Рецензия на Полночь в Париже, Вуди Аллен

Первая мысль, пришедшая ко мне во время просмотра фильма, была простой: я идиот. Больше половины исторических лиц, появляющихся перед главным героем, оказались мне незнакомы. Я решил поступить просто — записал все незнакомые имена в блокнот и пообещал себе разузнать о них.

«Полночь в Париже» далеко не элитарное кино. Наоборот — оно массовое, лёгкое. Это то, что называется у Аллена «интеллектуальной комедией». Помимо того, что фильм доставит вам массу эстетического удовольствия, он может стать небольшим путеводителем по истории искусств рубежа XIX-XX веков.

Картина эта очень напоминает более раннюю работу Аллена — «Энни Холл». Главным образом из-за своей кажущейся или реальной автобиографичности. Кроме того оба эти фильма пронизаны откровенной сентиментальностью, такой еврейской, знаете ли. Ну и наконец, главные герои — очень схожи.

Центральный персонаж «Полночи» — Гил Пендер — сочетает в себе популярного и успешного в Голливуде сценариста и режиссёра, и неудачливого писателя-романиста, вирши которого даже близкие не принимают всерьёз. Со своей невестой и её родителями он приезжает в Париж из Америки. Гил грезит прошлым, а именно Парижем первой половины XX века с его кофейнями, наполненными голосами великих художников всех мастей; с его изысканными, но не барочными интерьерами, музыкой Коула Портера и прекрасными женщинами.

Однажды, после дегустации дорогих вин, изрядно пьяный Гил теряется в городе любви. Он не может найти дорогу в отель и на одной из улиц садится на мостовую. Часы бьют полночь. Из-за угла медленно выезжает ретро автомобиль с шумными пассажирами и останавливается возле заблудившегося туриста. Гуляки настойчиво зовут его с собой. Приняв приглашение, Гил оказывается в том Париже, в который безумно влюблён и в который всегда хотел попасть. Он пьёт с четой Фицжеральдов, рассуждает о писательстве и мужестве с Хэмингуэем, отдаёт свой роман на вычитку Гертруде Стайн. «Полночь» — это невероятная и скорая карусель вокруг творческого Парижа 20-х.

Фантастика здесь настолько элегантно сочетается с реальностью, что перестаёт быть просто сказкой или аллегорией, но становится той правдой, какую мы сами можем почувствовать, если хоть чуть-чуть мечтаем о высоком.

Выше уже было сказано, что эта картина массовая, причём, кажется, что Аллен намеренно делает путешествие своего героя во времени таким поверхностным. Он как будто хочет намекнуть эстетам-любителям и просто обывателям, которые восхищаются Парижем, что можно копать глубже: в себя, во время, в искусство.

Но всё же лейтмотив фильма гораздо легче — это ностальгия. Ностальгия, как попытка убежать от своего настоящего, спрятавшись в мечты, в идею «золотого века». Но, как оказывается, жители 20-х, как и наш герой, считают, что они должны были родиться раньше — в конце XIX-го. Картина великолепная, красивая и жизнеутверждающая, пропитанная нежной любовью к городу паризеев.


Рецензии