напротив, неспособность постоять за себя. Многочисленные исследования подтверждали эту корреляцию.
К примеру, С 1980-х годов стали получать признание работы эпидемиолога Майкла Мармота из Университетского колледжа Лондона в Великобритании. Мармот заявил, что социально-экономический статус считается сильным предиктором (способом прогноза) здоровья человека. Здоровье более бедных людей всегда было в среднем чуть хуже, чем здоровье их более обеспеченных ровесников. Дети из неблагополучных и малообеспеченных слоев населения рисковали приобрести целый букет недугов намного чаще, чем отпрыски более удачливых родителей. Эффект сохранялся даже в том случае, если выросший ребенок многого добился и поднялся по социальной лестнице выше отцов и дедов — хотя в этом случае влияние детства несколько сглаживалось.
Логично, что тяготы жизни подрывают иммунитет детей из бедных семей: здесь и стрессы, и недостаточное питание, нехватка хороших лекарств и надлежащего ухода. Но какая зависимость между всем перечисленным и, к примеру, подростковыми беременностями, суицидами, преступностью среди несовершеннолетних, а также ожирением?…
Скептичные ученые желали проверить: работает ли заявленная психологами закономерность на биохимическом уровне? Каким образом стрессы, полученные в период от рождения и до юношеского возраста, "перекодируются" в изменения в работе нервной системы и всего организма? К тому же, специалистов-нейробиологов смущало несколько "но": если одни люди, родившиеся в нищете, оставались в низших социальных слоях, то почему некоторые другие, напротив, вырывались из низов и процветали? И как получалось, что некоторые отпрыски богачей, имевшие в детстве, казалось бы, все, о чем только можно мечтать, оказываются "слабым звеном", впоследствии погибая от наркотиков или пьянства? Не являются ли эти факты опровержением психологических теорий?
Как выяснилось, нет. Все перечисленные нестыковки, как и общие закономерности, получили объяснение на уровне биохимии и работы ДНК. Ключом к разгадке оказалось эпигенетика — изменение экспрессии генов или фенотипа клетки, вызванное механизмами, которые не затрагивают самой последовательности ДНК. Это похоже на велосипед, все детали которого на месте, но в цепной механизм которого, к примеру, попала грязь. Ездить такая машина будет значительно хуже. Роль "грязи в цепи" у детей из неблагополучных семей выполняет небольшой химический тег в виде метиловой группы. Эта "биохимическая грязь" образуется в неокрепшем организме под воздействием стрессов и недостатка внимания, и прикрепляется к генам и приводит к их ухудшенной работе."
"Может ли существо, у которого отрубили голову, помнить о том, что с ним случилось до этого? Если речь идет о человеке, то скорее всего нет. Но если мы говорим о плоских червях планариях, то для них такое вполне возможно. Недавно американские зоологи доказали это: обезглавленные ими черви помнили все, чему исследователи научили их перед этим.
Честно говоря, на первый взгляд идея о том, что после потери мозга живое существо может сохранить память, представляется достаточно абсурдной. Причем речь в данном случае идет о сохранении после "обезглавливания" именно условных рефлексов, а не безусловных, "помнить" о которых могут периферические узлы нервной системы. Физиологи давно уже установили, что центры такой памяти находятся у животных в высшем центре нервной деятельности, то есть мозге. Поэтому, если лишить существо такового, то и память об условных рефлексах сразу же пропадет.
Впрочем, не исключено, что подобные представления не совсем корректны — дело в том, что они в основном базируются на исследовании процесса памяти у позвоночных животных. И здесь приходится признать, что у них действительно все процессы, связанные с запоминанием новой информации, происходят в головном мозге. Однако позвоночные — далеко не самая крупная группа животного мира, кроме них существуют еще миллионы других существ, обладающих нервной системой с хорошо развитым мозгом. И вот среди них возможны и исключения.
Именно о таком исключении из правил недавно сообщили Тейл Шомрат и Майкл Левин, биологи из Университета Тафтса (США). Исследователи провели ряд экспериментов с бурыми планариями (Planaria torva) — представителями группы плоских червей, которые часто живут на стенках пресноводных аквариумов. И хотя эти существа являются достаточно примитивными животными, тем не менее мозг у них есть — это оформленное скопление нервных клеток, расположенных на переднем конце тела. То есть можно сказать, что этот нервный центр у них является головным — как и у нас с вами.
