Норны и мойры. Судьба
Кто такие мойры, парки и норны?
Норны – это древнескандинавские
мифические хозяйки наших судеб:
Урд – "судьба", Верданди – "становление", Скульд – "долг".
Они живут возле источника по имени Урд
в корнях мирового древа Иггдрасиль.
Это дерево они ежедневно опрыскивают
животворящей влагой из источника.
В словаре можно прочесть:
"Образ норн вобрал в себя представления
о "хозяйках" мирового древа и орошающих его источниках.
Норны определяют судьбы людей, вырезывая руны.
… По своей основной функции аналогичны
древнегреческим мойрам (и римским паркам),
имеют параллели и в мифологии других народов".
Итак, норны, парки и мойры определяют судьбы людей.
Что такое судьба? В первом приближении:
то, что суждено человеку на этой земле;
то, что он непременно, непреложно претерпит в этой жизни.
Слепая безличная Судьба обитает в безличном античном космосе.
В нём есть Ум и Душа, а Личности нет.
Нет Личности, Которую можно молить, просить, умолять.
У Которой можно просить прощения за наши грехи
и Которая способна их простить,
видя искреннее покаяние.
Которая любит нас, иудушек.
Как пишет русский мыслитель Алексей Фёдорович Лосев,
"вещи действуют не только целесообразно,
но и хаотически.
Поэтому и душа, и ум,
хотя бы и понимать их объективно-космически,
устрояют космос целесообразно,
но допускают также любую нецелесообразность,
включая любое хаотическое расслоение.
… Другими словами, возникает необходимость
признавать ещё и такое начало,
которое совмещало бы в себе и всё целесообразное,
и всё нецелесообразное.
…Это начало в античности называлось "единым" или "одним".
…Это было не чем иным, как ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ СУДЬБЫ.
…Космос имеет душу и ум.
Но он ни за что не отвечает…
Признавать что-нибудь отвечающим за всё зло –
это не значит признавать за ним только душу и ум.
Это значило бы признавать за ним ещё и личность.
Но никакой личности античный космос не знает;
его единое, о котором мы сейчас говорим,
тоже не Личность, а скорее какая-то стихия.
Следовательно, в античности
приходилось отказываться от конечного объяснения зла,
то есть признавать для его объяснения судьбу.
… Судьба и есть внеличностный принцип объяснения
всего целесообразного и всего нецелесообразного,
возникающего в чувственно-материальном космосе
в условиях признания его в качестве
последнего абсолюта".
Итак, тут речь о философском античном термине "судьба".
Но до всякой философии люди погружены в мифологический мир.
А это совсем другое дело. Там речь идёт о мойрах.
"Мойры (мойра, букв. "часть", "доля",
отсюда "участь", которую получает каждый при рождении) –
в греческой мифологии богини судьбы.
…Наиболее распространён миф – о трёх сёстрах-мойрах.
… Их имена – Лахесис ("дающая жребий"),
Клото ("прядущая"), Атропос ("неотвратимая").
Лахесис назначает жребий ещё до рождения человека,
Клото прядёт нить его жизни,
Атропос неотвратимо приближает будущее.
Платон считает, что эти три мойры –
дочери богини Ананке ("необходимости"),
вращающей мировое веретено…
В эллинистическую эпоху с мойрами
конкурирует богиня Тиха (богиня случая)"
(Лосев).
Поскольку ИСТИНА
посредством устной речи и алфавитного письма
выражается антиномически –
через два противоположных суждения,
то можно дать антиномический ответ на вопрос,
что же такое судьба.
1) Судьба есть Ананка-необходимость.
2) Судьба есть не-Ананка, но Тиха-случай.
А уж потом получить вполне научное умозаключение:
судьба через соотношение необходимости и случая есть
неумолимый закон.
Или коротко: судьба – необходимость/случай = закон.
Тогда при инверсии числителя и знаменателя
возникает некое беззаконие (хаос):
судьба – случай/необходимость = хаос.
Конечно, при этом надо учитывать,
что в законе снят хаос, а в хаосе – закон.
Что такое "снят"? Здесь уместно немецкое слово "ауфхебен" (снять). Перевод этого слова – антиномический:
снять – это упразднить,
снять – это сохранить.
Один термин снят в другом,
как в срезаной веточке тополя сняты корешки
(надо поставить её в воду, чтобы корни появились).
В веточке корни есть так, что их нет.
И наоборот: срезанное под корень дерево
может дать веточку (в корне снята ветка).
Вопрос о "судьбе" чрезвычайно интересен,
ибо сегодня даже многие христиане,
не говоря о прочих,
простодушно выступают в роли фаталистов,
считающих людей марионетками Бога.
Мы не станем здесь предаваться собственным размышлениям,
но опять прибегнем к цитированию,
чтобы всё-таки выяснить и христианскую,
то есть единственно научную, точку зрения.
Русский богослов В.Н.Лосский пишет вот что:
"Именно митрополит Сергий и устанавливает
ясное различение
между предведением и предопределением,
относя предопределённое к "намерениям или желаниям Божиим",
не зависящим ни от какой иной воли
(например, сотворение мира и человека,
установление обоженья как высшей цели творения),
предуведанное же
понимая как то,
что зависит от свободной воли творений
(например, грехопадение, судьбы мира
и отдельных существ, нисходящих к погибели
или достигающих спасения,
поскольку оно зависит и от свободной воли творений).
Но кроме предопределения и предведения …
следует различать и нечто ТРЕТЬЕ –
промышление Божие, относя сюда
все акты Божественной воли,
связанные со свободной волей творений,
то есть определяющиеся в связи со "случайностью".
В первом случае (предопределение)
имеется в виду только одна Божественная воля,
во втором случае (предведение) только воля творений,
в третьем (промышление) соотношение двух воль –
Божественной и человеческой.
Можно сказать, что Божественный промысл
есть предопределение,
основанное на предведении "случайности",
т.е. свободы творений.
Сюда относится всё домостроительство нашего спасения,
а следовательно, и Боговоплощение…"
(Вл. Лосский. Спор о Софии//Боговидение. М., 2003. С. 55).
Как видим, ситуацию (надо понимать – любую)
не выразить с помощью одного слова,
даже самого мудрёного.
Всегда необходима формула, как минимум, из трёх слов.
В данном случае:
предопределение/предведение = промысл Божий.
Вне контекста любое единичное слово – бессмысленно.
+++
Свидетельство о публикации №111101500966