Квадратный кругозор, избранное

                Избранное, из опубликованного ранее
                на другой моей странице
                http://www.stihi.ru/avtor/asetrof

Детали, выявляемые в современных исследованиях развития общества, к великому сожалению, никоим образом не влияют на его совершенствование, а используются, прежде всего, хитрыми политиками, для собственной выгоды, чтобы себя возвысить и утвердить, подтасовывая,  перевёртывая, затушёвывая или преувеличивая факты.

Эра властвования коммунистов в России позорно началась и закончилась одним и тем же – криминалом с разбазариванием накопленного национального богатства.

Октябрьская переворот усреднил в России духовное и материальное богатство с бескультурностью и безденежностью, а горбачёвско-ельцинский – богатых душой сделал нищими, а бездуховных – богачами.

Китайцы практикой опровергли экономическую несостоятельность правления коммунистов, будучи мудрыми и трудолюбивыми с древности.

Цепочка проклятизмов – вандализм, марксизм, ленинизм, сталинизм, фашизм, терроризм, экстремизм…

Погружение в океан знаний открывает в нас бездну невежества.

Сами  собой мы часто под чужими масками.

Зависть - «глазная» болезнь, которую не вылечить.

Страсть - подружка эгоизма.

Дети не правы, говоря родителям, - достали, - поскольку это давно уже сделали акушеры.

Хотя для женской натуры милитаризм и не характерен, отдельным особам нужны  завоёватели. Но это - безобидный типаж в сравнении с ищущими любовных побед «бонапартистками».

Есть Женщины, а есть особы - женского пола, и даже мужского.

У слишком прямолинейных - кругозор квадратный.


Рецензии
Детали, выявляемые в современных исследованиях развития общества, к великому сожалению, никоим образом не влияют на его совершенствование, а используются, прежде всего, хитрыми политиками, для собственной выгоды, чтобы себя возвысить и утвердить, подтасовывая, перевёртывая, затушёвывая или преувеличивая факты.

Опять не так всё просто. Политики совершенно такие, как описано, но это им не мешает быть буйно идейными то ли по каким-то фантастически частным вопросам, то ли периодически в некоторые отрезки времени. Если б без этого, многие политики выслушали бы о себе, осознали, стало б им неприятно смотреть на себя в зеркало, и стали б они меняться. А так, как есть, ничего не сделаешь.

Ещё дело бывает в том, кто говорит и обличает, а то вдруг он хуже всего обличаемого общества вместе взятого. И обличает для того, чтобы общество хуже дралось друг за друга, и это дало бы ему возможность захватить территорию и пользоваться с неё всеми материальными благами, на настоящий момент ему, обличающему, недоступными. Или может он опять же идейный, и проповедует такое общество, чтобы право на жизнь имели только люди, готовые убивать, предавать, отказываться от любой своей точки зрения ради этого самого материального комфорта, кроме материального комфорта которые ничего бы себе не искали - ему, проповедующему, будет удобно и хорошо жить в таком обществе, а остальных всех он поубивает чтоб не мешали. Убивать, предавать, отказываться - исходно готовые, так сказать идеологически, а не потому, что жратвы нет народ не запомнит сколько и друг на друга кидаются, и опять же, заперты внутри своего общества, до внешних дотянуться не могут, вот и убивают друг друга, дикую ненависть некуда деть; и предают, убивают, отказываются - назло нравственности, оккупированной захватчиками и сломавшей обществу всю жизнь, всё, что было, поотнимавшей, сначала материальное, потом и духовное. И вот к этому осатаневшему обществу приходят эти, идейные, что жрать только надо, говорят, это мы к вам пришли потому что абсолютно с вами согласны насчёт жратвы, убийства, предательства, софистики. Угадай, что может случиться с таким приходящими.

*
У коммунизма были нравственные, духовные, интеллектуальные завоевания. У него же были нравственные, духовные, интеллектуальные провалы.

