19. Бой Парцифаля с Красным Рыцарем

отрывок из поэтической легенды " Парцифаль и Святой Грааль" ( авторская версия)

19. Бой Парцифаля с Красным Рыцарем

Решенье принято: и Парцифаль на поле боя,
Соперника там грозный Итер терпеливо ждал,
Малец подъехал, взял у Итера коня поводья,
Сказал: «Король твои доспехи и коня мне обещал,

Слезай с коня, мой друг, и живо раздевайся!
Отныне и во век я буду Красный Рыцарь! Я!»
Гнев охватил красавца Итера, но рассмеялся,
Ударил юного глупышку древком от копья.

На землю с клячи юный Парцифаль свалился,
Кровь по лицу его  бурливою рекой лилась,
Он в ярости схватил свой дротик, разърился,
И в Итера швырнул: попал герою между глаз,

Свалился замертво на поле брани Красный Итер,
Кто мог подумать, но мальчишка смерть принес,
«Твоя судьба находится под шлемом», - в виде
Молниеносной вспышки мысль у Итера неслась.

Известна аксиома, что судьба коварная пристрастна,
Голубит сладко тех, кто и без нее любовью одарен,
Ведь никогда не знаешь истины заранее… напрасно…
Насколько в нас судьбы, а нас в судьбе – вопрос!

А Парцифаль снял без смущенья с Итера доспехи,
Был рядом Иванет – слуга… он  щит и меч подал,
«Во истину, Ты воин мощный, храбрый и великий,
Позволь помочь»,-он Парцифалю помощь предлагал:

« Снимай одежду и надень же чистую  рубашку» -
Услужливо паж юный юноше одежду подносил.
«Я материнскую одежду буду впредь носить, дурашка!»-
Словами этими наш Парцифаль слугу нежданно удивил.

Помог паж рыцарю надеть шикарные доспехи,
И шутовской наряд он благородным панцирем сокрыл,
Так Парцифаль стал Красным Рыцарем навеки,
В бою наш юный Парцифаль так меч свой окрестил:

Коль трудности судьбы злодеистой  преодолеешь,
Порою возвращайся в доброй памяти своей,
Не к тяжести победы, коль силен, и коль сумеешь,
А к радости победы… испытанье выдержать сумел.

Когда оправишься от тяжкого смертельного недуга,
Забудь страдания, что пережить в бою пришлось…
Всегда о милости и благодати помни…помни Бога,
Что исцеленье даровал, и рока острый нож отвел.

До смерти сохрани в глубинах памяти дар Божий,
Добро и радость родились в превратностях судьбы,
Ведь это испытание священной веры перед Богом,
Преодолел препятствия и закалился в трудностях борьбы.


пс.Парсифаль

ПАРСИФА;ЛЬ, ПЕРСЕВА;ЛЬ, Парцифаль (ср.-лат. Parsifal, ст.-франц. Perceval — "Пронзи долину") — герой сказаний древних германцев и франков. Его имя толкуют как девиз рыцаря, усилия которого направлены на познание смысла жизни, "земной долины", которую надо пройти, чтобы достичь высот духа. В эпоху Каролингского Возрождения (VIII—IX вв.) существовало духовное учение, наставлявшее своих приверженцев на "путь Святого Грааля". Это учение рассматривают как одно из течений эзотерического христианства. Адептов учения называли персевалями. Французский поэт Кретьен де Труа около 1180 г. создал поэму "Повесть о Граале, или Персеваль" (см. Грааль Святой). В поэме рыцарь по имени Персеваль назван «Li Gallois" (франк., "Галл"; см. "галльский дух"), он кельт, потомок древнего рода из Уэлса, наследник мудрости гипербореев и знаний кельтских жрецов — друидов. Его сын — рыцарь Лоэнгрин (см. лебедь; "Рыцари короля Артура"). В средневековых мистериях "храмовников" разыгрывали сцены из истории рыцаря Парсифаля, хранителя Святого Грааля (см. тамплиеры). Атрибуты этих мистерий сохранились в средневековой геральдике и повлияли на символическое осмысление архитектуры средневековых соборов и рыцарских капелл (см. "Роза и Крест"; ротонда; храм).