Итак, сначала зоологи стали обучать червей, которые недолюбливают свет, не бояться освещенных мест. Для этого они клали пищу на дно чашки Петри, в которой жили планарии, исключительно в центр, который был всегда освещен. И вот через 10 дней черви перестали бояться света. Тогда исследователи отрезали всем своим "ученикам" переднюю часть тела, в которой находился мозг, и стали ждать, пока те восстановят утраченный головной конец.
Долго ждать не пришлось — планарии известны своими выдающимися способностями к регенерации: через две недели у всех червяков отрезанная голова успешно восстановилась. После этого Левин и Шомрат вновь провели тест своих подопечных на светобоязнь. И что вы думаете, — все участники эксперимента сразу устремились к угощению, которое, как и в первый раз, лежало на освещенном участке чашки Петри. Получается, что они хорошо запомнили то, чему их учили в течении десяти дней.
Итак, получается, что даже потеряв головной мозг, планария сохраняет память о своих условных рефлексах. Однако, как ей удается это делать? Ученые предположили, что-либо ее память о полученных навыках "записывается" не только в головном мозге, но и еще в каких-то частях нервной системы, или же… имеет место молекулярный механизм сохранения памяти. Причем, пока оба объяснения равновероятны.
Первая гипотеза базируется на информации о том, что у животных, обладающих высокой способностью к регенерации в то время, пока новый мозг еще не образовался, его функцию выполняет какой-нибудь уцелевший нервный узел. Это происходит потому, что их нервная система не так централизована, как, например, у нас с вами. Таким образом, логично предположить, что информация обо всем, чему животное научилось, "записалась" не только в мозгу, но и во всех крупных нервных ганглиях, а возможно, и в мелких.
Другая версия отсылает нас к не так давно популярной теории о том, что многие изменения, происходящие с организмом, так или иначе записываются в ДНК. Соответственно, даже лишенная головы планария может спокойно извлечь ее оттуда при помощи молекулярных механизмов тогда, когда ей это будет необходимо. И хотя до сих пор не было обнаружено ни одного случая, когда в процессе обучения действительно изменялась структура молекулы ДНК, однако некоторые косвенные подтверждения данной гипотезы все-таки имеются. Например, известно, что воздействия на эмбрион на ранних стадиях развития могут изменить процесс метилирования ДНК, в результате чего активность многих генов будет выше или ниже нормальной. Ну, а это уже молекулярное запоминание, хотя, конечно же, достаточно своеобразное.
Ученые Левин и Шомрат больше склоняются ко второму варианту. Однако для того, чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу, нужно провести контрольный эксперимент. Например, провести тест на светобоязнь у планарий тогда, когда их голова еще не восстановилась. И если они и здесь не будут бояться света, тогда, скорее всего, верна первая гипотеза. Ну, а если будут — то дело, видимо, все же в молекулярной "записи" памяти… Антон Евсеев http://www.pravda.ru/"
"Механизм, ослабляющий контакты между нейронами, улучшает долговременную память — такое парадоксальное заключение сделали ученые из Университета Иллинойса в Чикаго. Как может белок, который уменьшает частоту нейронных контактов между синапсами, усиливать запоминание? Томозин "редактирует" поступающую информацию, освобождая место для нужной.
Белок томозин был уже известен нейрофизиологам, но до сих пор его изучение было связано лишь с нематодами и их нервной системой. Теперь же внимание американских исследователей привлекли дрозофилы. Интерес к ним объясняется еще и тем, что нервная система дрозофил удивительно сходна с нервной системой высших млекопитающих. Ранее ученые установили, что томозин влияет на содержание нейромедиаторов в синапсах.
Нейромедиаторы — это сигнальные вещества, делающие возможной передачу нервного импульса от одного нейрона к другому. Эти же вещества определяют стабильность и интенсивность нейронного контакта. Как выяснилось, томозин делал синапс более "слабым" путем ограничения межнейронного контакта, а в его отсутствии этот контакт, напротив, становится более интенсивным.
