По конкурсу Верлибров
Итоги конкурса: http://stihi.ru/2011/10/28/1502
Сегодня я хочу поделиться с вами своими впечатлениями о недавно завершенном конкурсе Верлибров и немного поразмышлять о методе стихосложения, который называется ВЕРЛИБР или СВОБОДНЫЙ СТИХ.
Меня давно интересовал этот жанр, которым сама я не пишу, потому что писать плохо мне не хочется, а что такое «хорошо, написанное верлибром», я еще до конца не поняла. «Чтобы плавать, надо плавать», - утверждает народная мудрость. Вот я и напросилась в команду членов жюри Конкурса Верлибров Фонда ВСМ, которую возглавляла Илана Арад.
Прочтя ни по одному разу тексты 70-и конкурсных стихов, волей или неволей начнешь приобретать о верлибре собственное мнение. Ну, хотя бы на уровне «нравится – не нравится» А потом захотелось разобраться, почему мне нравятся одни стихи и не нравятся другие.
Сразу же оговорюсь. Все написанное ниже – исключительно мое личное мнение и мои собственные оценки. Более того, моя шкала номинаций сильно не совпадает с той среднеарифметической, которая определила пятерку победителей конкурса. Имен моих номинантов я не знала, обозначая их стихи только лишь порядковым номером участника в пакете. Этими же номерами я и буду оперировать в своей статье: так даже проще – нет повода упрекнуть за предвзятость к знакомым авторам!
И еще: поскольку я не являюсь мастером данного жанра, то мое личное мнение ровно ничего не значит. Кроме одного – оно искреннее.
Выдержки из интернета:
«Вокруг русского свободного стиха – верлибра – вот уже не первое столетие не смолкают споры. Критики, поэты, литературоведы всех рангов и мастей пытаются определить место этого жанра в русской поэзии. История, происхождение, определение и даже правомерность русского верлибра - все это давно является темой нешуточных литературных баталий. В разное время за и против верлибра высказывались Бродский, считающий, что писать свободные стихи можно лишь в совершенстве овладев мастерством классического стихосложения, Гумилев, утверждавший, что верлибр имеет право на существование, но должен использоваться чрезвычайно редко, Цветаева, полагающая, что верлибр – несерьезная форма поэзии… При этом, большинство и противников, и сторонников свободного стиха забывают о том, что именно верлибр является наиболее древней из известных поэтических форм».
Прочтя эти строки, я сразу же приободрилась – не одна я не знаю, что такое хороший верлибр. Не принимать его для себя в одной компании с Бродским и Цветаевой, это ли - не отрада? )))
Кое-какие определения Верлибра, все-таки известны:
«Верлибр это – метод стихосложения, в котором отсутствуют или могут отсутствовать повторяющиеся строфы, рифма, ритм, размер и синтаксическая организация».
В разных учебниках дается разное определение верлибру. В одних – верлибром считается только то, что не имеет ни рифм, ни строф, ни метра, а существует только членение речи на стихи с помощью разделяющих межстрочных пауз.
В других – верлибр общее явление, в котором различаются три его разновидности:
- акцентный стих, строящийся на равном количестве ударений в каждой строке, но при этом лишенный рифм (подробнее см. http://www.stihi.ru/2011/10/26/3124 Ликбез);
- белый стих, представляющий собой нерифмованный или частично рифмованный стих с легко угадываемым классическим размером (см. http://www.stihi.ru/2011/03/17/2725 Ликбез);
- вольный стих, который отличается непостоянством ритма и может не иметь постоянного размера, но, как правило, рифму все-таки имеет (http://www.stihi.ru/2011/03/17/2704 Ликбез).
На данный конкурс были приняты и акцентные стихи( например. №3 Юлия Вебер трехиктовый акцентный стих) , и вольные стихи (например, №48 Елена Кудряшова Норкевич), но основную массу все же составили стихи, написанные без явного ритма и рифм.
И все-таки, (и это только мое личное впечатление!) не все, что было подано на конкурс, было поэзией. Вот об этом я и хочу поговорить на отдельных примерах.
