Радуга
Межрайонная научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
Секция «Культурология»
Новая волна байкальских литераторов - подросткам
(изучение популярности сборника поэзии и прозы учащихся школ города Северобайкальска «РАДУГА» среди подростков на примере учащихся МОУ «Гимназия № 5»)
Автор: Карпова Валентина
ученица 9 «а» класса
Научный руководитель: Мансуронова В.С.
Школьный библиотекарь
Январь 2010 г.
Северобайкальск
Подростковый возраст - самый сложный в жизни человека. Мы в этом возрасте находимся в процессе взросления, и нам очень нужна поддержка семьи, школы. Конечно же, разобраться в жизненных неурядицах подростку поможет литература: произведения о нем, написанные для него. Л.Толстой считал, что Слово - это отпечаток жизни. Современный подросток ищет в литературе разрешения своих проблем, таких извечных как Любовь и Разлука, Вера и Сомнение, Надежда и Разочарование, белое и черное, борьба добра со злом. К сожалению, мало читающих подростков, но об этом в другой раз. А в данной же работе мы попытались представить широкой общественности сборник поэзии и прозы учащихся школ нашего города «Радуга», первый выпуск которого состоялся в далеком 1994–м, в этом учебном году отмечается 15-летний юбилей. Последний шестой выпуск сборника состоялся в 2005 году, но уже в другой редакции и другом составе авторов (дети и взрослые). «Последний» на данном отрезке времени и мы надеемся, что «Радуга» обретет свое прежнее направление, где будут печататься только школьники, подростки, стало быть, и мои ровесники. При изучении материала по данной теме, я еще раз убедилась, что создание комфортной среды для тех, кто пытается войти в мир «Пробы пера» и тем более публикации их произведений на страницах печатного издания способствует развитию творческой личности, окрыляет начинающего поэта, вдохновляет на новые свершения. И как отрадно, что инициатива ребят школы № 1 когда-то давно была горячо поддержана главой администрации Бодровым В.А., чья роль в издании всех сборников высоко оценена редактором. Мы считаем, что сборник «Радуга» является культурным фондом нашего города, а данная работа является первой попыткой исследования, посвященной истории создания сборников, судьбе авторов, анализу произведений и главное их популярности среди подростков и в этом мы видим актуальность и ее новизну.
В нашей гимназии ведется определенная работа по популяризации и пропаганде творчества поэтов и прозаиков города Северобайкальска путем организации премьеры новой книги, встречи с юными авторами «Радуги», книжных выставок и т.д. Рассказывая о них, пропагандируя творческий путь авторов, в том числе «Радуги» мы пришли к выводу, что охотнее интересуются подростки теми произведениями, где узнают автора, или их братьев, сестер. Им приятно осознавать, что их старших земляков, соседей, родственников тоже трогали извечные темы Любви и Разлуки, Покоя и Поиска. Пропаганда сборников «Радуга» является приоритетным в работе школьной библиотеки в популяризации литературного Северобайкалья. Наши наблюдения, беседы при выдаче книг и после проведенных мероприятий, анализ исследования фонда школьной библиотеки на предмет наличия в ней произведений юных авторов Северобайкалья и их популярности среди гимназистов позволяет нам придать практическую направленность данному исследованию.
Цель данной исследовательской работы - проследить популярность сборника «Радуга» среди подростков на примере учащихся МОУ «Гимназия № 5»
Для раскрытия темы были поставлены следующие задачи:
• Изучить краеведческий фонд школьной библиотеки
• Изучить историю создания «Радуги»
• Проследить популярность сборника «Радуга» среди гимназистов
• Изучить творчество юных авторов;
• Проследить судьбу некоторых авторов
• Сохранить и развивать лучшие традиции северобайкальских школьников через сборники «Радуга»
Методы реализации задач:
• Изучение всех выпусков сборника «Радуга»;
• Поиск информантов;
• Анкетирование, интервьюирование;
• Обработка их данных
Исследования по данной теме проводились с марта 2009 года по январь 2010 года в пять этапов:
1.Подготовительный – изучение краеведческого фонда школьной библиотеки, истории создания сборника «Радуга» (март- май)
2.Анкетирование, опрос, интервьюирование (сентябрь-ноябрь)
3. Обработка данных декабрь
4. Выступление на заседании «КЛюЧ» и в классе о полученных результатах анкетирования и устного опроса - декабрь
В работе над темой большую помощь оказали мне оказали сотрудники школьной библиотеки, учителя русского языка и литературы, друзья, одноклассники. Особую благодарность выражаем Заслуженному учителю Республики Бурятия, Отличнику просвещения России, учителю русского языка и литературы МОУ «Лицей № 6»- редактору сборника «Радуга», большому другу юных авторов многих поколений северобайкальцев Ринчиновой Полине Васильевне.