Поскольку способность к запоминанию зависит от прочности межнейронных связей, стало очевидным, что томозин должен каким-то образом влиять на долговременную память. Было бы логично предположить, что влияние данного белка ослабляет ее: ведь чем менее прочны межнейронные контакты, тем хуже передается информация между ними. Однако связь оказалась обратной: томозин улучшал запоминание. Исследователи предположили, что ослабление синапсов помогает нейронам как бы "редактировать" информацию, расходуя все ресурсы на запоминание нужной и игнорируя незначительную.
Это не первое парадоксальное свойство памяти, открытое учеными. Ранее в этом году они нашли доказательство тому, что повторение — вовсе не мать учения. С помощью эксперимента ученые из Массачусетского технологического института (США) установили, что человек запоминает информацию и усваивает новые навыки лучше, если перед началом обучения его мозг не был загружен. Этот феномен имеет объяснение на уровне физиологии мозга.
Один из участков коры, принимающий участие в процессе обучения — парагиппокампальная извилина — проводит информацию между лежащим в височной доле гиппокампом и остальными частями мозга. Интенсивная работа этой области необходима для хорошего усвоения любой новой информации. Как выяснили физиологи, этот "передатчик" лучше всего работает у тех людей, кто позволил ему отдохнуть перед началом обучения.
Еще одно удивительное свойство памяти: чтобы лучше запомнить, нужно прерваться, не закончив. Дело в том, что слегка недоученный блок информации включает в мозге своеобразный "сигнал тревоги", говорящий: действие не завершено. Чтобы удержать в оперативной памяти то, что еще не доделано, подсознание раз за разом "прокручивает" только что выученную информацию.
Психологи советуют пользоваться "эффектом незаконченного действия" для подготовки к экзаменам и тестам. Идеальный вариант — оставить зубрежку последних 15-20 процентов материала на следующее утро."
"Долговременная память принципиально отличается от кратковременной. Нейрофизиологи полагают, что кратковременная память основана на механизмах, поддерживающих постоянное возбуждение определенных нейронных систем. При переходе к долговременной памяти связи между нейронами, входящими в состав таких систем, фиксируются структурными изменениями в отдельных клетках.
Как недавно выяснили израильские ученые, социальное давление, оказанное на человека в момент превращения кратковременной памяти в долговременную, может исказить воспоминания. Ядин Дудаи и его коллеги провели эксперимент, одновременно отслеживая активность мозга добровольцев на томографе. Участникам, разбитым на небольшие группы, прокручивали документальный фильм. Спустя несколько дней их просили вернуться и поодиночке пройти небольшой тест, который проверял, насколько хорошо они запомнили детали фильма.
Когда доброволец садился за компьютер, чтобы пройти тест, на экране вместе с вопросами демонстрировались якобы ответы других членов его группы (зачастую неправильными). На самом деле эти "ответы" были автоматически отобраны компьютером в случайном порядке. Под давлением общественного мнения участники в 70 процентах случаев исправляли собственный правильный ответ на неверный.
Более того — когда спустя еще некоторое время участникам раскрывали обман, и просили их припомнить, как именно обстояло дело в фильме, почти 50 процентов добровольцев оставались верны своим заблуждениям.
Это можно было бы списать на неловкость: участникам, наверное, не хотелось признавать, что они изменили свой ответ под давлением общественного мнения — но ученые, наблюдавшие за их мозгом при помощи томографа, установили, что участники эксперимента не лгут. "Подправленные" воспоминания передались из кратковременной памяти в долговременную уже в искаженном виде.
И напоследок — краткий список свойств памяти, которые следует принимать в расчет, если вам необходимо что-то выучить. Интересное, а также то, что непосредственно связано с вашей жизнью, запоминается легче. Если человек дал себе сознательную установку запомнить информацию, то запоминание произойдет легче. Информация, примененная на практике, лучше усваивается. При изучении похожих понятий наблюдается новая информация "перекрывает" старую. И, наконец, лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце — поэтому вы наверняка сможете припомнить первый абзац этой статьи. Яна Филимонова"
"Повторение — мать учения? Пока все не сделаешь, из-за стола лучше не вставать? Как бы не так. Лучше всего учатся и работают те, у кого мозг не слишком загружен, повторять только что прочитанное — вредно, а недоучить и бросить — значит лучше запомнить информацию. Это не мечта второгодника, а научные факты, доказанные нейробиологами и психологами.