В частности, было то, что коммунизм - этот, который натурально чего-то добивался и вёл, что ли, кого-то куда-то - изничтожил на своём пространстве, как географическом так и информационном, влияние официальной Церкви. Официальная Церковь скорбно сдала власть, а вместо неё пошли по стране "тёмные силы" - полагаю я, та же Церковь, никакими рамками больше не связанная, и для собственной паствы поясняющая, что мы вот, Церковь, ушли с территории, и вот что там теперь тёмные силы делают. Я думаю, тот факт, что этого влияния на территории 80 лет зафиксировано не было... во всяком случае мне неизвестно о том, чтобы оно было зафиксировано - то это провал коммунистов идейных верящих ведущих кого-то куда-то - провал интеллектуальный. А также провал духовный, потому что такие вещи надо чувствовать, и 80ти лет могло хватить, чтобы воспитать этого Человека, у которого хоть какое-то количество способностей - интуитивных - имеется. А теперь коммунисты при мне опять не хотели даже знать этой темы, а только хотели спорить о том, какой строй лучше, какие куда пойдут налоги и как бы всунуть происходящее обратно в какую-то классовую теорию и нет ли на местности упёртых врагов пролетариата как класса.

И не разбазариванием блин богатства народного всё кончилось, а повальным помешательством населения и болезнями. Ну, наверное, в том, что люди надломились, и разбазаривание народного богатства тоже поучаствовало. Как и то, например, что не то социалисты с демократами так щедро грязью друг друга поливали, не то третья какая-то сила инициировала разливание этой грязи по всей стране, но наконец невозможно стало выйти а улицу от количества этой грязи, тем более включить телевизор на политическом эфире. А не потому политический эфир не включают, что они недо-люди и власть над собой им рано пока выбирать. Они .......................... до этого не доросли ещё.

Можно, наверное, перевёртывать, затушёвывать и преувеличивать факты. Нельзя ради материального благосостояния страны ломать духовный стержень каждого проживающего в этой стране потоками гнусной, отвратительной грязи. Даже в том случае нельзя было бы этого делать, если бы это в самом деле кончилось материальным благосостоянием, а не приходом к власти новой шайки, как у тебя в первом абзаце написано.

А я лично только открываю двери в домах и позволяю потокам грязи а улицу вылиться, чтоб жильцы в ней не утонули к чёртовой матери.

А то может, как ты думаешь, надо запереть эту дрянь в домах людей с наиболее чуткой интуицией и которым кроме жатвы ещё что-то надо, чтобы потом помешавшихся этих людей объявить врагами народа, в лагеря сослать, тем успокоить население что Зло побеждено, а уродам, духовного уровня выше своего не выносящим, обеспечить комфортную жизнь?

*
Октябрьская переворот усреднил в России духовное и материальное богатство с бескультурностью и безденежностью, а горбачёвско-ельцинский – богатых душой сделал нищими, а бездуховных – богачами.

Эту несчастную страну кто-то и что-то убивает, разрушает и сводит на нет, всё вместе и каждого человека по отдельности. Страна дерётся, дралась она с этим и до Революции, и в Революцию, и при коммунизме... социализме... дерётся она и сейчас.

А чё с чем усреднил и кого куда привёл ельцинский переворот или как оно там называлось или 17й год, я в душе не знаю. Меня лично 17й год, видимо, выгнал из страны. Потому что объявил основную массу мих впечатлений в жизни несуществующими и предложил мне на выбор Эмиграцию или психушку.

*
Китайским социализмом или что ли коммунизмом вообще в своей жизни не интересовалась.

*
насчёт измов - это было такое побуждение у коммунизма, все эти духовные интуитивные переживания сухой математикой описать. Как у Тани Бондаренко в "Малиновой Жабе", не дословно, "Пора бы к доктору... Но вдруг он моё состояние как-нибудь назовёт длинно и ужасно?"

*
Погружение в океан измов. Лишает нас остатков рассудка. Без филологически-интуитивной поддержки этих измов.

*
Не знаю насчёт масок. Если понимать под масками социальные роли. Только мы шиш под масками, маска, упрощённое чёрт-те что вместо личности, становится нами самими. И после этого на то, что получилось вместо человека, можно влиять, влияя на две-три оставленные эмоции, потребности и столько же умозаключений.

Когда человек срывает с себя маску, ему начинают объяснять, что он не прав, всё более настойчиво. Так, например, было с Бродским. Дело не в том, что бывать в школе, потом на работе - несовместимо с занятием филологией. Дело в том, что маска срослась с тобой, и с каждым твои новым днём пребывания в общественном учреждении, маску с себя сорвать - не прилюдно, самому у себя дома - становится всё труднее.

Для того, чтобы отвязаться от этих мешающих сорвать маску доброжелателей, надевают на себя ещё одну маску, прикрывающую для внешних твою духовную работу. Можно эти маски для внешних менять. Это увлекательно.

*
Не помню, чтобы у меня когда-нибудь была зависть. Кажется, к маме, она очень грациозно двигалась. Ну и потом в формате ревности. К Тане Бондаренко. ; К этим... Которые "от сердца", мечутся по городу как абсолютно полоумные, и настолько в большое количество ловушек при этом не попадают, что помочь им - вообще раз плюнуть.

*
Не поняла насчёт страсти и эгоизма. Эгоизм ищет результата, выгоды? Страсть выгоды не ищет, она просто хочет существовать.

*
Насчёт акушеров это дерзкий-смелый словокурьёз.

*
Ну, насчёт любви, страстей, завоёвателей и т.д. это отдельная тема, я щас не в ней :P

*
Про квадратный кругозор классный словокурьёз, как всегда. Насчёт Женщин и особ слишком обобщённо.

Агата Кристи Ак   29.08.2013 02:01     Заявить о нарушении
Много интересных откровенных мыслей.

* В отношении церкви, как и прочего, если смотреть шире - Россия грохнулась в семнадцатом от неверия интеллигенции, насмешки её над церковью, сведения веры и обязанностей перед Богом к формальности, и, глядя на неё и слушая её, - мещан (как следующего по ранжиру сословия). Это из воспоминаний авторитетных современников.

* Страсть - подружка эгоизма: чем себя жарче любишь - тем страсти жгучей.

Асетроф   29.08.2013 08:22   Заявить о нарушении
Насчёт страстей и эгоизма: МЦ в Эмиграции писала, до определённой степени рисуясь: "Вся моя жизнь - роман с собственной душой". Она вообще без конца рисовалась. У неё была какая-то дикая идея о том, что она желает представлять себя в таком виде и образе, как ей больше нравится, и мир видеть, как он ей больше нравится. Из этих соображений она героически, в итоге до сумасшествия и суицида, противостояла окружающей реальности. Она желала жить в своём мире, считала, что это её право, как примерно социалисты за гражданские права дрались, уже не для того, чтобы получить эти права - после смерти их не получишь, а как за абстрактную идею правильную.

Но во-первых, эгоизм мне представляется несовместим с таким эпическим пожизненным, уж безумным или нет, противостоянием. Эгоизм - это что-то мелкое. Мелкая ложь ради мелкой выгоды.

А во-вторых, если б Цветаева исходно ограничила свой мир своими фантазиями, и никогда из реального мира ничего не восприняла бы, её противостояние было бы жалким, мелким, карикатурным. Я где-то читала, что Цветаева была дочь священника... С какой стороны Иван Цветаев священник, я что-то с трудом могу сообразить... Но во всяком случае, её семья ежедневно находилась в связи с христианством и Церковью: быт, философия достаточно глубокая из христианства, разные варианты христианства - например, в юности сёстры Цветаева год или несколько лет провели в католическом монастыре в качестве воспитанниц /матери Цветаевой необходимо было куда-то ехать лечиться, на юг, что ли; отец, Иван Цветаев, её там на юге сопровождал, и католический монастырь оказался своего рода интернатом с продолжением получения шкльного образования./ Например, в автобиографической прозе Цветаева пишет о многочисленных своих любовях, и как она выговаривала своему молодому человеку, в Москве, 20е гг: /не дословно/ "Как вы можете в такой день /весна, капели, Кремль, лёд на реке ломается/ смотреть только на меня и говорить только о своей любви ко мне? В такой день даже я не думаю только о себе - а уж я-то, кажется, себя люблю". ; Есть в автобиографической прозе МЦ того же времени история её отношений с Сонечкой Голлидэй и с Володей неким, и какие она оба были замечательные. В частности, Сонечка Голлидэй, большая умница, всегда называла МЦ на Вы и Мариной, без всякого отчества, это было исключительно верно найденная модель общения, отношений, дружбы, любви. А этот Володя называл её всегда Марина Ивановна, никогда отчества не пропускал, и это тоже было изумительно верно и очень точно. Я это в том смысле, что каждый человек хорош таков, как он есть, я это потом где-то у старцев читала, но у Цветаевой лучше. У меня была кассета, кустарная запись какого-то полу-толкиенистского, полу-"клуб истрической реконструкции" собрания, там некая Лана пела:

Где-то серебром украшают мосты,
Где-то дороги мостят бриллиантом...
Где-то купцом облюбован пустырь -
Там зарывает он в землю таланты...

Я не помешаю да и не помогу:
До ваших-то дел что мне за дело...
Я хочу туда, где себя берегут:
Где себя не делят на душу и тело...

Где себя не делят на долг и грехи:
Знают, что правда - и есть неизбежность...
Где за нрав лихой почитают лихих,
Ну а тех, кто нежен, чтят за нежность...

Дело не в словах, а верности слов.
Дело не в делах - а в дельности дел...
Кто-то понапрасну считает улов,
Кто-то почём зря проклинает удел... /Лана/

Агата Кристи Ак   29.08.2013 18:53   Заявить о нарушении
Опять же, у Цветаевой было понятие о радушном принятии гостя у себя в доме, в организации, стране, и о не изничтожении чужой территории, личностной и географической. Насчёт личностной территории вопрос спорный, но во всяком случае она не делала другим того, чего не хотела себе, это точно.

Она была, во-первых, того, что всей красотой мира, духовными этими все порывами владеет какой-то Бог - доступной ей частью всего этого она хотела владеть сама. Вообще она хотела, в смысле духовных приобретений, брать всё себе и считать себя хозяйкой всего взятого, а не отдавать кому-то, даже не любимому человеку, а чёт-те какому-то Богу, которого невозможно описать, а когда начинают описывать, чаще получается нечто худосочное, слащавое и безвольное, и когда верующие в значительно меньшем количестве говорят, что Бог - это совсем наоборот, начинаешь задумываться о том, что они не правы, и что это какое-то замечательное, во что они верят, им, во избежание путаницы, следует называть не Богом, а как-нибудь по-другому. Здесь, может быть, мешает то, что определённого рода сильные, изменениями в материальном мире не описываемые ощущения когда излагаешь кому, то тут тебе и говорят, что это Бог и молитвенное состояние. Получается две точки зрения, среди этой основной части верующих: когда они просто описывают теоретически, что такое Бог, у них выходит слащаво и худосочно, а когда ты им излагаешь свои ощущениями впечатления, прямо противоположные этой слащавой мерзкой теории, тут они тебе отвечают, что это вот Бога ты и ощутил; ещё хуже здесь то, что и теорию они часто искренне излагают, и потом так же искренне отвечают тебе на вопрос.

Вот, например, когда Цветаева посвящает цикл стихотворений Ахматовой, Цветаева в этом цикле пишет, что она переполнена стихами Ахматовой, любит Ахматову и дарит Ахматовой весь свой духовный мир. О Боге Цветаева никогда ничего такого не пишет.