История создания сборника поэзии и прозы старшеклассников Северобайкальска «РАДУГА»
В далеком 1994 году дети из школы №1 нашего города выпускали рукописный журнал «Радуга », ( их было всего три) который имел хождение в широких кругах авторов, их друзей, знакомых. Затем возникла идея объединить все пять вышедших номеров журнала, издать отдельной книжкой к последнему звонку.
Были споры, сомнения, тревоги, но тем не менее сборник покинул, так сказать, родимую школьную гавань и пошел в открытое море.
Первый и единственный редактор этого уникального сборника - Ринчинова Полина Васильевна, Заслуженный учитель Республики Бурятия, Отличник просвещения России, учитель литературы в то время СОШ № 1, а ныне- МОУ «Лицей № 6» вспоминает: «Понятно, что не все авторы стали поэтами и писателями, но такой задачи я и не ставила. Главным было то, чтобы дети, прикоснувшись к прекрасному, несли это чувство на протяжении всей своей жизни. А это значит, что ни за кого из авторов мне никогда не было стыдно».
Полина Васильевна мечтала, что со временем у юных авторов «возгорится яркий пламень таланта и мы еще познакомимся с этапными, эпохальными произведениями байкальских литераторов новой волны».
Можно сказать осуществляется ее мечта, ведь, многие из тех девчонок и мальчишек связали свою жизнь со Словом, в частности, стали журналистами Татьяна Ледянкина ( Ледянкина Т. «Дорога радостная и печальная»,«Дабан»- «Радуга-3»,1998, с.26 и 113), Ирина Марюцак ( Марюцак И. «Гостья»-«Радуга-3»,1998,с.31. «Стук вагонных колес»-«Радуга-5», с.66),Ирина Волкова ( Волкова И. «Любимая песня»,»Мелодия»- «Радуга-5»,2001, с.106) и многие другие.
Мы узнали, что Ирина Марюцак выпустила несколько своих поэтических сборников, к сожалению, на данном этапе нашей поисковой работы не смогли установить контакт с автором.
Год от года множилось число желающих пробовать свои силы на трудной, тернистой творческой стезе. Поэтому «Радуга» стала объединять все новых, молодых поэтов и прозаиков других школ и уже третий выпуск в 1998 году вышел в обновленном варианте, где были представлены учащиеся школы № 3, гимназии № 5.
Читать стихи своих ровесников, пусть даже им много лет сейчас, мне очень понравилось. Они подкупают своей откровенностью, душевным порывом, искренностью, ведь многие пишут о том, что ими пережито...
Как хорошо, что эти первые шаги в творчестве ребят были услышаны и опубликованы.
Как хорошо, что редактор - составитель всех пяти выпусков Полина Васильевна Ринчинова смогла осуществить мечту многих-многих ребят увидеть свои «шедевры» в сборнике. Действительно, открытия юного сердца подобны природным чудесам света таким, как Байкал, радуга, дождь, снег...И после многих лет она вспоминает своих помощников самым добрым словом. Конечно же «Радуга» начиналась с рукописного журнала (их было всего три) и техническим редактором был Денис Мальцев, который с большим увлечением работал над дизайном, придумывал заголовки, подбирал рисунки школьников. И сейчас он остался верен своему детскому творчеству, работает техническим редактором газеты «Вечерняя Москва». А главным помощником был Илья Березкин, ныне заведующий кафедрой русского языка Московского Государственного Университета путей сообщения (МИИТ). Полина Васильевна с гордостью вспоминает, что года два назад пришел в лицей « статный молодой человек лет тридцати, в котором едва узнала того мальчика Илью, с которым начинали. Он окончил филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, защитил кандидатскую диссертацию «Глаголы движения». В роли помощника его заменил Станислав Медведев ( Медведев С. «Приключения Эрика» - «Радуга-2, 1995,с.51).Окончил Восточно-Сибирскую Государственную Академию культуры и искусств (ВСГАКИ) г.Улан-Удэ, пишет стихи, работает в театре. Недавно был в нашем городе с концертом, очень талантливый человек». Вспоминая своих авторов, Полина Васильевна подчеркивает, что каждое лето кто-то из ребят обязательно побывает у нее, поделятся своими планами, а теплым воспоминаниям не бывает конца. И это, по ее мнению, является самым ценным и сокровенным, а это значит, что не зря она начинала дорогу добра, овеянную сердечной атмосферой творчества и духовного единения, что окрыляла многих - многих подростков тех времен.