Еще одно доказательство того, что во всем — особенно в интенсивном обучении — хороша мера, нашли ученые-нейробиологи. Человек запоминает информацию и усваивает новые навыки лучше, если перед началом обучения его мозг не был загружен, говорят они.
Один из участков мозга, принимающий активное участие в процессе обучения — парагиппокампальная кора (или извилина), которая расположена вокруг гиппокампа. Эта извилина, как и сам гиппокамп, является частью лимбической системы; она проводит информацию между лежащим в височной доле гиппокампом и остальными частями мозга.
Ранее с помощью метода функциональной магнитно-резонансной терапии ученые выяснили, что парагиппокампальная кора активизируется во время обучения, а также отвечает за ориентацию на местности, распознавание социально обусловленных жестов других людей (таких, которые в разных культурах имеют разное значение) и сарказма (то есть признаков того, что истинное значение речи расходится с прямым смыслом слов).
В этот раз помощи серии экспериментов ученые из Массачусетского технологического института (США) установили, что лучше всего с запоминанием нового справляются те, у кого перед началом обучения парагиппокампальная область мозга не была загружена. То есть миф о пользе долгой и непрерывной учебы и страх "оторваться от неоконченной работы — и все забыть" ничем не оправдан. Наоборот, при напряженной умственной деятельности полезно делать перерывы, переключаясь на менее интеллектуальные занятия.
Психологи и специалисты в области памяти всегда советовали заполнять эти "переменки" максимально неинтеллектуальной деятельностью: в идеале — прогулкой или физическими упражнениями.
Эксперимент массачусетских нейробиологов — не единственное научное опровержение стереотипов о "правильной" учебе и работе в духе "не вставать из-за стола, пока все не сделаешь". Психологи давно открыли, что лучше запоминается та информация, которую вы… слегка недоучили, и вернулись к ней после перерыва. При этом в мозге как бы остается включенный "сигнал тревоги", говорящий: действие не завершено. Это заставляет подсознание раз за разом "прокручивать" только что выученную информацию, удерживая ее в оперативной памяти, чтобы при необходимости можно было вернуться и оперативно закончить действие (в данном случае — запоминание).
Если же вы изучили предмет от начала до конца, мозг воспринимает это как сигнал "действие окончено". Запоминание при таком подходе в несколько раз хуже —у вашей памяти нет стимула поддерживать новые знания в активном состоянии, нервная система как бы успокаивается.
Психологи советуют пользоваться "эффектом незаконченного действия" для запоминания больших объемов информации. Идеальный вариант — изучить большую часть информации за один день, а запоминание последних 15-20 процентов перенести на следующее утро.
Но, разумеется, возвращаться к недоученному экзаменационному билету или языку программирования через месяц бесполезно: вряд ли вы сможете мгновенно вспомнить все, что учили тридцать дней назад. Спустя какой-то промежуток времени ваша память будет считать "надолго прерванное действие" завершенным. Этот срок индивидуален, он зависит от особенностей нервной системы и важности изучаемого предмета, но в среднем составляет от нескольких минут (часов) до нескольких дней.
Еще один действенный секрет запоминания новой информации — пересказать кому-нибудь то, что вы недавно узнали. Устная речь, попытка резюмировать полученные сведения и передать их другому человеку активизируют совершенно иные нейронные механизмы мозга, чем чтение и запоминание прочитанного. Таким образом, вы "прогоняете" новую информацию через разные зоны мозга и мобилизуете различные механизмы памяти.
А вот возвращаться к только что прочитанному, несколько раз пробегая глазами по строчке, не стоит. Вопреки всему, что твердили наши родители и учителя ("Хорошо запомнил? Перечитай еще раз!", "Повторение — мать учения") это лишь ухудшает запоминание. Возвращаясь к уже прочитанному, мы нарушаем логический строй повествования и выключаем оперативную память.
Опираясь на описанное выше исследование американских ученых, можно еще раз напомнить: не стоит делать подряд несколько видов однотипной работы (от проверки документов переходить к составлению отчета) или пытаться запомнить несколько блоков сходной информации один за другим (выучив новый способ решения математических задач, сразу переключаться на запоминание исторических дат).
Но кое в чем принцип сходства может оказаться полезным. Информация об одной области знаний хранится в мозге, образно выражаясь, на одной полке. Поэтому перед началом обучения мысленно переберите в памяти те сведения, которые уже имеются у вас в этой области — это существенно облегчит понимание и запоминание новых данных.
