недужное
латала холсты неписанные
пустот лоскутки
носила во клюве железном
настала пора
когда забываются грёзы
о мире прекрасном
о мире дарованном свыше
спустилась с небес
поднялась из нор и колодцев
швея-врачеватель
железная матерь-гагара
Согласно преданиям народов Сибири, Железной гагарой "скроена" внешняя вселенная. Гагара появилась из ниоткуда и по сотворении исчезла, предоставив Тарыг-пещ-нималя-сову и Кирт-нёлп-экве - первым полубожествам, наместникам неба и земли, - жизненную сферу.
Свидетельство о публикации №111101702351
Во-вторых, я привык серьёзно относиться к твоим словам, а тут у меня сразу возник ряд противоречий. Какое железо у древних народов Сибири!? Какие древние сибиряки!? Думал: напутала Стелла со своим гуманитарным образованием. Я полез копаться в Интернет. Оказывается, что я или всё забыл или ничего не знал. В истории был период, когда железо было драгоценным металлом и было дороже золота, железо один из самых распространённых химических элементов в Солнечной системе и на Земле, но меньше всего железа в речной воде (утка, понимаешь!), мало того, Россия по залежам природного железа занимает одно из первых мест в мире. Откуда это всё знали твои древние сибиряки, в которых я по-прежнему не верю, я уже не спрашиваю. Но откуда ты это можешь знать!
Уменяимянету Этоправопоэта 17.10.2011 11:53 Заявить о нарушении
http://www.ruthenia.ru/folklore/novik/001-006(MifyTvorenija).htm
Так что далеко ходить не нужно: хотя всё построено на аллегории, сама аллегория не аллегория)
А знать откуда, - аджна, она же третий глаз, на что?!
Вот и древние йоги знали строение человека и расположение и состав внутренних органов его без вскрытия.
Аййршири 18.10.2011 16:20 Заявить о нарушении
Составитель Е.С. Новик
Общее оглавление
с.13:
Устройство первоначальной Вселенной происходит при участии ныряющей птицы.
Нюля Турдагин (род Линанчера)
Усть-Авам
7 июля 1962 г.
(№ 1)
"Сначала вода была только. Нгуо собрались все, говорят:
- Надо землю искать. Делать как-то.
Позвали гагару, говорят ей:
- Доставай землю.
Ушла в воду гагара. Долго была как-то, говорит:
- Сила-то кончилась, ничего не нашла.
Сколько-то отдыхала, потом опять ушла - траву, землю достала.
Как она достала, тогда земля воду покрыла. Земля-то стала, взялись откуда-то семь ребят, говорят - все друг друга не понимают. Как земля-то стала, все в разные стороны ушли. От них разные народы пошли".
*Образ гагары, которая достает Землю, в мифологии встречается наравне с образом некоей маленькой утки, выполняющей то же дело. Таким образом, ныряющая птица - гагара или же маленькая утка оказываются "близкими" к Матерям-демиургам, творцам современного
с.14:
мира. Как будет более подробно показано далее, ныряющие птицы составляют непременную часть шаманской атрибутики. В отличие от "простых" птиц они обладают особым даром общаться во всех известных нганасанам средах - в воздухе, на земле и в воде. От "простых" птиц ныряющие отличаются, по нганасанским представлениям, так же, как и шаманы отличаются от простых людей, не обладающих даром проникать в иные сферы, нежели реальный, миры. Для шаманистической идеологии подчеркивание изначальной причастности ныряющих птиц к сотворению мира является весьма характерной чертой.
То же у Мирче Элиадэ.
Аййршири 18.10.2011 16:25 Заявить о нарушении
Говорит старик:
- Какое имя мы дадим нашему сыну?
Старуха говорит:
- Если бы у нас была дочь, я бы дала ей имя, а мальчику пусть отец даст имя.
Говорит старик:
- Какое имя я дам? Его имя пусть будет Тарыг-пещ-нималя-сов*8.
Аййршири 18.10.2011 16:32 Заявить о нарушении
- Слезай, иди захвати дочь старухи Кирт-нёлп-эквы*16, мать как раз заснула. Когда он пошел, говорит конь:
- Не ходи, иди сюда. Вдруг ты подумаешь лишнее, а старуха проснется, и конец нашей жизни будет. Лучше сначала зайди в мою ноздрю, там кабак, в том кабаке выпей три чарки.
Тарыг-пещ-нималя-сов заходит в ноздрю коня, оказывается, в ноздре кабак. Выпил три чарки, вышел. Говорит конь:
- Теперь иди захвати дочь старухи Кирт-нёлп-эквы.
Зашел в дом, вытащил оттуда дочь. Говорит конь:
- Садись скорей, она уже идет на нас.
Едва он дошел до коня, появилась на улице старуха Кирт-нёлп-эква. Говорит конь:
- Бросай женщину, а то уже догоняет.
Он бросил женщину, быстренько сел на спину коня, двинулись вперед. Старуха Кирт-нёлп-эква схватилась за нос коня, конь махнул головой - берестяной сверток слетел. Она двинулась к передним ногам коня, схватилась за них - берестяные свертки слетели. Потом двинулась к задним ногам коня, конь как подскочил вверх, берестяные свертки тоже слетели. Потом она двинулась к хвосту коня, все пальцы ее рук порезались о саблю. Она начала их догонять - тут схватится за них, там схватится за них. Говорит конь:
- Что у тебя в руке?*17 Нас вот-вот cxвaтят.
Говорит Тарыг-пещ-нималя-сов:
- Ничего у меня в руке нет.
Кирт-нёлп-эква тут хватает их, там хватает их. Говорит конь:
- Ты чего ждешь-то? Разве не знаешь, что у тебя в руке?
Он глянул на руку: семигранный кнут у него в руке. Как ударил коня, тот смешался с идущими облаками, с бегущими облаками. Старуха Кирт-нёлп-эква говорит:
- Эй-а, Тарыг-пещ-нималя-сов, ну и украл дочь, теперь бог взял тебя, ты спасен.
Поехали дальше. Однажды они приехали в город Парапарсеха. Конь спустился к воротам города, как раз его жена появилась на улице. Они взялись за руки, жена ввела его в дом. Дома она говорит:
- Эй-а, песенный человек, сказочный человек, много мук ты перенес.
Поставила стол с пивной сдой, с медовушной едой, начали есть. Однажды говорит его жена:
- Выходи-ка, твой конь зовет тебя на улицу.
Вышел, конь поднял ногу.
- Иди, - говорит, - какой-то сучок уколол ногу.
Он подходит. Оказывается, дочь старухи Кирт-нёлп-эквы прилипла там. Они вернулись с дочерью старухи Кирт-нёлп-эквы.
Аййршири 18.10.2011 16:33 Заявить о нарушении