Миражные рифмы и работа с ними
Полурифму технически построить очень просто: окончание одной рифмующейся строки должно быть длиннее другой ровно на один слог, и рифмоваться должно всё как обычно, кроме этого «хвостика». Насыщенность полурифмы является обычным предметом спора гурманов: одни уверяют, что она вкуснее именно в обеднённом виде, другие, напротив, ратуют за чеканность рифмующихся частей.
В примерах и образцах выглядит так:
перчатка — печать, дрянь — пряник, лассо — бессонный, солнце — сон
По природе полурифмы очевидно, что стихотворение, написанное на ней, будет чередовать рифму женскую и мужскую или дактилическую и женскую и что самый удобный способ рифмовки с ней — парный.
Вот как это может примерно выглядеть (мой этюд, специально для этого эссе в иллюстрацию):
Старый месяц, бледный, будто труп,
по-цыгански крепко курит трубку;
опустив до моря белый трап,
вверх к себе манит сбежать арабку,
деву с ликом бронзовой луны —
разве ей к лицу хиджаб унылой
смертной жизни? Сонная волна
изготовилась и только ждёт сигнала.
Впрочем, целые стихотворения на полурифме пишут очень редко, предпочитая вставлять её в качестве акцента.
Визуальная рифма - "изобретение" англичан. Это рифма, основанная на визуальном совпадении окончаний слов (обычно только последнего слога) и отсутствии при этом реального насыщенного созвучия (но неизменно — присутствии обеднённого, поскольку буквы всё же обозначают звуки). Кроме английских поэтов, эту странную рифму используют рэперы всех стран. Ни одного стихотворения, созданного полностью на визуальной рифме, я не видала, рэперы же добавляют её как своеобразную приправу в тексты, зарифмованные самым обычным способом.
Образец такой рифмы:
пОлной — лунОй, рудА — прАвда, стУлья — жульЯ, тайнИк — тОник, прЕлести — плестИ
Такая рифма может звучать очень интересно, если её подкреплять аллитерацией или ассонансом рифмующихся слов.
Специально для иллюстрации понаглядней я расстаралась на эксперимент и сочинила этюд уже на визуальной рифме.
Не спрашивай, как я сюда проник,
не бойся, я твой преданный сторонник!
Взгляни на руку мне, как радостно горит
мой перстень — пусть тебя он подзадорит,
ведь он — подарок твоего отца,
достойного и славного гасконца
и дяди моего — о, сирота,
теперь ты под защитой Ланселота!
Да, глядя на этот экзерсис, понимаешь, почему визуальную рифму используют именно как приправу, а не основной ингридиент :)
Родной сестрой визуальной рифмы является рифма консонансная, основанная на совпадении согласных вокруг ударных гласных и различии самих ударных гласных. Как и обычная рифма, она может быть разной степени насыщенности. Вот насыщенная консонансная рифма:
морОза — репрИза, шАпка — ошИбка, гОры — уйгУры, двЕри — твАри
Насыщенная консонансная рифма — преимущественно женская, реже — дактилическая (поскольку тогда её труднее подобрать) и почти никогда — мужская, поскольку мужская консонантная рифма требует дополнительной поддержки звукоиграющими поэтическими приёмами.
Ненасыщенная консонансная рифма не бывает мужской, поскольку в таком случаев ней исчезает всякая интересность. Вот примеры женский ненасыщенных консонансных рифм:
гОре — мегЕра, твАри — вЕрит, лАпоть — лУпа
Очевидно, чтобы стихотворение на ненасыщенной консонансной рифме «звучало», эта рифма должна быть подкреплена и другой игрой звуков, например, аллитерацией.
Если посмотреть вновь на мой этюд о месяце и арабке, можно заметить, что, в то время как смежные строки стихотворения соединяются полурифмой, есть и перекрёстная рифмовка консонансной рифмой:
труп — трап, трубку — арабку — насыщенная консонантная рифма
луны — волна, унылой — сигнала — ненасыщенная консонантная рифма, первая подкреплена аллитерацией
Оба вида рифм довольно нестойки, миражны, но, сочетаясь, начинают подкреплять друг друга, придавая стихотворению очень своеобразную гармонию.
Наконец, я хотела бы поговорить и об ассонансной рифме — основанной на идентичности ударных гласных рифмующихся строк и различии следующих за ними гласных. В насыщенной ассонансной рифме совпадают не только ударные гласные, но также идущие далее гласные и предшествующая согласная:
туманный — крахмалы, банда — собака, сироты — короны, перчатка — Лючана
В ненасыщенной ассонансной рифме могут не совпадать предшествующая согласная и/или последующие гласные:
розы — колонны, двери — постели, кофе — жаркОго, трАвы — тиранят, знамя — мало, руки — пуля
Обычно такая рифма остро нуждается в поддержке другими звуковыми приёмами.
Кстати, в испанской поэзии ассонансная рифма считается как раз классической и благородной, а точная — народной, грубой.
Хорошая ассонансная рифма почти всегда — женская, реже — дактилическая и гипердактилическая, и почти никогда — мужская.
Если мы обратимся опять к моему этюду с проникшим сторонником, мы увидим, что смежные строки в нём сочетаются визуальной рифмой, при этом в стихотворении есть также перекрёстная ассонансная рифма, везде ненасыщенная:
проник — горит, сторонник — подзадорит, отца — сирота, гасконца — Ланселота.
Это ещё один пример того, как миражные рифмы поддерживают друг друга.
В завершение не могу не отметить, что миражная рифма требует хорошего, твёрдого ритмического или силлабического скелета — написать хорошее стихотворение в более-менее вольном ритме и при этом с миражной рифмой почти невозможно.
Очень интересной разновидностью ассонансной рифмы является рифма с чередующимися согласными:
схема — смеха, отрада — дара, кромка — каморка, ламы — малый
Такая рифма получается, что очевидно, путём перестановки согласных, стоящих сразу перед и сразу после ударной гласной и также может быть разной степени насыщенности.
Вот как это может выглядеть в стихотворении:
В спальне моей ночами бродит собака,
Чёрная псина, чернее священной Каабы.
Бродит и скалит клыки из-за шторы на лунный
Маленький диск, серебрящий окно моё снуло.
При работе с миражными рифмами стоит помнить, что даже самая насыщенная из них всё равно заметно беднее даже приблизительной классической рифмы, не говоря уже о насыщенной и богатой классических рифмах, и потому они обычно плохо сочетаются в формах, отличных от псевдомонорима. И всё-таки их можно сочетать, если создать для них твёрдый рисунок рифмовки, например, четные двустишия с классической рифмой и нечётные двустишия — с асонансной, или нечётные строки — с консонансной рифмой, а чётные — с классической.
Свидетельство о публикации №111102804737