Царскосельскому Лицею - 200 лет!
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.
Здесь, признаюсь честно, сердце мое тоже трепетно замирает, потому что неким непостижимым образом атмосфера эта оказала влияние и на меня, хотя с тех пор прошло немалое число лет. Но все просто: еще в школьные годы открыв для себя поэзию Пушкина, начала искать, читать о его жизни и творчестве самую разную литературу, и на мое счастье, в числе тех книг оказалась и книга Натана Эйдельмана «Прекрасен наш союз!», где Пушкин-мальчик и все его друзья предстают перед читателями так живо, что кажется, будто находишься рядом с ними – и в садах Лицея, и в классе, и в «студенческой келье»…
Была пора: наш праздник молодой
Сиял, шумел и розами венчался,
И с песнями бокалов звон мешался,
И тесною сидели мы толпой.
Тогда, душой беспечные невежды,
Мы жили все и легче и смелей,
Мы пили все за здравие надежды,
И юности и всех ее затей –
Это много лет спустя, практически накануне своей гибели – 19 октября 1836 года – написал Пушкин в традиционном посвящении лицейской дате:
Всему пора: уж двадцать пятый раз
Мы празднуем Лицея день заветный.
Прошли года чредою незаметной,
И как они переменили нас! –
казалось бы, сетует на безжалостное время и неумолимые законы жизни Пушкин:
…разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш;
Меж нами речь не так игриво льется,
Просторнее, грустнее мы сидим,
И реже смех средь песен раздается,
И чаще мы вздыхаем и молчим…
Но помудревший с годами и с опытом поэт уже вписывал лицейскую годовщину, лицейский дух, лицейское товарищество не только в процесс постоянного движения жизни, но и в контекст истории:
Недаром – нет! – промчалась четверть века!
Не сетуйте: таков судьбы закон:
Вращается весь мир вкруг человека, –
Ужель один недвижим будет он?
Припомните, о други, с той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущенные народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то славы, то свободы,
То гордости багрила алтари.
Что же способствовало тому, что взрослые люди так трепетно хранили память о своих детских годах: ведь не только первый – пушкинский – выпуск старался собираться вместе в «заветный день Лицея», но и для следующих его выпускников лицейская годовщина много значила. Думается, так сложилось потому, что изначально Лицей был задуман как элитное учебное заведение прежде всего в том смысле, что одной из главных задач лицейского образования было стремление «развить умственные способности, научить воспитанников самостоятельно мыслить. "Основное правило доброй методы или способа учения – подчеркивалось в лицейском уставе – состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное действие". На уроках профессора не только заставляли себя слушать, они старались заставить воспитанников мыслить, понимать главное. В Лицее можно было рассказывать пройденный материал своими словами, а не зубрить его наизусть. Нам кажется, что это естественно, но для того времени это было ново и не практиковалось в других учебных заведениях», – так писал в своей книге Натан Эйдельман.
В значительной степени именно шесть лет обучения в Лицее, где тридцать мальчишек не только жили одной семьей, но имели достаточно свободы для самовыражения, оказали огромное влияние на развитие творческих способностей каждого, в том числе Пушкина. И вовсе не случайно многие впоследствии с благодарностью вспоминали своих учителей, а Пушкин выразил чувства товарищей в нескольких строках:
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию – и мертвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим!
Можно сказать, что в Лицее мальчишки самосовершенствовались под деликатным руководством наставников – ведь они не только учились, но участвовали в школьных театральных постановках, писали стихи и статьи, рисовали, издавали множество рукописных журналов, дружили, соперничали, ссорились, мирились, развлекались, давая преподавателям и друг другу прозвища. Вот один забавный эпизод из их жизни, описанный в книге Эйдельмана:
«Математика Карцева за смуглость и, может быть, злой характер прозывают Черняком; его никто, кроме Вольховского, не слушает: в ту гуманитарную эпоху математика еще не заняла того места, как в следующем веке; многие лицеисты вообще не видят в ней проку:
О Урании чадо темное,
О наука необъятная,
О премудрость непостижная,
Глубина неизмеримая!
