6. Рифмы дальней степени родства и дружественные
2.4. РИФМЫ ДАЛЬНЕЙ СТЕПЕНИ РОДСТВА.
трубочка-голубушка. Совпадение вида "у(ю)" и рода "б(п)", но различие в семействах рифм (убочка - убушка) делают такие слова рифмами дальней степени родства.
РИФМЫ ДАЛЬНЕЙ СТЕПЕНИ РОДСТВА – это рифмы, образуемые словами, клаузулы которых совпадают только в начале. К рифмам дальней степени родства относятся ассонансные рифмы, конфликтные рифмы, корневые рифмы и пр.
2.4.1. АССОНАНСНАЯ РИФМА - созвучие в словах гласных звуков при полном или частичном несовпадении согласных.
Ровно - поздно, ветер - лебедь, звезда - трава... Людская молва, что морская волна.
Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю.
Что-то с памятью моей стало
Всё, что было не со мной, помню.
(Р. Рождественский)
2.4.2. КОНФЛИКТНАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов с неодинаковыми связующими рифментами.
Милый - унылых, видом - идол, летом – одетых, виновный - полковник, рупор - трупам...
Конфликтные рифмы делятся на мягкие и жёсткие. Мягкие конфликтные рифмы - закрытые связующие рифмы. В целом, они звучат созвучно: синий – кинув, белый – делом, ворох – норам, хутор – спутан…
Как серый волк, щетиной весь покрытый,
Как добрый конь с подкованным копытом...
(А.С. Пушкин)
В буднях великих строек,
В Весёлом грохоте, в огнях и звонах,
Здравствуй, страна героев,
Страна мечтателей, страна учёных!
(Д’ Актиль)
Жёсткие конфликтные рифмы – открытые связующие рифмы, имеющие на один слог больше, что и усугубляет диссонанс: городу – вороны, старыми – парусу, видели – выдано, штопоры - пробыли…
2.4.3 КОРНЕВАЯ РИФМА – базовая рифма с совпадением только корня рифмы (ударного гласного и последующего согласного звука): плавный – лавка, верно – первый, новый – словно, избы – низко, служба - кружка…
Чем меньше послеударных слогов в рифмующихся словах, тем созвучней корневая рифма.
Всё тихо в мрачной келье:
Защелка на дверях,
Молчанье, враг веселий,
И скука на часах!
(А. С. Пушкин)
Как видите, не стоит торопиться называть плохой рифмой даже те, что имеют совершенно разные рифменты. Все зависит от каждого конкретного сочетания рифмующихся слов, а еще от того, где используется такая неточная рифма. Что допустимо для верлибра и иногда – для рифмовки через две и более строк, то будет очень сильно портить звучание стихотворения при рифмовке строк, стоящих подряд. Для Твердых Форм (и сонетов, в том числе ) такие неточные (дальнего родства) рифмы абсолютно недопустимы, а для стихов свободных форм – иногда бывают возможны, а при удачном сочетании слов даже становятся авторской находкой. Главный судья в этом вопросе – наш собственный поэтический слух.
2.5. ДРУЖЕСТВЕННАЯ РИФМА:
бабушка-матушка. Совпадение только вида "а(я)" и характерных концовок "ушка" после различного родового звука. Эти слова являются рифмами, но в родственных отношениях не состоят.
ДРУЖЕСТВЕННАЯ РИФМА – (второе название ПСЕВДОРИФМА)- неточная рифма, состоящая из слов с общими ударными гласными и характерными концовками, но различными послеударными согласными или слогами. Слова в таких рифмах не состоят в родственных связях друг с другом, но близки по звучанию. Основная масса дружественных рифм – трёхсложные и четырёхсложные. Дружественная рифма – это разновидность ассонанса.
Преданность – уверенность, бабушка – дубравушка, девочка – времечко, творческий –воинский, общество – творчество, нравственность – обязанность, похаживает - поглядывает, лыжница - завистница, дикторский – идольский, веерный – северный, золушка - горлышко, бабушка – ладушки, горницы - любовницы...
Мне легше, чем всем, -
я Маяковский.
Сижу и ем
Кусок конский.
(В. Маяковский)…
Теоретически псевдорифмами могут быть любые рифмы, кроме мультирифм, например:
Нравами - авралами (связующие псевдорифмы), арка – лавка (обособленная псевдорифма).
У тебя весна без зелени,
А любовь твоя без радости,
Твоя радость безо времени,
Немочь с голодом при старости.
(В.Брюсов)
Гремит орган на стогне трубный,
Пронзает нощь и тишину;
Очаровательный огнь чудный
Малюет на стене луну.
(Г.Р. Державин)
Категория «псевдорифмы» даёт возможность задействовать в стихосложении слова, не имеющие родственных рифм. Так, «девочка» абсолютно не имеет "родственников", даже далёких. Но зато она имеет друзей из слов других родов, с которыми она близка по «духу» (слуху): девочка – веточка – белочка – времечко… Это и есть псевдорифмы, которые объединяются в общие рифморяды в словарях рифм и дают полную картину возможных вариантов рифмообразований - в противном случае, слово "девочка", например, отсутствовало бы в словаре рифм, так как других слов с клаузулой "евочка" просто нет в русском языке.
Псевдорифмы издавна применяются в народном поэтическом фольклоре, а также впервые встречаются в силлабических виршах первых русских поэтов 17 века, когда рифмованная техника ещё не сформировалась.
Токмо слышим о твоей остроумной разумности
яко навычен еси окружной премудрости...
(Савватий)
На этом мы с вами закончили КЛАССИФИКАЦИЮ РИФМ ПО РОДСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ и в следующих статьях поговорим о других способах классификаций рифм.
Продолжение см. http://www.stihi.ru/2011/11/23/7173
Свидетельство о публикации №111110203444
Однако замечу, что его "теория" вовсе не является ни общепринятой, ни бесспорной. А суждения о качестве звучания нередко - весьма сомнительны.
Он свою теорию строил не от поэзии, а с целью удобства для словаря рифм.
Для примера: Гаспаров дает другое определение "корневой рифмы", куда более логичное, определяя ее как
"Левосторонняя (корневая) рифма - рифмуются звуки не после последнего ударного слога, а до него. "
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 22.12.2016 03:06 Заявить о нарушении
Я не создаю никакой теории, я просто провожу конкурсы и разбираю на их материале ошибки и приемы стихосложения
Спасибо за прочтение и отклик! С уважением,
Алкора 22.12.2016 07:17 Заявить о нарушении