9. Восьмистрочная строфа или октет
ВОСЬМИСТИШИЕ (ОКТЕТ)— это третья по популярности после четверостишия и шестистишия схема организации строфы. Количество комбинаций рифм в восьмистишии огромно и с учетом использования разных по объему рифм (односложных, двухсложных или трехсложных) и написания разным метром, звучат все октеты совершенно по-разному.
Хочу отметить, что не стоит путать октет с двумя катренами одной и той же рифмовки подряд, которые автор записал так для экономии места или по их содержанию без пропуска строки, например так: абабсдсд. Здесь между катренами нет общей рифмы, значит, это не октет, а два катрена с перекрестной рифмовкой: абаб сдсд.
Как исключение из только что сказанного, приведу пример октета, состоящего двух стоящих подряд катренов с разным типом рифмовки, но не связанных общей рифмой. При этом они связанны содержанием и повтором рисунка рифмовки этой «пары» по всем последующим строкам:
№1
аБаБсДДс
Завуалирована ложь
Под маской искреннего чувства…
Ваш имидж дьявольски хорош –
Сродни высокому искусству
Повелевать умами тех,
Чьи помыслы вполне обычны…
Толпа безумствует привычно,
Но Вас не радует успех!..
Когда любовь не греет плоть,
Напрасно кутаться в шиншиллу;
Сам чёрт /порой/ не разберёт,
Кто по душе и сердцу мил Вам:
Король? Он ветренен, подлец,
Дитя столичного порока…
Поэт?! Скиталец одинокий,
Домашний врач больных сердец.
(Борис Нечеухин- автор СТИХИ.РУ)
Чуть отклоняясь от темы, хочу напомнить, что в идеале любая строфа должна заканчиваться точкой или многоточием. Плохо, если у вас предложение начато в одной строфе, а заканчивается уже в следующей. Такое может быть только в случае, если вы пишете строфоидами – астрофическими стихами с вольной рифмовкой, но об этом у меня будет опубликована статья чуть позже.
Итак, привожу примеры октетов:
№2
АААбВВВб (3 женские рифмы, одна мужская)
По камням оголенным,
по пескам раскаленным,
по долинам зеленым
не кончается путь.
По земле запыленной,
лишь слегка утомленный,
ты идешь просветленный
и свободный от пут.
Нипочем тебе грозы,
суховей и морозы
и колючие слезы -
проливные дожди.
Не рисовка, не поза,
убегаешь от прозы,
жизнь на грани курьеза.
Оглянись, подожди.
(Любовь Левитина – автор СТИХИ.РУ)
№3
Та же самая рифмовка, но с другими по объему рифмами: А*А*А*БС*С*С*Б (3 дактилических рифмы, 1 – женская)
Старение! Возраст успеха. Знания
Правды. Изнанки её. Изгнания.
Боли. Ни против неё, ни за неё
Я ничего не имею. Коли ж
Переборщит — возоплю: нелепица
Сдерживать чувства. Покамест — терпится.
Ежели что-то во мне и теплится,
Это не разум, а кровь всего лишь.
(И. Бродский)
№4
аБасаБас (Рифмовка по цепи Б и с идет через три строки!)
Плеснула осень в небо хной.
Ловлю закат на фото.
Пойдут в коллекцию потом,
Наверно, кадра два.
Меж сосен в сумерках - окно.
Сегодня странно что-то:
Зачем свеча в окошке том
Горит едва-едва?
Светить не внутрь, светить вовне –
К чему пустые траты?
Где знают всех, свечой в окне
Зовут на встречу так.
Зайти на чай сигналишь мне?
А мне - не сват, не брат ты...
Когда живёшь, в какой стране?
Какой же ты чудак!
(Митрофаныч Воронежский – автор СТИХИ.РУ).
№5.