Авторы-подростки, где вы?
Мы поинтересовались, как же сложилась судьба тех мальчишек и девчонок, которых взяла когда- то под свое крыло Полина Васильевна. Например, Константин Лысцев (Лысцев К. «И вот опять пришли морозы»- «Радуга-2»,1995, с.104) ныне военный прокурор.
Алексей Чурсин (Чурсин А.Бывают горькие минуты.Посвящается А.»-«Радуга-2,1995, с.12) окончил мореходное училище, работает в г.Владивостоке. Разве нам - подросткам не понять его состояние души, когда он выплескивает свою первую любовь на страницах сборника и я считаю, что он был очень смелым мальчиком, посвятив публично такие строки своей возлюбленной. Очень жаль, что сейчас у нас нет такой возможности, чтобы так красиво можно было бы признаться в любви.
Александра Соловьева ( Соловьева А. «Лишь вступит ночь в свои права»- «Радуга-2,1995, с.41) , сестра Ураковой О.И.- учителя русского языка и литературы нашей гимназии, окончила Бурятский Государственный Университет (БГПИ) факультет иностранных языков, работает в представительстве МИДа г.Улан-Удэ.
Елена Кошелева ( Кошелева Е. «Я так часто тебя вспоминаю»-«Радуга-3»,1998, с.67)-
дочь нашего учителя французского языка Кошелевой Л.Н., окончила Сибирский Университет потребкооперации, факультет экономики и управления, работает в банке «Уралсиб» г.Новосибирска. На наш вопрос, что дало ей общение вокруг «Радуги», она ответила: «… вдохновение для дальнейшего сочинительства, иногда пишу стихи и сейчас, обрела новых друзей, до сих пор поддерживаем связь, переписываемся».
Ирина Бикбулатова ( Бикбулатова И. «Одинокая сосна»- «Радуга-5».2003, с.114)
Заканчивает Иркутский Государственный Университет путей сообщения, работает в дистанции гражданских сооружений.
Ирина Колосова ( Колосова И. «Почему только первой любви не забыть?»- «Радуга-2»,1995, с.11) работает экономистом в г.Иркутске.
Андрей Иванов ( Иванов А. «Мой Байкал»-«Радуга-3», 1998, с.9) окончил ИРГУПС, работает в аппарате ВСЖД, вошел в список «100 лучших специалистов»
Дмитрий Шевченко ( Шевченко Д.»Звездный контакт»-«Радуга-1», 1994, с.32) окончил Иркутскую Государственную Сельскохозяйственную академию, по специальности эколог-охотовед, работает менеджером в фирме «ВИСТ».
Так получилось, что после юбилейного пятого выпуска, над сборником работал уже другой коллектив - литературной объединение «Контакт» при Северобайкальском центре культуры ВСЖД. И шестой выпуск состоялся уже под другим названием «Радуга над Байкалом», а редактором выступила известная поэтесса нашего города Светлана Акимова.
Популярность сборника «Радуга» среди подростков
Фонд школьной библиотеки насчитывает 10347 экземпляров книг, в т.ч. краеведческой литературы- 1736 экземпляров книг и достойное место в них занимают все 6 выпусков сборника поэзии и прозы учащихся школ нашего города «Радуга». Первые три подарены школьному библиотекарю редактором Ринчиновой П.В. и они в единственном экземпляре, а вот 4 и 5 выпуски представлены в достаточном количестве. 6 –ой выпуск –альманах детского творчества «Радуга над Байкалом» нам подарен литобъединением «Контакт» и приобретен на средства Попечительского фонда.
