Неожиданность мгновенья

ТЕЗИС

Невменяемость души
неожиданность мгновенья
робкий натиск вдохновенья
Стой, замри и не дыши...

.........................

АНТИТЕЗИС

Дудкою Бога
лестно себя полагать,
изображать вдохновленного Богом
пророка.
Лучше, однако, не ведать сего порока,
в муках смирения
испрашивая
благо-дать.

+++

"У вдохновения были свои счастливые времена,
и длились они веками.
Оно выражало уверенность
в божественном происхождении искусства слова
и обросло собственной мифологией.
В качестве не поддающегося определению
состояния духа
в словаре греков оно соседствовало со словами
мания, безумие, его путали с экстазом,
с "энтузиазмом",
который в своем первоначальном смысле
обозначал состояние человека,
"преисполненного богом"...

Поэт-романтик почёл бы себя оскорбленным,
если бы ему отказали
в обладании даром вдохновения.
Словацкий в годы своего мистицизма
открыто заявлял, что пишет
по подсказке ангелов.
То же самое утверждал и Сведенборг
относительно своей мистической космографии,
и Уильям Блейк, который говорил,
что он является всего-навсего
секретарем всевышних сил
и те диктуют ему стихи.

Эти неумеренные восхваления
в последующую эпоху
погубили вдохновение.
Против него ополчился Флобер,
над вдохновением единодушно насмехались
во времена реализма и натурализма,
его замалчивали парнасцы,
и в конце концов оно оказалось
окончательно скомпрометированным.
Но когда какое-нибудь слово
отслужит свой век,
из его содержания можно кое-что спасти,
может быть самое существенное...

Резкий переход от печали к радости
или, наоборот,
воздействие на органы чувств
(свет, цвет, голос, запах)
преисполняют нас особым волнением,
и в момент растроганности, экзальтации,
острой горечи или глубокой боли,
внутреннего покоя или блаженства

выступает на поверхность сознания

плод затаенной работы нашей мысли".

Ян Парандовский. Алхимия слова. М., !990. С. 103-105.

+++


Рецензии