Глухарь

                «Антон Палыч Чехов однажды заметил:
                «Умный любит учиться, а дурак – учить».
                Б. Окуджава.

Раз изучал я архивы старательно,
Что на странице офф-лайн интервью.
Чтец добросовестный был, как старатель, но
Вот я напал на такую струю.
Гению пелися песни хвалебные –
Мол, гениальное «Сталкер» кино,
Очаровали, мол, кадры волшебные,
Сила могучая в фильме том. Но
Мненье своё говорит равнодушное
Сам БНС, что картина как раз
«Воле одной режиссёрской послушная,
Но её тема – совсем не от нас».
Я, переполненный крайней обидою
За мой любимый, прекрасный «Пикник»,
Не удержал равнодушного вида – и
Выдал офф-лайну душевный свой крик:
«Этот талант, о себе возомнивший,
Славу держащий в нахальной руке,
Заперший ум и на лаврах почивший –
Он ничего не понял в «Пикнике»!»
И подписал псевдонимом «Подкидыш»,
Благо фамилия в адресе есть.
Я на ответ-то имел свои виды:
Может, е-мейлом окажет кто честь?

Вот как-то раз открываю страничку
Темы «Стругацкий. Офф-лайн интервью».
Что появилось – секу по привычке,
Снова ищу писанину свою.
И вдруг я вижу: «Подкидышу», в строчке,
Где помещают «Вниманье, вопрос!»
Я пробежал сообщенье до точки,
Что до меня Интернет сей донёс.
Корреспондент, мне ответить решивший,
Фразу мою повторил налегке:
«…Этот талант, о себе возомнивший,
Он ничего не понял в «Пикнике»…»
Сам же сказал: «А вы больше поняли ;.
Эх, поскромнее вам надо бы быть.
В книгах хороших писателей взяли
Мы убежденье: живая в них жисть.
И вот поэтому именно всё, что
Можно понять из них, взявши разбег
И ковыряяся в книгах нарочно –
Жизнь какова и каков человек».
И подписал эти мысли такие
Коротенько и загадочно: «Кот».
Даже без адреса, просто – «Россия»
(Пусть по России меня, мол, найдёт!)
Всякий ответ мне уже интересен:
Кто-то услышал, прислал мне ответ!
Значит, мой мир перестал быть так тесен, 
Дверь для меня в этот мир Интернет!
И я ответ подготовил объёмный
В тайной надежде вопросы родить
(Я по натуре достаточно скромный,
Если, конечно, меня не сердить).
Просочинял свой ответ целый день я,
Стройность при этом блюдя, простоту.
Мысль подперев уважаемым мненьем,
И я ответил:

«ПОДКИДЫШ – КОТУ»

Здравствуйте, Кот! По какой диалектике
Вы подписали послание «Кот»?
Не «Комитет Оборонной ли Техники»
Эту со мной переписку ведёт?
Сдёрнув с руки, мою взяли перчатку
И обнажили вы шпагу свою.
Что же, отвечу я вам по порядку,
Тем соблюдая манеру мою.
Первый – на ваш саркастический смайлик
Чистосердечный я дам вам ответ:
Правда твоя, гражданин мой начальник,
Ясности и у Подкидыша нет.
Так, удалось «просверлить» лишь «скорлупку»
У «Пикника» по отдельным местам,
Не до него было: нёс мою шлюпку
Ветер Стругацких по бурным волнам.
Но сквозь «отверстия» в смысле закрытом
Всё ж я провёл не одну параллель
И аналогий в них было добыто
Столько, что вскрылася тайная цель.
Это позволило личность героев,
Скрытую в повести, восстановить
И, ситуации ихни достроив,
Действия времечко определить.
Но зато знаю я, что я не знаю,
А вот Тарковский не знал и того.
Главного «гений» сей не понимает:
Что АБС – не от мира сего.
Что АБС – не «хороший писатель»,
Коего МОЖНО слегка поучить,
Коль режиссёр – сам приличный создатель,
Можно заставить себе послужить.
И получается: этот скромняга
Ровней Стругацким себя возомнил,
Хоть и не сделал сам НОВОГО шага
В том, что к суду людям всем предъявил».
Дальше же я, покарябав по груди,
Так отвечал: «Значит, жил-был Король.
Ну а вокруг были Скромные Люди,
Что исполняли придворную роль.
И каждый знал свой Крючок, на котором
Он и «сидел» в том высоком дворце:
Кто-то был глуп, кто был маленьким вором,
Кто был ленив, кто нёс ложь на лице.
Кроме Крючков, так же Люди те знали,
Чья же рука держит Нити с Крючков –
И вот поэтому скромно молчали,
Чтоб избежать тех Крючочных рывков.
И раз все Люди вели себя скромно,
Всем заправляли Обманьщики там,
Вред принося Государю огромный,
Пряча казну по своим сундукам.
Всё потому, что старшой из них тайно
Крепкую Леску держал от Крючка,
Что сам Король «заглотал» там случайно –
Так и держал «своего» Королька.
И там понадобился (интересно
Только: КОМУ?) смелый Мальчик-пострел,
Что на плечах занимал СВОЁ место
И что быть скромным ещё не умел.
Он был характером честный и ровный,
Хоть был и мал, но по возрасту смел.
И мог позволить он возглас нескромный,
Так как Крючка он в себе не имел».

