Почему не снимаем новые фильмы для детей? О новом

ПОЧЕМУ НЕ СНИМАЕМ НОВЫЕ ФИЛЬМЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ? НЕТ СЮЖЕТОВ? ВРЁТЕ, ГОСПОДА!

Почти не снимается сейчас «детское» кино. Конечно, каждый скажет: «Последствия кризиса! Чего тут непонятного?» Но ведь этих фильмов (для детей) в «новой России» и до кризиса снималось явно недостаточно! Лично я могу припомнить только два-три названия. И то, что я помню, мне решительно не нравится.
 «ВНУЧКА ПРЕЗИДЕНТА» - римейк американской комедии «Я и моя тень» о двух девочках-близнецах, которые росли, не подозревая о существовании друг друга. Жили они в разных семьях: одна – в бедной, другая, соответственно – в богатой и знатной…
Наш фильм отличается тем, что комедийные ситуации едва обозначены, сняты бледно и невыразительно. Зато, несомненный успех – исполненная Олегом Табаковым роль президента Ельцина. О-очень, о-оч-чень значительно и солидно, понимаш-ш… Доброму царю (извините – президенту) девочка раскрывает глаза на бедственное положение простых людей (дедушка не знал об этом, конечно), и он тут же перевоспитывается – идет пить пиво в компании бомжей (так создатели фильма представляют себе русский народ).
 «КНИГА МАСТЕРОВ». Перед выходом этой картины была оглушительная реклама. «Наконец-то!.. После долгого перерыва!..» – ну и так далее. На зубах завязло… Фильм снимался в Голливуде американской кинокомпанией. А «хозяева» перед съемками поставили условия по изменению сюжетной линии, что наши «столпы кинематографии» безропотно приняли. И вот на экране русский народ олицетворяет харя вечно пьяного мужика, постоянно маячащая на заднем плане. А «елита»-то наша какова, по их представлениям! Придурок-барин, клинический дебил, который никаких слов не знает, кроме как: «Выпорю!» А крестьяне и слуги (считай – простой народ), захлебываясь слезами верноподданеческого умиления валятся в ему в ноги: «Не гневись, батюшка!..» Пори, мол, сколько твоя дворянская душа пожелает – мы только довольнёхоньки будем!.. Гнусь.
 Такое представление о нас, как о скопище олигофренов, с готовностью мазохистов подставляющих спины и зады, под хозяйскую плетку, весьма импонирует американскому обывателю. Всегда приятно узнать, что есть на свете целый народ, еще глупее тебя (а американцы никогда не отличались высокими умственными способностями, они всегда «мозги» себе завозили).
 Почему наши поехали снимать русскую сказку в США? Говорят, у нас нет специалистов по компьютерной графике. Позвольте, а спецэффекты в «Дозорах» кто делал? Тогда еще хвастались, что, мол, спецэффекты в «Дозорах» все отечественного производства! А для «Книги…», значит, специалистов такого профиля в России не нашлось? Оскудела, значит, земля мастерами? Или, просто, захотелось «на халяву» скататься в Голливуд? А что?! Похоже на правду!
 …Ну, и «ШКОЛА», разумеется. Сюжет этого «кина» мне разбирать подробно не хочется. Подобные «чернушные» сериалы по нашему ТВ уже шли. «Зона», «Штрафбат»… Теперь вот – «Черкизона». Насмотришься такого – и жить не хочется. То есть – в школу, например, идти. Или – ребенка туда отпускать. Хотя вообще-то – хороший обвинительный материал против Министерства Образования. Вот вам, господин Фурсенко, наглядный результат вашей школьной реформы!
 Когда наших «мэтров» спрашивают, почему в России так плохо обстоят дела с «детским» кино, они обычно начинают ныть: мол, нет подходящей темы… Нет сюжетов… Нет сценариев… О, Господи! А как ваши хозяева (простите – «коллеги») в США находят сюжеты? Впрочем, вы правы, «певцы неограниченного капитализма, либерализма и демократии»! Ваш мир до того тускл и уныл, так запрограммирован на достижение выгоды (денежной), что в нем просто не осталось места мечте. Ведь что такое – фильм, предназначенный для детской аудитории? Детская мечта, облеченная в зримые образы! А у нас мечтать позволяется только высшим госчиновникам (от Президента до губернатора). Ну, еще – Абрамовичу, и Дерибаске с Чубайсом. Остальным полагается не мечтать, а «суетиться на ниве зарабатывания средств». Так выразился в 2003 году глава Департамента соцразвития Евгений Гонтмахер. Суетиться, весело восклицая: «Выпори, батюшка!»..
 Ну – ладно. Не будем о грустном. Скажу одно: отсутствие сюжетов – чепуха! Не хотите брать советскую литературу – берите классику. Например, «Дети подземелья» Короленко. Не желаете? (Еще бы! Сейчас тема этого произведения стала о-го-го какой актуальной!) Хорошо. Вот – «Детство. Отрочество. Юность.» Льва Николаевича Толстого. Тоже не подходит? А «Детство Никиты» того Толстого, который – Алексей Николаевич? Он ведь эту повесть в эмиграции писал, значит, нет там никаких «коммунистических симпатий»?
Впрочем, могу предложить для экранизации вещи хорошего современного автора. В его рассказах и повестях «пионерская и комсомольская» тематика почти отсутствовала. (За что не раз в «советские» времена доставалось от критиков.) А вот мечта там была. Была тема дружбы. Борьбы со злом. Романтика. Тема моря и парусов, старинных крепостей и загадок Вселенной… Впрочем, все это есть и сейчас. Ведь он продолжает работать.
 Владислав Крапивин… «Ампула Грина», «Крик петуха», «Белый шарик матроса Вильсона», «Выстрел с монитора». Все это – вещи вполне «современные»… Бери их за основу сюжетов, приглашай сценаристов или попроси самого Мастера (Настоящего Мастера – с большой буквы)… Но нет! Даже речи не идет о том, чтобы сейчас снять фильм по мотивам его произведений! Потому что в солнечном мире его повестей нет места банкирам и президентам, гламуру и попсовым тусовкам, «борьбе за торжество демократии во всем мире и вхождению в мировой рынок». Там просто нет таких типов как Абрамович или Швыдкой, который заявил, что «русский фашизм опаснее немецкого».
 Да и герои его носят в основном русские имена и фамилии ( а как же «слияние с прогрессивными нациями», а – «борьба за права малых наций», а – «искоренение шовинизма и русского национализма»?) Думаю то, что Владислав Крапивин не изображает русский народ скопищем пьяных дегенератов, кое-кого очень злит. Но, ведь, и против других народов он ничего не имеет, поэтому обвинить его в «русском фашизме» не получается. Поэтому и молчат о его книгах. Наглухо. Нет такого детского писателя – и точка!
 И еще одно. С кем борются его герои? С современным государством, ориентированном на прибыль и забывшем о духовном развитии ( «Ампула Грина»); с диктатурой бездушных компьютеров, подчинивших себе жизнь и смерть простого человека ( «Гуси-гуси, га-га-га!»); с подлецами-чиновниками, разлучающими детей и родителей («Застава на Якорном поле». Привет органам опеки!); с бездушными пришельцами ( «Голубятня на Желтой поляне»)…
 Наши «сильные мира сего» узнают себя в отрицательных персонажах его повестей. И это им сильно не нравится!


Рецензии