Обзор Ларисы Морозовой-Цырлиной
Поэтому на пьедестале почёта у меня оказалось сразу шестеро:
на третьем месте - №2 и № 15,
на втором месте - № 10 и № 12,
На первом - № 11 и № 8
Вслед за ними плотно расположилась весьма достойная группа - №№ 1, 26, 17, 9 , 7
Думаю, все вместе эти стихи составят интереснейшую подборку на странице БСЭ
-----------------------------------------------
Текст № 25
Ожидание
И опять, словно Чуда,
Ждём Трамвай Ниоткуда.
Ожидаем, как первый
Не растаявший снег...
Словно в детстве - чего-то,
Словно после - кого-то.
На работу, с работы -
Замыкается век.
Если это миниатюра - тогда она требует особой точности слова и мысли.
Если отрывок - то его оправдывала бы особая красота слова, ради чего его и вырвали из контекста.
Разминка, проба пера - "...чего-то, кого-то..."
Техника - 8
Худ. - 7
------------
15 баллов
Текст № 20
Раздумье о хрупкости жизни
Волны ласкают песок.
Бабочка села на камень.
Хрупок и так одинок
Путник в земном пребываньи.
Ты этот мир посетил
Малой песчинкой межзвёздной.
Миг - и во власти стихий,
Кто не заметил угрозы.
Пусть же царит красота!
Пусть же любовь торжествует!
...Солнце лучом в облаках
Новую сказку рисует.
Немного наивно, декларативно. И несамостоятельно.
Попытка нарисовать тонкий пейзаж находится в противоречии с весьма приблизительными рифмами.
Техника - 8
Худ - 8
16 баллов
Текст № 21
***
В бесконечность уходит лето.
И летящие паутины
Обозначили сроки света,
Безнадежность живой картины.
Мчатся дни, целой жизни итоги,
Ожиданий, разлук беспечных.
Вечер. Утро. С собой диалоги.
И усталость, что кажется вечной.
Ветер странствий тревожно-сладок.
Беспредельна тоска расстояний.
Миг прошедшего будет краток.
Только истина в нем – не обманет!
Суета, переезды и сроки
Заслоняют кануны разлуки.
Впереди кутерьма дороги
И колесные перестуки.
Но прошедшее станет ярче.
И уйдут все его невзгоды.
Вспыхнут в памяти яркие кадры,
Как счастливые самые годы.
Стихотворение распадается из-за отсутствия некоего объединяющего стержня.
Строки скорее нанизаны,чем связаны..
Ритм нарушается без видимой необходимости, рифмы приблизительны.
Техн. - 8
Худ .- 8
16 баллов
-------------------------------------
Текст № 24
***
И сменятся дважды люди
На грешнице вечной земле.
И в точности, то, что будет
Сокрыто от нас во мгле.
Надеюсь, всё будет иначе,
Без ненависти и без войн.
И без безутешного плача,
Без безвременных похорон.
И временем убаюкав
Боль, мир станет теплей.
А правнуки наших внуков
Будут растить детей.
Как птицы умчатся годы,
Нас больше не будет, увы,
Забудутся наши уходы,
А в объятиях синевы
Вновь будет шуметь листвою,
И радовать сердце весна.
И кто-нибудь тою весною,
Быть может, лишится сна.
И сбивчивое признанье,
Как в пропасть с высоких скал.
Свидания и ожиданье свиданья
И вечер, который так мал.
Всяк волен сказать стихами.
Внезапно подступит миг –
Ваянием сбудется камень.
А мир – дар, дар для двоих.
Разлука в плену у поэзии.
Взоры воздай небесам.
Родится из звёзд созвездие –
Милой любимой глаза.
А любовь на земле без срока.
А время судорогой пробежит.
Среди всех грехов и пороков
Есть грех, тот, что дарует жизнь.
И видно нельзя иначе.
И верно всегда будет так.
И вновь годовалый мальчик
Свой сделает первый шаг.
Текст напоминает коллекцию правильных , хотя и сбивчивых мыслей, собранных на живую нитку .
Есть большие претензии к фонетической стороне, многие места неблагозвучны и труднопроизносимы.
Попробуйте прочитать это вслух, например:
Надеюсь, всё будет иначе,
Без ненависти и без войн.
И без безутешного плача,
Без безвременных похорон.
И временем убаюкав
Боль, мир станет теплей.