«Золушка в фильме хорошем сказала:
«Старая мачеха, злая змея,
Долго напрасно меня обижала –
Думать зато научилася я».
Видно, и вас так обида заела,
Что я кумиру не славу пою,
Что вы мозгам своим задали дело –
И написали мне фразу свою:
«…И вот поэтому именно всё, что
Можно понять из них, взявши разбег
И ковыряяся в книгах нарочно –
Жизнь какова и каков человек».
(Вот уж дисительно, «ВСЁ», как сказало
Это светило «научных» идей,
Полупрофессор месье Выбегало:
«Хлебца, обрату, ну и отрубей.»)
Но из «хороших писателей» слова,
Ради поддержки Котовских идей,
Надо тогда исключить нам Крылова,
Где у него очень мало «людей»,
А всё Мартышки да Волки с Козлами,
Разве что нет у Крылова Кита…
И вдруг, как будто своими ушами,
Слышу рассерженный голос Кота:
- Слушай, Подкидыш!... Я прямо не знаю!
Я же ведь Кот, а совсем не Осёл.
Я же не  хуже тебя понимаю,
Что он людей в ранг Мартышек низвёл!
- Что ж, превосходно, чудесно, прелестно
(Так перевод с Выбегаллы звучит)!
Но ряд писателей всех, как известно,
Из категорий из трёх состоит.
Первая группа – «Хороший писатель»,
Точно, легко «попадающий в круг»
Этот, в который весь прочий «метатель»
Лишь попадает случайно и вдруг.
Дальше – «Талант», попадающий в «цели»
В кои никто не сумеет попасть,
Хоть все и видят на самом на деле.
Этих средь прочих – лишь малая часть.
И, наконец, есть такие на свете,
Кто попадает, узря наперёд,
В «цели», которых никто не заметит,
«Гений» пока в неё не попадёт.
Да. Ну так вот: АБС – не из первых,
А из последних, поверьте мне, Кот.
И не спроста в струнку тянутся нервы
Тех, кто их повести в руки берёт.
И вот у гениев в роли Мартышек
Люди свои занимают «посты»,
Так как «ядро у ореха» их книжек
Напрочь выходят за рамки простых
И человеческих всех отношений,
Лично Подкидышу ка-аца так».
Так вот закрыл эту тему я – «Гений»,
Вот в Интернете ответил я как.
«Ну разве сможет теперь удержаться
Он от вопросов? – наивничал я, –
Только б ответа скорее дождаться,
Будет в сём споре победа моя!»

И наконец я ответа дождался.
Я открываю страницу – и вот,
Хоть сердце билось и я волновался,
Всё же читаю:

«ПОДКИДЫШУ – КОТ .