Читательский запрос на эти сборники возрастает в дни Недели русского языка и литературы, Недели детской и юношеской книги, в ходе подготовки к встречам с поэтами Северобайкалья и т.д. Учителя начальных классов часто используют их на своих уроках.
Обращаемость сборников разная, наиболее запрашиваемы 4,5,6 выпуски. В библиотеке апробируется пропаганда произведений молодых авторов Северобайкалья путем поиска связи гимназистов - «родитель-ребенок» или «сестра,брат- младшие братья, сестры в гимназии». Например, сестра Бурдукова Александра представлена в 5 выпуске (Бурдукова А. «Червяк»- «Радуга-5»,2003, с.110.), на уроках литературы учитель Карнакова Т.В. знакомит с творчеством сестры Анны Бурдуковой, так и продолжается связь «Книга-читатель».
Если говорить о цифрах, то в дни месячника школьной библиотеки (октябрь 2009 г) «Радуга над Байкалом-6» выдана читателям 26 раз только , а «Радуга-5»- 19 раз. В октябре-ноябре нами было проведено анкетирование учащихся 7-9-х классов. На вопросы анкеты ответили 101 респондент, из них 51 %- учащиеся 8-х классов, 29 %- учащиеся 9-х классов и 20 %- учащиеся 7-х классов. Охват анкетированием был выборочным. Кроме того был проведен устный опрос. Результаты обработки полученных данных свидетельствуют, что 33% респондента не знают о существовании сборника «Радуга», 53%- знакомы с «Радугой»,остальные 14% - ответили «Узнали о сборнике только что».
На вопрос «Где Вы узнали о сборнике «Радуга»- 24% ответили- « в период учебы в начальной школе», 43%- «на мероприятиях школьной библиотеки», 33%- « на уроках литературы». К сожалению, друзья и одноклассники пока не являются носителями этой информации.
Также нам было интересно узнать, чем же привлекла «Радуга» наших подростков: 43%- «много знакомых имен», 28%-« описано много знакомых мест», 19%- « среди авторов- мой родственник», 10%-«в «Радуге»- много любви»
Конечно, такое небольшое количество опрошенных не позволяет нам делать окончательные выводы о популярности «Радуги» среди гимназистов 7-9 - х классов , но все же большинство опрошенных 67% знают и знакомы с ней. С созданием музея «Радуги» на базе школьной библиотеки для сохранения и развития лучших традиций школьников нашего города пропаганда литературного творчества юных горожан обретет новое направление: на экскурсиях побывают все гимназисты, будет налажена связь с авторами сборника для организации встреч, будет создана еще одна «площадка» для реализации творческого потенциала гимназиста.
Мы сохраним и свою хорошую традицию, когда отмечаем выход нового выпуска презентацией, устраиваем настоящий праздник рождения Книги с приглашением авторов, редактора. Дети читают стихи, а молодые авторы слушают свои творения из уст других. Художники-иллюстраторы выбирают произведения и участвуют в конкурсе «Мы- иллюстраторы «Радуги». Выступают сами авторы, а редактор вручает им сборники. Мы с нетерпением ждем следующего выпуска , но хотелось бы, чтобы дети и подростки были представлены отдельно, стало быть желаем возвращения «Радуги» в прежнем виде. Мы понимаем, что издание сборника требует материальных затрат, но мы хотим быть услышанными и очень хотелось бы, чтобы наши первые шаги в творчестве были поддержаны и замечены.
МЫ - ПРОПАГАНДИСТЫ «РАДУГИ»
На уроках литературы мы учимся анализировать, знакомимся с новыми именами. И я познакомившись со всеми выпусками «Радуги» решила проанализировать некоторые произведения , ведь они написаны такими же подростками, как и я и адресованы таким же подросткам, как и мы. В то же время я хотела представить их современным подросткам, чтобы они заинтересовались ими, читали их. А как их представить? Написать отзыв на прочитанное или рассказать стихотворение?
И вот я решила использовать некоторые приемы, например, как словесную иллюстрацию к стихотворению, или как сценарий инсценирования текста, или метод сравнения прочитанного с реальной действительностью. Такой анализ понравился моим одноклассникам и друзьям, и я считаю, что это лучшая реклама того или иного произведения.