АбАссбАс (здесь как и в предыдущем примере, здесь также нарушено правило альтернанса: дважды – по А и по б- рифмовка выполнена через три рифмы)
Когда отшумят непогоды и вьюги,
А ласковый ветер коснется волос,
Когда все доспехи - и шлем, и кольчуга,
Найдут свое место в почетном углу,
Когда провиденье окажет услугу,
За нас задавая нелегкий вопрос,
Мы всё же решим увидаться друг с другом
На ярмарке судеб, событий балу...
Я эту желанную теплую встречу
Себе представляла не раз и не два,
Готовилась взвешенно-трепетной речью,
Смущенья лишенной, начать диалог,
Я руки тебе возлагала на плечи,
И ты не желал от меня отставать...
Закатом вокзальный перрон был расцвечен
Да небо взрывал паровозный гудок.
(Милада Кондратьева- автор СТИХИ.РУ)
Этот пример я привожу как подтверждение мысли, что нарушение правила альтернанса (см. предыдущую статью) звучание стихотворения КАК ПРАВИЛО ухудшает. За редким исключением.
№6.
аББаССБа (пятистопный анапест и тоже цепи рифм а и Б – через три строки)
Этот мир никуда не годится, придумай другой.
Закрывай же глаза поскорее, ты сможешь, я знаю.
Черно-белый ли, нагло цветной, как доска расписная,
Лишь бы твой до песчинки, до кромки листа дорогой.
Ночь – как холст бесконечный глубокого цвета индиго,
Раздобудь новых красок и кисти, скорее иди-ка,
Отправляйся в поход за своими волшебными снами.
Только не потеряйся в дождях и за белой пургой.
(Наталья Шохина – автор СТИХИ.РУ)
№7.
Фиксированной формой восьмистишия является ОКТАВА – схема: abababcc.
Завершающее строфу двустишие прерывает ряд тройных рифм и хорошо служит для заключительного афоризма или иронического поворота. Октавами написаны «Домик в Коломне» Пушкина, «Портрет» А. Толстого, «Октава» А. Майкова.
аБаБаБсс:
Ахмет-оглы берёт свою клюку
И покидает город многолюдный.
Вот он идёт по рыхлому песку,
Его движенья медленны и трудны.
— Ахмет, Ахмет, тебе ли, старику,
Пускаться в путь неведомый и чудный?
Твоё добро враги возьмут сполна,
Тебе изменит глупая жена.
(Н.Гумилёв)
№8
Редкой и малоупотребительной формой восьмистишия является ТРИОЛЕТ. (твердая форма). Схема рифм в нём: abaaabab, причём 4-я строка повторяет первую, 7-8-я повторяют 1-2-ю.
Ты промелькнула, как виденье,
О, юность, быстрая моя,
Одно сплошное заблужденье!
Ты промелькнула, как виденье,
И мне осталось сожаленье,
И поздней мудрости змея.
Ты промелькнула, как виденье,—
О, юность быстрая моя!
(К. Бальмонт)
Пример безрифменного триолета, где рифму заменяет повтор того же слова. Триолет этот дает пример и пэонического (гипердактилического) окончания.
Тебя я помню. Ты рыдала
На Гревской площади, под виселицей.
И ночь, и смерть, и ты рыдала.
Тебя я помню. Ты рыдала...
Но я забыл, по ком рыдала.
Не под моей ли черной виселицей.
Тебя я помню. Ты рыдала
На Гревской площади под виселицей.
(И.Рукавишников)
А вот пример тройного (тайного) триолета:
Не иди в дом пира. Иди в дом плача,
Чтоб забылись грехи, чтоб открылась душа.
Чтоб светлела порфира, чтоб яснела задача,
Не иди в дом пира, иди в дом плача.
В воротах мира, рыдая и плача,
Цветут чудо-стихи, бездумно дыша.
Но иди в дом пира. Иди в дом плача,
Чтоб забылись грехи. Чтоб открылась душа.
