Последняя функция денег в истории

ПОСЛЕДНЯЯ ФУНКЦИЯ ДЕНЕГ В ИСТОРИИ.

В нашу эпоху принцип жить ради самого себя складывается как чисто индивидуальный стимул и жизненная необходимость для каждого человека, двигающий жизнедеятельностью людей, но только в период рыночного общества. Что так не было во все времена, это мы видели. И он теперь разлагает старое общество. Мы можем сказать так, что этот принцип существует лишь до тех пор, пока не разрушена старая жизнь. В этом смысле мы находимся на опасном этапе истории. И продолжительность этого этапа совершенно неизвесна. И завершится он только с началом нового исторического этапа. Разрушение старого мира - это последняя функция денег в истории.

Теперь поэтому интересы общества и индивидов уже не совпадают, не сочетаются, как было раньше, а принимают непримиримый, антагонистический характер. И эгоизм теперь двигает жизнедеятельностью только людей, тем более, когда общественный труд, объединявший людей и порождавший общие представления, так же разложилcя. И это объективно приводит к тому, что сложившаяся обстановка сталкивает друг с другом людей и заставляет их воевать. В этом положении человек – по самой своей сути разрушитель, а не созидатель. Он созидал только в обществе. А одинокого человека как «созидателя» придумала только наша эпоха, разъединившая людей, и разъединившая как раз для того, чтобы человек созидал самого себя и овладел своим развитием таким неожиданным путем. И теперь, как видим, люди "конкурируют, воюют, завидуют". И действительно, все происходит так. И нашу эпоху поэтому можно называть эпохой "обогащения" и одновременно «обнищания». И поскольку стремления человека, и поистине необузданные, выступают в форме эгоизма, то нашу эпоху еще можно называть всеобщим отрицанием, поистине породившим истошные крики души. Может быть, он, человек, в конце концов, в этом временном положении и вправду овладеет своим развитием сам, включая и свое духовное развитие, именно которое и потом объединяет людей? Ведь новое не рождается блаженно. Вспомните, как появляется ребенок из чрева своей матери на свет божий. Я не знаю, как это произойдет. Но произойдет. И крики душераздирающие будут расти. И мы действительно повсюду в мире сейчас наблюдаем рост всеобщего обнищания и падения, чему человек сопротивляется, протестует, с чем он не желает мириться. И он, привыкший всех благ ожидать из вне, пока только-только становится на путь самостоятельного развития, еще не зная, какая тайна кроется в этом неизведанном пути.

И здесь, кажется, именно его самосозидание не имеет никакого значения для гибнущего общества. Ибо это общество основывалось на эксплуатации труда большинства. Люди своим трудом создавали общественное богатство. Переход к принципу «обогащение каждого» все перевернул. Но этот принцип – принцип жить ради самого себя – только в рамках денег, находящихся в руках разрозненных людей, является разрушительной силой, а, освободившись от них, становится, напротив, величайшей созидательной силой, направленной на полное и свободное развитие каждого человека. Ведь «жить ради самого себя», являющееся принципом для нас, вовсе не означает, что в будущем люди перестанут жить ради самого себя и себя целиком посвятят обществу, забыв о себя самом. Самосознание человека – это основное, и Гегелю это поддавалось трудно. В первобытном обществе человек еще не имел личности, и его поведение выражало поведение рода. Поэтому он и назывался именем своего рода. Человек здесь еще не отделил себя от рода и просто слит с ним и мыслит родом. Но если женщина  до безумия любит мужчину, то она сливается с ним и живет ради него, видя в нем свое счастье по той простой причине, что она себя создала в нем, а в себе - его. Она кто, рабыня своего возлюбленного? И именно это отношение сегодня развивается между полами, но превратно проявляясь в деньгах, которые бесконца разъединяют их. Но разъединяют, чтобы снова объединить, объединить, наверное, на новой основе. И мы не видим эту внутреннюю необходимость за ее внешним выражением. И она уже разрывает нас, стремясь вырваться из этого плена.

Разве нельзя приблизительно так рассматривать и другие человеческие отношения, построенные на взаимной любви и взаимном уважении человеческой личности, которые сегодня вновь и вновь разрушаются и воспроизводятся деньгами именно в виде эгоизма? И если именно эти человеческие отношения образуют основу человеческого общества, то почему человек должен жить ради самого себя, отчуждаясь от общества? Просто люди, предоставленные себе, в их разрозненности являются друг для друга чужими во внешних отношениях. Некоторые мои рецензенты говорят, что сами по себе деньги значения не имеют, а природа человека, его сознание. Деньги это просто средство, "эквивалент богатства" и т. д., а тот факт, что они являются обликом личности и образовали его содержание, никем не воспринимается. А многие мыслители обращали и обращают внимание на "порочность" самого человека.
Вещные отношения, в рамках которых человечество находилось тысячелетиями, здесь впервые разрушаются как отношения общественные, и все это человечество объективно подводит к формированию человеческих, личностных отношений между людьми. В конце концов, вещные отношения становятся просто денежными отношениями, а с устранением денег они неизбежно заменяются человеческими отношениями между людьми. И дело в том, что вещные отношения невозможно устранить, ибо невозможно устранить вещи, которые нам нужны. А деньги, так или иначе, отделяют людей от вещей и тем формируют их личностью, предоставленной только деньгам. Теперь же, когда освобождается личность, деньги уже можно устранить просто как облика этой личности - с одной стороны,а с другой - как всеобщего богатства, существующего только в нас и образующего нашего внутреннего содержания. И это уже в силах людей.

Экономические же отношения как отношения общественные были не устранимы по самой своей сути, а потому они разложились деньгами  и превратились в денежные отношения.  Период же разрушения «вещных» отношений переживается как кризис, а становление индивидуальных связей, облеченных только в деньги, за кризисом не воспринимается. Этот период мы назвали «становлением владельца денег». Так что владелец денег – необходимая историческая категория, и будущее зависит от него и от его действий, как он себя поведет.

Но главное здесь состоит в том, что деньги как облик человека уже устранимы.
Следующий период – распад владельца денег или освобождение человека от денежных отношений, который сейчас происходит слепо и так же не зависимо от нашего сознания и воли и который, несомненно, тяжело отразится на жизни людей. Вряд ли могущественные люди могут это признать. Вы когда-нибудь заметили, официальная точка зрения всегда говорит о «процветании», в то время как «мрачные звучания» идут в основном со стороны людей. В этом смысле оппозиция – само воплощение кризиса и надвигающейся на человечество катастрофы, а власть всегда расточает оптимизм. Ибо «сверху» человеческие отношения не имеют никакого значения, и межчеловеческие конфликты не угрожают государству. Для государственного взгляда реальны не человеческие отношения, а только общественные, экономические, политические и т. д. И только их распад будет вызывать панику у власти. Вот почему многие жаждут революцию, не понимая, в чем объективная суть вещей. Как же будут совершать революцию против денег, являющихся обликом человека? Чтобы отобрать деньги у миллионеров и миллиардеров и тем поровну их поделить между людьми, чтобы были довольны все? Это абсурд, если мы знаем призвание владельца денег. Это общество уже невозможно обновить. А владелец денег - временная фигура, призванная разрушить капиталистическую систему. И деньги и разрушают нас. Это последняя функция денег в истории человечества, в которой они самоликвидируются, из созидательной категории превращаясь в разрушительную.


Рецензии