Например, из сборника «Радуга-1», с. 6. рассказ Станислава Медведева «Он и Она»
Мое внимание в этом рассказе привлекло название, так как мне оно показалось романтичным и в то же время загадочным. Это рассказ о романтичном и очень глупом и нелепом знакомстве двух подростков.
Девушка не спеша направлялась к троллейбусной остановке, как вдруг из-за угла выбежал парень. Сев в троллейбус они разговорились и сразу понравились друг другу. Забыв обо всем, они проехали целый круг и вернулись на то же место где сели. Когда они вышли из троллейбуса, Он отдал девушке мятую бумажку и скрылся в подворотне со словами:
- Прочти когда будешь дома.
Девушка, не доходя дома развернула листок, на котором было написано:
- Прости, что не открылся тебе сразу. Мне 14 лет. Узнав, что я младше, ты, вероятно, не захочешь видеться со мной. Прости, я просто хотел быть твоим другом. Ты мне нравишься. Прощай. Сергей. 23-18-07.
Девушка побежала домой и бросилась к телефону. Она звонила Сергею. Услышав в трубке его голос, она сказала:
- А я Ира…
Рассказ мне очень понравился. И я посоветовала своим друзьям прочитать этот рассказ.
2.Сборник «Радуга-1», с.19. Стихотворение: Елена Смелова «Забыть тебя…»
Это очень жизненное стихотворение. В нем скрыта реальность. Действительно, в этом стихотворении заключена трагедия почти каждой девушки-подростка.
Особенно меня тронули вот эти строки:
«Когда наступает ночь, я плачу,
И звезды кивают мне,
Но я не могу иначе
И думаю лишь о тебе…»
Если бы я была художником, я бы к этому стиху написала бы такую картину: Ночь. Большая желтая луна. Берег моря. На мокром песке сидит девушка и плачет. Ей жаль любовь, которая умерла…
3. Сборник «Радуга-2», с. 22. Татьяна Рязанова «Прошла любовь…»
Когда я читала этот рассказ, чуть не прослезилась. Мне было очень жаль обманутую героиню. Я сама не раз оказывалась в точно такой же ситуации. На душе очень больно и обидно когда человек, которого любишь всей душой, обманывает тебя, что не может с тобой встретится, а сам гуляет с другой…
Именно в такой ситуации оказалась героиня этого рассказа. Рассказ очень жизненный и реальный. Мне он понравился.
4. Сборник «Радуга-2», с. 11-12. Ирина Колосова «Почему только первой любви не забыть?»
Если бы я была актрисой, не смогла бы передать те эмоции, с которыми было написано это произведение. Оно настолько эмоциональное, что передать его на актерской игре, по моему мнению, не реально. Когда я прочитала это стихотворение, мне не сразу было понятно название стиха. «Почему только первой любви не забыть?…» Наверно, потому что эта любовь самая невинная, самая незабываемая, самая больная…
5. Сборник «Радуга-3». Произведения трех авторов (Андрея Иванова, Константина Плюхина, Елены Кошелевой) я объединила в тему: «Мелодия любви»
В стихотворениях данных авторов меня больше всего потрясло то, что здесь очень мало прозы, но зато много романтики.
Если бы я была художником, то я бы нарисовала бы такую картину : Весна, зеленая трава, парк. По парку идут парень и девушка. У девушки в руках три кленовых листа. Идут они с грустными лицами, потому что любовь ,которая их связывала, ушла и они знают что гуляют так в последний раз…
Замечательны строки «В ту ночь любовь пришла ко мне
При ярких звездах на луне…». По-моему - это очень романтично.
В стихотворении Елены Кошелевой «Я так часто тебя вспоминаю…» много боли.
От этого стиха у каждого навернутся слезы на глаза. Если бы я была актрисой, я бы не смогла без слез изобразить то, что написано в произведении. Ну а если бы я была художником, я бы очень затруднилась написать к стиху картину. Потому что мне очень сложно увидеть и почувствовать то, что хотел передать автор.
6. Сборник «Радуга-4», с. 88. стихотворение Андромеды «Наркоман». Мы уточнили , что Андромеда-псевдоним Ирины Волковой.
