Живой огонь души

ПРЕДИСЛОВИЕ ЛЬВА КОТЮКОВА К КНИГЕ АННЫ ФУНИКОВОЙ "В ОБЪЯТЬЯХ КОСМОСА"

О, сколько женщин-поэтесс бессознательно жили чужой игрой, как своей жизнью. А надобно жить любовью!
«Когда б вы знали, из какого сора / Растут стихи, не ведая стыда...» – величественно обронила царственная Ахматова. Знаем! Знаем!! Очень даже хорошо знаем!!! И сора кругом полно... И стыда почти никто не ведает.
А стихи вот что-то тяжело растут. Почти не растут...
А может, все-таки не из сора?.. И не без стыда?..
Но и сейчас так называемые «толстые журналы» упорно кормят русского читателя сочинениями окололитературных дамочек, так называемых поэтесс, чёрт бы их драл.
Эх, дихлофосом бы их!!!
Но, увы, запасы поэтесс в России явно превосходят запасы ядохимикатов. Да и бесы с демонами не зевают, «скрашивают» одиночество поэтов поэтессами с их напускной душевностью и вымученной искренностью, круто замешанными на крикливой истеричности  и душевных расстройствах.
Даже сама Анна Ахматова горько посмеялась над коллегами-поэтессами, заявив: «Я женщин научила говорить — Но, Боже, как их замолчать заставить?»
А ответ был дан ещё великим Александром Блоком: «Мужчина пишет и смотрит на Бога, женщина пишет и смотрит на мужчину». Да, да! - когда мужчина думает о Боге, женщина думает о мужчине. И, может быть, только тогда, когда женщина думает о мужчине, мужчина думает о Боге?!
О, женщина, где душа твоя?! В каком тайном месте?!
О, несыть женская! Есть ли тебе предел?!
Женщина сама себя не знает. А дурные мужики об этом не ведают, но тупо уверены в себе, как покорители женских сердец. И когда русский мужик в пореформенной круговерти бессмысленных трепыханий между незаработанными деньгами и опустошёнными бутылками забывает о Боге, слово берёт настоящая Женщина-Поэт:

Не растеряйся в вечной круговерти!
Пусть сильный дух в печалях изнемог,
Жизнь краткая твоя – пролог к Бессмертью,
А главный зритель в тёмном зале – Бог!
(«Играй, актёр!»)

В своей новой книге стихотворений  «В объятьях Космоса» Анна Фуникова предстаёт перед читателем уже не в качестве достойной внимания поэтессы, но в качестве прекрасного русского поэта, ищущего ответы на самые сокровенные вопросы бытия и небытия.

Что листопад тебе? Что осень?
Что смерть? Что жизни маета?
О чём нездешнем Бога просишь
Строкой, взлетающей с листа?
(«Душа»)

И летят огни воздушные, и гудят огни подземные.
И мается живой огонь между молчанием и безмолвием.
И чудится вдруг, что время — это вечность, случайно сошедшая с ума.
Самое необходимое порой абсолютно излишне в сей жизни. Самое возможное запросто обращается в недостижимое. Самое невозможное вполне осуществимо, заурядно свершается и незримо для нас становится заурядной обыденностью.
И, может быть, эта серая обыденность и есть последнее счастье бытия.

Отпусти меня, ночь, побродить по бескрайней Вселенной
По твоим городам молчаливым, затерянным в снах.
Дай забыть о себе, вечно страждущей, вечно смятенной,
В светлых долах твоих, где царит бесконечно весна.
(«Успокой меня, ночь»)

В стихах автора заключена потаённая космическая сила. Божественная воля диктует строки, и Анна Фуникова воистину свободна в Божественной воле.
Женская поэтическая душа - сущность непознаваемая.
Сокровенная боль человека – только его достояние. Никому нет дела до боли твоей, бренный человек. Никто, кроме Бога, не разделит твою боль. Но кто разделит боль Божью? Бог – в страдании в мире земном. Что же тогда сетовать нам, смертным?
И не ищи себя, человек! Поздно! Страшись потерять последнее, что осталось от тебя. Но, впрочем, теряй... Исчезай до конца. И, даст Бог, в полноте исчезновения обрётешь цельность истинную, как обрела себя в поэзии урождённая кахетинская княжна Анна Джандиери (Фуникова):

Слёзы лить – не княжье дело,
Надо выбить клином клин!
Меч взяла и шлем надела,
Платье кинула в камин.