ппс.Грааль Святой

ГРАА;ЛЬ СВЯТО;Й (от лат. Gradatim — "постепенно, шаг за шагом") — символ средневекового сказания "о преодолении границ пространства и времени, о покорении духовных вершин через столетия... Грааль — это путь к звездам, в котором соединяются древняя мудрость Востока и юная сила европейских народов"1. Сюжеты этого сказания загадочным образом возникали в разное время, но "путь к Св. Граалю ведет от Голгофы". Согласно одной из версий, Грааль — кубок, из которого Христос давал пить своим ученикам на Тайной вечере. Этот кубок затем попал к Понтию Пилату. После Распятия Христа один из членов Синедриона, служивший у Пилата, — Иосиф из Аримафеи — в награду за верную службу попросил отдать ему тело Христа, вдобавок Пилат подарил ему и кубок. Когда Иосиф с помощью Никодима снял тело Христа и обмыл его, из ран снова потекла кровь. Иосиф собрал ее в подаренный сосуд (лат. cratalem — см. кратер). Отсюда происходит символика потира в таинстве Св. Причастия; дискос символизирует могильную плиту (см. Евхаристия). Академическую этимологию Грааля от франц. sang real ("истинная кровь") мисты отвергают и возводят это слово к ст.-франц. Graal — блюдо, дискос Св. Причастия, с которого брали гостию (символ тела Христа) постепенно, кусочек за кусочком (лат. Gradatim), так же, как постепенно, шаг за шагом, проникают в тайну учения о Св. Граале. Далее легенда рассказывает, как Иосиф Аримафейский был заключен в тюрьму и освобожден только в 70 г. после взятия Иерусалима римскими легионами императора Веспасиана. Все это время Иосиф был без еды и питья, его силы поддерживал Св. Грааль. В иной версии, Грааль — это камень, "упавший с неба" (лат. Lapis ex caelis), находившийся в короне Люцифера (иногда отождествляется с изумрудом). Архангел Михаил во время битвы с Сатаной огненным мечом выбил его из короны, и камень упал в бездну. Позднее был переосмыслен как "камень пророка Даниила", или алхимический "философский камень". Ныне этот камень, согласно преданию, находится на вершине "Горы Спасения" — Монсальват (франц. Montsalvat). Гора изображается трехглавой, подобной священной горе Меру, но, как Синай, увенчана крестом и символизирует Св. Троицу. Иногда Св. Грааль изображают в виде серебряного блюда с лежащей на нем окровавленной головой (параллель истории Св. Иоанна Крестителя). Среди других атрибутов Грааля — копье сотника Лонгина, которым был "прободен" бок распятого Христа. Это копье, сочащееся кровью, Иосиф Аримафейский унес в Британию, в монастырь Гластонбери (Glastonbury, в Уэлсе); по иной версии — Св. Апостол Фаддей принес копье в Армению (см. Эчмиадзин). Легенда о Св. Граале облекалась в различные художественные формы. Около 1180 г. французский поэт Кретьен де Труа, пользуясь утраченными позднее источниками, создал эпическую поэму "Повесть о Граале, или Персеваль" («Conte del Graal, ou Perceval"). В XII—XIV вв. возникло множество других литературных версий истории "чаши Грааля". В изобразительном искусстве Грааль обычно представляют чашей огромных размеров, похожей на античный кратер, которую несут Ангелы. В 1477 г. в Страсбурге напечатана немецкая поэма о Граале, отражающая настроения эпохи Готики. В романе Кретьена де Труа описано, как рыцарь Персеваль неожиданно оказывается в таинственном замке, где находится чаша Грааля, скрывающая гостию, чашу хранит юная дева. Увидеть этот замок можно только в духовном мире, для этого необходимо пройти долгий путь нравственного совершенствования и просветления. В романе Робера де Борона (ок. 1190) история Грааля связывается с легендами о рыцарях короля Артура. Сообщается также, что Грааль был увезен в Саррас (страну сарацинов). По иной версии, король Артур и его рыцари исчезли вместе с Граалем внутри загадочной горы в Индии. Братство Св. Грааля объединяло рыцарей тамплиеров, эмблемой которых был голубь — символ Св. Духа. Исследователи средневекового искусства вслед за С. Буассере (1783—1854) связывают "преодоление романского стиля" в архитектуре и переход к стилю Готики с наглядностью описаний мистического храма Св. Грааля как образа Нового Иерусалима (см. Карлштайн; Кёльн). Идеология эпохи Каролингского Возрождения также отчасти порождена поисками Св. Грааля — выражением христианской миссии противостояния натиску арабизма. Легенда о Граале вдохновляла немецких романтиков рубежа XVIII—XIX вв. Композитор Р. Вагнер в операх "Лоэнгрин" (1848) и "Парсифаль" (1882) создал эпические музыкальные картины, связанные с идеей гезамткунстверка (см. также "Кольцо Нибелунга"; лебедь). В философском смысле Св. Грааль трактуется как повествование об особой духовной миссии и незримой защите христианской культуры Запада (см. абендланд; Гётеанум; Запад и Восток; "Роза и Крест"). В эзотерическом христианстве Св. Грааль символизирует личное открытие "тайны жертвы Христа и христианства как мистического факта"2.

1  Майер Р. В пространстве — время здесь... История Грааля. М.: Энигма, 1997. С. 8.

2  Штайнер Р. Христианство как мистический факт и мистерии древности. Ереван: Ной, 1991.

Яндекс.Словари›Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства


Рецензии