; Кроме того, Цветаева была против советской нравственности, братства, равенства и всего остального. Она считала это всё софистикой у советских, которую долго красиво излагать так любят именно потому, что всё это никакого не имеет отношения к реальности. Как вот у тебя где-то написано, долго и много о любви говорит тот - хочешь романтичнее "кто любви лишён", хочешь циничнее - "у кого нет партнёра". Цветаевские стихи, посвящённые прежнему поколению, из которого она очень выделяла отдельных представителей дворянста, можно сказать, феодального класса:

Только душу и спасшим
Из фамильных богатств...
Поколению старших -
Вам, б е з равенств и братсв -

Руку веры и дружбы,
Как кавказец - кувшин
С виноградным... Врагу же
Две - протягивавшим! /МЦ/

Там далее идёт насчёт экономики, неравнодушия относительно социальных вопросов больших и малых, "бытие определяет сознание":

Не сиреной - сиренью
Заключённые в грот...
Поколенье - с пареньем!
С тяготением - о т

... /не помню/
И червя и зерна!
Поколенье - без почвы! -
Но с такою - до дна -

Днища - узренной бездной -
Что из впалых орбит
Ликом девы любезной
Как живая глядит... /МЦ/

Поколенье - где краше
Был - кто жарче страдал...
Поколенье, я - ваша!
Продолженье зеркал.

Ваша - сутью и статью,
И почтеньем к уму,
И презрением к платью
Плоти - временному...

Это стихотворение оканчивается

Уходящая раса,
Спасиьо тебе. /МЦ/

*
В мире, ревущем:
-Слава грядущим!
Что во мне шепчет:
-Слава прошедшим.

Вам, проходящим,
В счёт не идущим,
Чад не родящим,
Мне - предыдущим. /МЦ/


Агата Кристи Ак   29.08.2013 22:46   Заявить о нарушении
Эмигрантских собраний философских и философии этой белогвардейской Цветаева не любила, что не мешало ей восхищаться особо крупными деятелями Эмиграции и бывшего Добровольчества. Например, невероятное впечатление произвела на неё встреча с Керенским в Эмиграции. Она ими восхищалась, даже скорее-философами, и только во вторую очередь людьми действия /абсолютно бездеятельных философов в Эмиграции не было, они туда просто не добрались/ - она ими восхищалась за некий их стальной внутренний духовный стержень.

Стальная выправка хребта
И воронёной стали волос,
И чудодейственный - слегка -
Чуть прикасающийся голос.

...
О дух неуловимый, столь
Язвящий - сколь неуязвимый!

...
Всегда отсутствующий з д е с ь,
Чтоб т а м присутствовать бессменно. /посв. князю Волконскому/

У этого князя Волконского была книга прозы - кажется, воспоминаний - не помню, читала и её Цветаева, я не читала, а Цветаевой, в любом случае, очень нравилось название книги: "Быт и бытие".

*
Цветаева интересовалась происходящим в СССР, и, кроме сихов насчёт этого СССР, скорей напоминаюих проклятия /впрочем, об Эмиграции она писала ещё агрессивнее, см., скажем, текст, который сможешь найти по строке "глотатели пустот, читатели газет", она писала также стихъи такие, например, как посвящение челюскинцам, первые строки: "Челюскинцы. Звук - как сжатые челюсти. Мороз из них прёт, Медведь из них щерится. И впрямь челюстьми - На славу всемирную - Из льдин челюстей - Товарищей вырвали!"/МЦ/ Было полупроклинающее стихотворение, всё же благословляющее сына, сильно увлечённого политикой, экономикой и чтением газет, - благословление сыну ехать в СССР. "Не к городу и не к селу - Езжай, мой сын, в свою страну. В край - всем краям наоборот!" "Ужель ребёнку в колыбель Нести в трясущихся горстях: Русь - этот прах, чти - этот прах!" "Да не поклонимся словам! Русь - прадедам, Россия - нам, Вам, просветители пещер, Призывное: СССР! /Не менее во тьме небес Призывное, чем - SOS!/"/

Эмигрантских собраний, что политических, что философских, что поэтических, Цветаева не любила, считая их абсолютно фальшивыми. До такой степени, что когда, после длительной переписки с каким-то новым своим корреспондентом, с которым оказалось полное родство душ /Ему посвящён цикл стихотворений, начинающийся "Ледяная тиара гор - Словно бренному лику рамка. Я сегодня плющу - пробор Провела на граните замка"/МЦ//, так вот, наконец они встретились, но корреспондент решил поселиться не на деревенском отшибе, как Цветаева, а в столице, чтобы быть ближе к философскому поэтическому течению жизни, к кружкам многочисленным - Цветаева сочла это предательством и отношения полностью прекратила.