Ногу – в стремя, вверх забрало!
Понукая скакуна,
От любви своей бежала
Безутешная княжна.
(«Княжна и Поэт»)

Сознание поэтессы – грузинки Анны Джандиери живёт в русской речи - и в безмолвии она общается со своей любимой Грузией по-русски.

Тайны завтрашнего не ведаю.
Знать не знаю, что с сердцем станется…
Только горным цветком поэзии
Имя Грузии в нём останется!
(«Имя Грузии»)

И рвётся душа грузинской княжны на истерзанную войнами и политическими пертурбациями родину, хотя судьба навек принадлежит только России.

Не в силах прятать нелюбовь
В объятьях стужи белокрылой
Я умираю вновь и вновь
В разлуке с родиною милой.
(«Вдали от рая»)

А где-то далече, в краю жизни несбыточной, – звон колокольный над пустынным морем, и птица одинокая не знает, в какую сторону лететь.
И нет земли по ту сторону вечного моря, и безбрежен океан тьмы по ту сторону России. Но и по эту сторону нет ему конца и края, и нет моря по ту сторону вечной земли. Но есть рыдающие женщины в русских селеньях, не дождавшиеся с войны своих сыновей:

Столько лет подряд плачет мать навзрыд:
«В девятнадцать лет мой сынок убит…

Отчего мой сын - и по чьей вине?! –
Как ничей, убит на чужой войне?..»

Беспокойный дождь стал траву косить…
Широка страна – а с кого спросить?
(«Плач матери»)

В своей новой книге Анна Фуникова впервые открыла себя читателю как проникновенный гражданский лирик, остро чувствующий тему вечной войны русского народа-солдата, уже не первое тысячелетие отражающего набеги беспокойных соседей.

Рвы могильные – шрамы глубокие
Опалённой ненастьем страны…
Оттого стихотворными строками
Стали эти солдатские сны!
(«Солдатские сны»)

Родине, как и женщине надо отдавать всю свою жизнь! До конца и без остатка!.. И пусть прекрасных женщин да и живописных мест в мире так много, так много!.. Но ждёт нас дома на родине одна-единственная, ибо, кроме этой женщины, некуда возвращаться настоящему человеку.
И не зря, совсем не зря сказано, что, когда мужчина думает о Боге и Родине, женщина думает о мужчине и обращает свои молитвы Богу.

Замираю, чуть дыша,
Доверяя снова чуду,
И летит к душе душа
Никуда из ниоткуда.

Небеса – бокал без дна,
Полный звёздными венцами…
И дрожит, дрожит струна
Между нашими сердцами!
(«Невозможно»)

 Женщины лгут даже тогда, когда говорят правду. И остаётся мне в который раз безнадёжно повторить за самим собой: «Я вижу всю тебя насквозь! Я ничего уже не вижу!»

То молчишь, то сердцем каешься,
То твердишь, что разлюбил,
Ты мне нравишься и нравишься,
Что бы ты ни говорил.

Чистый снег на дали валится,
И печаль горчит слегка…
Ты опять мне будешь нравиться
В предстоящие века.
(«Нравишься»)

Но не зря я повторяю самого себя, ибо в отличие от брехливых сердцеедов открыто признаюсь, что не знаю женщин, но знаю, что любовь и жизнь совершенно разные понятия, ибо женщине, в первую очередь, нужна любовь, а жизнь – так, на всякий случай, как пространство-время для осуществления любви.
О, женщина!.. Да что женщина?!