Ритмические сбои , неаккуратные рифмы - всё это мешает воспринять мысль автора.
Хотя, с трудом вчитавшись, понимаешь: вначале автор надеялся , что всё будет иначе.
Но к концу убедил себя и нас - всё будет в точности, как сейчас.
Так о чём стихи?
Техн - 8
Худ - 8
16 баллов
------------------------------------------------------
Текст № 18
Просьба
Пока молчит скупая лира
Не забирай меня из мира
Ещё не меряй, вес греха,
Дозволь мне, оставаясь чистым,
Хоть раз, наполнить Высшим Смыслом
Пустую форму для стиха.
Стоило бы тщательнее поработать над синтаксисом, да и
над некоторыми местами в тексте, дабы сделать стих более упругим и внятным.
техн - 8
Худ - 9
17 баллов
--------------------------------
Текст № 23
Точка отсчёта
Времени, места
Сопоставимость.
Несоразмерность.
Несовместимость…
Только любовь
Мера вещей.
Ей не слабо
Быть «вообще»...
Звёзды роятся
И гибнут без счёта.
Вот где таятся
Точки отсчёта!
Как их иначе
Ни назови –
Даты рожденья
И смерти любви!
Нет на крестах,
Не услышишь на тризне
Истинных дат
Человеческой жизни…
В бойком ритмичном тексте , напоминающем считалочку, мысль будто "соскальзывает" со слов.
Многозначительно, даже возвышенно - но трудно понять, о чём.
Техн. - 9
Худ . - 8
17 баллов
------------------------------------------
Текст № 3
Читая Эмили
Afraid! Of whom am I afraid?
Эмили Дикинсон
Боюсь! Чего бояться?
Не смерти ли? — Пусть тот,
Кому впервой встречаться, —
Во мне она живет.
Не жизни ли? Смущает
Пусть тех, кому грозит,
Моя же —умирает,
Вот-вот отговорит.
Понятно желание высказаться предельно кратко, но в данном случае авторской мысли
не хватило ясности выражения. Просто оказалось тесновато в пространстве короткой строки.
Поневоле пришлось опереться на чрезмерно большое количество глагольных рифм.
,техн - 9
Худ - 9
18 баллов
__________________
Текст № 6
Приходит этот день и час
Надежды в прошлом оставляя,
Приходит этот день и час,
Когда посредственность людская
Всё меньше раздражает нас...
Уже не вписываясь в рамки,
Мы начинаем замечать,
Что, чем воздушней наши замки,
Тем легче думать и дышать.
Каждая из строф этого стихотворного раздумья вполне может существовать
самостоятельно, поскольку они не лишены афористичности.
А вместе им несколько не хватает общего нерва.
Техн - 9
Худ - 9
18 баллов
----------------------
Текст № 14
Многоточие
Мне не хватило времени и силы
Поверить в то, что жизнь пошла на убыль…
Пусть прошлое – архив под слоем пыли,
Но если б повторить… Хотя бы дубль.
Как будто не жалею об ошибках,
Что были так глупы, но неизбежны…
Я пляшущий паяц на тонких нитках,
Решение сбежать – увы, поспешно.
Не плачу о роскошной шевелюре,
Коль голова потеряна бездумно.
Я крошечная нота в партитуре,
Чуть слышный флажолет в оркестре шумном.
Искренняя интонация украшает текст.
Но не оставляет мысль, что стихотворение собрано из знакомых деталей поэтического конструктора - где-то это уже было.
На пространстве трёх строф не остаётся места обосновать метафоры, и они противоречат друг другу, разрушают стих изнутри:
вот пляшущий паяц.... некто с потерянной головой.. флажолет в оркестре...
техн - 9
худ - 10
19 баллов
---------------------------------------------------------
Текст № 13
Радоница
прошедший дождь — что был, что не был...
семь капель — дождь? каков ответ?
и, пусть, пока что, хмуро небо -
на сердце слёз и хмари нет.
не плачу в день поминовенья
и не молюсь за упокой...
зачем же радости мгновенья
мне вспоминать сейчас с тоской?
я вспоминаю благодарно
ушедших душ тепло и свет...
семь капель — дождь? семь капель - данность,
чудеснее которой нет
.
Трёхчастная форма этой миниатюры придаёт ей стройность.
Но середина , где автор декларирует главную мысль, написана тривиальными словами , и поэтому лирический зачин и реприза не вполне гармонируют с ней.