*
У Цветаевой есть цикл стихотворений, посвящённый Маяковскому. В собственным этом варианте действовать вообще в жизни Цветаева, было дело, после декламации стихов Маяковского одна среди эмигрантского зала стала и принялась аплодировать. Она полагала, что так же должен поступать в её отношении Маяковский, потому что истинная поэзия связывает людей прочнее предпочтительнее политических взглядов. Когда Маяковский написал там где-то о ней какую-то гадость, она очень обиделась.

*
Цветаева противопоставляла советскому принципу равенства принцип абсолютного неравенства, потому что духовно растущие люди не равны между собой, как бы идти в гору и обгонять друг друга, ни тем более с теми, кто вообще внизу остаётся. На этот счёт можно прочесть цикл стихотворений, посвящённый Максимилиану, не уверена в правописании имени, Волошину.

*
Эмиграция не принимала цветаевскую поэзию, поскольку цветаевская поэзия была совершенно несовместима с Эмиграцией стилистически и создавалась скорее в русле советских экспериментов со стилем /Маяковский, Пастернак/. Советская литература не принимала Цветаеву из-за идеологического противостояния.

Агата Кристи Ак   29.08.2013 23:07   Заявить о нарушении
Относительно духовного настроя нормальной Добровольческой организации можно прочесть "Новогоднее":

Братья! В последний час
Года - за русский
Край наш, живущий - в нас!
Ровно двенадцать раз -
Кружкой о кружку!

За почётную рвань,
За Тамань, за Кубань,
За наш Дон русский -
Старых вер иордань...
Грянь,
Кружка о кружку!

Товарищи! Жива ещё
Мать - страсть - Русь!
Товарищи! Цела ещё
В серд-цах - Русь!

Братья! Взгляните вдаль!
Дельвиг и Пушкин,
Дел и сердец хрусталь...
Славно, как сталь об сталь -
Кружка о кружку!

...
Товарищи! Жива ещё
Ступь - стать - сталь!
Товарищи! Цела ещё
В серд-цах - сталь!

...
Уж на опушке
Леса - исчез старик...
Тесно, как клык об клык -
Кружка о кружку!

Добровольная дань -
Здравствуй, добрая брань!
Ещё жив русский
Бог! - Кто верует - встань!
Грянь,
Кружка о кружку! /МЦ/
И:

Тот - ветром взлелеянный,
Те - /.../ и смуглы.
Залётного лебедя
Не обижают орлы.

К орлам не по записи:
Кто залетел - тот и брат.
/.../ наша трапеза,
Лих новогодний обряд!

...
Лети, куда хочется -
На то и стрела!
Мы - вольные лётчики,
Наш век - два крыла! /МЦ/

Агата Кристи Ак   29.08.2013 23:20   Заявить о нарушении
"В отношении церкви, как и прочего, если смотреть шире - Россия грохнулась в семнадцатом от неверия интеллигенции, насмешки её над церковью, сведения веры и обязанностей перед Богом к формальности, и, глядя на неё и слушая её, - мещан (как следующего по ранжиру сословия). Это из воспоминаний авторитетных современников".