Прости. Исчезну, как сумею.
Прощай. Забуду, как могу.
Слегка от боли онемею,
Но нежность в сердце сберегу.
(«Прощай!»)

Правда мужчины – это ложь женщины.
Эх, многим казалось и нынче ещё кажется, что женщина ради мужчины может забыть, что она – женщина. Да ни за какие коврижки, несмотря на все свои думы вместе с мозгами! Даже ради самого, самого неутомимого сверхмужика. Ни за что и никогда!

Песни нежные слагаешь,
Слов красивых не забыть,
Будто сотню лет страдаешь,
Двести лет готов любить.

Расставанья неизбежны.
Пой и смейся, Бог с тобой!
Обмани меня надеждой,
Поиграй моей судьбой!
(«Ты»)

И хотя логика женщины зачастую не поддаётся никаким объяснениям, но сия необъяснимость часто бывает сходна не только у женщин одного типа, например, у худосочных блондинок, но и у пышногрудых брюнеток. Это, к сожалению, наводит на мысль, что непонимание женщины не так безнадёжно, как кому-то кажется, что женщины в любви, быть может, более предсказуемы, чем в ненависти.

Роза в локоне чёрном,
Кружевная вуаль.
Я тебя не достойна,
А себя мне не жаль.

Верность не обещаю,
Даже если люблю,
Но измен не прощаю
И обид не терплю!

Бог сердец, мой тореро –
До чего он хорош!
Чья-то тень за портьерой,
А за пазухой - нож.

Ни молитвы, ни стона
Не услышишь в ответ,
Обезумев от звона
Роковых  кастаньет.
(«Моя Кармен»)

И идут по русской земле бесконечными стылыми зимами навстречу нам красивые бабы в белых валенках. Но чудится на ослепительно белом поле, что летят они к нам над снегами на крыльях незримых. И они, действительно, летят. Летят на крыльях любви. И остаётся нам одно: лететь, не сворачивая, им навстречу.
И наедине с красивой женщиной почему-то думаешь не о бессмертии, а о чем-то почти противоположном. Грустно моей душе. Слава Богу, женщине со мной ещё не грустно. Наедине с женщиной вообще не должно  ни о чём думать, даже о самой женщине, ибо приходит из ниоткуда красота - и уходит в никуда.
Случайный утренний осенний луч в чистом окне, кофейный дымок над позолоченным фарфором, глаза в глаза после долгой и сладостной ночи... И затянувшееся молчание в радость. Что ещё нужно для счастья мужчине и женщине? Может, ещё что-то?!
Ну, разве  что глоток романтической Поэзии - такой, как у Женщины-Поэта Анны Фуниковой...
Да хватит пока и этого, ибо сам Господь довольствуется малым... И не будем гневить Господа.

Заслуженный работник культуры России,
лауреат Государственной премии Центрального Федерального округа России, 
лауреат Международной премии Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия,
Председатель правления Московской областной организации Союза писателей России,
Секретарь Союза писателей России,
член Общественной палаты Московской области

Лев Константинович КОТЮКОВ
               


Рецензии
Эх, дихлофосом бы их!!!
Но, увы, запасы поэтесс в России явно превосходят запасы ядохимикатов...
Здорово написано! Аня! Я рад, что у Вас такой друг, он очень хорошо написал о Вашей поэзии и о Вас.
с уважением,
Михаил

Михаил Гуськов   06.12.2011 17:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил...
Это мое высокое начальство...
Приятно, что оно меня уважает...
И приятно,что Вы мне пишете!
Мне всегда нравились Ваши песни, а от ''Белого коня'' в исполнении Малинина ''тащусь'' по сей день!

Фуникова Анна   06.12.2011 17:42   Заявить о нарушении
Аннушка, полностью согласна с Михаилом насчёт Вас и Льва Котюкова, а также с Вами насчёт обоих..........
Обнимаю, Регина.

Регина Наумова   17.12.2013 23:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.