Крыло.. года..

Сине крыло Небо ..
Том на крыла ночь ..


Зелено крыла Весна ..

Красно-звонко ..  - Лето ..

Злато-печатно ..  - Осень ..

Бело крыла Зима ..


Хари-ты  Вёсен ..

Лётные цветы ..

И Музы Осени ..

Зимние камЕнные цветы ..


Сине крыло Небо ..
Том на крыла ночь ..



*  Музы,хариты и камены

    В архаические времена все знали, что прорицатель одарен редчайшим даром видеть будущее и этим отличается от обыкновенных людей. Свои видения пророк часто высказывал в порыве вдохновения, как насылаемая богами восторженность, доходящая иногда до безумия. Содержание пророчеств пересказывалось в своеобразной форме, где плавная повествовательная речь чередовалась либо со стихами, либо с неожиданными возгласами, либо с пением. Для профессии прорицателя песня являлась только одной из форм подачи предсказания. Не последнюю роль в этом играло эмоциональное воздействие песни. Убеждение посредством песни должно было действовать более эффективно, чем обычная речь, и пророки с успехом пользовались ею.

    Чтобы выстроить содержание предсказания, нужно было обладать большим житейским опытом, помогавшим ориентироваться в самых разнообразных ситуациях. Для этой же цели необходима была и острая память, способная фиксировать всевозможные уже свершившиеся приговоры судьбы, извлекать из них поучительные эпизоды, соответствующие каждому данному случаю, изобретать из них различные комбинации, постоянно обновляя старые варианты, и облекать их в новую форму.

    По одной из античных традиций музы считались дочерьми Мнемосины (памяти). Поэтому не случайно три древнейшие музы носят имена Мелеты, Мнемы и Аойды. Именно такие музы должны были быть покровителями и вдохновителями прорицателей.

Музы-хариты и музы -камены

    С течением времени музы как бы изменили профиль своей деятельности и стали богинями искусств.

    Конечно, переход от богинь-прорицательниц к богиням, пок¬ровительствующим искусствам — длительный и постепенный процесс. Вполне возможно, что древнейший культ харит, существовавший в беотийском городе Орхомене, отражает одну из ступеней этой эволюции. Хариты — некие добрые богини, атрибутами которых были розы, мирт, колосья или маки, музыкальные инструменты, а иногда яблоко и сосуд с ароматическим маслом. Известно, что хариты любили пение, и в честь добрых богинь впоследствии отмечался праздник Харитесии с обязательными музыкальными состязаниями и танцами. Подобно тому, как это было с тремя старшими музами, покровительницами прорицателей, чаще всего называли имена трех харит: Евфросины (радостная), Талии (цветущая, богатая) и Аглаи (прекрасная). Как мы видим, здесь впервые встречается имя Талии, вошедшей впоследствии в плеяду поздних девяти муз.

    В связи с этим уместно вспомнить, что знаменитый римский энциклопедист Марк Теренций Варрон (116—27 гг. до н. э.) отождествлял муз с каменами — римскими нимфами, певшими, подобно трем старшим музам, пророчества в стихах. Согласно Варрону, им приносили в жертву молоко и воду якобы по той причине, что вода производит музыку в гидравлосах (т. е. в водяных органах). Римский энциклопедист указывал, что муз-камен всего три: одна возникает от движения воды, другая от звучания при ударе воздуха, третья — исключительно от звука чистого голоса.

    Триада муз-камен, описываемая в связи с водяным органом, является довольно поздней интерпретацией, так как сам орган изобретен не ранее конца III – начала II вв. до н.э. Перед нами попытка приблизить трех древнейших муз к более поздним достижениям в области инструментария.

    Думается, что именно в трех харитах и в трех музах-каменах следует видеть переходный этап от муз-прорицательниц к известной группе девяти муз.



По материалам: Герцман Е. В. Музыка Древней Греции,
 Немировский А. И. Мифы древней Эллады, Мифы народов мира. Энциклопедия.


Рецензии
Вспомнился труд Веселовского А.Н. об "историчекой поэтике".
Там как раз говорится о синкретизм древнейшей поэзии и эволюции
её в современные формы - эпос, лирику и драму (если не изменяет память :)). А в начале была песня и пляска.. :)Ну чем не пророчества!

Елена Сенчищева   14.11.2011 20:09     Заявить о нарушении
рецку на пр-е Сергея Камкина http://www.stihi.ru/2011/08/17/5604
посмотрю :)

Елена Сенчищева   14.11.2011 20:29   Заявить о нарушении
Насчёт синкретизма : понаблюдайте за детьми ..

Архи Бат   14.11.2011 20:43   Заявить о нарушении
По истории икусства написано очень мног ...Если начать от
Леви- Стросса и т.п. и даже раньше ..
Этнология ,культурология ,философия,психология и т.д. ...

Архи Бат   14.11.2011 20:53   Заявить о нарушении
согласна с Вами полностью :)

Елена Сенчищева   14.11.2011 20:54   Заявить о нарушении
А В...ский здесь не при делах ..
Как и во многих других ситуациях ,даже тот он печатал ни о чём не говорит (а тем более об авторстве ...)
См. работы археологов ,историков ,этнографов и т.д. ..
Синкретизм ,полиикония и т.д. вещи древние ..,а эклектика ,компиляции и т.д. - чуть поновее...
Не хочу грузить..,но для примера посм. рец. на пр-е Сергея Камкина http://www.stihi.ru/2011/08/17/5604

Архи Бат   14.11.2011 20:55   Заявить о нарушении