Это стих про девушку и парня. Вскоре парень стал наркоманом, и на этом жизнь девушки почти закончилась…
Сейчас с такой ситуацией встречаешься часто, но и это не помешало мне удивиться, прочитав это стихотворение. Я восхищаюсь автором, так как нужно иметь определенную смелость написать о любви к наркоману… когда я прочла этот стих мне самой захотелось что-нибудь написать, и вот что у меня получилось:
В.Карпова «Тебе посвящается»
Ты отравляешь мою жизнь своей любовью,
И мои чувства одурманены тобой.
Скажи, а правда было это
Что я сегодня похоронена тобой.
Тебя любить, это совсем не просто!
И, если честно говоря, мне не легко!
А ты всегда передо мной, перед глазами
И мне с тобою рядом так легко!
Сейчас пишу и по тебе я плачу
И не могу совсем не плакать я,
Сижу реву, и не могу иначе
Ведь очень сильно я люблю тебя…
Вот на такие мысли меня навело стихотворение «Наркоман».
6. Сборник «Радуга - 5 и 6»
В сборнике № 5 очень много красивых и романтичных стихов, и выбрать один из всех мне было очень сложно. Все стихи очень красивы и поучительны! Можно найти в них совет, самое главное понять смысл стихотворения. В каждом стихе своя «изюминка» и что бы ее найти нужно выразить все эмоции, которые вложил в стих автор. В отличие от сборника № 6 в номере № 5 нет научных, исторических статей, благодаря которым можно и нужно расширить свой кругозор. Зато в № 5 есть много занимательных историй, приключенческих рассказов, романтических мини-романов. Но в № 6 есть стихи, рассказы, истории и плюс ко всему есть доклады школьников с городского конкурса «Шаг в будущее», в которых очень много интересного!
Я обращаюсь сегодня ко всем присутствующим, откройте страницы этих сборников, и вы не пожалеете!
После моего выступления в классе ими заинтересовались.
Значит, они будут пользоваться спросом, и свои стихотворения я хочу передать в будущий выпуск «Радуги».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ориентируясь на название сборника «РАДУГА» мы увидели тонкую духовную организацию подростков двух десятилетий. Искренность, светлые тона, чистота и лиризм - вот отличительные признаки творчества юных авторов. Как и радуга меняется цвета настроений от будничного до праздничного, предо мною встают лица Радостные, Активные Добрые, Уважительные, Гордые, Артистичные (вот что такое «радуга»).
Изучив дневник школьной библиотеки в части учета выдачи книг, проанализировав отдельные произведения сборника, обработав данные анкет и устного опроса, мы пришли к выводу:
• В гимназии пользуется спросом сборники «Радуга-5»,»Радуга-6»
( «Радуга-1,2,3,» являются библиографической редкостью, представлено в одном экземпляре)
• Установлена история создания сборника «Радуга»
• Установлено 306 авторов первых пяти выпусков и 49 авторов - учащихся школ города в шестом выпуске «Радуга над Байкалом»;
• Прослежена дальнейшая судьба некоторых авторов;
• Определена перспектива дальнейшей работы - поиск авторов, установление деловой связи, сотрудничество с ними.
• Организация музея «Радуги» на базе школьной библиотеки гимназии № 5
• Обратиться в ГУО с предложением возобновить выпуск «Радуги» как сборника поэзии и прозы учащихся школ нашего города.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Радуга-1 : Сборник поэзии и прозы старшеклассников школы № 1/ Ред.-сост.П.В.Ринчинова- Северобайкальск, 1994, 43 с.
2. Радуга-2: Сборник поэзии и прозы старшеклассников школы № 1/ Ред.-сост.П.В.Ринчинова- Северобайкальск, 1995, 104 с.
3. Радуга-3: Сборник поэзии и прозы старшеклассников школы № 1/ Ред.-сост.П.В.Ринчинова- Северобайкальск, 1998, 110 с.
4. Радуга-4: Сборник поэзии и прозы учащихся школ Северобайкальска / Ред.-сост.П.В.Ринчинова- Северобайкальск, 2001, 162 с.
5. Радуга-5: Сборник поэзии и прозы / Ред.-сост.П.В.Ринчинова- Иркутск: Изд-во «Облмашинформ», 2003,-128 с., ил.
6. Радуга над Байкалом: альманах детского творчества/ Братск:,Изд.дом «Братск»,2005.-112 с.