К эмигрантской философии, ещё и до белого поколения доведённой философией и рассуждениями советскими, ничуть не менее объёмными с опорой на Гегеля и так далее, нельзя подходить с совершенно искренней позицией "я пришёл прочесть, что пишет этот человек, а он пишет то обоснование захвата и тирании, то бессмыслицу такую что и всей фразы в целом понять нельзя, то прямо противоречащие друг другу вещи". Ильин, например, во всём прочитанном мной у него тексте доказывает, сложно, философски, длинными периодами, одну простую мысль: "Я сидел работал у себя в кабинете, никого не угнетал, тем более тыщу лет подряд я точно не угнетал никого, и не объедал я никого тоже; я не против того, чтобы все люди жили хорошо и чтобы всё у всех было; но если по какой-то причине пришла необходимость выбирать, чужому мне рабочему выбраться из кошмара и нищеты или мне быть изгнанным из страны, кабинета и возможности работать в русле остальной общей российской науки, я настолько не христианин, что адовы муки этого рабочего предпочитаю своим, а со всеми, кто считает иначе, я буду драться, что не будет означать моего абсолютного обращения от Добра - ко Злу наоборот". Он там, разве что, спорит ещё с толстовцами, по поводу непротивления. Он доказывает, совершенно абстрактно и философски, что непротивление Злу - безнравственно.

*
Насчёт веры, формальностей и так далее, кстати кто это написал? Мне это интересно, а в философских текстах Эмиграции я не сильна, я, кроме Ильина и отдельных цитат из других философов, читала только художественную литературу как-то прозу и поэзию + переписку и воспоминания /и вот во всём этом, натурально, отражается философия, оттуда я её и восприняла/. А, я ещё Шульгина начинала /публицистический текст/, тоже замечательный был мужик, я какие-то статьи в Энциклопедии читала нём, мне понравилось /Детская Энциклопедия, знаешь, серия вышла необъятная - по всей вероятности, тот её том, который посвящён истории России соответствующего периода./

Так вот, насчёт православия формальностей, если хочешь нечто живое прочесть, а не выхватить из перебранки между философами отдельную цитату логическую, так ты прочти у Вяч. Иванова поэму "Младенчество". Там противопоставляется два мировоззрения. Одно - не менее любимое Эмиграцией, чем советские: мощный разум, логические категории, скептическое восприятие мира, желание логически рассчитать гораздо лучшее устройство всего общества или конкретно Церкви, и, воплотив это всё в жизнь, построить рай. Этому мировоззрению противопоставляется другое мировоззрение, Вяч Иванов полагает, что православное. Там говорится о целостном, не делимом логически внутреннем, духовном мире человека, о ненормальности для человека, обладающего таким вот целостным духовным миром, вдруг начать дробить его на части и к каждой полученной части начать теперь дико критически относиться. Общее логическое представление - скажем, о собственном духовном мире - таким человеком всё равно не достигается, человек выделяет для себя два-три до маразма частных вопроса, и умозаключения а их тему становятся его навязчивой идеей - попросту говоря, человек сходит с ума. В поэме "Младенчество" ЛГ сначала относился к жизни, как относился - ходил в храм и там испытывал некие такие целостные опять же состояния молитвенные, на логические категории не дробящиеся /по крайней мере, на нашем уровне развития логики - это я от себя добавляю + на том непрочном уровне мистического постижения, когда от первого обращения к логике все состояния эти "молитвенные" рассеиваются, как правило, навсегда./ Ему нравилась прочная, доброжелательная ко всем участвующим в ней, жизнь, или какой-то учёный был или общественный деятель и нормально исполнял выбранный им для себя путь приносить пользу обществу; он был вдовец с двумя детьми, полюбил женщину, они поженились, и продолжали жить описанной мной православной или нет, но счастливо и принося свою часть пользы обществу живущей семьёй. До тех пор эта сказка продолжалась, пока ЛГ не оказался в этом обществе... основанном на благородстве, чести, желании бескорыстного служения и прочих замечательных вещах, и это общество имело развёрнутые в рассуждения критические соображения относительно Бога, религии, православия, быте в храме и порядке служб в храме. И вот как он вступил в это общество, начал книжки читать продвинутые, в большом количестве, и вместо прежнего своего логичеси не объяснённого, нормаьного, созидательного, целостного духовно сущствования он начал - признавать, что ли, Бога, или какие-то философские суждения о Боге многоступенчатые - "но ненавидеть суеверье и всяческий клерикализм". И целостность из его жизни ушла, ушло благожелательное отношение к миру и ушла духовная сила, которой том числе и ей решают встающие проблемы, берегут свой нормальный семейный уклад, сумасшествию и болезням противостоят. Под конец ему начали являться черти - это какое-то явление многие описывали авторы того времени, но описать не могли, какие-то двойники, что ли, а в поэме Вяч. Иванова оставшаяся вменяемой "православной" жена ЛГ испытывала дикий ужас, проходя в комнату к слёгшему в постель ЛГ и выходя оттуда потом обратно, потому что в смежной комнате взялось сидеть в кресле какое-то как две капли воды похожее на ЛГ и читать газету.