(И.Рукавишников)
О триолете, как об одной из ТВЕРДЫХ ФОРМ, на нашем Ликбезе есть отдельная статья:
http://www.stihi.ru/2011/07/03/684
Хочу заметить, что стихиряне эту форму полюбили и все, что ни попадя, готовы вместить в ее рамки. Между тем, триолетная форма (как и всё в жизни!) требует насущности. Если содержание ваших стихов требует трижды повторить одинаковую строку в восьмистишии – или всякий раз с иным оттенком смысла, или – для особого смыслового акцента, а ваш триолет СОДЕРЖАТЕЛЕН, то есть, сообщает читателю что-то новое), значит он действительно хорош и насущен. Если же ничего не значащая фраза по типу «на что смотрю, о том пою» всунута в триолетную форму по заданию конкурса – не стоило и мучиться!
Возможно даже построение венка триолетов по схеме венка сонетов. Но… надо ли это делать? - хочется мне спросить…
№9.
Восьмистишие со схемой рифмовки на две рифмы abababab называется СИЦИЛИАНОЙ:
Май жестокий с белыми ночами!
Вечный стук в ворота: выходи!
Голубая дымка за плечами,
Неизвестность, гибель впереди!
Женщины с безумными очами,
С вечно смятой розой на груди! —
Пробудись! Пронзи меня мечами,
От страстей моих освободи!
(А. Блок)
На этом пока все. Если у вас появятся интересные схемы рифмовки октетов – присылайте их в ваших отзывах – включу в текст статьи!
Продолжение см. http://www.stihi.ru/2011/11/08/2752
Свидетельство о публикации №111102803731
Пересылаю чаруюшие стихи:
http://www.stihi.ru/2018/11/04/2547
Они написаны октетами с построением 7-7-7-2 7-7-7-2 и перекликающимися рифмами.
Видимо автор вышел на такое построение интуитивно, а возможно под влиянием "порошков". Меня интересует встречалось ли ранее такое написание или Олег применил новацию?
Спасибо за Вашу статью.
Удачи
Юрий Заров 16.12.2018 17:45 Заявить о нарушении
Стихи написаны октетом с укороченными строками - 2-стопным и 1-стопным анапестом - часто встречающаяся на сайте форма стихов, не вижу в ней особой новизны. Не поняла и почему стихи "чарующие". Есть в них авторская тема, связность и глубина сюжета? Нет. Скорее, это подтекстовка к гитаре, где слушают не содержание песни, а мотивчик...
Язык поэтический? Нет. Ни одного авторского точного образа, даже банальных, предсказуемых почти нет (сердце рвется на части, опаленного страсти огнем, мечты и химеры и... все!). Скорее здесь обыгрывается звучание слов, чем смысл или эмоция описывается!А это - не поэзия.
Есть неправильное фонетическое ударение (тангО) - это вообще повод не рассматривать стихи на приличном конкурсе - ошибка речи, а инверсия фразы "о душе в ТЕЛА ПЛЕНЕ" - это тоже базовая ошибка исполнения: и неестественность для литературной речи, и возникающее дурное созвучие "телаплене".
Словом, я никак не могу назвать эти стихи чарующими. А строфу вы назвали правильно: октет АААбАААб, разностопным (2-2-2-1) анапестом.
Текст стихов раскрыла ниже для удобства читателей ТМА:
Аргентинское танго -
милуонга, фанданго,
африканские ритмы -
“тангО”,
воровской, эмигрантский,
итальянско-испанский,
без затейливой рифмы
арго.
Хабанера, кандомбе,
полька, вальс, пасо добле...
Словно в тигле бездонном,
всё - в нём.
Сердце рвётся на части
от короткого счастья,
опалённого страсти
огнём.
И мечты, и химеры
манят в горние сферы
вне земной атмосферы -
туда,
где любовь бесконечна,
беззаветна, беспечна
и взаимна, конечно,
всегда.
В кабаках и притонах
голос бандонеона
грустно, чуть утомлённо
поёт
о любви и измене,
о душе в тела плене,
не достигшей нетленных
высот.
Творческая Мастерская Алкоры 16.12.2018 18:34 Заявить о нарушении
Творческая Мастерская Алкоры 16.12.2018 18:39 Заявить о нарушении