Видно, на роду написано
Свыше неким тайным Промыслом
Мне взирать с благоговением
На твои рогаты прелести,
А плодов твоей учености
Как огня бояться лютого!»
Кстати, эта эпиграмма, пользовавшаяся популярностью у лицеистов, принадлежит перу Алексея Илличевского, считавшемуся в ту пору лучшим стихотворцем. Но поэтом он не стал, тем не менее, Лицей подарил русской литературе трех самобытных поэтов – Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера, – каждый из которых всегда отмечал лицейскую дату и в быту, и в поэзии:
Семь лет пролетело, но, дружба,
Ты та же у старых друзей:
Все любишь лицейские песни,
Все сердцу твердишь про Лицей.
Останься ж век наш хозяйкой,
И долго в сей день собирай
Друзей, не стареющих сердцем,
И им старину вспоминай.
– так, почти небрежно по знаменитой лености своей, написал 19 октября 1824 года Антон Дельвиг. А вот как отмечал в ссылке годовщину Лицея декабрист Вильгельм Кюхельбекер:
Шумит поток времен. Их темный вал
Вновь выплеснул на берег жизни нашей
Священный день, который полной чашей
В кругу друзей и я торжествовал…
Давно… Европы страж – седой Урал,
И Енисей, и степи, и Байкал
Теперь меж нами. На крылах печали
Любовью к вам несусь из темной дали.
…
Чьи резче всех рисуются черты
Пред взорами моими? Как перуны
Сибирских гроз, его златые струны
Рокочут… Пушкин, Пушкин! это ты!
Твой образ – свет мне в море темноты;
Твои живые, вещи мечты
Меня не забывали в ту годину,
Как пил и ты, уединен, кручину…
– так писал он в 37-м году, уже после гибели Пушкина. Здесь Кюхельбекер также вспомнил ссылку Пушкина в Михайловское, сравнивая себя с опальным другом. Но встретиться с товарищами Кюхля не мог – их разделяла огромная Сибирь, зато Пушкина трое его друзей – Дельвиг, Пущин и Горчаков – нашли возможность посетить. И эти встречи вдохновили Пушкина на одно из самых образных, глубоких и проникновенных стихотворений, посвященных лицейской дате – 19 октября 1825 года:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.
…
Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придется одному?..
Несчастный друг, средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот…
Этим другом, в одиночестве отмечавшем не одну лицейскую годовщину, оказался князь Александр Горчаков – блестящий лицейский франт, сделавший завидную государственную карьеру. Вообще среди выпускников Лицея разных годов много известных и достойных людей – из пушкинского выпуска это, к примеру, декабрист Иван Пущин и адмирал Федор Матюшкин, из более поздних – академик-филолог Яков Грот, исследовавший в том числе и феномен Лицея, министр юстиции Замятин, писатель Салтыков-Щедрин...
И хотя не всё, что задумывалось министром образования Сперанским, получилось воплотить в жизнь в новом учебном заведении, но сама по себе идея провести из античных времен в современность лучшие традиции образования и воспитания оказалась настолько жизнестойкой, что и поныне элитные учебные заведения называются лицеями. А ведь это еще в Древней Греции на окраине Афин близ храма Аполлона Ликейского существовала школа, основанная Аристотелем, и называлась она Ликеем, или Лицеем.
Впрочем, как бы школа ни называлась, главное в детстве – оказаться в доброжелательной творческой атмосфере. И всем нам – и тем, кто любит литературу, и кто ею не интересуется – несказанно повезло: энергия свободного творчества, царившая в первые годы существования Царскосельского Лицея, незримо и постоянно присутствует в пространстве и во времени, и по-прежнему вместе с Пушкиным хочется восклицать:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз!
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
День открытия Царскосельского Лицея 19 октября 1811 года вместе с Пушкиным отмечала
Виктория ФРОЛОВА.
Фото: Вячеслав Мальцев (http://vkontakte.ru/feed?z=photo150741834_270349801)
Свидетельство о публикации №111101904177