Точки над е - ё
Вы ж ё л у(ю) д и -
плоды познания Добра и Зла : ...
Познавши е - ё же л ю Д И И В * ы
* Дева (индуизм)
Де;ва или дэ;ва (санскр. ;;;, deva IAST) — в индуизме: божественные существа, ангелы или божества. В писаниях и традиции индуизма, девы обычно противопоставляются демоническим ракшасам.
* Д И И В — «играть».
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Дева.
Статья по тематике
Индуизм
История · Пантеон
Направления
Вайшнавизм · Шиваизм
Шактизм · Смартизм
Верования и практики
Дхарма · Артха · Кама
Мокша · Карма · Сансара
Йога · Бхакти · Майя
Пуджа · Мандир · Киртан
Священные писания
Веды · Упанишады
Рамаяна · Махабхарата
Бхагавад-гита · Пураны
другие
Родственные темы
Индуизм по странам · Календарь · Праздники · Креационизм · Монотеизм · Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша
Портал «Индуизм»
п·о·р
Содержание:
1 Этимология
2 Девы в Ведах
3 Ведическая религия
4 Классический индуизм
4.1 Роль девов в различных традициях индуизма
5 См. также
6 Примечания
7 Ссылки
Этимология
Предположительно, слово происходит от праиндоевропейского *deiwos, — прилагательного, которое означает «небесный» или «сияющий» и является вриддхи от корня *diw «светиться». Женский род деви «богиня» (PIE *deiwih2). Также может иметь определённое отношение к корню * Д И И В — «играть».
Однокорневое слово в авестийском языке — da;va, которое, однако, имеет отрицательную коннотацию. В зороастрийских текстах дэвы - это отвратительные существа, олицетворение зла.
Родственно «дева» также литовское dievas, латвийское dievs, прусское deiwas, германское tiwaz, и латинское deus «бог» и divus «божественный», от которого также произошли английские слова «divine», «deity», французское «dieu», испанское «dios» и итальянское «dio».
Родственно, но несколько отличается от праиндоевропейского имени *Dyeus которое, хотя и происходит от одного и того же корня, изначально могло означать небо, отсюда и «Бог ясного неба», — основной бог индоевропейского пантеона, на санскрите Дьяус.
В современном индуизме, девов также называют словом девата. На цыганском языке слово Бог, дел или девел, — прямой потомок от девата.
Девы в Ведах
Пантеон традиции шраута состоит из различных богов и богинь.
Основные девы:
Агни
Индра
Савитр
Ваю
Варуна
Маруты
Адитьи
Рудра
Вишну
Брахма
Пушан
Брихаспати
Ашвины
Все-боги (Вишвадевы)
Притхви
Дьяус
Антарикша
Дишас
Мурдха
Праджапати
Основные деви (богини):
Вак или Сарасвати
Ума или Шиваа
Лакшми или Шри
Ведическая религия
В Ведах содержатся мантры, предназначенные для удовлетворения девов и получения их благословений. В «Риг-веде», самой древней из четырёх Вед, описываются 33 основных девов, тогда как их общее число, согласно разным интерпретациям, составляет 330 млн или 33 млн.
Одни девы представляют силы природы, а другие — определённые моральные ценности. Дева, которому посвящено больше всего гимнов «Риг-веды», это Индра. Агни и Сома представляют огненное жертвоприношение, называемое яджна. Всем девам вместе поклоняются как Вишвадевам. Варуна одновременно является девой и асурой.
Классический индуизм
Девы в индуизме — это небесные существа, божества, которые управляют различными силами природы, такими как огонь, воздух, ветер и др. и являются слугами Единого Всевышнего Бога. Некоторые девы занимают более важное положение — они управляют сложными космическими процессами и играют ключевую роль в творении и поддержании жизни во Вселенной, как, например, Брахма. Большинство девов играют незначительную роль в индуизме. Однако, некоторые, такие как Ганеша, исполняют особо важные функции во вселенской администрации и являются популярными объектами поклонения среди индусов. Индусская троица, которая на санскрите называется Тримурти, состоит из Брахмы, Вишну и Шивы. Шиву обычно называют Махадева — «Великий дева», так как во всех традициях индуизма он занимает более возвышенное положение по сравнению с другими девами. В вайшнавизме Шиву рассматривают как почти равного по могуществу с Вишну и Его аватарами, а в шиваизме Шива выступает как Верховная ипостась Бога.
По характеристикам и роли которые они выполняют, девов можно сравнить с ангелами авраамических религий.
Роль девов в различных традициях индуизма
Для последователей адвайты Единый Бог проявляется как Сагуна-брахман — персонификация Брахмана в личностных формах, таких как Вишну, Шива или Кришна. В большинстве течений индуизма, Бог, в своём личностном аспекте как Ишвара или в своём безличном аспекте как Брахман (Верховный Дух) всегда является Верховным Управляющим. В «Катха-упанишаде» утверждается: От страха перед Его силой дует ветер; от страха перед Ним восходит солнце; боясь Его, Агни, Индра и сама смерть убегают прочь.
Брахман, в своей личной или безличной форме, всегда является Единой Абсолютной Истиной.
Однако некоторые индусы, такие как последователи традиции смарта, поклоняются Богу в любой антропоморфической форме, если она служит для выражения бхакти.
Для последователей вайшнавизма (которые часто переводят слово «дева» как «полубог») девы находятся в подчинённом положении и являются слугами Всевышнего Вишну или Кришны в различных Его ипостасях или аватарах. Вайшнавы, в подтверждение своей позиции, приводят различные цитаты из Вед. Например, в «Риг-веде» (1.22.20) утверждается,[1] Все девы почитают стопы Господа Вишну.
В «Вишну-сахасранаме» также говорится: Риши (великие мудрецы), предки, девы, все элементы, всё движимое и недвижимое что существует во Вселенной, произошло от Нараяны.
Таким образом утверждается, что девы находятся в подчинённом положении от Верховного Бога Вишну.
В «Бхагавад-гите» Кришна утверждает, что поклоняться девам не следует: Те, кто с верой поклоняется другим богам, в действительности поклоняются Мне одному, о сын Кунти, но делают это неправильно.[2]
Кришна объясняет, что такого рода поклонение приносит только временные материальные плоды и не приводит к достижению духовного совершенства: Недалекие люди поклоняются девам, однако обретаемые ими плоды скудны и преходящи. Те, кто поклоняется девам, попадают на планеты девов, но те, кто предан Мне, достигают Моей высшей обители.[3]
Кришна также говорит: Я пребываю в сердце каждого как Сверхдуша, и, когда человек хочет поклоняться тому или иному деве, Я укрепляю его веру в этого деву, чтобы он мог вручить себя ему. С такой верой человек поклоняется этому деву и добивается желаемого. Но на самом деле все блага, которые он получает, дарую Я один.[4]
В «Бхагавад-гите» Кришна также объявляет: Я — первопричина всех девов и мудрецов.[5]
Свидетельство о публикации №111101604256