Резюмируя, можно заметить: почти все, за что нас так ругали в школьные годы, оказалось полезным. Наверное, уставший мозг сам подсказывал, что для него лучше. Перерывы в зубрежке, отдых от работы и желание размяться, не закончив дело, идут только на пользу. А главное — все это помогает не переутомиться и сохранить мотивацию, чтобы в конце концов вернуться и сделать все до конца.
Яна Филимонова"
"Иногда вопиющая несправедливость и нелогичность мира просто возмущает: ну почему мы должны ездить на автомобиле только по суше, а для путешествия по воде обзаводиться катером или, если со средствами туговато, строить плот? Впрочем, существует такая штука, как машина-амфибия, которая может эту несправедливость побороть.
Британские исследователи утверждают, что число детей, страдающих дискалькулией (неспособностью решать банальные математические задачи), растет с каждым годом. Если этой проблеме не уделять должного внимания, то через несколько лет планету вполне может ожидать глобальная финансовая катастрофа. Правда, уже существует несколько способов ее решения.
По последним данным, количество детей, пораженных этим недугом, сейчас приближается к 7% от всех несовершеннолетних, проживающих на нашей планете. Если же прибавить сюда еще статистику по так называемой возрастной дискалькулии, то есть тем случаям, когда человек с возрастом утрачивает способность правильно проводить вычисления, то получится, что ныне на Земле обитает 7,6% дискалькуликов. Это, действительно, многовато — практически на протяжении всего ХХ века их доля не превышала 5% от всего населения планеты.
Впрочем, данные подсчеты грешат одним серьезным недостатком — имеются лишь данные по тем странам, где практически каждый ребенок может получить образование, поскольку вычислять долю страдающих дискалькулией жителей африканской деревни, где и взрослые-то поголовно безграмотны, или в трущобах латиноамериканских городов, сами понимаете, бессмысленно. Так что речь идет в основном о развитых (или очень активно развивающихся) странах. В то же время следует заметить, что регионов тотальной безграмотности на Земле сейчас осталось не так уж и много, поэтому данные ученых все-таки достаточно объективно отражают реальную ситуацию.
Особенно плохо дела обстоят, как это ни странно, в Британии — стране, давшей миру множество великих математиков. По данным специалистов, каждый двадцатый ребенок Соединенного королевства страдает дискалькулией в той или иной форме. Причем зачастую их родители не обращают внимания на то, что у их чада возникли проблемы с банальной арифметикой. Они считают, что раз их отпрыск не силен в точных науках, то наверняка преуспеет в гуманитарных, размышляя, образно говоря, примерно так: "Не всем дано быть Ньютонами, Шекспиры обществу тоже нужны". Однако при этом они ошибаются.
"Большая часть людей уверена, что грамотность более важна, чем способность к количественному мышлению. Сказать, что я не умею считать — это не так зазорно, как признаться в том, что писать вы не умеете. Это не так. Люди, которые не обладают самыми простыми математическими навыками, как показывает статистика, в очень редких случаях добиваются успеха. Многие из них вообще являются нетрудоспособными, что наносит немалый экономический урон стране, в которой они проживают",- так комментирует это заблуждение профессор Брайан Баттерворт из Университетского Колледжа в Лондоне. Он также добавляет, что, на самом деле "отставание" развития математических способностей сказываются и на обучении гуманитарным предметам, потому что у дискалькулистов, как правило, плохой почерк, слабая память, как зрительная, так и слуховая и пониженная способность к анализу.
Что же представляет собой дискалькулия и почему она развивается? На самом деле, пути ее возникновения весьма различны. Она может быть следствием перенесенной черепно-мозговой травмы, глубокого стресса или другого сильного воздействия на организм (тогда ее называют акалькулией). Кроме того, это заболевание может проявляться при общей задержке физического или психического развития ребенка, а также являться побочным эффектом других психических или генетических недугов, например, шизофрении или синдрома Дауна. Однако об этих вариантах дискалькулии в данной публикации речь не идет — здесь рассматриваются только случаи возникновения этого отклонения у физически и психически нормальных детей в процессе их роста и развития.
