Псевдоодержимость. Немецкий реквием

В один из «дней немецкого кино» я приоткрыла для себя занавес в потаенный мир. Мир странный и до конца не изученный, куда в 70-е годы еще не ступала нога человека. Человека, который боялся понять простые истины, боялся божественной кары, если воспротивится воле небес.
   Однажды эпилептические припадки дочери показались маме одержимостью бесами. Но, увы и ах, и врачи,  и священники оказываются бессильными в борьбе за жизнь 21-летней студентки Михаэлы, главной героини картины Ханса-Кристиана Шмида «Реквием». В основу сценария фильма легли реальные события, произошедшие на юге Германии в прошлом веке.
    Девушка покидает родительский дом ради учебы в университете Тюбингена. Здесь она встречает бывшую одноклассницу и новую любовь. Ее жизнь приобретает красочные черты и, кажется, о приступах эпилепсии можно не вспоминать. В католической семье Михаэлы, глубоко религиозная мама протестует всем своим естеством против новой жизни девушки. Доказательствами служат выброшенные в помойное ведро модные кофточка и юбка дочери, коими девушка любовалась и гордилась, и признание своего чада не психически больной, а одержимой бесами. Ведь та сама рассказывала, что во время припадка она не может взять в руки четки, крест, слышит разные голоса и видит расплывчатые образы кого-то, кто хочет забрать ее.
    Против чего же борются приходские священники? Способны ли их молитвы избавить Михаэлу от лукавого, от злых демонов, вселившихся в психически нездоровую особу? Вера творит великие чудеса, но не на сей раз. Ритуальные процедуры изгнания из человеческого тела посторонних антигуманных сущностей лишают девушку шансов на выживание.
    Странно, что никто кроме лучшей подруги Михаэлы, не понимает, что безумие это было лишь плодом ее собственного воображения, которое разыгрывалось после ссор с матерью. Отец понимал, что его дочери нужна помощь, будь то таблетки или смена обстановки. На поверхность всплывает вечная проблема отцов и детей. Спор поколений: кто прав, кто виноват? А истина как всегда посередине, только кто подтолкнет их к ней? Для них существует одна панацея – молитва.
    Почти две недели эта история не дает мне покоя. Я чувствую себя, чуть ли не одержимой идеей добраться до истины.
    После премьеры я долго не могла понять, за что?  За что этот фильм удостоен множества премий, в т.ч. Оскара 2007 в номинации «Лучший иностранный фильм», а восходящая звезда Сандра Хюллер получила «Серебряного медведя»? Сюжет показался мне незамысловатым. Немецкий реквием напомнил мне американское «Изгнание дьявола из Эмили Роуз».
    После долгих терзаний, бессонных ночей, глубоких раздумий, я решила, что режиссеру удалось показать накаленные отношения приверженцев религиозных взглядов и врачей, людей практического склада ума.
    Как же сложно быть ребенком в семье, где тебя не понимают, где хотят тебе «ложного» счастья, подменяя твои желания своими. Погода в доме со временем портится. И подобная набожность, как в семье Михаэлы, угнетает психологическое состояние девушки. Убежать от проблемы не получилось, хотя попытки были, но оказались тщетны. Глоток свободы, первый поцелуй, но наступили рождественские каникулы – и мелодия непонимания вновь звучит в родительском доме.
   Долгие годы врачи лечат Михаэлу не от эпилепсии, а сами не знают, от чего. Наслушавшись вдоволь рассказами, полные материнской любви, они, как я понимаю, долго не думая, занимаются мнимым лечением. Таблетки-пустышки не помогают. Не хотела бы я оказаться в числе их пациентов. Да и доброму священнику, как оказывается, тоже не стоит раскрывать всех своих секретов. Вдруг он, будучи дилетантом в подобных делах, захочет попрактиковаться в экзорцизме.
   Ханс-Кристиан Шмид высек ту искру, которая деликатно разжигает костер противоречий в каждом из нас. Работа выполнена мастерски! Чувство такта, осторожное балансирование на грани быть непонятым, и при том при всем простая, чуть ли не любительская съемка завораживают. А может, и вправду, все гениальное – просто?!


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →