Нормы русского языка - отражение жизненных реалий
Цитирую: «Показателем одушевлённости/неодушевлённости является винительный падеж множественного числа (для всех существительных) или винительный падеж единственного числа (для существительных мужского рода с нулевым окончанием). У одушевлённых существительных форма винительного падежа совпадает с родительным падежом, у неодушевлённых – форма винительного падежа совпадает с именительным». Таким образом, биологические представления о живом и неживом могут не совпадать с нормами современного русского языка.
Как известно, язык создаётся людьми, развивается, изменяется, а теория лишь фиксирует то, что сложилось на практике. Иными словами, никто искусственно не «навязывает» нам такое определение одушевлённости/неодушевлённости. Так сложилось десятилетиями, а может быть, веками, учебник просто фиксирует факты.
Слова, относящиеся к большим группам людей и животных (народ, толпа, войско, стая, стадо) – имена существительные неодушевлённые! Не отражает ли это определённое отношение к данным категориям? Можно прислушиваться к мнению отдельных людей, но манипулировать «неодушевлённой» толпой, народом; воздавать почести погибшим воинам, но вовлекать в военные действия и отправлять на смерть целые роты, дивизии, армии; ухаживать за диким животным в зоопарке, но безжалостно расстреливать стаю таких же животных на воле.
А ещё к неодушевлённым относится имя существительное «эмбрион», что вполне отражает безответственное и безжалостное отношение к нему взрослых людей. Что уж говорить о разных неодушевлённых личинках и куколках!
Но зато издавна сложилось мистическое отношение к мертвецам (они же – покойники): эти существительные – одушевлённые. Так же, как и сказочные чудовища, игрушечные матрёшки, послушные марионетки, шахматные фигуры, карточные валеты и тузы, не говоря уж о королях, которые везде одушевлённые – и на троне, и на шахматной доске, и в колоде карт.
Вот на какие размышления навела страница из учебника русского языка.
Свидетельство о публикации №111101602438
написано оно взвешенно и просто,
а не без присущей к ситуации иро-
нии.
Зачёт от Говорящей Коряги.
Философский Саксаул 24.07.2012 08:32 Заявить о нарушении