Что случается, если метрическая структура из стихотворения полностью исчезает, а рифмы и не было? Что такое стихи?
В учебнике М.Л.Гаспарова дано такое определение: «СТИХИ – это речь, четко расчлененная на относительно короткие «ряды», отрезки, соотносимые и соизмеримые между собой. Каждый из таких отрезков тоже называется «стихом» и на письме обычно выделяется в отдельную строку».
Свободный стих имеет такие признаки стиха, как деление фраз на строки и написание первых слов в строке с заглавной буквы. Но даже разбивкой на отдельные строки (продуманную автором!) не всякую прозу можно превратить в свободные стихи.
СЛУЧАЙ 1
№25
Мне быть или не быть?
Из принцев в короли
Мечты мои порхают мотыльками.
Я понимаю, всё против меня,
Но прорастают в голове корнями все мысли,
Что только о короне грезят.
Пускай от жажды мести я ослеп,
Оглох к словам раскаянья
И милосердия не знаю.
Все думы только о короне, как вернуть.
Чем оплатить её?
Душою и смертями…
Врагов, друзей, родных.
01 0001
01 0001
01 0001 0001 0
0001 01 0001
0001 0001 01 0010
01 0001 01 0
Есть ли здесь ритм? На первый взгляд, нет –чередование сильных и слабых мест хаотичное, до ацентного стиха пример не дотягивает: в каждой строке – случайное количество иктов.
Но попробуйте в какой-то части стихотворения переставить местами слова, как это легко сделать в прозе:
Мне быть или не быть?
в короли из принцев
мои мечты мотылькам порхают.
Я понимаю, против меня всё,
Но в голове прорастают корнями все мысли
Чувствуете разницу? Звучание ОЧЕНЬ сильно изменилось. В таком варианте этот фрагмент стихотворения уже не сроднится с последующей его (авторской ) частью! Значит, и в верлибре есть особая ритмика прочтения строк! Музыка строк становится основой верлибра взамен метра и рифмы. Написать верлибром трудно, потому, что музыку слов и услышать, и передать – не просто.
А вот пример стихов, где я совсем не ощущаю музыки:
№31
Размытые штрихи детства.
Некоторые ярче, некоторые тусклее.
Но они остаются с нами на всю жизнь.
Помните типовой советский гастроном в спальном районе?
Тот, что на первом этаже пятиэтажной «хрущёвки».
А автоматы у входа с газировкой за три копейки?
Сироп вкусный – грушевый!
СЛУЧАЙ 2.
Верлибр - это не разбитая на строки проза, идеально подходящая для написания чего угодно. Язык поэзии, в какой бы форме она ни была написана, отличается от языка прозы. Проза сообщает читателю факты и размышления о них, поэзия видит мир образно. В этом она сродни музыке и живописи – она воздействует на наши чувства более, чем на разум, она не просто сообщает что-то, а ПЕРЕДАЕТ АВТОРСКОЕ СОСТОЯНИЕ, НАСТРОЕНИЕ. Очень много конкурсных стихов были написаны исключительно прозаическим языком – языком сообщения фактов.
№4
Я вхожу в ворота Тлательолько
Раннее утро, но рынок уже работает.
Краса и гордость Теночтитлана – рынок Тлательолько:
сто тысяч торговых мест.
Чего только нет…
Маис, перец, томатли.
Фасоль, пряности, цветы.
Медные топорики для хвороста. Яркие ткани.
У меня плохое настроение.
Вчера дали зарплату: я – государственный расчётчик.
И я пришёл купить рабыню.
Мне нужна женщина…Взамен ТОЙ.
Ярко написано, с богатой фантазией , но языком прозы, а не поэзии.
Или №23:
Тень потусторонности
Всегда в тени,
Отбрасываемой потусторонностью
На себя….
Освобожденность Музыки,
Освобожденная Живописью,
Приносит освобождение,
В котором Музыка
Играет красками Свободы.
Безмолвие Слова,
Безмолвно преломленное
Через безмолвие Мысли,
Порождает Понимание
Без Слов….
Философские мысли, они адресованы уму и никоим образом не передают авторское образное ОЩУЩЕНИЕ мира.
