Концентрация в искусстве
отрывок из книги-исследования творчества Томаса Транстрёмера
Сжатые короткие стихотворения
Огненный тег
Сочинения поэта предлагают несколько традиционных любовные стихов.
Мужчина и его жена, действующие в "дельте Нила" (1962), но ни в семейном контексте, "C-dur" (1962) описывает чувство эйфории после свидания, в стихотворении в прозе "Фуншал" (1978) включены любовные отношения. А в "Золотом узле" (1980) встречает читателя изначально «моя дорогая», которая вытесняет темные и разрушительные силы в жизни.
С этим интенсивным звучанием из жизненных мистерий и повседневных прозрений все еще можно утверждать, что сочинения поэта содержат непрерывную любовь к замечательным созданиям. Но эротические или чувственные отношения между двумя людьми, утверждаются они или отрицаются, тема, которая омывает всю историю поэзии, чрезвычайно периферична в книгах поэта.
Одним из исключений является "Огненный тег" в цикле "Дикая площадь",
который должен быть описан как любовное стихотворение, даже если стихотворение - несмотря на относительно простой характер - при ближайшем рассмотрении далеко от обычного.
Eldklotter
Under de dystra mоnaderna gnistrade mitt liv till
bara ner jag elskade med dig.
Som eldflugan tends och slocknar, tends och slocknar
- glimtvis kan man fjolja dess veg
i nattmjorkret mellan olivtreden.
Under de dystra monaderna satt sjelen hopsjunken
och livljos
men kroppen gick raka vegen till dig.
Natthimlen romade.
Vi tjuvmjolkade kosmos och joverlevde.
Огненный тег
Когда темны и мрачны времена,светилась моя жизнь
в твоих объятьях.
Так светлячок, то вспыхнет, то погаснет,
то вспыхнет, то погаснет -
и в проблесках его путь в темноте
среди оливковых дерев.
Когда темны и мрачны времена,то падала безжизненно душа.
Но тело шло к тебе дорогою прямой.
Ночные небеса мычали!
Мы тайно космоса доили молоко
и выживали.
(пер.Л.Борман)
Удивительно мало говорится о любви в этом стихотворении. Первая строка представляет исходное положение. Именно в "мрачные времена" , постоянны состояния "я" в свечении. Это происходит только тогда, когда любовь действует , "когда я в твоих обьятьях".
Как Агнета Плейель отмечает в анализе стихотворения, это нормально, когда звезды сверкают и искрятся. Вот искры в жизни (обратите внимание на срок искры жизни) дают слово «жизнь» другое значение.
С одной стороны, длительная жизнь и с другой то, что привлекает в стабильные периоды - мгновенная жизнь, которая искрится.
Я в дальнейшем вернусь к понятию "жизнь" и нюансам некоторых аргументов Плейель. Искры производит светлячок и этим определяется название, "огненный тег".
Светлячок, который загорается и гаснет в коротких промежутках света по (темной) оси времени становиться так же конкретизированным вариантом временности сверкающей жизни.
Мерцание светлячка в полете "отображается" посредством повторения "вспыхнет и погаснет", фраза, которая затем менялась на "проблески".
Искрящиеся и мерцающие в "темноте ночи между оливковыми деревьями", что является параллелью "мрачным временам и создает превосходный образец сочетания света и тьмы. Через сравнительный ряд повторяются таким образом начальные строки во второй и третьей строках, которые определяют точно меланхолию и любовь в метафорической конкретности.
Светлые и темные модели сочетаются таким образом с течением времени. Долгому периоду печали противостоит мерцание света в огромной темноте ночи, времени, изменчивость и исключительный характер которых, подчеркивается названием " огненный тег, метка,вспышка",которая кратковременна. Похожая на пунктиры световых сигналов светлячка огненная метка( тег, граффити) это быстро исчезащая надпись, которая не пишется с целью сохранения.
Вторая строфа повторяет "мрачные времена", ночная темнота в которых заменяется на безнадежную и безжизненную душу. Она являет собой сторону жизни, длительную диструкцию, но она не есть жизнь. Безжизненность определяет это. Жизнь не может светить в безжизненности, парадокс, который естественен в многозначности слова "жизнь". Резкий контраст продолжается. Свет и тьма сопровождают душу и тело. Метафора "падала безжизненно душа" противостоит противоречиво "тело шло дорогою прямой"
Эго видит, как ни странно, что тело движется против дуэта, который в другом месте, так как при взгляде на светлячка: по проблескам можно проследить его путь.
Души и тела разрушаются, стоит отметить, в союзе любви, и это потому, как также отмечает Плейель,что тело полно жизни, а душа висит в депрессии.
Тело обычно облегчает или отягощает меланхолию, но соединение души и тела, как ожидается, становится откровением любви.
В синестезии " Ночное небо мычало" возвращается темнота. Здесь визуально абстрактное обеспечивается слуховой конкретностью, комически одушевляется. Этот пример из "Огненного тега" показывает, как обьекты из разных областей, небесная широта и земная конкретность объединяются в единое, становясь бОльшим. Не только компиляция в себе порождает новые смыслы - даже стихотворение в целом взаимодействует с картиной.
Так "Ночное небо" означает нечто связанное с предыдущими темными образами. Но через то, что корова одолжила ему свой мычащий рев и через то, что космос можно доить, активизируя этим особый смысл материнства и плодородия - в соответствии с любовью и мерцающей жизнью, образ ночного неба генерируется.
Или можно это выразить, что корова стоит в метонимистических отношениях с "мычало" и
- "доили", словами, которые заражены семантически этим блистанием жизни и любви (и в контексте огненных, обновленных сил). Мычание становится плодотворным, и, следовательно, эквивалентным общению и реальной жизни.
В заключительный строках объединяется "я" и дуэт, в "мы", которые тайно(воровски) доят космос (с языковой связью с английским "The Milky Way", инемецким "Die Milchstrasse" и русским Млечным путем (прим.перевод.) Тайное доение, таким образом,обьединяется с мычанием, как космос с ночным небом и мерцающими звездами. Светлячок в ночной темноте и тайное доение космоса эквивалентны (что подкрепляется цветовым контрастом: свет-белый и темнота-черный).
Выражаются два типа изображения, в которых широкий обзор - астрономический - и "запечная" конкретность - светлячок - собираются вместе и обеспечивают динамический диапазон для любовной сцены.Но пара "выжила", глагол выдается как мерцание жизни и противостояние неживому.
Здесь вводится как финальное слово третий важный нюанс в значение слова "жизнь". Для первого мрачные времена, ночь и неподвижность жизни, которая "безжизненна". Жизнь во втором смысле это свет и блистающая любовь.
Эти противоположные жизни следуют к выживанию, содержание которого полно гармонии, а не безжизненно и мертво.Выжить - это результат
сияния света и жизни в безжизненности. Это достойный результат, когда возможны "доения" космоса.
Ассоциации -это дополнительная поддержка, но только чтобы подчеркнуть основные моменты, как в "С-dur"(1962), или как у Сёдергран :"короткое мгновение,когда цветет пустыня". "Огненный тег" не из романтичных и беспроблемный стихотворений о любви.Тем не менее, здесь от поэтического "я" повествование от мрачных времен, строкой похожей на гимн любви следует к "ты", с благодарностью возлюбленной за близость.
Но основной смысл " Огненного тега"не обращен против постоянных пересечений меланхолии, темнота продолжает доминировать, несмотря на "тайное доение", никакого вечного триумфа любви .
В стихотворении можно проследить последовательности побед любви, но побед временных.
1999
Свидетельство о публикации №111102103774