Техн.- 10
Худ- -10
20 баллов
------------------------------------------------
Текст № 5
Шекели для кошки
Кошелек – для шекелей,
Шекели – для кошки.
Как насчет кошерного?
Ешь, моя хорошая.
И, напившись теплого
Из щербатой миски,
Подопри-ка голову
По-ершалаимски.
Посидим, довольные,
Последим, как вечер
Прячет под ладонями
Отраженье вечного.
Симпатичный каламбур в начале, тёплая нотка юмора дают понять, что стихи не претендуют
на возвышенное философское высказывание - только стремятся запечатлеть миг наслаждения простыми ценностями человеческого бытия.
Техн. - 10,
Худ - 11
21 балл
--------------------------------------------------------
Текст № 4
***
Художник новые картины
Мыслит по весне,
Мы на холсте, но нас не видно –
Ослепляет снег.
По нам, прозрачным и незримым,
Проведут мазок,
И мы бесшумно канем в зиму,
Вытечем в песок –
Там разум в белое окрашен,
И запрет воздан
Всему звучащему, и даже
Чертаным словам,
И вдоль прямых и тонких линий
Тянется рука
В неощутимые, но видимые
Хлопья-облака.
Это стихотворение напомнило одну малоизвестную картину Саврасова : белый предвесенний пейзаж,
где можно насчитать десятки оттенков белого, и от него веет смертным холодом и тревогой.
При некотором пренебрежении технической стороной дела автору удалось передать читателю своё эмоциональное состояние.
Техн. - 11
Худ. - 11
22 балла
----------------------------------------
Текст № 16
похмелье
Возможно - утро... на часах заря,
окно... герань, не политая дважды,
пыль, справочник для горе-кустаря
и очень много, очень много жажды.
На шее чётки, чётки вместо бус...
И сердце,.. сердце, сердце, будто в гору...
И голос, голос... что-то про медуз...
Но тут, понятно, не до разговору...
Автор пытается иронически осмыслить своё место в мире... точнее, определить это место после тяжёлых жизненных испытаний.
При том, что он, безусловно, владеет техникой стихосложения, поставить такую же высокую оценку за художественное впечатление сложно.
Техн. - 14
Худ .- 9
23 балла
-----------------------------------------------
Текст № 22
Разговор с Душой.
Поговори со мной, Душа!
Поведай, где была вначале,
из скольких тел, вздохнув, ушла,
в моё по случаю причалив?
Янтарь всех жизней сохраня,
каких столетий помнишь дали?
И те - другие, до меня,
чем лоно вечности питали?
В обличье женском иль мужском,
под бренной оболочкой тлена,
в каких краях, под чьим крестом
горела ярко или тлела?
Задев собой историй вехи,
Познав беды и счастья вкус,
в двадцатом суматошном веке,
ты мне доверила свой груз.
Скользя по грани постулатов,
как в кадрах старого кино,
другие жизни проступают
во мне и бродят, как вино.
И эта связь единокровна.
Из глубины небытия
она восходит, словно зёрна,
на пашне зыбкого житья.
За краем сумеречной зоны,
в сомнамбулическом бреду
в архив душеотживших клонов
когда-нибудь и я войду.
Отчёт потребует Всеглавный
и скажешь ты:"Ну и дела!
И вспомнить нечего, как странно,
жила как будто не жила..."
Душа моя, да что ты хочешь,
каких несбывшихся высот?
Кто там тебе впотьмах пророчил
беспересадочный полёт?
Мало, невзрачно моё платье?
Тебе бы только брать и брать...
А я из тех, кто много платит
и не умеет получать.
Плачу за свет, а он не светит.
Плачу за дом, а дома нет.
Лишь ледяным молчаньем веет
от проскочивших мимо лет...
И в заключенье этой сказки -
за жизнь, без радужных прикрас,
тебя, к рождённому в рубашке,
приставят в следующий раз.
Текст выглядит перегруженным, трудным, хотя мысль благополучно доводится до логического конца.
Тяжеловат он и фонетически - попробуйте прочитать вслух, например
" Кто там тебе впотьмах пророчил
беспересадочный полёт?"
или
"...в сомнамбулическом бреду
архив душеотживших клонов..."
Автор владеет техникой достаточно свободно, ну разве что позволяет себе иногда неточные рифмы.
