Встреча после прощания
Как хорошо, что, наконец-то, появилась возможность издавать книги! И, конечно, принято верное решение: в первую очередь к читателю придут книги тех наших земляков, кто покинул этот свет…
«Встреча после прощания» – третья книга поэта Сергея Бабкина, стихотворения которого знакомы любителям поэзии по публикациям в курских, воронежских, московских журналах, а также – по предыдущим его книгам. Но мизерные тиражи не привели к заслуженному расширению границ его известности. К тому же, ранний уход поэта просто требует нового прочтения его стихотворений, наполненных духовным содержанием, любовью к родному краю, к его людям, правдивость которых он доказал своей судьбой – и жизнью, и смертью.
Стёжку за стёжкой кладу на прореху –
Много ли надо зимой человеку? –
На рукавице латаю дыру.
И за починкой решаю спокойно,
От горькой сути сих дум отчуждённо:
Не всё равно ли когда я умру? …
Не всё равно ли? Да жаль рукавицы:
Могут ещё послужить, поноситься,
Может, Бог даст, не один ещё год…
Стёжку за стёжкой кладу на прореху,
Не тороплюсь я с починкой, не к спеху –
Время всему и всему свой черёд.
Книги ещё нет, но я мысленно вижу её, она передо мной: вот я открываю её страницы и ещё раз открываю для себя, что вместе с внешней – неброской, негромкой, краткой биографией у поэта Сергея Бабкина есть другая – биография его души: яркая, богатая на события, мятежная, долгая…
Успокоение душе
Несёт вечерняя прохлада:
Померкло небо, и уже
Слышнее запахи из сада,
И песня соловья, струясь,
Звучит томительней свирели,
И – Боже мой! – как налилась
Земля дыханием сирени!
Стихи без спецэффектов, они просты, но читаешь, вслушиваешься и убеждаешься: простота необходимое условие красоты и подлинности. А подлинной поэзии нельзя не поверить. И пересказать её нельзя – её надо слушать или читать. Поэтому мне опять приходится цитировать:
Стою без шапки под берёзами –
Лежит она у ног в снегу –
Гляжу, гляжу на небо звёздное
И наглядеться не могу.
Как будто эта ночь – Библейская,
И в русском северном краю
Звезда взирает Вифлеемская
На душу грешную мою.
Сегодня, когда наш рынок, а точнее – базар, наводнён миллионными тиражами низкопробной, часто откровенно порнографической, литпродукцией (а ведь ещё наш великий Блок сказал: «Вульгаризация не есть демократизация»), и самиздатом (в самом плохом смысле этого слова), когда забыто напрочь, что если писатель невнимателен к форме – читатель вряд ли будет внимателен к содержанию, что сама форма содержательна, книга Сергея Бабкина просто необходима. Необходима как «русский огонёк» в ночи: чтоб не заблудиться в поисках всего нашего, растерянного на трудном пути в поисках Правды, чтоб не оборвалась нить времён.
За окном непроглядная ночь.
В спящем доме свечу зажигаю.
Отогнать от себя силясь прочь
Чёрных дум заполошную стаю…
Бабкин привержен к русскому классическому стилю, что нисколько не мешает ему иметь свой почерк, быть неожиданным, современным. И это неудивительно: стихи свои он не высиживает, а черпает из глубокого колодца своей души, из своей, а невыдуманной судьбы, он их черпает из мутной речки нашей истории, из чистого озера любви к родине, к национальному. И разве неверно сказано: без любви к национальному нет народа, нет государства, нет искусства?.. Да, часто пером поэта водит грусть и тоска. Но разве жизнь не даёт поводов к тоске и грусти? Разве в мире – мир? Разве не угрожает всему живому беспорядок и порядок?.. Ведь всё: и тревоги, и негодование, и горе,..вместе с восторгами, надеждами, влюблённостью – всё впадает в поэзию, как реки в море. Поэтому и не царит в ней благодушие. И как напоминает мне своей болью Яшинские «Жёлтые листья» стихотворение Бабкина «Растоптанные свечи», в котором говорится не только о спиленном каштане (его спиливают, чтоб освободить место под строительство ресторана), но и о страшных проблемах.
Твоё ли дело, посуди,
Что управляют государством,
Пекутся о его пути
Мужи с раздвоенным гражданством?..
Что толку в ропоте души,
Её невысказанной грусти?
Забейся в норку – и пиши
Хоть о морковке и капусте!
Не лезь в политику, поэт!..
Залей глаза с братвой под вечер
И к ним в бригаду подрядись
Сгребать растоптанные свечи…
Разве только чернилами это написано?.. Вроде бы смирение, неверие в лучшее, но – нет: вчитавшись, здесь слышишь протест и, конечно, – горечь оттого, что протест этот опять не услышан, что язык поэзии сегодня для многих, к несчастью, неродной. И всё-таки состояние пассивного наблюдения не для поэта, поэт «гражданином быть обязан». Да, – «народ безмолвствует», но в душе-то он криком кричит, и здесь голос поэта сливается с голосом народа, который пашет и пашет, и чем больше, тем больше вывозится плодов нашего труда. И вся наша жизнь становится похожей на бесконечную зимовку: мы забились в родную избу, затопили печь, а в избе нашей вышиблены все окна и двери. А разве улицу натопишь?.. Сергей Бабкин! – Вершина его поэзии высоко, а своими корнями она уходит в самую глубь родной земли, и поэтому – я верю в это – никаким злым ветрам её не осилить.
Шумите, сосны надо мной,
И собирайтесь в стаи, птицы, –
Я должен, в мир сходя иной,
Всему земному поклониться…
Земной поклон Звезде полей
И радунице-Радунице…
Нет долга выше и светлей
Всему земному поклониться.
О настоящих стихах и говорить, и молчать можно долго-долго. Но лучшее представление о книге может создать сама книга. С нетерпением буду ждать её выхода и верю: с ней и сам поэт обретёт своё новое рождение…Дай-то Бог!.
2005г.
Свидетельство о публикации №111102306953