Волей козлов от рекламы проклятых
Ваши вопросы попали в архив.
Вот вам вопросик незамысловатый,
Вместо ответа, как паллиатив:
Мне интересно: откуда известно
Вам, что он знал, что Тарковский не знал?
Думаю я, говорить так не честно,
В логике вашей здесь вижу провал.
«…И получается: этот скромняга
Ровней Стругацким себя возомнил…»
Думаю, этот «скромняга» и шага
В этом не сделал. Зачем? – я б спросил.
Разные слишком у них ведь задачи:
У сценариста – сценарий писать
(В чём пожелать ему можно удачи),
У режиссёра же – фильмы снимать.

«…Жил-был Король…» Неплохую картинку
Нарисовали. Да сказочка в том,
Что возглас Мальчика хоть бы крупинку
Переменил в Королевстве самом.
В жизни – всё проще (ну вылитый Юра
Тот, Бородин!), или, может, сложней.
«Производительной силы натура
Определит отношенья людей».
Выгоден будет (кому? – интересно!)
Думающий человек на Земле –
Честный обманьщик побьёт всех нечестных
(Что, при любом дураке-Короле?
Быстро как ружья наш Кот заряжает!
Но «на счёт кучности»… слабо, ей-ей.
Точно как Бадер он мне отвечает:
Веско и… в метре от темы моей.).

А в отношенье «обиды напрасной,
Что учит думать нормальных людей» –
То я скажу: может где и прекрасно,
Но не в дискуссии этой моей.
Каждый считает обиду напрасной.
Это же может людей разозлить.
Так что уж лучше без злобы опасной
Вам научиться бы думать учить.

«…Да. И у гениев в роли Мартышек
Люди свои занимают «посты»,
Так что «ядро у ореха» их книжек
Напрочь выходят за рамки простых
И человеческих всех отношений…».
Это конечно. Ведь сам человек
Больше, чем лишь отношенье. И гений
«Выйдет за рамки, дав мыслям разбег».
И повторюсь: «Вот по этому всё, что
Можно понять из них, взявши разбег
И ковыряяся в книгах нарочно –
Жизнь какова и каков человек».

Эх, не расслышал меня, не услышал…
Иль ПОСТАРАЛСЯ меня «не понять»?
Ясно мне: наш диалог здесь не вышел.
Стоит ли дальше мне с ним толковать?
Но всё же снова набрался терпенья,
Вновь подключаю к сети Интернет –
И там такие даю утвержденья,
Были вопросы чтоб, а не ответ.
«Вы говорите: «Откуда я знаю,
Знал что Тарковский, а что он не знал?»
А «Комментарий» подробно читаю,
Как режиссёр там тогда выступал.
И ПОВЕДЕНЬЕ того режиссёра
Ясно и чётко нам всем говорит:
Если бы знал, то его разговоры
Прямо противный имели бы вид!
Не понимал, КТО выслушивал стоя
Эти его и «Не то!» и «Не так!»,
Как он корёжил характер героя,
Как всем известный из сказки Дурак:
«…Говорит он всем: «Не так!
И не так мосты мостят,
И не так детей растят!»
Видят люди, слышат люди,
Как Дурак дела их судит –
И подумывают так:
«Что за гений, наш Дурак!»

Вы говорите: «Своя, мол, работа Урежиссёра – кино, мол, снимать.
Так что себе не давал он заботу
Их дарования соизмерять».
Вот уж дисительно! И с увлеченьем
Пусть занимался своим бы «кином»,
А не выпендривался с поученьем
В области чуждой и мире ином!
Сказано ж: дело грозит нам бедою,
Пекарь коль будет тачать сапоги,
Ну а сапожник, тряся бородою,
Печь собирается нам пироги!
Экранизатору «Дамы с собачкой»,
Экранизатору повести «Нос»
Тексты от Чехова, Гоголя пачкать
Ручкою собственною не пришлось,
В голову, видно, им не приходило.
Тут же – «Подумашь! Фантазии, вздор.
Пусть попотеют, пока моя сила,
Я им плачу!» Вот и весь разговор.
В экранизации верх достижений
И мастерства заключается в том,
Чтобы до зрителя БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ
Мысль донести, что упорным трудом
Создал писатель. Иначе не стоит
«Экранизировать» эти дела.
Разве что в целях рекламы освоить
Имя, чтобы популярность дала.

