Учительское
Все равно вы в жизни ученик, а не учитель.
Все равно для этой жизни все мы – детки…
В. Боков
По долгу службы и от части из суровой необходимости, я посещаю сейчас раз в неделю курсы повышения квалификации. Курсы про то, как помочь студентам – первокурсникам адаптироваться в новой для них среде… и других днях недели.
Нас учат. Учат тому, как взаимодействовать с современной молодежью. Все мы хотя бы по образованию, если не по роду деятельности, педагоги. Кто-то со стажем, кто-то без… но один факт – нас этому уже учили, учили пять лет до того, как мы начали или не начали преподавать сами. Но фокус в том – что мы до сих пор этого не умеем. И боюсь, что никогда в совершенстве и не будем уметь…
Это сложное и не совершенное умение…
Нам долго – пять лет, а потом и всю жизнь – если мы выбрали эту стезю – рассказывают, что мы должны прийти и смочь. Прийти и победить. Нам говорят: «Вы должны им дать то и это. Вы же педагог! У Вас должен быть такой-то инструментарий и такие-то качества, такие-то умения и навыки». И никто не говорит: «Вы придете, и там будет ад! Кромешный ад! Обычный Ваш собственный ад за смешную зарплату! Вы оставите там нервы, здоровье, разум – да, да, ибо профессиональное выгорание – личную жизнь. Принесете в жертву своих родных и близких. И никто, никто не скажет вам «спасибо» раньше, чем проживет половину собственной жизни… И то, только в том случае, если Вы всего принесете в жертву больше, чем достаточно». Об этом все молчат даже тогда, когда вроде бы говорят на эту тему.
Нас учат… Но настоящие умения всегда словно лежат чуть в стороне от всех – даже самых лучших – теорий. И эта сторона – сами наши ученики, сами наши студенты.
Где-то во мне есть это ощущение, что, смотря в класс перед собой, надо слегка быть развернутой в тот класс, который у меня был до университета – мой собственный, где я – ученица. Словно надо быть – хоть немного – по обе стороны: у доски и пред ней… если Вы понимаете, о чем я.
Потому мы и не можем уметь… Там, где заканчиваются все умения и навыки, все теории и методики, там начинается настоящая практика… бессистемная, разбалансированная, не обремененная правилами и всевозможными «если», потому что нет этих самых «если». Есть «здесь и сейчас». Здесь уже не помогут знания «от головы», ибо они станут ложью. Здесь часто работает только наитие. И если оно не работает – не работает ничего. Потому что Ваши ученики – люди. И другого шанса не будет – его Вам не дадут, потому что не знают, что Вы – тоже человек. А вот это уже действительно важно. Это то, чему нас не учат нигде.
Нас никогда не учат тому, что учитель – тоже человек, просто человек. Простой, обычный. Он – как и все – в чем-то Бог, а в остальном – нет. Он тоже может не знать, не уметь, не хотеть… Может – и должен – ошибаться, может болеть, грустить, не любить одних и любить других… И он ничего не обязан… никому. Как и любой другой.
Нас не учат до конца тому, что все мы – личности. Нам говорят это, но не учат этому… Это надо будет взять самим, и донести до других – тоже самим, и самое главное – научится взаимодействовать с нашими учениками как личность – с личностью… Как простые люди… как люди – с людьми… И как Боги – с Богами… Не умаляя и не возвеличиваясь. Не умаляясь и не возвеличивая.
2.11.2011.
Свидетельство о публикации №111110701551
Пара слов в тему: полюбить детей и влюбить их в себя - важнее важного, на мой взгляд.
И далеко не все - педагоги. Однозначно.
Есть учитель и есть педагог, как врач и доктор - не одно и то же....
Удачи!
Сергей Логунов 18.11.2011 14:55 Заявить о нарушении
Юна Странствующий Педагог 21.11.2011 02:23 Заявить о нарушении