Стихи с неравносложной рифмой

Из http://www.stihi.ru/2011/10/26/3124

Продолжу разбор стихов из конкурсных пакетов «Мастер класс-1» и «Мастер класс-2».

Сегодня, несколько забегая вперед намеченного порядка тем,  я хочу поговорить с вами о стихах с неравносложной рифмой, примеры которых были на нашем конкурсе. Мое желание  связано с тем, что совсем недавно о неравносложной рифме уже шел разговор в другом моем сборнике «Ликбеза Для Начинающих» - «Всё о рифме»:

 см. http://www.stihi.ru/2011/10/19/3581

НЕРАВНОСЛОЖНАЯ РИФМА относится к типу приемных рифм, то есть  рифм, в которых совпадают гласные окончания, но не совпадают согласные. Неравносложные рифмы ввёл в русское стихосложение и активно применял в своём творчестве Владимир Маяковский, а в современной поэзии, да и на нашем сайте, они используются довольно редко.

Особенность данных рифм состоит в том, что в них сочетаются слова с различным количеством послеударных слогов.
 
Например, добавляется слог в конце одного и рифмующихся друг другом слов:  ( ноги-многие, следом- неведомо, двести- известия, блестело-бестелые). В этом случае  их еще называют – РИФМЫ С НАРАЩИВАНИЕМ.

Глазами доброго дядю ВЫЕВ,
Не переставая кланяться,
берут, как будто берут ЧАЕВЫЕ,
паспорт американца.
                (В. Маяковский)

Другой вариант создания НЕРАВНОСЛОЖНОЙ рифмы – это добавление  "лишнего" гласного звука или слога в окончание (клаузулу) одного из слов. Мы здесь, как бы раздвигаем согласные звуки: нагло – наголо, ручки-попутчики, оружия - обнаруживая, важно - скважина, вежливый - ежели вы, жизней - лжи за ней.
Такой тип неравносложной рифмы называется РИФМАМИ С РАЗДВИЖЕНИЕМ.

Пролетариат - неуклюже и УЗКО
тому, кому коммунизм - западня.
Для нас это слово - могучая МУЗЫКА,
могущая мёртвых сражаться поднять.
                (В. Маяковский)

Особый интерес представляют рифмы с раздвижением, где вставляемый звук не обозначается на письме, но подразумевается при произношении ("нулевая" гласица):

репетитор - арбитр (арбитор), экватор - театр,  мистер - министр...

Мал его радостей тусклый СПЕКТР:
Шесть часов поспать на боку,
Да разве что вор, портовой ИНСПЕКТОР,
Кинет негру цент на бегу.
                (В. Маяковский)

На мой взгляд, использование неравносложных рифм всегда очень украшает стихотворение. При самой замечательной теме и обилии красивых метафор и  сравнений, стихи, где все рифмы банальны и предсказуемы (стихи с грамматическими рифмами) очень сильно портят  художественное впечатление от произведения. И об этом полезно помнить.
 
А теперь приведу пример из конкурсного пакета «Мастер класс», написанного почти целиком на одних неравносложных рифмах. И мне очень жаль, что судьи не оценили его по достоинству.

Я слушаю волны сонные,
Провожаю закат апельсиновый.
Ворчит океан муссонно
И рычит затаённо в глубинах.

Шагаю пустынным берегом,
Надо мною судьба многоглазая.
Левее, пеною щерясь -
Чёрный зверь, словно ждущий приказа.

Рванётся, хрипящий, вздыбится
И всем телом, огромный - обрушится,
Собьёт и дыханье выпьет,
Увлечёт за собою, задушит...

И вновь - грань прибоя гладкая,
Легкомысленных жертв ожидание.
Чудовище дышит сладко,
Озорное, довольное данью...

Я слушаю волны сонные,
Провожаю закат апельсиновый.
Ворчит океан муссонно
И рычит затаённо в глубинах....
                («Я слушаю волны сонные» Сергей Кедрыш – автор СТИХИ.РУ)

А вот еще одно стихотворение того же автора, где также стоит обратить внимание на его рифмы:

Проводи нас, милый ангел,
Тропкою нехоженой,
Влагой трав медово-пряных,
Луговых, некошеных,
Смой забвенье пьяное
Сна, который прожит.
Время, в сердце анкерном* -
Кончилось, искрошено.
Помнишь тёплый берег детства?
Усади в качели там.
Пусть в реке, под старой ивой,
Рыба плещет по утрам.
Сбудемся наивными -
Спрячь в овраге полночь
И оставь, на счастье нам -
Звёзды в небе солнечном...
                («Проводи нас, милый ангел» Сергей Кедрыш- автор СТИХИ.РУ)

Не знаю, как вам, а мне очень нравятся эти стихи с точки зрения рифм – звучат нестандартно, с кажущейся легкой «неправильностью», но очень красиво.

Очень советую вам еще раз перечитать и статью о НАДСТРОЕЧНОЙ РИФМЕ (квиты – бритый, ухо - слухом, УСЕЧЕННОЙ РИФМЕ (стильный – обильно, кречет – вече,) и ДОБАВЛЕННОЙ РИФМЕ (скажи - зажим, трюмо – умом):

См. http://www.stihi.ru/2011/10/05/2469 (сборник «Все о рифмах» Ликбез Для Начинающих)

Сознаюсь честно: запомнить название каждой из этих рифм и уложить в голове их классификацию мне, как простому Чайнику, довольно трудно и ужасно не хочется. Но вот познакомиться с ними на примерах, а потом  попытаться использовать данные рифмы в своих стихах - весьма полезно! Они неизбиты, часто отлично звучат и  могут значительно украсить наши стихи! 

С удовольствием вставлю в текст статьи ваши стихи с неравносложной рифмой – присылайте мне ссылки (по СТИХИ.РУ) на них в своих отзывах!

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2011/12/02/5671


Рецензии
Ошибочка вкралась, выев -- чаевые не является неравносложной рифмой, это простая усечённая. В целом же, как любитель всех этих видов рифм, поддерживаю. :)

Вот ссылка с примером, где неравносложная рифма является регулярной: http://www.stihi.ru/2015/02/25/9538

Илья Рейм   21.07.2015 19:17     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.