Считается, что при дискалькулии ребенок, во-первых, испытывает сложности при вычислении с помощью цифр (например, он может понять, почему 3 + 3 = 6), во-вторых, он не способен к быстрому распознаванию количества предметов в поле зрения (то есть не может сказать, сколько книг лежит на столе, пока тщательно их не пересчитает). У многих дискалькуликов имеются сложности с абстрактным счетом времени (в результате они всегда опаздывают на запланированные встречи), отсутствует понятие интуитивного вычисления пройденного расстояния (и они никогда не могут определить, далеко или близко от их дома находится школа).
В самых тяжелых случаях наблюдается сложности с абстрактным мышлением, которые выражаются, например в том, что справившись с грехом пополам с задачкой из учебника, ребенок, тем не менее, через минуту оказывается не в состоянии решить задачу того же типа, но с другой формулировкой условия (то есть он просто не может понять, что это, по сути, та же самая задача). Кроме того, многие дискалькулики отличаются плохой координацией движений и, как следствие этого, отвратительным почерком. Да и успехами в спорте, сами понимаете, они не могут похвастаться.
Не так давно ученые выяснили, что за решение даже самых простых арифметических задач главным образом отвечают лобные доли коры больших полушарий мозга и область, известная как внутритеменная борозда. Исследования, приведенные с помощью магнитной томографии, показали, что у людей, страдающих дискалькулией, наблюдается сильное недоразвитие внутритеменных борозд, а также уменьшенное количество серого вещества в тех областях, которые отвечают за числовую обработку. Кроме того, количество активных нейронных цепочек у дискалькуликов в этих областях чрезвычайно мало. Но почему же так получается?"
"Ученые из Принстонского университета, задействовав метод магнитно-резонансной томографии, выяснили: при интересном диалоге мозговые процессы собеседников синхронизируются. При этом слушатель даже способен мысленно опережать рассказчика. О такого рода исследованиях "Правде.Ру" рассказала врач-невролог, кандидат медицинских наук Варвара Халецкая.
Долгое время нейрофизиологи были уверены, что речь и восприятие речи - это два отдельных процесса, за которые отвечают разные области коры головного мозга. Считалось, что речь контролирует участок под названием зона Брока, а в процессе распознавания и понимания речи задействована зона Вернике.
Однако, последние исследования показали, что деятельность этих центров взаимосвязана. Эти предположения решили экспериментальным путем проверить под руководством невролога Грега Стефанса ученые из Принстонского университета.
Основываясь на результатах предшествующих работ, касающихся передачи и восприятия речи, специалисты предположили, что в ходе общения мозг, скорее всего, каким-то образом подстраивается под собеседника.
Чтобы проверить, как именно происходит активация различных зон коры у говорящего и слушающего, ученые записали 15-минутный рассказ девушки, согласившейся принять участие в эксперименте. При этом одновременно регистрировались изменения активности ее мозга при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии. Затем исследователи предложили 15 добровольцам, мозг которых также сканировался, прослушать записанную историю.
Проанализировав картину изменений кровотока в тех участках мозга, которые ответственны за речь и ее восприятие (зоны Брока и Вернике) исследователи заметили удивительное явление - их активность у слушателя практически полностью "зеркалит" рассказчика, отставая всего на 1-3 секунды, а иногда и опережая его. Предугадывание мыслей собеседника, как оказалось, во многом зависят от взаимопонимания и заинтересованности в восприятии слушателем новой информации.
Причем те слушатели, которые продемонстрировали более полную "синхронизацию" с рассказчиком, впоследствии смогли гораздо лучше пересказать услышанную историю. А вот повествование на незнакомом языке синхронизации нейронной активности не вызывало вовсе.
Последующая серия экспериментов с применением ФМРТ также продемонстрировала наличие "межмозговой синхронизации", то есть тот факт, что деятельность этих областей коры во многом пересекается.
Выходит, теперь можно по праву утверждать, что фраза "мысли сходятся" - не просто образное выражение. Диалог связывает двух собеседников подобно кабелю, посредством которого они "синхронизируются".
Ученые отмечают, что общность мозга прямо пропорционально зависит не только от понимания информации, но и от продолжительности общения. Если собеседники прекращают разговор, то мозг каждого из них снова приобретает индивидуальные черты.