По прочтении остается чувство,что у него должны быть и более сильные стихи, но вот данный текст нельзя отнести к удачам.
Техн - 12
Худ - 12
24 балла
------------------------------------------------------
Текст № 19
Совсем не в тему
То воли, то смиренья пароксизм,
Не знаешь, что из двух напастей лучше...
..Соломенной подстилкой запастись
Когда б могли на каждый лютый случай.
Себя он долго не заставит ждать,
Через парадный или чёрным ходом...
Всё ниже гнёт к земле земная кладь
И всё короче почему-то годы...
Всё больше опыт, но всё меньше прыть:
Не оборвать связующие нити,
Закономерность в частностях раскрыть
И в мелочах гармонию увидеть.
А Прозерпина странною звездой
Сияет на пути упорной Девы
Всего-то лишь иллюзией пустой
Не в тему жизни.
Нет.
Совсем не в тему.
Несмотря на сильный посыл в первой строке , остаётся впечатление, что стихотворение всё же - "от головы".
Многовато общеупотребительных выражений . Они не находят нового поворота, оправдавшего бы их.
Смущает грамматическая неточность : "Через парадный или чёрным ходом". Смысл понятен, но требует какого-то иного синтаксического оформления.
И яркий образ последней строфы досадно подпорчен рифмой "Девы - тему".
Техн. - 12
Худ. - 12
24 балла
-------------------------------------------------
Текст № 7
***
...........................и одеянья, тяжело упившись,
...........................несчастную от звуков
...........................увлекли в трясину смерти.
.............................В.Шекспир. Гамлет. Акт 4, сцена 7
____________________
Я вышел на минуточку к соседу:
Под лампой мошкара темнила взор,
Старушка, похороненная в среду,
В саду вела неспешный разговор
С той парой филиппинок неразлучных,
Что были ей назначены давно,
Наверное, ей просто было скучно,
(Лежать в пруду Офелией – чудно).
И, вопреки небесному вращенью,
Вдруг солнце появилось из-за туч
Привествием земному воплощенью.
И садик был прозрачен – и певуч.
Сюрреалистичнось этой картинки заставляет остановиться, попутно оценив точность рифм.
Согласимся, что и такое видение жизни-смерти имеет место ...))))))
Техн. - 14
Худ . - 11
25 баллов
-------------------------------------------------------
Текст № 9
из духа вечности
-1-
до...
.
семя небес благодатно приемлет земля.
лик демиурга ещё не распался на лица.
словом, наш сон ещё до… до того, как приснится.
мир - в первозданной гармонии предбытия.
горы завидуют морю, а море – горам.
выпорхнет солнце из тёплого гнёздышка ночи
и обнажит безнадёжность запутанных строчек,
чтобы придать некий смысл их пустым именам.
время – единственный козырь в колоде колод.
смерть не сотрёт, а скорее раскроет все грани.
нет расстояний и нет никаких расставаний
там, где беспалая вечность бесплодно цветёт.
.
.
-2-
рождение времени.
.
в листопадной россыпи шагов
слышен шум великого исхода.
испарился бог из берегов
собственных законов. а свобода –
только сказка, сказанная зря.
в муках вечность родила младенца –
он играл юлою бытия,
стрелами минут пронзая сердце
плюшевого мира, где тоска
стала главной точкою отсчёта.
сливу солнца прячут облака
взбитых сливок. в сумраке кивота
лики ждут, когда умрёт дитя.
ветер жалит души пилигримов,
и любой немимолётный взгляд
всё равно проскальзывает мимо.
.
.
-3-
солипсизм?!
.
заскулит электричка, как брошенный пёс.
над свинцовым прудом - невесомость стрекоз.
моцарт губит сальери: величие – яд.
жадно ночь-альбинос пьёт игристый закат.
жар земли. соль небес. льётся млеко шагов
по тропинке среди самоцветов-цветов,
в дом, где стены кривые, а чайник шуршит,
словно змий в умирающих травах души.
время падает ниц перед нашей тоской.
свет родился с тобой. свет исчезнет с тобой.
нет ни зла, ни добра, только жизненный ад,
да ещё хищной вечности пристальный взгляд.
Нарушает заявленную атмосферу отстранённости в первой части пара строчек, явно залетевших из другого стиха:
"...и обнажит безнадёжность запутанных строчек (чьих?) ,
чтобы придать некий смысл их пустым именам"
вредит общему впечатлению перегруженность образами. Хотя оправдание этому есть
в самой художественной задаче, поставленной автором.