СПИСОК ИНФОРМАТОРОВ
Бурдуков Александр - ученик 10 «а» класса
Кошелева Любовь Николаевна - учитель
Ринчинова Полина Васильевна - учитель
Трясина Любовь Георгиевна - учитель
Уракова Ольга Ивановна - учитель
приложение
АНКЕТА для учащихся 7-9 классов
Пожалуйста, округлите Ваш правильный ответ
1. Знаете ли вы о сборнике поэзии и прозы учащихся школ Северобайкальска «Радуга»?
1 Да
2. нет
3. Узнал только что
2. Где Вы узнали о сборнике «Радуга»?
1. в период учебы в начальной школе
2. на мероприятиях школьной библиотеки
3. на уроках литературы
4. от друзей
3. Чем привлекает Вас «Радуга»?
1. много знакомых имен-авторов
2. описано много знакомых мест
3. среди авторов – мой родственник
4. в «Радуге» - много любви»
5. что еще
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
РЕЦЕНЗИЯ
на работу «Новая волна байкальских литераторов - подросткам»
( изучение популярности сборника поэзии и прозы учащихся школ г.Северобайкальска «РАДУГА» среди подростков на примере учащихся МОУ «Гимназия № 5»)
Автор: Карпова Валентина-ученица 9 «а» класса МОУ «Гимназия № 5»
Содержание данного исследования соответствует его названию. В процессе работы автор проявила умение самостоятельного анализа произведений сборника «Радуга», показала умение обобщать данные анкетирования и планировать дальнейшую работу над темой.
Цель и задачи исследования четко сформулированы.
Автор выполнила довольно большую работу по сбору материала,
в основном используя устные источники информации. В результате исследования и на основе прочитанных ею стихотворений у автора возникло желание попробовать свои силы в сочинении собственных произведений и сегодня принимает участие в «Творческой» секции.
В работе также прослеживается дальнейшая судьба юных авторов тех лет и более полно представлена история создания «Радуги». Валентина первой затронула тему юных поэтов и их вклад в литературный облик нашего молодого города, что придает новизну работе. Автор внес определенный вклад в сохранение культурного фонда нашего города.
Автор умело использует полученные результаты, выступает на уроках литературы, на заседании клуба любителей чтения «КЛюЧ», придумывает свою рекламу пропаганды сборников «Радуга», что придает исследованию комплексный характер. Поэтому мы планируем назначить автора гидом будущего музея «Радуги».
Представленная работа представляет интерес, имеет важное практическое значение и может быть использована при выпуске сборников поэтов Северобайкалья, уроках литературы и истории, литературных гостиных и других библиотечных мероприятиях.
Очень хочется надеяться, что пожелание автора будет услышано и возобновится издание «Радуги», как сборника поэзии и прозы учащихся школ нашего города.
Руководитель, заведующая школьной
библиотекой МОУ «Гимназия № 5»
Мансуронова В.С.
27 января 2010 г.
В заключении мы хотим представить наших юных авторов «Радуги»
Радостными
Активными
Добрыми
Уважительными
Гордыми
Артистичными
Наши наблюдения, учет выдачи сборников в школьной библиотеке, данные анкетирования и опросов позволяет нам сделать следующие выводы:
• В гимназии пользуется спросом сборники «Радуга-5»,»Радуга-6»
(«Радуга-1,2,3,» являются библиографической редкостью, представлено в одном экземпляре)
• Установлена история создания сборника «Радуга»
• Установлено 306 авторов первых пяти выпусков и 49 авторов - учащихся школ города в шестом выпуске «Радуга над Байкалом»;
• Прослежена дальнейшая судьба некоторых авторов и определена перспектива дальнейшей работы - поиск авторов, установление деловой связи , сотрудничество с ними.
• Запланирована организация музея «Радуги» на базе школьной библиотеки гимназии № 5
• И мы хотим обратиться в ГУО с предложением возобновить выпуск «Радуги» как сборника поэзии и прозы учащихся школ нашего города.
Спасибо за внимание
На фотографии: П.В. Ринчинова с презентацией сборника «Радуга» в гимназии № 5
Научная работа для публикации в Интернете предоставлена В.С. Мансуроновой
Свидетельство о публикации №111111404969
Geragera 26.05.2012 07:50 Заявить о нарушении
Спасибо, Елена, что откликнулись!
Татьяна Муратова 26.05.2012 10:03 Заявить о нарушении