8. Альтернанс и др. правила образования строфы
Итак, мы с вами последовательно разобрали примеры строф, состоящих из двух, трех … семи строк. Чем больше строк, тем, казалось бы, больше вариантов построения схем рифмовок, тем проще творить новое. Но это справедливо, если подходить к вопросу математически. В поэзии всё не совсем так, и многие из вас уже интуитивно почувствовали, что не всякий рисунок построения рифм хорошо звучит. Например, если рифмующиеся друг с другом слова разнесены в строфе на большое расстояние, то наше ожидание определенной рифмы не исполняется. Возникает ощущение недоделанности, некачественного написания стиха или зависшей в воздухе, «холостой» рифмы. А рифма вовсе не зависла, она есть, но мы ее на слух не чувствуем.
Так же плохо – обрывисто или излишне монотонно - звучат при чтении вслух длинные строфы, где подряд, одна за другой, следуют или только женские рифмы, или только мужские, да еще и с примерно одними и теми же рифменными окончаниями. Такое тоже может быть, но не по всему длинному стихотворению, а в какой-то определенной строфе, например, в заключительной, где автор вполне сознательно задумал передать нам то или иное настроение.
Всегда очень нестандартно, а часто и неблагозвучно, воспринимаются нами при чтении строфы, где сразу за дактилической следует мужская рифма или за мужской –дактлическая или супердактилическая. Жесткого запрета на это нет - талантливый автор и таким подбором рифм может сделать нечто удивительно красивое:
Для жизни небо выбирая, Ж
Цепляясь ветру в бОроду, Д
Курился воздух в пОру ту, Д
Когда, изрезанных по краю, Ж
Пожухлых листьев фейерверк М
В царящих сумерках померк. М
А снизу длинная дорога Ж
Плела асфальтом кружево, Д
Закат двоила лужами. Д
И с буйством горного потока Ж
Плескалась осени волна, М
Напившись августа сполна. М
Узор мелодии меняла,
Даря помпезность облику,
Заря текла по облаку.
Страшась небесного накала,
Укрылась листьями земля,
До кожи ветки оголя.
А я, мозаики осколок,
Искусно в вечер вставленный,
Дышал в ладони сдавлено.
Прохладой воздуха исколот,
Звенел натянутой струной,
Ещё горячий... и живой.
(Мозаика. Виталий Мессир- автор СТИХИ.РУ)
Здесь в строфах переход от трехсложной дактилической рифмы к односложной – мужской сделан через вставку строки с двухсложной – женской рифмой. И эта нестандартность звучания соответствует теме стихотворения – «Мозаика».
Но все же это –нестандарт, который при отсутствии у вас умения, легко может испортить ваши стихи, ничего им не подарив. Ведь стихи – это, прежде всего, содержание, а не игра с формой ради формы, поэтому лучше знать некоторые полезные правила следования строк в строфе.
АЛЬТЕРНАНС (франц. alternance — чередование) — правило чередования рифмованных стихов с мужскими. и женскими окончаниями, состоящее в том, что стихи с однородными окончаниями могут стоять рядом только тогда когда они рифмуются между собой. Например, можно рифмовать ААвв, но нельзя — аавв или ААВВ; (прописные буквы — женские рифмы, строчные — мужские).
Правило альтернанса пришло к нам из французской поэзии 16 века и существенно ограничило способы возможных рифмовок. В России принцип чередования мужских и женских рифм впервые установлен М.В. Ломоносовым. Эпоха классицизма требовала строгого соблюдения правила альтернанса.
Например, в 18 веке были недопустимы:
- белые стихи с однородными окончаниями (как в гекзаметре);
- рифмованные стихи с однородными окончаниями (например, сплошные мужские рифмы в пер. В. А. Жуковского поэмы "Шильонский узник" Байрона);
- строфы, начинающиеся и кончающиеся однородными окончаниями (как например, "Фонтан" Ф.И.Тютчева);
- стык однородных окончаний на границах строф.
Особенно строго это соблюдается в канонических строфах и в твердых стихотворных формах (секстине, октаве, сонете и др.).
Но время на месте не стоит, и правила меняются. Уже в начале 19 в. нарушение правила альтернанса становятся обычным и к концу столетия перестает быть обязательным.
Тем не менее, наиболее гармоничное звучание стихов достигается попеременным чередованием строк с:
- различным количеством стоп,
- мужских и женских рифм,
- рифм с различными рифменными окончаниями.
Пример стихов, написанных с соблюдением альтернанса:
Зеленый куст бурьянный –
Магнит…
И запах горько-пряный
Пьянит…
И мечется, и стонет,
Дыша,
У памяти престола
Душа…
Пусть годы пробежали
Стремглав,
Кто шепчет: «как мне жаль их» -
Не прав.