Техн - 13
Худ - 13
26 баллов
-----------------------------------------------
Текст № 17
Без названия
Когда от земли оторвётся твой шаг всевышнею волей,
В какие края ты подашься, Душа, в какие юдоли?
Сорвёшься ли в пропасть, где темень и лёд, да острые камни,
По горним ли тропам свершишь переход к пределам закрайним...
Мечтою свершившейся встретит ли даль, суровою карой?
Воздавшей с лихвой одиночеству дань найдётся ли пара?
Начало безвестного нового дня прокличет ли филин,
Иль вещею песней вспечалит тебя прекрасная Сирин?
Пускай же летается лёгко тебе в далёком-далече,
А здесь остаются весна и рассвет, берёзы и речка,
Круги под глазами, усталость и пот от трудной работы,
И страсти, вершащей высокий полёт, прекрасные ноты.
Вишнёвого цвета по свежей траве снежащая замять
И по неумершей - всё той же - тебе
неспящая память.
--------
Общая интонация стихотворения торжественно-медлительна.
Приподнятая интонация первой и второй строф хороши, начало третьей - также,
но снижение интонации, переход "на материальное" сбивают общий настрой.
Финал также неплох.
Но "послевкусие" - чуточку тяжеловесно .
Техн. - 14
Худ. - 13
27 баллов
Текст № 26
Стаффаж
А на холсты опадает время — «опять зима»,
Чувство утраты и целый сугроб тоски.
— Это ведь не картина, Творче, как мне тебя понимать?
— Это эскиз, конечно, это пока эскиз.
— Творче, беда стучится в рамы твоих картин!
Что за стаффаж* на белом: сепия... чёрен вой?...
— Это загнали волчицу. Волк остался один.
— Что ему делать, Творче, с этой твоей зимой?
— Это этюд с натуры, плачь ты или не плачь:
Это позирует буро-белым зима утрат…
— Переиначь картину, Творче, переиначь:
Переиначь, и время верни назад!
Перемешай все оттенки цвета — "опять люблю":
..Волк с молодой волчицей в море июльских трав;
..Запах совместной ночи от полотняных блуз;
..Губы, от поцелуев треснувшие с утра.
Очень живописно, эмоционально.
Последние две строки слегка выпадают из образа. Или - не вполне удался момент этого переключения.
(Возможно, просто отступ после строчки "Волк с молодой волчицей в море июньских трав..." помог бы делу.)
Техн. - 14
Худ .- 13
27 баллов
-----------------------------------------------------
Текст № 1
Жизнь такая
Жизнь началась в ракитовых кустах
С ритмичного, как стих, телодвиженья.
И было в этом что-то от служенья,
А не банальный повседневный трах.
Ведомый чувством долга пред страной
Я приобщился к таинству зачатья,
Но не желал за это отвечать я.
Как не желал насмешек пьяный Ной,
Когда сынов он вопрошал — на кой
Смеяться, обращая святость фарсом,
Над немощью заслуженного старца,
Над пьянством, ленью, слабостью людской?
Но это было в прошлом, и поверь,
В тени ракиты тиская девицу,
Не думал я, что может повториться
Библейская история теперь.
Вначале было, как всегда, словцо.
Там — пьяный бред, а тут — она вздыхала...
И Хам стал нарицательным нахалом,
А я — так неожиданно — отцом.
Страна же оказалась ни при чём.
Мол, сам во всём... и помахала ручкой,
Живи, мол, от получки до получки...
А я уже, как вол, захомучён.
Конечно пью, непьющий мне не сват,
И дел по горло, и по горло в хламе...
А дети вырастают хам на хаме,
Но в этом я уже не виноват.
Свободно, иронично, с лёгкой долей цинизма.
Технических трудностей для автора не существует.
Техн - 15
Худ - 12
27 баллов
---------------------------------------------------
Текст № 2
о незнакомом
Ты с ним ещё, пожалуй, не знаком,
А это он мигает тайным знаком
Туда, где носят воду решетом,
Хлебают лаптем щи, не вяжут лыка,
И пряником умеют и кнутом,
Да за лицом не замечают лика,
А прошлое растет как снежный ком.
Ты в этот снег провалишься невольно,
В зыбучие сыпучие пески,
И от воспоминаний станет больно.
