Итоги сентября. Эвелина Ракитская

Не могу не сопроводить обзор Э.Ракитской своим коротким комментарием. Мы познакомились с Эвелиной шесть лет назад при весьма забавных обстоятельствах. Я раскритиковал в пух и прах "Антологию русскоязычной израильской поэзии" выпущенную её издательством и составленную ею же (совместно с покойным Михаилом Берковичем). Меня очень порадовала реакция Эвелины. Нет, сначала, как это принято в окололитературных кругах, мы крепко поспорили, тщательно выбирая выражения. Но затем, в первую очередь, благодаря ей, страсти сошли на нет, и мы тихо и мирно побеседовали, сначала по телефону, потом "очно". И поняли друг друга. Это такая редкость, когда собеседник тебя слышит и понимает. Эвелина – умный, мягкий, интеллигентный человек. Очень талантливый (поэтесса она, каких мало, жаль, что не пишет больше) и очень щедрый. В этом вы с лёгкостью убедитесь, познакомившись с обзором.

П.Самсонов

 

В целом мне очень понравился уровень стихотворений, вошедших в лонг-лист. Высокий уровень. Графомании в подборке нет.
Все стихи написаны людьми интеллигентными, это чувствуется. Чувствуется солидный интеллектуальный уровень авторов.
К сожалению, нужно было отобрать лучше стихи, поэтому пришлось одни стихи отметить как лучшие, а другие – не отмечать. Предпочтение я отдала тем стихам, которые написаны не по случайному поводу, не для «красного словца» или из желания поиграть словами и образами (хотя и это никому не возбраняется, конечно), а тем стихам, которые, по моему ощущению, автор не мог не написать. Мое давнее убеждение: каждое настоящее стихотворение пишется автором (по внутреннему ощущению) «как первое» или «как последнее». Иными словами – чем больше автор вместит в стихотворение не сиюминутного, а «программного» - тем лучше. Читатель современной поэзии, особенно сетевой, уже стонет от виршей, которые можно читать с начала, с конца или с середины, и при этом автор ничего, собственно, сказать и не хочет, кроме того, что в лучшем случае посетовать на бессмысленность бытия, снабдив стихи модными словами и образами. Поэтому, на мой взгляд, так важен «факт высказывания», об этом хорошо написал М. Н. Ромм в статье «Литература живая и мертвая».   www.era-izdat.ru/live-literatura.htm
 
Второе качество настоящей поэзии – это, по-моему, внутренняя энергетика, драйв – как называл ее Бродский.
Третье качество –  так называемая поэтическая тайна. Поэзия как некая невидимая субстанция живет где-то между строк, иной раз совершенно необъяснимо, почему одно стихотворение можно отнести к Поэзии, а другое – только к стихотворчеству. Но отбрасывать этот момент нельзя.

С такой точки зрения, исходя из перечисленных трех качеств, на мой взгляд, присущих истинной поэзии, я и старалась отобрать лучшие стихи из лонг-листа.
Ну и, наконец, есть личный вкусовой момент. Нравится или не нравится, интересно читать или неинтересно – это тоже, понятно, нельзя сбрасывать со счетов.
       

Стихотворение АРСЕНИЯ ЛЕТОВА "Ленивец" http://www.stihi.ru/2011/02/16/505  -

хорошее, но не в моем вкусе. Мне ближе те стихи, где есть цельная внутренняя энергетика. В этих стихах есть своя энергетика, но она расползается, распадается на кусочки, словно картина Дали. То же самое происходит и с мыслью…

STRAY CAT "Высшая лига" http://www.stihi.ru/2008/03/30/365  -

это, на мой взгляд, классическая «сетевая поэзия». Хорошие строчки: «Ты давно стучишь в окно ноутбука, ожидая, что поднимется ветер». В целом же ничего нового нам автор не сказал: встречи лучше, чем расставанья, человек в мире одинок и невечен, только звезды вечны. Все эти известные (хотя и вполне бесспорные!) истины выражены вполне заковыристо, как и подобает сетевой поэзии. Стихи неплохие, но в этой подборке – в лонг-листе – есть и лучше…

НИКОЛАЙ БИЦЮК "Гвоздь" http://www.stihi.ru/2011/05/14/7020
 
Я гвоздь, в сто крат от ржавчины больнее.
(Грамотнее бы тут написать «стократ больнее». Причем стократ – слитно. «В стократ» – так не говорят).

