Вена. 9 мая

ВЕНА. 9 мая

Ярким, удивительно теплым и солнечным маем закончилась вторая мировая. Весна сорок пятого победного мая была просто удивительна. Природа щедро благодарила победителей за муки, которые им пришлось перенести в кровавых четырехлетних боях с врагом всего человечества – гитлеровским фашизмом, будто спешила восполнить недостаток тепла и света за все годы бед и лишений. День Победы в Вене трудно себе представить.
Это надо было видеть, слышать, чтобы восхищаться торжеством, столпотворением наций, рас, сословий, мундиров и лиц, которым было суждено встретить этот день в Вене. Улицы и площади столицы Австрии были забиты народом.

Мне, танкисту, прошедшему эту войну, посчастливилось видеть эту картину на площади перед всемирно известным Венским оперным театром. Здесь можно было встретить во множественном числе и освободителей Австрии – советских солдат и офицеров, и союзных летчиков англичан и американцев, освобожденных из концлагерей Маутхаузена, и узников этих лагерей из всех порабощенных стран Европы: исхудалые, пожелтевшие люди радостно улыбались. Радость Победы была Великой. Вся Вена – плясала и пела. Временами раздавались автоматные холостые очереди в зенит, но они уже никого не пугали.

В числе победителей присутствовали и герои нашего повествования: капитан Потехин – боевой командир роты легендарных «тридцатьчетверок», награжденный орденами и медалями и отмеченный нашивками легкого и тяжелого ранений. Симпатичный шатен с волнистыми волосами, покоритель дамских сердец, как в шутку называли его друзья по службе, большой любитель эстрадной песни, вечно что-то напевающий про себя. Лихо плясал «цыганочку», «яблочко» и ритмические танцы. Его неоднократно приглашали в Центральный армейский ансамбль песни и пляски, но он упорно отказывался, верный фронтовому братству по оружию.
Неразлучным с ним был его заместитель по технической части – старший лейтенант Николай Самохин. В противоположность Потехину – блондин, нос с горбинкой, шелковые усы, голубые глаза досрочно покоряли встречающихся на его пути девушек, человек лет за сорок. Он талантливо играл на аккордеоне. Они были настоящими, боевыми друзьями, даже после ранений старались попасть опять в одну часть и быть вместе.
Рядом с ними находились командиры взводов: старший лейтенант Жуков и лейтенант Валентин Корольков. Оба они были молоды и счастливы тем, что выжили, что впереди их ждет, как им казалось, прекрасная жизнь. Они насмотрелись крови и смертей, нанюхались пороха и дыма, но - выжили.

По распоряжению Верховного главнокомандующего оставшиеся боеспособные танки роты Потехина были переданы в распоряжение Армии Броз Тито, а вся эта боевая четверка получила командировочные предписания для следования в отдел кадров бронетанковых и механизированных войск в Москву. Старшим был назначен Вячеслав Потехин. Маршрут следования: Вена-Бухарест-Москва.
А торжества в Вене продолжались. На площади против всемирно известного Венского оперного театра, под звуки «Венского вальса» кружились многонациональные, многоцветные пары. Вена праздновала День победы. Вдруг Самохин воскликнул:
      -А что, хлопцы! Не удивить ли нам Вену? Давай, Слава, готовься, я сейчас отыщу аккордеон и по-царски сыграю тебе «цыганочку» с выходом. Будь готов!
И сам мгновенно исчез в многоликой толпе, окружавшей танцующих. Вскоре вальс закончился и перед публикой предстал летчик - Герой Советского Союза, в звании капитана, с мегафоном в руке, и громко объявил:
     -А сейчас, господа, посмотрите, как пляшут победители! Мне сказали, что здесь в гуще народа скрывает свой талант капитан-танкист Вячеслав Потехин, а сыграет ему его боевой друг Николай Самохин. Начинай, Самохин!
И Самохин развернул меха горящего всеми красками радуги аккордеона Валтмейстер и лихо пробежал по клавишам, перешел на «цыганочку» с выходом.

Друзья вытолкнули Потехина в круг. Потехин сначала смутился, но потом расправил под ремнем гимнастерку, вскинул руки и пошел по кругу, лихо работая и руками и ногами, под аплодисменты публики круто и красиво закончил выход. И начал плясать «цыганочку» от колена к колену, усложнять работу рук и ног. Кто и где учил его этому искусству? Руки и ноги его делали такие обороты, что у зрителей захватывало дыхание от красоты его пляски. И когда он закончил пляску, обрушился гром аплодисментов восхищенных зрителей. Крики «Браво!» – гремели над площадью. Потехину пришлось выйти повторно. Но он попросил Самохина сыграть «Яблочко»! Опять же с выходом. Танцевал блистательно, с вдохновением. Площадь замерла, зрителей словно загипнотизировала лихость и красота танцующего. И когда Потехин закончил пляску, площадь вновь взорвалась аплодисментами и криками: «Браво!»
Летчик, Герой Советского Союза, подошел к Потехину и крепко его обнял:
     -Талантливый человек талантлив во всем, отлично может воевать и сплясать лихо может, как нам продемонстрировал этот боевой танкист. Я не хочу оставаться в долгу, кое-что могу и я. До войны я пел во Дворце культуры железнодорожников в моем родном Харькове. А, может, боевой танкист мне поможет? Тогда совсем  хорошо будет.
И он запел: «Где ж вы, где вы, очи карие…». У него был красивый, сочный баритон, который сразу понравился публике. Потехин сходу поддержал его, и песня зазвучала легко и свободно, овладела большущей аудиторией. Публика бурно аплодировала. Потом запели: «Всю-то я вселенную проехал» и другие фронтовые. Получился импровизированный концерт. В концерт включились и освобожденные военнопленные стран антигитлеровской коалиции. Допоздна гудела площадь перед оперным театром Вены в этот день.
А герой-летчик, перезнакомившись со всеми нами, повел нас угощать всех в корчму за свой счет:
     -Гулять так гулять! – воскликнул он. – Я угощаю. Пусть этот День победы запомнится нам на всю жизнь! За мной, славяне!
Всего увиденного за этот день не описать. Вскоре произошли события, которые надолго отодвинули командировку боевых танкистов в Москву: их, как заштатных привлекли к процессу денацификации военных заводов в Вене, т.е. к их демонтажу и вывозке на пункты сбора.

И только в июле, переоформив командировочные предписания, жарким вечером четыре фронтовика-танкиста взяли курс на Бухарест.


Рецензии