Как нерадивый школьник у доски
Мычишь урок, но очень ждешь звонка,
А за окном весна, капель звонка,
А за окном на лужах зеркала,
А за окном звонят в колокола,
Звонят в колокола, звонят… по ком?
Всех кормит небо звездным молоком,
Другой рукой людское поле косит,
Свой вечный собирая урожай,
И тут уж возражай, не возражай,
А он тебя когда-нибудь, да спросит…
Свободная форма, фонетическая игра, самоирония. Хорошо.
Техн.- 14
худ - 14
28 баллов
-------------------------------------------
Текст № 15
***
…И запах скошенной травы, прощальный запах увяданья
Тебе поведает о том, о чем не скажется в словах:
Как изнурительно больны, неизлечимы опозданья,
Как лихорадочно знобит упущенное впопыхах.
Еще не холодно. Еще цветов подбрасывает лето,
И не заношен до седин наряд высокой синевы,
И зимних бабочек рои еще не вылупились где-то,
Чтобы обрушиться на мир… Но запах скошенной травы
Тебя преследует, идет вслед за тобой от дома к дому,
Он пробирается в подъезд, в квартиру входит без ключа.
Как будто просит вспоминать о чем-то прежде незнакомом,
Что невозможно оживить, осилить, заново начать.
И эта срезанная жизнь, уже подернутая тленьем,
За твой цепляется подол, но, не склоняя головы,
Ты пролетаешь над землей, горя незрячим нетерпеньем.
И за тобою – пустота. И запах скошенной травы.
Обаятельный, яркий текст, оставляющий всё же ощущение, что автор не успел подшлифовать небольшие огрехи.
Техн.- 14
Худ. - 14
28
_____________________________________
Текст № 12
А если знать...
А если знать, что будущего нет,
Что «завтра» не наступит, словно кто-то
С маниакальной страстью идиота
Для всех одновременно тушит свет…
А если наших «планов громадьё»
Бессмысленно? Уже мелькают титры
И рвется кинопленка… Блеском бритвы –
Мелькнет над нами смерти остриё.
И этот ежедневник на столе
С расписанными встречами, звонками,
И новомодный томик Мураками,
И кошка, задремавшая в тепле,
И недопитый чай. И черновик,
Исчерканный безбожно - рифмы, строчки… -
Всё кончится. Мир съежится. До точки.
А ты к нему почти уже привык…
Ещё один гармоничный текст, под которым захотели бы подписаться многие - наполненный тревогой и печальной иронией.
Техн -15
Худ . -14
29 баллов
----------------------------------
Текст № 10
Памяти феи Морганы
"Мы созданы из вещества того же,
Что наши сны. И сном окружена
Вся наша маленькая жизнь"
В.Шекспир. Буря (IV, 1)
_________________
Бесстрастен путь звезды на небосводе,
Мы – злая суть, противная природе,
И понапрасну рвёмся на Парнас,
Художник, продавай себя дороже!
История всегда одно и то же –
Тем более про каждого из нас.
Глуха Афина или близорука,
Предательство – суровая наука,
Ему учиться долго, тяжело,
В трёх сотнях миль – Беотия и Фивы,
И оживают древние мотивы,
Где всё давным-давно произошло.
Меж божеством и смертным век препоны,
На полпути к подобию мадонны
Китайская воздвигнута стена
В местах, где не восполнена утрата:
Европа, забывающая брата,
Ещё о Зевсе помнить не должна.
Бредёт Кураж просёлочной дорогой,
Впадая в раж от подлости убогой,
Да нет у ней другого ремесла,
Читал ли Бог Aquinas'а, что в Риме,
Но с нами всё случается, как с ними –
Когда напрасно режутся крыла,
И рушатся воздвигнутые зданья,
Последнее терзаю оправданье,
Чтоб никогда жалеть не смела ты,
Что больше не черкну тебе ни строчки.
Так рвутся офицерские сорочки
На раненым потребные бинты.
Трубили зря лукавые фанфары,
Не пошатнулись старые хибары,
И птичка возвратилась на насест,
Не разорвёт салютами планету:
Ты слишком долго плавала по свету,
Морячка, и других держалась мест.
Пусть матушка колотит в барабаны,
Пока любимой правят Калибаны,
Одним пером её не удержать,
Нет на Земле от подлости скафандра,
И Ариэль сойдёт за Ихтиандра,
Которому позволено дышать.
