Ра-сказ о выборе
- А ты сам уже размышлял над этим? Давай вместе подумаем. Что мы постоянно делаем, и от чего зависит то, как мы будем жить?
Сказал отец сыну.
- Может быть ходить, говорить, читать, писать, считать, думать... Это все мы постоянно делаем. Мне кажется, что важно ремёсла какие-то изучать, тренировать тело. Всё это вроде бы очень важно.
- Правильно. Всё это нужно и важно, но прежде чем за что-то браться, или наоборот не браться делать, мы делаем выбор - нужно это нам или нет. От этого выбора зависит то, как мы будем относиться к делу, принесёт ли оно пользу кому-то, или мы просто потеряем время зря на пустое занятие.
- Но это же так просто, папа! Ведь каждый знает, что выбирать надо то, что лучше. Чему же тут учиться?
- И верно и нет, сынок. Даже червяки выбирают куда им ползти, основываясь на на том, где теплее, влажнее, больше питательных веществ. Но ты, наверно, наблюдал по весне, как многие из них выползают на дороги после тёплого дождя и их там давят. Почему это происходит?
- Может потому, что они не знают, что на тёплой и влажной дороге опасно для них?
- Точно. Они делают неправильный выбор потому, что не имеют правильных, достоверных знаний, и не могут рассчитать своих действий далее чем на один шаг. Так многих животных и рыб ловят в ловушки, зная их привычки и повадки.
- Но мы же умнее. У нас разум есть!
- Разум нужно развивать и уметь им пользоваться... Люди тоже постоянно попадают в ловушки, расставляемые некоторыми другими людьми. Которые желая лёгкой жизни, власти или из ненависти к окружающим пользуются тем, что кто-то чего-то не знает, или излишне доверчив. Так, например, реклама обычно показывает людей, которые покупают предлагаемый товар весёлыми, здоровыми и успешными. А на деле покупатель лишь тратится на ненужную ему (а бывает и очень вредную) вещь, которую, к тому ж ему продают втридорога.
- Так как же тогда быть? Что может помочь всегда делать правильный выбор?
- Вот это мы и попробуем понять сейчас. Представь, что тебе принесли две коробки, в которых лежит какая-то нужная тебе вещь, например ботинки, и тебе надо выбрать одну из них. Одна - красивая, яркая, которую так и хочется взять, а вторая- простая, на ней лишь необходимая информация и всё. Какую выберешь?
- Надо бы глянуть сами ботинки, примерить, узнать из чего они сделаны.
Подумав сказал сын, которого завлекла тема беседы.
- Правильно. То есть надо получить как можно более достоверные сведения о том, что тебе надо выбрать. Это основное правило. И касается оно любого выбора. Иначе рискуешь получить совсем не то, на что ты рассчитывал. А для того чтоб получать достоверные сведения нужно много всего знать, и уметь проверять знания, насколько они правдивы. Так, ежели сомневаешься в достоверности, полученных сведений, то и делать какой-либо важный выбор не спеши.
Отец немного помолчал, ожидая пока мальчик обдумает и получше запомнит сказанное.
- А что ты будешь делать, если кто-то будет утверждать, что он более осведомлён нежели ты, и готов помочь тебе, выбрав за тебя что-либо.
- Смотря кто, и смотря что захочет выбрать. Например если мама решит, что приготовить мне на ужин, то я ей доверюсь. Но если кто-то из моих одноклассников или уж тем более в телевизоре кто-то начнёт мне говорить, что ешь только это, а одевай это, то я сходу соглашаться не стану.
- Да, это и есть ещё одно важное правило.
Улыбнулся отец.
- Если ты позволяешь кому-нибудь выбирать за себя или решать, то ты, перекладывая часть своей ответственности, становишься и зависим от такого человека больше или меньше. Поэтому, всегда надо думать, насколько достоин тот человек (или группа людей), которому ты доверяешь, и стоит ли перекладывать на кого-то своё право выбора. Ведь позже может оказаться, что этот выбор важнее чем кажется сейчас. Иногда бывало, что люди становились рабами тех, кому они когда то позволили что то решать за себя. Для того чтобы этого не происходило надо стремиться получить как можно более полную картину о мире и его законах, (это расширяет количество возможных вариантов выбора), и всегда жить осознанно. А людей вокруг себя собирать надёжных, честных и грамотных.
Свидетельство о публикации №111101609172