Осень - перемен восемь. Ч. 3. Осеннее Макошье

"ОСЕНЬ – ПЕРЕМЕН ВОСЕМЬ"

Часть 3
ОСЕННЕЕ МАКОШЬЕ


«Двери все открой, хозяйка,
Да тесовые ворота,
Прибыли гости светлые,
А с ними Макошь-Матушка.
В сундуки малёванные
Положит тебе новое:
В первый - ткань тонкопрядную,
Во второй - сукно доброе,
В третий – полотно белое.
Мы ж попросим  прощение
За всё то, чем досадили,
Что добра мало сделали».

Дни пришли, когда Землица
До весны заснёт, а с нею
Государыня Водица
Вся сожмётся застывая.
Им такое повеленье,
Макошь – космоса ткачиха*,
Отдаёт своею властью.
С нею Среча и Несреча **–
Две помощницы для дела.
Это их сегодня будут
Жри'цы вопрошать гаданьем
Или же творить мокриды:
В ковш с водой заговорённой
Бросят нужные тут чиры;
Смотрят, как легли дощечки,
И судьбу по ним читают.
А ещё возьмут те нити,
Что в клубок сплелись уж плотно,
И по ним определяют
Какой кош кому достался.
И кудель чесать, конечно,
Непременно, будут нежно,
Распрямляя нити доли.
Так ведь Макошь поступает,
Велеса жена, к тому же
И сестра она же мужа.
Судьбы и богам и людям
Ткёт она из нитей света,
Беспристрастно их сплетая
В полотно небесной сети.

Кош – судьба, она же, доля,
И добро, и счастья случай –
Всё от Уточки зависит,
Той, что Велесу нашепчет -
Богу магии и таинств.
Там на небе, где Стожары***
Меж рогов его сверкают,
Дом – гнездо имеет Макошь.
И звучит воловья арфа
День и ночь, а нити – струны,
Что спряла его супруга,
Строй дают всему живому.

* Макошь – космоса ткачиха - На Збручском идоле богиня Макошь изображена с рогом изобилия в руке на главной, лицевой грани истукана. Многие исследователи делали из этого факта заключение о важности и о главенствовании образа Макоши в славянстве (язычестве). Макошь - Богиня, прядущая Нити Судеб - на Небе, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; влияет на женскую плодовитость, на урожай, и на достаток в доме. Её культ связан с Матерью Сырой Землёй и Водой – средами жизни. Макошь ещё отожествляется с Мировой Уточкой. Характерен тождественный образ в Древнеегипетском пантеоне богов, там она зовётся Маат, и изображается сидящей в позе уточки. Во времена двоеверия на Руси культ Макоши постепенно заменялся образом Параскевы Пятницы (ткачихи);
**С нею Среча и Несреча – Богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми. Под понятием «покутный» понималось то, что связывает начало и конец любого дела, причину и следствие;
*** где Стожары – Волосожары - славянское название созвездия Плеяды. Оно известно ещё со времён палеолита. Древние люди изображали скопление Плеяд на предметах утвари и на священных камнях. Плеяды находятся вблизи созвездия Тельца, а яркая звезда, Альциона, расположена как раз между его рогов, на загривке – и, очевидно, представлялась древними славянами, как  состоящее из загривочных волос Тельца гнездо утки – Макоши.
От образа Мировой Уточки - Макоши, сидящей на макушке-холке Велеса-Ваала, получил своё название и народный головной убор русских женщин – кокошник, его форма спереди напоминает корону, а с боку – утку. Другой головной убор – кичка, также символизировала рога Велеса с уткой между ними. Рогатую кичку (статус плодовитости) носили молодые замужние женщины, меняя её в старости на безрогую.

20.12.10

«Изба-Читальня». © 22.12.2010 Геннадий Дергачев/work/260985/


Рецензии
Очень хорошо. Словно в далёкое прошлое заглянула. С уважением,

Лариса Зубаненко   23.10.2011 20:58     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Лариса, за тёплый отзыв. Буду рад обрести в Вашем лице своего читателя.

Геннадий Дергачев   24.10.2011 11:13   Заявить о нарушении