Звонко вы-литы фразы в бронзе..?

Латунно-лапидарная латынь ..


... ГЕНЕЗИС ...

... Пролог ...- ... - Эпилог ... - .. : ... эпитафия ... ... : .






*   Лапидарность

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

   Лапидарность, лапидарный (лат. lapid;rius «каменный», «высеченный на камне»), краткость, сжатость, выразительность слога, стиля. Эти качества были присущи надписям на древнеримских каменных памятниках. Умение выразительно, кратко, чётко и полно излагать мысли — неотъемлемое качество ораторского искусства.
   Основополагающее требование к стилю и слогу энциклопедической статьи.


** 
Лапидарный

   Лапидарный, лапидарность (от лат. lapidarius — каменотёс, резчик по камню), предельно краткий, сжатый, выразительный слог, стиль.
Яндекс.Словари›Большая советская энциклопедия



***   ПРОЛОГ

   ПРОЛОГ (греч. prologos, от pro – перед и logos – слово, речь), термин имеет несколько значений.

1. Вступительная часть художественного произведения (литературного, театрального, в том числе музыкально-сценического), в противоположность эпилогу – завершающей части. В прологе сообщается о событиях, предваряющих и мотивирующих основное действие, или разъясняется художественный замысел, эстетическое кредо автора.

   В театральном искусстве содержание пролога менялось – в зависимости от исторического развития, жанровых особенностей и т.д.

   В древнегреческом театре первоначально – пролог представлял собой обращение к зрителям, подготавливая их к восприятию действия. Это – начальная часть пьесы, предшествующая первой песне хора, пароду.
   В пьесах Эсхила и Софокла пролог органично входит в действие, в диалогической форме повествуя о событиях, предшествующих сценическому действию.
   Прологи пьес Еврипида преимущественно монологичны, написаны от лица одного из персонажей пьесы или божества; в них излагается миф, положенный в основу сценического произведения; иногда – указание на развязку произведения.
   В древнеримском театре (Плавт, Теренций и др. авторы) смысловое содержание пролога было расширено: кроме более или менее подробного пересказа сюжета, в него нередко включались просьбы к зрителям о снисхождении и доброжелательном приеме актеров; а также – литературная полемика и нападки на противников автора пьесы. В средневековом религиозном театре (литургическая драма, мистерия, миракль, моралите) пролог носил характер проповеди или молитвы.
   В театре Ренессанса пролог вернулся к изложению сюжета грядущего представления; при этом формы его были чрезвычайно разнообразны: монолог действующего лица, выступление хора, диалог. В прологе мог быть использован и аллегорический персонаж (Генрих IV, часть вторая У.Шекспира – Молва «в одежде, сплошь разрисованной языками»). В классицистском и особенно – просветительском театре пролог зачастую использовался авторами для выражения своих взглядов, политической и эстетической полемики.
   Кроме чисто функциональных задач – введение зрителей в курс происходящих событий, – автор в прологе может решать философские и эстетические задачи. Так, пролог на небе к Фаусту Гете не столько дает предысторию или подготавливает будущие события, сколько задает масштаб трагедии, придавая сюжету универсальный смысл, уводя зрителей от бытового восприятия к широкому обобщению. В 17–19 вв. прологом также называлось аллегорическое представление, предшествующее торжественному спектаклю (например, пролог Торжество муз Дмитриева на музыку Алябьева, Верстовского и Шольца, представленный в 1825 на открытии Большого театра).
   В современном драматическом театре возможно (хотя и не обязательно) использование любого вида прологов.

2. В оперном и балетном театре пролог – это картина или акт, предваряющий основное действие. Здесь мы знаем несколько видов прологов: аллегория (в операх Ж.Б.Люлли, К.Монтеверди, А.Скарлатти и других итальянских и французских композиторов 17–18 вв.), сюжетный рассказ о событиях, предваряющих основное действие (оперы и балеты 19 в. – Борис Годунов, Фауст, Снегурочка, Спящая красавица и др.); моносцена (вокальный монолог одного героя – Паяцы). Пролог может приобретать и значение самостоятельного произведения (одноактная опера Римского-Корсакова Боярыня Вера Шелога – пролог к его опере Псковитянка).

3. В цирковом искусстве пролог – второе название парада-алле, торжественного шествия всех участников представления перед его началом. См. также ЦИРК.

4. В древнерусской литературе пролог – сборник назидательных рассказов и поучений, расположенных по дням года.

Татьяна Шабалина



****  Эпилог

   Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эта стат (греч. ;;;;;;;; — послесловие) — заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не связанная с ним неразрывным развитием действия.

   Как пролог представляет действующих лиц до начала действия или сообщает то, что ему предшествовало, так эпилог знакомит читателя с судьбой действующих лиц, заинтересовавшей его в произведении. От послесловия в тесном смысле эпилог отличается тем, что первое может быть размышлением, тогда как эпилог — всегда рассказ. Типичные эпилоги — иногда без особого заглавия — заканчивают романы Достоевского и Тургенева.


Рецензии