Коснусь пером земного рая

ИСТОРИЯ ГРУЗИНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ АВТОКЕФАЛЬНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Грузину – каждому! Другому - по желанью…

               Быль без излишеств, без прикрас:   
               Не станет Свет от слов светлее!
               Сей поэтический рассказ –   
               Тропой преданий Путь. Не смею…

Земля Иверии! До боли
Любить тебя моей душе –
Охота, пуще что неволи;
За что ниспослан Дар лишь мне:
Любить удел Самой Марии
Пречистой Девы - Ей, что дан
Среди других был первым! Примешь
Меня ли ты, страна? О, да…
Любовь взаимна оказалась!
Мне б (иноземке) отплатить –      
Рифмую то я в благодарность,
Преданье свято что хранит:

I  ПЕРВЫЙ УДЕЛ  БОГОРОДИЦЫ

(Лк. 24, 49; Деян. 1, 4).
Свящ. Н. Покровский «Краткий очерк церковно-исторической
жизни православной Грузии со времени появления в ней
христианства и до вступления ее в подданство России.
Тифлис, 1905, с. 17-18»).

По вознесении на Небо
По повелению Христа
В Сионской горнице сидели
Ученики Его и Та,
Что родила, оставшись Девой,
Чтоб стать всем Матерью с креста.   
Иерусалим не покидая,
ОбетованЬя ждали там.

Решили жребий бросить: ну-ка,
Куда кому из них идти,   
О христианстве бы науку
Им, проповедуя, нести…
Царица Неба и земли всей
Бросала с ними... Что же Ей?
Достался самый первый жребий –   
Земля Иверия в Удел.

О, если б в Картли осознали
И оценили б низа верх:
Для Богородицы ведь стали
Грузины - первенцы из всех!
Тот  не случаен выбор Бога
Для Его Матери (Удел):
Особый  Промысл о народе
И о стране  той, знать, Имел…

Да вот лишь… неисповедимы
Пути Господни!  Прийдет час,
Признают крест святой грузины   
Из уст другой… И не сейчас…

ПРИМЕЧАНИЕ

Что Богородицы Удел есть?
Её то «жребий» на земле,
Земля святая. По преданЬю,
Где покровительство Сие
Весьма особенно. Четыре
Удела Матери дано:
Страна Иверия –  то первый;
Второй Удел - гора Афон;
А третьим – Киево-Печёрский
Ей монастырь в Украйне дан;
И монастырь - Удел четвертый,
Что Серафимо - был назван
Потом - Дивеевским, позднее:
В село Дивеево не зря
Мать Александру Божья Матерь,
Во сне являясь ей, вела.

II   О СВЯТЫХ ИКОНАХ

Явив Себя в Иисусе Сыне,
Стал теперь видим Бог для всех.
Нерукотворные Святыни
Сам даровал нам с Ним, и тем
НЕ ВОЗБРАНИЛ изображенЬя
Он в рукотворных образах.
В знак Своего благословенья
Иконам Силу даровав
На исцеление болящих -
Кто с верой в Истину-Отца;
На чудеса, творить что Мастер -
Связать бы чадо и Творца...

Нерукотворный образ первый,
Что человечеству был дан
Самим Христом - плат Вероники.
Его Он Сам «разрисовал»
Во время шествия СвоЕго
К Голгофе... Женщина тогда,
Сняв с головы  из состраданья,
Платок Иисусу подала –
Кровавый пот, с Лица что  лился,
Им отереть бы,  осушить...
Пречистый Лик отобразился
На том платке, чтоб с нами быть.
Из благодарности ль оставил
Бог Веронике Образ Свой,
Страданьем, болью изнурённый?
Иль подтвердить: Он – Бог Живой!

Второй же образ - для сирийца,
Царя Авгаря, что в Христа
Поверив, с целью исцелиться
Взял живописца да послал
Нарисовать... Не получилось
Из-за сияния Лица!
Сам Бог к убрусу приложился,
Оставив Лик на нём... И царь,
Когда принёс Анан в Едессу    (совр.г. Урфа Турция)
Ему за веру Бога дар,
Им от проказы излечился.
( Дар – св. Мандильон, святая ткань).

Нерукотворный Образ этот
Не раз давал ещё с себя
И отпечатки точных копий:
Взять «керамьон» - Анан, когда
(В пути в Едессу) Образ спрятал
У стен... – то копия одна,
И Анчисхатский Спас – вторая,
С того же подлинника. Та
И ныне в Грузии хранится,
С шестого века. А принёс
С тем отпечатком черепицу
Один с тринадцати отцов,
В страну ту прибывших сирийских:
О том в «Молебне» говорит
Отец Антоний сам Марткопский.
«Эдесский Лик» Удел хранит...

ПРИМЕЧАНИЕ

Седьмой Святой Собор Вселенский, (г. Никея, 787 г.)
В восьмом что веке проходил,
Так об иконах разъясняет:
« Ибо, чем чаще, - говорит, -
Взирать на образ живописный,
Тем легче вспомнить прототип
(Христа, святых...) , и к ним стремиться
Желанье крепнуть будет. Им,
Образам, должны почтенЬе,
Благоговенье оказать:
Не как по вере поклоненЬем
(То может лишь принадлежать
Одной Божественной природе),
А как обычай нам велит
Тот древний и благочестивый:
Изображениям святынь,
Свято- Евангелию, Свято-
Животворящему Кресту
Воздать же честь лишь фимиамом,
Свечей возжженЬем; и к тому ж
Их лобызанЬем. Ибо честь та,
Что воздаётся образам,
Лишь Первообразу приходит.
Им поклоняющийся, знать,
Нет, не иконе поклонится -
А Кто на ней изображен,
Тот удостоится и чести! »

Собор Вселенский – Свят закон!





 


Рецензии
Прекрасный стих, из сердца льется любви святая простота...
Что жребий третьего удела: из горьких вечных слез струится чистота...
Пресвятая Пречистая Преблагословенная Мати Марие! Моли Бога о нас!
Спаси тебя Господь, Верочка!
С любовью, Светлана.

Светлана Рютина   18.02.2015 18:21     Заявить о нарушении
Здравствуй, моя дорогая Светочка!
Мне бы собраться да опубликовать это всё, ибо там не только о Первом Уделе.
Там столько всего!- целая книга. Это один из первых моих трудов, как писать начала.
А мошкара всегда над светом, ты же знаешь... Вот и получается, что и испытаний больше и спрос другой...
Спасибо тебе, Светочка!
Обнимаю тебя!
С любовью, - Вера

Вера Гиоргадзе   22.02.2015 13:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.