Дальше сказали вы, для развлеченья
Чуть отвлекаясь, что «…возглас мальца
МОГ бы РЕАЛЬНО сменить положенье –
В этом вся СКАЗКА того мудреца».
Тут – два ответа. Сперва – о предмете
Нашего спора: «Тарковский – Король
Голый». Не думал совсем я, поверьте,
Чтобы исполнить здесь Мальчика роль,
Чтобы какой-то безвестный «Подкидыш»
Вынудил бы «весь народ закричать»:
«Голый Тарковский! Ужели не видишь?!
Разве он гений?» (И вспомнил про мать).
Дальше ответ мой – о смысле той сказки,
Где вы поставили этот акцент.
Да, так и автор считал, без опаски,
Что этот случай создаст «прен-цен-дент»:
Голый Король, как ни в чём ни бывало,
Шествие важно своё продолжал.
Что же, что площадь вся громко кричала?
Власть – у него. Он все рты бы зажал!
(Дальше же я, углубляясь в детали,
Просто напрашивался на вопрос:
«Как? ПОЧЕМУ вы так СТРАННО считали?»
Но до вопросов мой Кот «не дорос».)
Гоголь же тоже ПРО ЭТОТ же случай
С Андерсеном был согласен вполне:
«Сцену немую» дал в пьесе кипучей
Про городничего в нашей стране.
Но тот Отец, что отнюдь НЕ СЛУЧАЙНО
Вместе с Мальчишкой на площадь пришёл,
Про Короля ЗНАЛ ужасную тайну –
И он весь «опыт» тот и произвёл.
Он оказался умней и практичней,
Чем бы ХОТЕЛОСЬ писателям тем.
Младший Обманьщик был друг его личный,
Что (без другого) командовал всем.
И Королю без умишки, что в сети
Эти невидимые и попал,
С Троном ПРИШЛОСЬ РАСПРОЩАТЬСЯ на свете
Том. И Завхозом Король этот стал.
Если действительно вам интересно,
Можете сами о том прочитать,
Как пал геройски Портос всем известный
Иль Франсуа, принц (роман «Сорок пять»).
Или конец  генерала Чарноты,
Или как Роллинг окончил свой путь,
Иль АБС описал нам работу:
Шершня с Дионы пришлось шугануть.
Иль как Вязаницын Радугой этой
Кончил далёкой своей управлять,
Ну а Обманьщик, спаливший планету,
Опыт за опытом крутит опять.
Или про Клавдия Октавиана
Вспомните повести этой финал:
Там Домарощинер кончился странно –
«Искорениться» Директор сказал.
Вот. А теперь сами вы и судите,
Понял ли «больше» Подкидыш чудес:
Этот «Пикник», как вы там ни смотрите,
Есть предыстория для УНС.

Что же касается «жизни, где просто
Всё, но при этом, однако, сложней»,
То эта фраза родила вопрос тот,
Что пояснения требует к ней:
Раз говорите, что возгласом этим
Мальчик не мог ни чего поменять,
То КОМУ «должен быть выгоден» в свете
«Думающий Человек» тот? Опять
Этому Голому под балдахином?
Но ведь и тот, и другой перед ним
Рьяно трудились в порыве едином.
Что ж, им с собой разбираться самим?
Дайте же вы пояснение безо
Всяких увёрток: а кто же такой
«Честный Обманьщик»? А то катахрезой
Это мне кажется, Кот дорогой!