Но много ль в нас для нежности хотя бы?
Под кипарисом с прялкой бродят бабы,
Пока к одной прозренье не придёт:
Смотрите, старики и новосёлы –
Красавкою отравленные пчёлы
Неправильный налили в кубок мёд!
Немало дней рассасывалось жало,
Мартышкин труд – выдёргивать устало
Отравленные стрелы из груди,
Ведь нет от арканарцев обороны,
Я проворонил лучшие сезоны,
А значит, отпущения не жди.
Конец, как обещалось, в лучшем виде,
И аспиды, нестрашные в Аиде,
Клубятся зря широкою стеной,
Когда по свежевыпавшему снегу
Я собираюсь к Вещему Олегу,
До срока, отведённого не мной.
Это мастерски написанное стихотворение требует от читателя способности стремительно следовать
за авторской мыслью, включения многочисленных ассоциативных маяков, да и просто немалых познаний.
Но интеллект здесь то и дело мешает поэзии просто взмахнуть крыльями))
Техн. - 15
Худ .- 14
29 баллов
----------------------------------
Текст № 11
***
Надо жить. Не падать в бездну боли.
Вопреки судьбе, себе назло ли,
Принимая жребий – всё равно.
Даже если силы на исходе,
Даже вопреки своей природе –
Надо жить, когда черным-черно.
Дух недужен, оптимизм натужен.
Но кому-то ты на свете нужен.
И, вмерзая в глубь своих скорбей,
Безнадежно опуская руки,
Не посмей других обречь на муки.
Вспомни их – и черный лед разбей.
Из последних сил, любой ценою
Совладай с душой своей больною,
Выплыви и к берегу причаль,
Даже если цель увидеть трудно,
И в борта беспомощного судна
Плещет бесконечная печаль.
Выстраданная мысль этих стихов не требует ни толкований, ни дополнений.
Техн - 15
Худ. - 15
30 баллов
------------------------------------
Текст № 8
***
В долгожданном тепле растворяются охи и вздохи:
Наконец устоялось. Со скрипом вошло в колею.
И горят в вышине
Звёзд и слов драгоценные крохи,
И всё ниже, всё ближе спускаются ночью к жилью.
И рассудок ночной снова занят, как будто бы нанят,
Вечным делом – блужданьем
По пройденным вдоль
временам,
И понятно, что вряд ли когда-нибудь память устанет
Своё зелье, густое и сладкое, скармливать нам.
Опоённые им, осенённые звёзд половодьем,
То от радости к радости, то от беды до беды
Босиком мы по прошлому бродим – и будто находим
В новых травах –
Своих стародавних блужданий следы.
Всё проходит, дружище, – банальней сентенции нету,
Всё проходит, проходим и мы – и когда-то пройдём,
И останется мир, обращённый ко тьме и ко свету,
До блистанья омытый
Слезами, росой и дождём.
Мы пройдём – и, наверное, нас опровергнут потомки,
Но пока – наши истины всё же на что-то годны,
Нам ещё не молчится – и пусть наши речи негромки,
Но кому-то мы внятны
И в хартии душ внесены.
Для кого-то сгодятся и домыслов наших, и бредней
Простодушная чушь, и наивная вера в добро –
Ничего! Этот век, дай-то Бог, на Земле не последний,
Может, некогда вспомнится
то, что сегодня старо.
Вспять пройдя по спирали, составленной долгими днями,
Кто-то к нам обратится – к прочитанной книжной главе,
Как свой собственный след
Мы находим босыми ступнями
На лениво полегшей, заласканной ветром траве.
Глубокий, чистый голос, ясность и сила мысли.
Хороший уровень владения техникой.
Техн. - 15
Худ. - 15
30 баллов
-----------------------------------------
автор 25 - 15
автор 20 - 16
автор 21 - 16
автор 24 - 16
автор 18 - 17
автор 23 - 17
автор 3 - 18
автор 6 - 18
автор 14 - 19
автор 13 - 20
автор 5 - 21
автор 4 - 22
автор 16 - 23
автор 22 - 24
автор 19 - 24
автор 7 - 25
автор 9 - 26
автор 17 - 27
автор 26 - 27
автор 1 - 27
автор 2 - 28
автор 15 - 28
автор 12 - 29
автор 10 - 29
автор 11 – 30
автор 8 - 30
Свидетельство о публикации №111111510431