недужное

Железная утка
латала холсты неписанные
пустот лоскутки
носила во клюве железном

настала пора
когда забываются грёзы
о мире прекрасном
о мире дарованном свыше

спустилась с небес
поднялась из нор и колодцев
швея-врачеватель
железная матерь-гагара





Согласно преданиям народов Сибири, Железной гагарой "скроена" внешняя вселенная. Гагара появилась из ниоткуда и по сотворении исчезла, предоставив Тарыг-пещ-нималя-сову и Кирт-нёлп-экве - первым полубожествам, наместникам неба и земли, - жизненную сферу.


Рецензии
Во-первых, выздоравливайте. Что это вы там!
Во-вторых, я привык серьёзно относиться к твоим словам, а тут у меня сразу возник ряд противоречий. Какое железо у древних народов Сибири!? Какие древние сибиряки!? Думал: напутала Стелла со своим гуманитарным образованием. Я полез копаться в Интернет. Оказывается, что я или всё забыл или ничего не знал. В истории был период, когда железо было драгоценным металлом и было дороже золота, железо один из самых распространённых химических элементов в Солнечной системе и на Земле, но меньше всего железа в речной воде (утка, понимаешь!), мало того, Россия по залежам природного железа занимает одно из первых мест в мире. Откуда это всё знали твои древние сибиряки, в которых я по-прежнему не верю, я уже не спрашиваю. Но откуда ты это можешь знать!

Уменяимянету Этоправопоэта   17.10.2011 11:53     Заявить о нарушении
Не знаю, как насчёт полезных ископаемых, но одно они "знали" точно:

http://www.ruthenia.ru/folklore/novik/001-006(MifyTvorenija).htm

Так что далеко ходить не нужно: хотя всё построено на аллегории, сама аллегория не аллегория)

А знать откуда, - аджна, она же третий глаз, на что?!

Вот и древние йоги знали строение человека и расположение и состав внутренних органов его без вскрытия.

Аййршири   18.10.2011 16:20   Заявить о нарушении
Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик
Общее оглавление

с.13:

Устройство первоначальной Вселенной происходит при участии ныряющей птицы.

Нюля Турдагин (род Линанчера)

Усть-Авам

7 июля 1962 г.

(№ 1)

"Сначала вода была только. Нгуо собрались все, говорят:

- Надо землю искать. Делать как-то.

Позвали гагару, говорят ей:

- Доставай землю.

Ушла в воду гагара. Долго была как-то, говорит:

- Сила-то кончилась, ничего не нашла.

Сколько-то отдыхала, потом опять ушла - траву, землю достала.

Как она достала, тогда земля воду покрыла. Земля-то стала, взялись откуда-то семь ребят, говорят - все друг друга не понимают. Как земля-то стала, все в разные стороны ушли. От них разные народы пошли".

*Образ гагары, которая достает Землю, в мифологии встречается наравне с образом некоей маленькой утки, выполняющей то же дело. Таким образом, ныряющая птица - гагара или же маленькая утка оказываются "близкими" к Матерям-демиургам, творцам современного

с.14:

мира. Как будет более подробно показано далее, ныряющие птицы составляют непременную часть шаманской атрибутики. В отличие от "простых" птиц они обладают особым даром общаться во всех известных нганасанам средах - в воздухе, на земле и в воде. От "простых" птиц ныряющие отличаются, по нганасанским представлениям, так же, как и шаманы отличаются от простых людей, не обладающих даром проникать в иные сферы, нежели реальный, миры. Для шаманистической идеологии подчеркивание изначальной причастности ныряющих птиц к сотворению мира является весьма характерной чертой.

То же у Мирче Элиадэ.

Аййршири   18.10.2011 16:25   Заявить о нарушении
Неделю она прожила, потом зашли мать с сыном. Сын уже бегает. Песенный человек, сказочный человек разве долго растет? Старуха и старик дальше живут-поживают. Их сын дорос до охоты на лесного зверя. Из сердцевины ствола, обструганного на стружки, делают ему лук, из сердцевины ствола, обструганного на стружки, делают ему стрелу. Начал он охотиться в речном краю, в лесном краю.

Говорит старик:

- Какое имя мы дадим нашему сыну?

Старуха говорит:

- Если бы у нас была дочь, я бы дала ей имя, а мальчику пусть отец даст имя.

Говорит старик:

- Какое имя я дам? Его имя пусть будет Тарыг-пещ-нималя-сов*8.

Аййршири   18.10.2011 16:32   Заявить о нарушении
Он сел на спину коня, конь поднялся, смешался с идущими облаками, с бегущими облаками. Ехали они, ехали. Однажды конь спустился на землю. На месте приземления стоит дом с амбаром. Говорит конь:

- Слезай, иди захвати дочь старухи Кирт-нёлп-эквы*16, мать как раз заснула. Когда он пошел, говорит конь:

- Не ходи, иди сюда. Вдруг ты подумаешь лишнее, а старуха проснется, и конец нашей жизни будет. Лучше сначала зайди в мою ноздрю, там кабак, в том кабаке выпей три чарки.

Тарыг-пещ-нималя-сов заходит в ноздрю коня, оказывается, в ноздре кабак. Выпил три чарки, вышел. Говорит конь:

- Теперь иди захвати дочь старухи Кирт-нёлп-эквы.

Зашел в дом, вытащил оттуда дочь. Говорит конь:

- Садись скорей, она уже идет на нас.

Едва он дошел до коня, появилась на улице старуха Кирт-нёлп-эква. Говорит конь:

- Бросай женщину, а то уже догоняет.

Он бросил женщину, быстренько сел на спину коня, двинулись вперед. Старуха Кирт-нёлп-эква схватилась за нос коня, конь махнул головой - берестяной сверток слетел. Она двинулась к передним ногам коня, схватилась за них - берестяные свертки слетели. Потом двинулась к задним ногам коня, конь как подскочил вверх, берестяные свертки тоже слетели. Потом она двинулась к хвосту коня, все пальцы ее рук порезались о саблю. Она начала их догонять - тут схватится за них, там схватится за них. Говорит конь:

- Что у тебя в руке?*17 Нас вот-вот cxвaтят.

Говорит Тарыг-пещ-нималя-сов:

- Ничего у меня в руке нет.

Кирт-нёлп-эква тут хватает их, там хватает их. Говорит конь:

- Ты чего ждешь-то? Разве не знаешь, что у тебя в руке?

Он глянул на руку: семигранный кнут у него в руке. Как ударил коня, тот смешался с идущими облаками, с бегущими облаками. Старуха Кирт-нёлп-эква говорит:

- Эй-а, Тарыг-пещ-нималя-сов, ну и украл дочь, теперь бог взял тебя, ты спасен.

Поехали дальше. Однажды они приехали в город Парапарсеха. Конь спустился к воротам города, как раз его жена появилась на улице. Они взялись за руки, жена ввела его в дом. Дома она говорит:

- Эй-а, песенный человек, сказочный человек, много мук ты перенес.

Поставила стол с пивной сдой, с медовушной едой, начали есть. Однажды говорит его жена:

- Выходи-ка, твой конь зовет тебя на улицу.

Вышел, конь поднял ногу.

- Иди, - говорит, - какой-то сучок уколол ногу.

Он подходит. Оказывается, дочь старухи Кирт-нёлп-эквы прилипла там. Они вернулись с дочерью старухи Кирт-нёлп-эквы.

Аййршири   18.10.2011 16:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.