Солярис
Уже много лет прошло, а красота эта не затухает. Выразительные лица актеров… пейзажи… декорации… освещение… краски… звуки… Может быть, это самая красивая из всех семи великих работ Тарковского. Впрочем, все его фильмы красивы по-своему.
…В один из моментов фильма у меня текут слезы. Каждый раз. Эта сцена изумительна и затрагивает что-то такое внутри, о чем ты сам только догадываешься, что-то очень личное и сокровенное… Быть может, вы тоже пережили эти непередаваемые мгновения.
«Мы любим то, что боимся потерять…» - эта фраза Криса Кельвина долго не дает покоя тем, кто не признает одномерности мысли и случайности событий.
Когда впервые смотрел «Солярис», почему-то с первых кадров остро почувствовал, что между режиссером и актрисой-героиней фильма существует особое притяжение, есть какая-то тайна. Я ощущал, что героиня связана больше чем-то незримым не с героем фильма , хотя Банионис играет потрясающе, а именно с режиссером. С каждым новым просмотром это странное чувство только усиливалось. Пытаясь найти подтверждение своей догадки, давно стараюсь не пропустить любые материалы о съемках и взаимоотношениях между создателями фильма.
И вот недавно в воспоминаниях Натальи Бондарчук нахожу то, что искал:
«… Звонок. Пригласила к себе Лариса Ефимовна Шепитько. Иду с радостью. Идти недалеко, дома рядом. Пришла, встречают Элем Климов, муж Ларисы, и Андрей. Это он попросил Ларису позвать меня в гости. Сели за стол, немного выпили, читали стихи. Вышли с Андреем в соседнюю комнату. Я села в кресло. Он долго на меня смотрел, потом быстро ко мне подошел, неожиданно встал на колени и уткнул свою лицо в мои. Признался, что любит меня уже целый год, нежно и преданно.
Я сняла с себя цепочку с моим знаком зодиака – Тельцом, которую подарил мне мой отец, и надела на него. И еще вручила Андрею самую дорогую для меня иконку Владимирской Божьей матери. Эта иконка всегда висела над моей кроватью.
Сели за стол… Верно почувствовав мое настроение, Лариса Ефимовна пригласила меня в свою спальню… Тепло говорила о моем муже… « И у Андрея, и у тебя чувства пройдут, он несвободен, так же, как и ты.»
Андрей поставил пластинку Баха, музыку из «Соляриса», которую я так любила. Я прошла в ванную комнату. В зеркале я увидела свое лицо, лицо Хари – женщины, которая любила, но у которой не было ни единого шанса на счастье с любимым. Ни единого… И чтобы спасти его от безумия… взгляд мой упал на оставленное лезвие бритвы… Чтобы спасти всех нас от безумия… нужно уйти, немедленно уйти из жизни. Я схватила бритву и рубанула себе по венам…»
Выходит, предчувствие меня не обмануло… « Но должны быть стихи», - сразу подумал я.- « Она должна писать ему стихи!»
И эти стихи есть:
А.Т.
Как мне глаза твои увидеть,
Как мне почувствовать твой вздох
На расстоянии, не увидеть
Твоих неразрешенных снов,
С какою силою связаться…?
Преодолеть пространство дней,
Предстать. И кинуться в объятья
Судьбы и мудрости твоей…
И здесь же слова Тарковского: « Настоящая любовь не бывает безответная. Иначе она не настоящая».
Раньше бы решительно возразил. Сейчас думаю, что, скорее всего, прав был Андрей Арсеньевич…
Слушать - http://www.youtube.com/watch?v=4YYLvayn_ZI
Смотреть - http://www.youtube.com/watch?v=lqdfwznsZAs&feature=related ;
Август 2011
Свидетельство о публикации №111110202580
Ирина Тарковская 02.11.2011 14:41 Заявить о нарушении
Сергей Горцев 02.11.2011 18:12 Заявить о нарушении