Сравним со стихами, написанными вроде бы тоже без поэтических образов и тоже с повествованием о происходящем, но в них уже главное, не что видит автор, а что он чувствует, что переживает внутренне.
№ 22
Машина подъехала к подъезду
Бесшумно,
Развеселила меня
Гулом железа и стёкол,
Дрожанием мотора
И совершенно не притягательной теперь
Внешностью.
Шофёр открыл дверцу и она
Громким скрипом заглушила мир,
Мне даже показалось, что небо
Падает мне на колени, нелепо,
Лишая себя жизни.
Я раздосадовался своим глупым восторгам,
Мне стало стыдно
Хотя, машина уехала,
Оставив за собой мутные пары тумана.
Они едва касались мокрого асфальта,
И поднимались к небу такому синему и зовущему.
Я даже захотел немного побыть ими
И старательно закрыл оба глаза.
Моё разбитое твоей нелюбовью сердце
С болью теплилось в уголке туловища.
Не знаю зачем…
Мне стало тошно, что оно ещё живо,
А мы не вместе с тобой.
И что время нашей любви бесследно прошло…
СЛУЧАЙ 3.
Смысловая нагрузка – обязательная составляющая свободного стиха. В отличие от классических форм стихосложения верлибр повествователен, что позволяет автору достигнуть максимальной искренности, человечности в изложении. Именно поэтому верлибр не может быть пафосным, надуманным, любая фальшь в верлибре бросается в глаза. Стихи «ни о чем», состоящие из набора витиеватых фраз, «красивостей», метафор, всунутых с запасом, «не стреляющих», как ружье, повешенное на сцене в спектакле, в верлибре не проходят. Рифмы нет, ритма нет, поэтому все лишнее и надуманное здесь прикрыть нечем, и оно мешает.
№58
Тварь, погонофорой тянущаяся
со дна океана к просвету,
перерастающая в зонтик
кальмара, медузы,
наконец, слизняка,
нашедшего двухстворчатую раковину,
открывшую во время прилива
голубовато-сизые створки,
ставшие крыльями мотылька,
улетевшего за горизонт,
чтобы окрепнуть и превратиться
в сказочного дракона:
змеевидного ящера
с головой
волка-тигра-козла,
опустившегося на космодроме,
созданного млеком,
перетекшим в конструкцию
человеческих звуков:
Per aspera ad astra.
Подведу некоторые итоги.
Стихосложение и поэзия – разные понятия. Первое это искусство, мастерство. Второе – таинство, которое является составляющей любого искусства. Поэзия может присутствовать в стихах, а может и не присутствовать – все зависит от того, является их автор поэтом или он просто рифмовщик, составитель по заданной форме. Поэзия – это та сторона верлибра, которая нацелена на внутренний мир человека. Верлибр не предназначен для декламации перед толпой, его нужно читать в одиночестве и тишине, медленно и вчитываясь в каждое слово. Только так можно уловить его ритм, паузы, насладится гармонией между образом и содержанием. В верлибре очень значимы паузы, подчеркивающие смысловую нагрузку определенных слов, и звучание слов, делающее стихотворение музыкальным.
И все-таки, – сколько людей, столько и мнений! Посмотрела я сейчас на номера понравившихся мне стихов и сравнила их с результатами Итогового Протокола. Вот мои предпочтения:
Татьяна Шеина, Юлия Вебер, Жанна Жарова, Елена Эхо, Николай Богачев03, Василина Иванина. Фаина Садко, Ольга Борина 2, Ирландия О Азис, Адилен Лекс, Елена Кудряшова Норкевич, Тихий Ветер, Фиолетовый Колобок, Татьяна Шкодина2, Песни Неведомого Мира, Нина Шеменкова, Ника Эр, Наталья Елизарьева, Мастер Степанов, Евгений Петропавловский, Брюн Серебряная Струна.
Как видите, почти ничего общего со среднеарифметическим результатом, определившим призеров. Ну, и что из этого? На то он и верлибр – вечная загадка поэтов….
Свидетельство о публикации №111102908185