Впрочем, психологи уже давно обратили внимание на проявление нейронной синхронизации: люди в повседневной речи часто опускают общие места, понятные и так. Причем чем больше между людьми подобных недоговорок, не мешающих полному взаимопониманию, тем ближе друг к другу люди себя чувствуют.
Нейрофизиологи уверены, что полученные знания объясняют, почему люди объединяются в социальные группировки и общества по интересам. Возможно, единомышленники лучше понимают друг друга и легче находят общий язык лишь потому, что их мозг работает в режиме синхронизации.
Правда, пока исследователи не изучили, происходит ли нейронная синхронизация при телефонных разговорах и видеоконференциях, но уже заведомо предполагают, что наиболее выраженный эффект, скорее всего, будет наблюдаться именно при разговоре лицом к лицу. В ближайшее время ученые планируют эксперимент с участием людей, частично или полностью неспособных к речевому общению.
Специалисты в данной области отреагировали на результаты исследования неоднозначно. Некоторые ученые с энтузиазмом восприняли методику, а другие полагают: для того, чтобы подтвердить ее достоверность и сделать окончательные выводы, необходимо провести запись активации мозга говорящего и его слушателей в режиме реального времени.
Результаты проведенного исследования опубликованы в журнале Национальной академии наук США Proceedings of the National Academy of Sciences.
О такого рода исследованиях "Правде.Ру" рассказала врач-невролог, кандидат медицинских наук Варвара Халецкая:
"Уникальные исследования импульсной активности нейронов человека при восприятии различных звуковых стимулов (речевых и неречевых) были проведены и отечественными нейрофизиологами - еще в 1985 году Н.П. Бехтеревой и ее сотрудниками.
При этом были выявлены некоторые общие принципы акустического кодирования слова в структурах мозга, показано, что импульсная активность скоплений нейронов, а также перестройки в различных звеньях системы восприятия закономерно связаны с акустическими характеристиками речевого стимула.
Сейчас наступил новый этап в изучении психофизиологии речевых процессов. Это связано с развитием электрофизиологических, магнитно-резонансных и других инновационных методов исследования. Стало возможным зарегистрировать активность отдельных нейронов, так и целых областей мозга, причем в режиме реального времени". Вячеслав Локацкий. http://www.pravda.ru"
Оказывается, любовные неудачи не проходят бесследно для организма — память о них сохраняется на клеточном уровне. Более того, эти молекулярные изменения делают неудачника менее восприимчивым к дальнейшем попыткам склонить его к "интиму" — он превращается в "разборчивую невесту", предъявляющую к потенциальным партнерам весьма завышенные требования.
В последнее время молекулярные биологи все чаще находят доказательство тому, что самые разные события, происходящие с живыми существами, могут оставлять память о себе на клеточном уровне. Это выражается в изменении интенсивности синтеза какого-нибудь белка, метилировании ДНК и т. п. Таким образом, наши клетки сохраняют память о многом из того, что когда-то происходило с нами — например, если у человека было трудное детство, то изменения, произошедшие в связи с этими обстоятельствами на молекулярном уровне, сохранятся на всю жизнь.
Но могут ли отражаться на клеточном уровне такие вещи, как несчастная любовь? Биологи из Швейцарской высшей технической школы Цюриха обнаружили, что да — любовные неудачи так же фиксируются в клеточной летописи в виде накопления определенных веществ. Правда, пока этот феномен открыт только лишь для клеток микроскопических грибов дрожжей (род Saccharomyces). Но подобный механизм записи историй о любовных неудачах также неоднократно отмечался и у мушек-дрозофил (Drosophila melanogaster) — так что не исключено, что он вообще весьма распространен в мире живой природы.
Как мы знаем, в основном дрожжи размножаются путем обычного почкования, однако примитивный половой процесс у них тоже наблюдается. Во время него две клетки, имеющие не двойной, а одинарный (гаплоидный) набор хромосом, сливаются вместе, объединяя при этом два генома в один — интересно, что при этом никаких половых различий у таких клеток не наблюдается. Перед слиянием обе гаплоидные выделяют особые химические вещества-феромоны, которые может распознать партнер. Если это произошло, то оба участника процесса спаривания протягивают друг другу специальные выросты, и после того, как те соприкоснутся, происходит то самое слияние клеток, а затем — и их геномов.