Дальше скажу: научить РАЗВЛЕКАТЬСЯ
Думаньем, что у софистов был хлеб,
Можно здесь и без обиды. И зваться
Так и должно: «Безобиднейший треп».
Но АБС нам сказали, что «думать
Не развлечение есть для людей,
А их ОБЯЗАННОСТЬ». То есть, без шума
ДОЛЖНО ТРУДИТЬСЯ. Таков наш удел.
И к сожалению, эта обида
Чуть не единственный способ для нас
Думать ЗАСТАВИТЬ, причём – не для вида,
А с результатом, и здесь, и сейчас:
«Э-хе-хе-хе, – молвил Горбовский тихо, –
Не получилося вас убедить.
Что же, придётся мне действовать лихо –
Чтоб вас обидеть и чтоб оскорбить».
Или другой есть мудрец, Кот коль знает,
Что на похожий вопрос дал ответ:
«Что вы, Камилл! Это ведь оскорбляет!
- Вот как? Ну а почему бы и нет?»
Видите: даже добрейший, мудрейший
Думать ЗАСТАВИТЬ без злости не смог.
Может быть, знаете способ новейший,
Что сам не знал терпеливейший бог?
Только обида одна порождает
То «остроумье на лестнице» в нас,
Так как подумать – она ЗАСТАВЛЯЕТ,
Раз не могу «дать противнику в глаз».

Ну а «за рамки каких отношений
Произведенья богов выдвигать» –
Вы, всю систему сменив ударений,
Здесь постарались меня не понять.
Я ударенье не на «отношенье»
Сделал, пиша свой ответик для вас,
А «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ» под ударенье
Ставил, примите вы то хоть сейчас.

Но он опять ничего не услышал!
Он, как глухарь, слушал только себя!
Так что у нас диалог-то не вышел,
Он лишь УЧИЛ, свои речи любя.
(«…Вы там в ответах про что-то писали…
Что? Уж не воображаете ль вы,
Что есть на свете такие детали,
Чтоб был вопрос у моей головы?»)
И этот скромности скромный учитель
Бросил красивую шпагу свою:
«Надо завязывать. А то, простите,
В «форум» прогонят персону мою.
На счёт того, что я «думать обязан»,
Я утверждаю: никто никому
И ничего не обязан. И сразу
Я отмету постановку саму.
И повторюсь: «Научись, коли хочешь,
Думать УЧИТЬ всех, а не заставлять».
(Иначе сам, мол, по фейсу схлопочешь!).
И он на этом не стал продолжать.
(Ну хоть спасибо за то, что позволил
Высказать взгляд свой в офф-лайн интервью.
Цели достигнул я хоть поневоле –
Людям раскрыл точку зренья свою.)

Кончил глухарь токовать. И осталось
Мне «остроумье на лестнице» лишь.
Погорячился я, может быть, малость.
Но «догонять убежавшего» – шиш!
И подготовил ответ не спеша я,
Но без желанья Коту отправлять:
«Что вы, мой Кот! Да и мысль-то такая
Мне не взбрела, чтобы вас ЗАСТАВЛЯТЬ
Думать над чем-то! Да и без меня вы
В сём РАЗВЛЕЧЕНЬЕ имели успех,
Благо, в офф-лайне полно вам халявы,
Чтобы, сверкнув, вызвать публики смех.
А вот на счёт «не обязан»… Ведь надо
Нам понимать, что о думанье речь?
Раз остроумие – ваша  отрада,
То от неё вы не станете бечь.
И уж, конечно же, вольному воля:
Думать иль нет о предмете каком
(Коль не сидите за партой вы в школе).
А с «заставляньем» – тут я ни при чём.
Это она всё, сама «негодяйка
Благословенная (с Жилина слов) –
Жизнь». И у ней, раз она здесь хозяйка,
Метод – единственный! – для всех готов:
Фейсом об тэйбл. И тут уж вы правы:
Кто получил этим тэйблом об лоб,
ВПРАВЕ не думать (ведь это – забава!):
Что за ПРИЧИНА сулит ему гроб?
Вправе остаться казак этот вольный
С риском ещё получить от стола –
Вновь неожиданно, вновь очень больно, –
Лишь его волюшка б вольной была!
Так что, мой Котик, вперёд пригодиться
Может тебе эта мудрость небес:
«Нельзя НАУЧИТЬ, можно лишь НАУЧИТЬСЯ!» –
Так наш Учитель сказал, АБС.

29.08.05г.


Рецензии