Текст. Космос. Миф. Иносказание
Что такое луг? И что такое лошадь? Ежели разобраться, то не всё тут просто… Буланая лошадь – это какая? Для жителя современного мегаполиса тут много загадочного. Вот, например, ЛУГ у В.И.Даля:
"Травная земля, покос, пастбище; пожня, пажить; мелкотравная (не ботвистая, не бурьянистая) равнина; обычно луга бывают поемные, поймы, низы, заливные берега рек, до кряжа, венца. (…) Чистое место на заросшем озере, прогалина, плесо (лужа?). (…) Луговое сено, противоположно: лесное, суходольное и степное".
Теперь надо посмотреть в словаре: пожня, пажить, пойма, плесо, суходол… Потом – лошадь. Это "вообще конь; особ. не жеребец и не кобыла, мерин. По употребленью бывает: упряжная, верховая, вьючная; а первая: коренная, пристяжная, дышельная, выносная (подседельная и подручная)"… Что такое: мерин дышельный, выносной?
И ещё – "паслась". Просто ходила на волюшке-воле и ела траву?
Нет, обычно на передние ноги ей надевают путы, чтоб далеко не ускакала. Какое уж тут вольное хождение…
Итак, чтобы всем было ясно, о чём речь, надо, наверное, написать так: "По мелкотравной равнине скакал в путах буланый мерин и ел траву". Ах да: кто такой "мерин" и что такое "буланый"? Фиолетовый?
...Однако даже и наша сиюминутная повседневная жизнь часто гораздо сложнее и даже загадочней любого текста. Да и мы сами… Кто мы такие? Откуда пришли? Куда уйдём? Всех ждёт один конец… Что такое "конец"? Имеет ли этот термин хоть какой-то смысл, если оторвать его от сопряжённого термина "начало"? И т. д.
Часто наша жизнь и наши тексты иносказательны. Когда иносказание говорит, например, о дереве, то имеет в виду вовсе не его. Например, можно сказать: "Сокол ты мой ясный", но иметь в виду вовсе не сокола. Или: "Голубушка моя"…
Мифологическая культура изображала вселенную в виде
Древа. Это Бытие – то, что ЕСТЬ, вечное настоящее.
Есть такой термин – "Мировое Древо".
А текучая вселенная изображалась в виде Реки.
Это Становление (не-бытие).
Наши предки (в отличие от нас) прекрасно понимали,
что нет покоя без не-покоя (движения),
нет бытия без не-бытия (становления),
нет правого без не-правого (левого),
нет орла без не-орла (решки) и т.д.
Вот попробуйте выделить правое само по себе…
Правое само по себе (без левого) тут же исчезнет –
и останется НИ ТО НИ СЁ. Точно так же и левое.
Гегель и некоторые прочие диалектики полагали, что если один из парных терминов "зачеркнуть", то другой перейдёт в собственную противоположность. Эту особенность гегелевой диалектики собирались использовать марксисты, упраздняя рынок. Им казалось, что государственная плановая экономика, оставшись без своей рыночной пары, в кратчайшие исторические сроки сама по себе исчезнет и станет супер-рыночной – и тогда стриги купоны социалист, оказавшийся у власти. План, взятый сам по себе, без рынка, станет рынком без плана… Но опыт СССР свидетельствует: после упразднения нерыночного социализма возникло НИ ТО НИ СЁ.
Кроме того, опыт показал, что упразднение рынка как формы обратной связи в экономике попросту невозможно. Явно упразднённый, он продолжает существовать подпольно. Но при этом его функция становится разрушительной. Точно так же сегодня невозможно упразднить государственную плановую регуляцию экономики в той или иной форме – если не хочешь исчезновения страны и государства.
…Мифологический разум понимал вселенную структурно.
И структура её такова: небо – земля – подземный мир.
Таково вселенское Древо:
небо-крона, ствол-земля, корни-подземелье.
Когда же речь идёт
о становящейся вселенной, о Реке,
то структура её тоже трёхчленна:
исток, река, устье.
Впрочем, следуя евангельской традиции, можно назвать царство небесное неким семенем, зерном ("горчичное зерно"). И тогда сама древесная структура обретет аспект развития: семя – крона/корни – древо.
Река течёт, а древо растёт. Река – неживая природа, а древо – живая.
Не-дерево – это река, а не-река – это дерево.
Не-бытие (не-Древо) – это не какое-нибудь сумрачное ничто,
но обыкновенное становление, течение.
Точно так же не-стул – это не какая-то пустота,
а просто-напросто некий другой предмет:
стол, кушетка, кровать, бегемот и т. д.
Вот этот алгоритм "семя – крона/корни = дерево"
можно обнаружить
даже и в нашем человеческом языке.
В самом деле, сначала в русском языке не было никакого начала,
но был "КОН". Что такое "кон"? Это сразу и начало (искон), и конец.
Любой этимологический словарь это подтвердит.
Да и у Владимира Даля: "Кон: начало, предел, межа; // рубеж, конец".
То есть в форме антиномии, когда один и тот же субъект
наделён противоположными предикатами:
1) кон есть искон, 2) кон есть не-искон (конец).
Искон и конец соотносятся –
и результатом этого соотнесения становится третье слово:
искон/конец = покон (обычай).
Что противоположно обычаю? Писаный закон: конец/искон = закон
(после инверсии двух парных терминов возникло новое понятие).
Закон как внешняя сила приходит тогда,
когда увядает внутренне присущий обществу обычай-покон
и неслыханно умножаются преступления.
Можно показать ещё и такие формулы:
мораль/право = нравственность, право/мораль = принуждение (насилие?).
Когда на главной позиции утверждается не религиозная мораль, но право –
торжествует закон и царствует принуждение…
Государство приближается к распаду,
потому что не может стоять на голом принуждении…
В этих формулах нет ничего необычного, в той же физике из двух терминов тоже получают третье слово (понятие): пространство/время = скорость.
Если же вернуться к иносказанию, то само собой разумеется: оно говорит одно, а имеет в виду совсем другое...
+++
Свидетельство о публикации №111101404128
Наболело.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
С праздником.
Людмила Остапчук 14.10.2011 21:22 Заявить о нарушении