В стихотворении есть литературные штампы – слова и образы: «иссохшая гортань», «мы - проигранные фишки»… Любимая требует от автора самопожертвования? Она читает Блока, но не обращает внимания на творчество автора? Не внятно, честно говоря. Думаю, что ни то, ни другое…
А что хотел сказать автор на самом деле – мне лично не понятно. Пусть автор не удивляется, что я задаю такие прямые «тупые вопросы». Я их задаю с точки зрения читателя, который воспринимает текст непосредственно и хочет понять автора или хотя бы найти какую-то лазейку к пониманию. 

ТУРУНТАЙ "Луна" http://stihi.ru/2011/05/13/5233
 
В принципе, стихи хорошие, но кое-где есть неточность в образах, например: «и в лубок обращает любовь» - мне кажется. это сказано автором просто так, ради созвучия – «лубок-любовь».  Непонятно и вот это:  Только нам, её ветреным чадам
(кроме тех, кто гораздо учён), до лампады ночная лампада, и она никогда ни при чём».

МИХАИЛ ДЫНКИН "Борису Поплавскому" http://stihi.ru/2006/05/03-1772 

Тут все та же вселенская тоска… Написано неплохо, но что нового сказал нам автор? Понимаю, что мои претензии к автору неоправданны, вся поэзия на 99 процентов состоит из таких жалоб…
Но меня стихи не очень впечатлили.


БОРКОВСКАЯ "Иголка" http://www.stihi.ru/2011/06/12/4197 

Я вообще не люблю рыбаков и охотников. Потому что они убивают рыб и животных. Пусть автор меня простит. Нельзя поэтизировать убийство. Если мы едим рыб и животных, это может быть, необходимость, но никакой такой поэзии в ловле рыбы на крючок или убийстве зверей я не вижу.

НИКОЛА "У яблони" http://www.stihi.ru/2009/06/29/1870 

Стихи неплохие. Но в подборке лонг-листа есть те, которые мне больше понравились.

НАТАЛИЯ БОЕВА "отчетливо катя" http://stihi.ru/2008/07/29/3696
 
Это хорошие женские стихи. Но опять же – в подборке лонг-листа есть стихи лучше.


ЭДУАРД ПОБУЖАНСКИЙ "Д. Ш" http://stihi.ru/2010/09/28/2768 

«А день - как эскиз карандашный - ещё не окончен» - хорошая строка. Но в целом стихи мне не очень понравились. Тут нет «факта высказывания». Пусть автор не обижается.

ГОРШКОВ ОЛЕГ "Ты умер, едва проснувшись, чуть свет, внезапно..." http://stihi.ru/2011/01/19/10485
 
В стихотворении много литературных штампов. Причем не на уровне отдельных слов и эпитетов, а на уровне целых как бы блоков. Я попыталась выбрать пример такого «блока-штампа» - и мне не удалось – потому что все стихотворение как бы один сплошной блок-штамп, одна строка тянет за собой другую, слова сплетаются довольно умело, но читатель по окончании чтения текста ничего не выносит для себя важного… Кто-то стал пробелом, избыв без остатка себя самого, а девочка в такт дышала, тут же Гумберт и Гамлет – любимые герои сетевой поэзии, яблоко, купель, рождение и смерть и т.д. и т.п. Возможно, я несправедлива. Но это стихотворение мне не очень понравилось.

СВЕТА ЧЕРНЫШОВА "посвящение" http://www.stihi.ru/2011/08/25/4091 

Стихи неплохие. Есть интересные строчки: «Все правильно — с прищепок бельевых

потянутся на длинные юга - причисленные к перелетным платья».

Но все же отдельные хорошие образы – это еще не всё что нужно для поэзии.

ГРИДИНА АННА "Я жду тебя, как дерево растёт..." http://stihi.ru/2011/06/04/4295
 
Тема не нова, ярких запоминающихся образов тоже нет…. Хотя эти стихи могут кому-то понравиться.




ОЛЬГА ЗАБИРОВА НОВОЕ "Бронзовый кабан" http://www.stihi.ru/2011/08/01/6163
 ,
Тут все очень красиво, страшно и непонятно. Начинается с тающих зеркал – что вполне по-женски, а заканчивается кровавыми мальчиками… Всё же стихи должны быть хоть чуть-чуть понятны читателю, даже такому тупому, как я.

ИНГА ПАВЛОВА "Без объяснения причины" http://www.stihi.ru/2010/12/12/4631  ,

Мне показались эти стихи просто красиво сложенными словами.


ОКСАНА БОРОВЕЦ "это дерево будд..." http://stihi.ru/2011/08/18/860 

По-моему, слово «желудь» пишется через «е» - верней, через «ё». Больше у меня нет никаких ассоциаций или умных мыслей после прочтения этого стихотворения.