Даже формой для изложения своего текста Вяч. Иванов избрал известную тебе "онегинскую строфу". В том смысле, что и ему есть что сказать о жизни не хуже Пушкина, высказавшегося в "Евгении Онегине", и что, пожалуй, благородство, Разум, самоотречение, горение это духовное Вяч. Иванов признаёт, что это всё замечательно, и даже нельзя спорить с тем, что всё это прекрасно; но вот сейчас он, Вяч. Иванов, изложит нечто ничуть не менее замечательное, от того, что он считает православием, не отказываясь.

*
Или см. у Набокова, стихи, "Мне чудится в рождественское утро Мой лёгкий, мой прозрачный Петербург", или как-то вроде того. Эти стихи, вот хоть два или три набоковских стихотворения о Петербурге длинных, противопоставлены советской классовой теории, и имеют идею донести до читателя, что куьтурное, духовное, некое общее пространство Петербурга было живое, душа была у города, и вот это живое преступно убивать, рвать на части, разъять его на части и потом составить по-другому, ради каких-то математических соображений вроде тех, что, если у человека голову оторвать и приставить к другой какой-нибудь части тела - а то, может, значительно лучше получится, и не пробовал никто никогда, и вот тебе необъятного количества томов математические объяснения, что по-новому собранный человек значительно гармоничнее - объяснения с графиками, схемами, цитатами.
*
А что зачем же тогда пишут логически чёрт-те что, что прочитать нельзя, так это потому, что, говорю же, незнакомые с лирической, эмоциональной стороной дела, незнакомые со стороной дела, выразившейся в действии, а не в философствовании, до Эмиграции не добрались. Вот они и писали друг для друга логические умозаключения по известным им поводам; а если они писали тоже и до тебя, то для них настолько естественно было быть знакомыми с проблемой, всё равно что дышать, что они просто забыли сообразить, что ты с проблемой с той стороны, как она в Эмиграции представляется, можешь не быть знаком.

Агата Кристи Ак   30.08.2013 00:08   Заявить о нарушении
Великолепно! - особенно о МЦ, читал всё с удовольствием.
О формальности в вере – сам забыл, кто писал (да это не редкость), - но в отношении противодействия православию приводился конкрептый пример, что до того дошли, что стоит в поезде появиться монахам, как их позорят, насмехаются, издеваются (а в поездах ездили грамотные, образованные). У Солоухин в «Последней ступени» тоже есть примеры.
А у МЦ священником был дед, отец Иванаа, во Владимирской губернии, ныне Ивановская обл., на окраине Иванова, где Цветаевы жили с середины девятнадцатого века, там сейчас с 90-х годов музей Цветаевых.

Асетроф   30.08.2013 11:04   Заявить о нарушении
Ну, когда в поезде кто едет с тобой, агрессивных действий в твой адрес не предпринимающий, то незачем его позорить, насмехаться и издеваться.

Кстати, монахов такое поведение едущих в поезде может укрепить в вере.

Агата Кристи Ак   31.08.2013 00:40   Заявить о нарушении
Я так думаю, что это могло, в составе других причин, привести к 17му году. Не то, что позорили, насмехались и издевались именно над монахами, а то, что вообще у - образованной - интеллигенции явилась мысль повсеместная бросаться на едущих с ней в одном поезде.

Агата Кристи Ак   31.08.2013 00:42   Заявить о нарушении
Да, вот, про деда Цветаевой как-то выпустила из своего кругозора. :P

Агата Кристи Ак   31.08.2013 01:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.