Впрочем, подобное не всегда оканчивается удачно — бывает и так, что одна из клеток не распознает феромоны партнера, или же выросты никак не могут соприкоснуться — в этом случае никакого спаривания, как вы понимаете, не происходит. Образно выражаясь, перед нами во всей красе предстает случай типичной неудачи в амурных делах.
Каким же образом клетки "запоминают" это трагическое событие? Весьма оригинальным образом — в таких клетках-неудачниках накапливается неактивная форма белка Whi3.
Следует заметить, что данный белок и так присутствует в дрожжевой клетке, но, как выяснили ученые, стоит микроскопическим грибам испытать хотя бы одну любовную неудачу, Whi3 изменяет пространственную конформацию. Эти изменения со временем передаются и другим молекулам. В результате неактивная форма данного белка образует громадные агрегаты, которые сама клетка практически не может разрушить — если это и удается, то только с большими энергозатратами. Однако самое интересное заключается в том, что эти агрегаты существенно влияют на способность к дальнейшему половому размножению "неудачников".
Ученые установили, что дрожжевая клетка, в которой имеются залежи неактивного Whi3 при следующей попытке полового размножения будет куда менее чувствительна к феромонам, которые выделяет ее партнер. И если таких веществ окажется недостаточно, то весьма велик шанс того, что этот "неудачник" просто не будет обращать внимание на призывы сородичей к спариванию. В итоге те перестанут тратить на него силы и отправятся заключать брачный союз с более "сговорчивыми" клетками, а жертва несчастной любви до конца жизни будет вынуждена заниматься исключительно бесполым размножением.
Таким образом, оказалась, что даже одна неудача в любовных делах может на всю жизнь лишить клетку возможности размножаться половым способом. Ведь согласно наблюдениям швейцарских биологов, чем старше становится такая клетка, тем сложнее оказывается ей найти себе брачного партнера — если число разочарований со временем растет, то и белковые агрегации все накапливаются и накапливаются, делая грибок совсем нечувствительным к феромональным любовным "серенадам". Лишь в очень редких случаях неудачнику все же удается очистить свою память. Кроме того, ученые выяснили, что и к дочерним клеткам, образовавшимся в результате почкования такой жертвы несчастной любви, "груз памяти" не переходит, поэтому им не возбраняется участие в половом процессе.
Однако какой смысл в этом механизме с эволюционной точки зрения? Исследователи считают, что дело тут вот в чем. Известно, что дрожжам приходится все время делать весьма непростой выбор — или размножаться быстро бесполым образом, но при этом снижать генетическую вариабельность популяции, или же размножаться половым способом, увеличивая при этом генетическое разнообразие потомства, но тратя на это много энергии. Когда клетка дрожжей чувствует феромональный "любовный призыв", то она "отключает" у себя на молекулярном уровне механизм бесполого деления, готовясь тем самым к половому процессу, то есть жертвует количеством потомства ради его качества.
Однако совершенно никто не гарантирует того, что потенциальный партнер не окажется обычным… обманщиком, который таким образом тормозит размножение конкурентов (подобные случаи уже были описаны у дрожжей). Таким образом, жертва несчастной любви, становясь с каждым таким обманом менее чувствительной к феромональным "ухаживаниям", в конце-концов, просто поднимает ставку: потенциальный партнер должен действительно доказать, что он намерен вступить в половое размножение, и доказать это возможно лишь выделяя куда большее количества феромонов. Это очень похоже на поведение "разборчивых невест" рода человеческого, которые, обжегшись на первой любви, после этого предъявляют всем претендентам на руку и сердца чрезвычайно завышенные требования.
Интересно, что нечто похожее происходит у мушек-дрозофил — когда самка по какой-то причине отвергает самца, в его синапсах (местах контактов нервных клеток — Ред.) появляются белковые отложения, которые, скорее всего, также влияют на его дальнейшее брачное поведение. Таким образом, нельзя исключать того, что и у высших животных есть подобный способ запоминания своих любовных неудач. А эволюционный смысл его тот же самый, что и у дрожжей — клеточная память о подобной несчастной любви заставляет организмы в дальнейшем более ответственно подходить к выбору своего брачного партнера…
(Антон Евсеев.http://www.pravda.ru)"
Свидетельство о публикации №111111505541