АЛЕКСАНДРА ДЕМАКОВА "G" http://stihi.ru/2011/08/19/998
 
Хорошая любовная лирика, смутило только то, что автор – женщина. Мне это не близко…

НИКА НЕВЫРАЗИМОВА "Лесник" http://www.stihi.ru/2011/08/01/6133 

Уехать от себя, бежать от мира – не ново….

ТИНН "этажи. com" http://www.stihi.ru/2011/05/15/2651 

Всегда вызывает у меня сомнение эта «звукопись» - «настороженные стрижи» и т.д.
В целом стихотворение мне не слишком понравилось: «тиражировано бежит кровь привычною переправой» - ну что это? Я не знаю…. Нет, не мое это, мне не нравится.

НАТАЛЬЯ ДЕДОВА "Молодеюшка" http://www.stihi.ru/2008/08/04/1074 

Это песня, к тому же, стилизованная. Я не готова ее оценить на конкурсе поэзии.

МАРСЕЛЬ ШАМСИВАЛЕЕВ "Качнулась сосна" http://www.stihi.ru/2009/01/30/5180  ,

Всё хорошо написано, но и всё при этом банально: пейзаж, разлука….

СВЕТЛАНА МАРКОВСКАЯ "про Азу" http://www.stihi.ru/2008/02/01/2288
 
Очень, очень неплохо! Но меня просили отметить только 10 стихотворений. Понравилось, что нет априори враждебности к цыганам, есть желание понять их, разобраться в их жизни.

ОЛЕГ ДЕМЕНТЬЕВ 22 "Казанский" http://www.stihi.ru/2011/03/02/10210 

Стихи пока не слишком сильные, но у автора есть перспектива, творческий потенциал, мне кажется.

ЕВГЕНИЙ ТУГАНОВ "Немного лирики. Воспоминание" http://www.stihi.ru/2011/01/20/5979 

Мне не  близка чисто пейзажная лирика, я считаю, что у поэзии должна быть сверхзадача. Автор в этом не виноват.

АЛЁНА ТАЙХ "Я ли тебя не узнаю" http://www.stihi.ru/2011/08/16/5187 
 
Я мало что поняла, однако чувствуется внутренняя  боль автора. Это уже хорошо!


ВИКТОР МАЙНА "типа поток" http://www.stihi.ru/2011/07/29/6513 

Разумеется, ржавая трава продвинутому сетевому поэту напоминает о Бродском и Ахилле… О чём же еще она может напоминать? Ой, скучно…

ЛЕОНИТ ТЕРЕХ "из цикла Наследие майора Горохова5" http://www.stihi.ru/2010/11/07/3445 

Вроде бы надо улыбаться, а как-то не смешно, а скучно

КОРМИЛИЦЫНА ТАТЬЯНА "Толкование снов" http://www.stihi.ru/2010/03/12/4726 
 
По-моему, стихотворение написано по никчемному поводу. Поэтому нет смысла разбирать его достоинства, оно просто не запоминается, проходит мимо сознания… 


BOR "Тревожные сны" http://stihi.ru/2010/06/22/1181 

Вот скучно мне – и всё.

ЕВГЕНИЙ ВОЛЬФОВСКИЙ "Любовь, что... Спортивное" http://stihi.ru/2010/08/25/3764  , номинатор: Нина Лёзер

Опять скучно! Меридианы полюса любовных магнитов… Всё знакомо, узнаваемо. А хочется нового, свежего!

STERVA "Бесструнница" http://stihi.ru/2011/07/21/2648 

Как это «замыкая круг на календарь»? есть неточность, приблизительность в словах, поэтому стихи считаю недоделанными с технической точки зрения.
Марина Цветаева говорила: каждое стихотворение уже где-то существует, поэт только должен угадать все слова и записать их. Часто поэт слов угадать не может, заменяя их какими-то приблизительными. И тогда стихотворение не живет.

ХОБОТОВ "Летнее послание к Людочке Из рая изгнаны с позором..." http://stihi.ru/2004/06/30-548
 
И мы, насажены небрежно
На легкую земную ось, - жутко представить себе воочию такой «садистский» образ.
Стихи не очень понравились.



ЛУЧШИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ


КУРИЛОВ ДМИТРИЙ "Кострома" http://stihi.ru/2009/12/23/6505 

Стихи искренние, за ними стоит настоящая боль, лаконичные, «сделаны» просто, но за простотой стоит работа над словом. Очень хорошие строчки:
«Где сороки трещат демократками
И дворняжки глядят коммунистками».
При всей внешней «банальности» - уже сколько раз, казалось бы писали о том, что «родину похоронили», - в этих стихах есть нечто новое и совсем уж безысходное: окошко забили решеткою, от мира отгородились железной дверью и ушли во внутреннюю эмиграцию. Круг замкнулся.
.