И горечь на иссохших
Губах
Лишь значит: дням хорошим
Судьба.
( «Полынь» Ирина Журавка – автор СТИХИ.РУ)
Чередуются мужские и женские рифмы, чередуются количество стоп, меняются, не повторяясь, рифменные окончания рядом стоящих строф.
Модель строфы:
Восьмистрочник разностопный АбАбСдСд КлКлМнМн
01 00 01 0
01
01 00 01 0
01
01 00 01 0
01
01 00 01 0
01
Мы так привыкли к чередованию разных рифменных окончаний, что почти не замечаем его. Моноримы, о которых мы начали разговор в начале этого сборника, довольно редки:
Помню, – шли с караваном пустыней унылой, – было,
И брели с рюкзаками по тундре застылой, – было.
Как палящее южное солнце слепило, – было,
А степные дороги пурга заносила, – было.
Как ты в сердце однажды любовь ощутила, – было,
Как шальная лавина наш лагерь накрыла, – было,
Как ты дни напролёт у постели моей проводила, – было.
А потом вдруг, внезапно, меня разлюбила, – было.
И как время нещадно виски побелило, – было...
("Было". Николай Балуев- автор СТИХИ.РУ)
Ощутить альтернанс поможет стихотворение А. Скалдина, нарочно написанное вопреки этому правилу:
Тихо в комнате моей.
Оплывающие свечи.
Свет неверный на стене.
Но за дверью слышны мне
Легкий шорох, чьи-то речи.
Кто же там? Входи скорей.
Полночь близко – час урочный!
Что толочься у дверей?
Дверь, неясно проскрипев,
Растворилась. Гость полночный
Входит молча. Вслед за ним
Шасть другой. А за другим
Сразу два, и на пороге
Пятый. Лица странны: лев,
Три свиньи и змей трехрогий
Позади, раскрывши зев.
…………
(А.Д. Скалдин, [1916])
Стихотворение написано восьмистишиями сложного строения. Если прочитать первую строфу и остановиться, то покажется, что рифмовка его – аБввБаХа: предпоследняя строка остается без рифм, читательский слух застывает в обманутом напряжении. Но если прочитать второе восьмистишие, то повисшая строка найдет себе в нем рифмующую пару («урочный – полночный»), и рифмовку этих двух восьмистиший можно будет записать: аБввБаГа+дГееЖдЖд. В следующих двух восьмистишиях повторяется точно такая же последовательность рифм. Это значит, что стихотворение написано не просто восьмистишиями, а парами восьмистиший – как бы суперстрофами.
Вспомним «Фонтан» Тютчева:
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым. (П а у з а.)
Лучом к нему поднявшись, он
Коснулся высоты заветной –
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден. / (П а у з а.)
/ О смертной мысли водомет...» и т.д.
Здесь альтернанс нарушен на стыках строф – начало и конец строф выполнены одной и той же мужской рифмой. Требуется пауза при чтении.
Из правила альтернанса вытекает еще одно правило - СКРЕЩЕНИЯ РИФМИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ. Формулируется оно так:
«МЕЖДУ ДВУМЯ РИФМУЮЩИМИ СТРОКАМИ МОГУТ НАХОДИТЬСЯ СТРОКИ НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ НА ОДНУ РИФМУ».
То есть,
допустимы рифмовки АБАБ, АБАБАБ, АББА, АБББА АБББААБ и пр.,
но недопустимы - АБВБАВ, АБВГАГБВ и пр.
В самом деле, в таких сложных скрещениях рифмических цепей трудно соблюсти правило альтернанса. Если, например, А – женское окончание (прописная буква), а б – мужское (строчная буква), то приведенные примеры будут выглядеть: АбВбАВ, АбВгАгбВ – в первом сталкиваются женские нерифмующиеся окончания А и В, во втором – мужские нерифмующие г и б. Поэтому такие скрещения рифмических цепей обычно допускаются в тех языках, где окончания стихов преимущественно однородны, например в итальянской, где все они, как правило, женские, но не во французской и не в русской.
У этих двух правил есть простое психологическое обоснование. Человеческому сознанию, настроенному на рифмическое ожидание, легко уследить одновременно за двумя рифмическими цепями (особенно когда одна из них женская, другая – мужская), но уже трудно – за тремя, а тем более за четырьмя. Для этого нужен навык, тренировка слуха.
В следующий раз поговорим о восьмистишиях.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №111101806806
Спасибо за статью!
Не знала об этих правилах.
Их невыполнение считается технической ошибкой?
Наталия Медведева 26.10.2023 14:39 Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение. Успехов!
Творческая Мастерская Алкоры 29.10.2023 19:28 Заявить о нарушении