АЛЕКСАНДР СПАРБЕР "ЗабоРильки" http://www.stihi.ru/2007/08/24-1041 

Стихи имеют ясную цель написания: «Не умирай, моя душа». Мне очень нравятся стихи, имеющие хотя бы намек на позитивный выход к свету, а не просто философские сетования на неясность конечной цели бытия…  Автором, к тому же, найден нестандартный образ – короеды, которые едят свой дом:   «Едят свой дом они, спеша – ведь он на время им сдается»; Этот дом, если мною верно понят автор, - и собственное тело, и страна, и весь мир… Стихи, на мой взгляд, абсолютно всем понятны, растолковывать их нет смысла.


АЛЕКСАНДР КРУПИНИН "Когда земля покрыта снежным слоем" http://stihi.ru/2010/01/06/265   

Стихи загадочны, чем и хороши. Вероятно, это концептуализм?:)))Тут и намёк на трех богатырей, и на других героев русской истории и литературы… Стихи хочется читать и перечитывать, хочется раскрыть их загадку, хотя я вполне допускаю, что никакой загадки нет, и автор сам не знает, кто это такие. Если это так, то тем еще остроумнее.   

АНДРЕЙ СМЕТАНИН "Хомяк" http://www.stihi.ru/2011/07/13/4747
 
Да просто классное детское стихотворение. От чтения получаешь удовольствие. Что же еще нужно? Ни одного лишнего слова, ни одного неуклюжего выражения. Легко читается и сразу запоминается! Детские стихи написать так ясно, без приблизительных слов и образов, без слов-паразитов типа «уж» - очень трудно. Здесь мы видим блестящую технику и хорошую идею.

ИГОРЬ ГОНОХОВ "Село" http://www.stihi.ru/2011/09/07/4390 

Ну что сказать. Очень хорошо. От этих стихов хочется плакать. Не думайте, что это не комплимент. Это как раз самый большой комплимент. «Пьеса должна быть такой, чтобы по ее окончании у зрителей лопнули сердца», - писал Н. В. Гоголь. Стихи, конечно, бывают разные, но это мнение Гоголя относится и к стихам. На мой взгляд.
Что касается чисто литературных достоинств – это та самая «немыслимая простота», в которую, «как в ересь», впал под конец жизни Пастернак. Прозрачность текста, за которой стоит огромная работа над словом.


РОБЕРТА РО "Поздний вечер..." http://www.stihi.ru/2011/05/27/186 

Точное попадание. Под этими стихами подпишутся многие. Правда, некоторые, кто постарше, уже наплевали на условности и спокойно плачут и в трамвае, и в троллейбусе;))

ЧЕН КИМ "Общежитие. Фотка про уборку помещенья" http://www.stihi.ru/2011/08/08/1307 

Чистые хорошие стихи. Меня в них прельстила все та же «немыслимая простота», прозрачность текста.

ЛЮДМИЛА ПОКЛОННАЯ "как там родина" http://www.stihi.ru/2011/08/06/1269  ,

Стихотворение как бы очень простое, бесхитростное. Но за скупыми словами стоит тут целая жизнь. Да и сама простота и бесхитростность - это всегда - плод серьезной работы автора.




А это те стихи, которые я бы тоже включила в число лучших, но "во вторую очередь".


ГАЭТАН "Кому не хватило моря" http://stihi.ru/2010/08/26/6690 

Стихи очень хорошие. И образы тут есть, и перспектива пространства и времени, и душа автора.
Замечательные строчки: «ты в шагах запутаешься, будто город на верёвочке ведёшь»
 
ДМИТРИЙ УНЖАКОВ "Если только ему повезёт," http://www.stihi.ru/2008/11/10/1208 

Не знаю, выбирать ли это стихотворение, но в целом оно мне понравилось. В поэзии должна быть тайна, тут эта тайна явно присутствует.

Думаю, что нужно отдать эти оба стихотворения, помеченные мной синим цветом (в "ворде", прим. ред.), на усмотрение главной редакции – если кто-то еще, кроме меня, отмечал их среди лучших, а  какие-либо другие стихи, помеченные мной красным, никто не отметил, то я не буду против согласиться с большинством.    

ИГОРЬ ГАГАРИНОВ "там, где я живу" http://stihi.ru/2009/11/13/146
 
Стихи чем-то меня задели, в них есть поэтическая тайна. Включила бы и их в число лучших, хотя не уверена что права.

НАТАЛЬЯ ВОРОНЦОВА-ЮРЬЕВА "Молоко" http://stihi.ru/2006/12/29-1479 

Очень неплохо. Стихи хорошие, человечные, с юмором и теплом написанные. Тоже бы выделила среди лучших. Но «на втором месте».


Рецензии
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.