Транзит

На стихотворения Геннадия Бэра: http://www.stihi.ru/2011/09/05/7998
и  Светланки Шишкиной:  http://www.stihi.ru/2011/09/14/2567

Спрессован лист былых осенних дней.      
О, сколько их, увядших и опавших,
таких далёких, юных  жизней наших…
Устроил так Творец – ему видней…    
                Перед глазами  вереницы  лиц…
                Листает память тысячи страниц,
                книг о  начале длинного пути.
                Тогда б нам пониманье обрести
                того, что мы идём куда-то вдаль,
                которую  не разглядеть из  детства
                и  юности…И никуда не деться
                от жизни, сладко-горькой, как миндаль…
                Теперь мы ярче видим всё вокруг,               
                но что с того, мой милый, давний друг?      
                Уходит всё, как дивное виденье,         
                оставив ароматы сожаленья…


2011 г. Владимир Спасибенко               


Рецензии
Но взамен всегда приходит что-то новое, не менее хорошее... Свято место пусто не бывает...
Прекрасное стихотворение, Владимир, осмысленное.
"Перед глазами - вереницы лиц…" - сбивает с ритма строчка, я б еще подумала над ней... А так все замечательно. :)
С уважением,

Ксения Понякова   20.10.2011 19:44     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ксения!
Благодарю за внимание.И спасибо за добрый отзыв о стихотворении. Конечно же, любая жизнь сменяется новой. Когда-то, в книге "Люди, годы, жизнь" Ильи Эренбурга, прочитал: "Егда одно умрёт - другое родиться" (Именно "егда", это не опечатка.Это была надпись на печке с изразцами в одном крестьянском доме). Так оно и есть. Но, аромат сожаления о былом всё равно остаётся. И это человек начинает ощущать с того момента, как начинает себя осозновать.
Насчёт строчки подумал. С точки зрения ритма в ней всё в порядке. С точки зрения силлабики, в части касающейся количества слогов - всё в норме. С т.з. теории интонации - тоже (использован второй пункт:ритмическая пауза, обозначенная в тексте тире)Возможно, с использованием меньшего количества слов в строке возникает ощущение нарушения темпа и динамики речи. Но это не преступление. Это нормальная пракика в современном стихосложении.Давно канул в лету тридиционализм Василия Тредиаковского. Другое дело, что непривычно, не очень традиционно звучит второе четверостишие в связи со сменой вида рифмования. Хотя, это тоже, и уже давненько, применяется в практике стихосложения: в первом четверостишии использованя кольцевая рифма, а во втором - смежная. Отсуда, наверное, и Ваше ощущение нарушения ритма. Но всё проверяется и очень хорошо, речью вслух (самый хороший способ. Он лучше, чем внутреннее проговаривание) Но, я не утверждаю, что я прав. Со стороны виднее. И ни в коем случае не стану защищать честь мундира, если мне, всё-таки укажут в чём тут ошибка: я спокойно отношусь к критике и очень хочу иметь замечания к своему творчеству, потому, что пришёл в стихиру учиться, а не переписываться, как многие делают. Но и точно знаю, что любой автор должен обосновано защищать свою авторскую точку зрения. Думаю, что в данном случае, я её обосновал. Если нет - пожалуйста, подскажите мне "где моя собачёнка зарыта? И пожалйста, продолжайте делать свои замечания по стихам. Я с удовольствием их буду принимать к сведению, и обязательно признаю свои ошибки если они действительно будут иметь место.
С большущим уважением, к Вам и вашему творчеству, Владимир

Владимир Спасибенко   21.10.2011 04:48   Заявить о нарушении
Владимир, очень рада что Вы приняли эту рецензию лояльно. :) Есть тут, знаете ли, любители послать подальше таких советчиков как я... :)

Все гораздо проще... Я не стану оспаривать ваш авторский выбор ритма и способа рифмовки, сама так делаю иногда. :)
Просто взгляните на эти строки со стороны читателя, в данном случае - меня.
Давайте построчно.
Подчиняясь изначально заданной ритмике, читаю:

"Так БОг решИл, котОрому виднЕй…
ПерЕд глазАми - вЕреницы лиц…"

Останавливаюсь. Понимаю, что тут идет смена способа построения стихотворения, перечитываю строчку и следом всю вторую строфу:

"ПерЕд глазами - вереницы лиц…
ЛистАет память тысячи страниц,
И тАм, в начале длинного пути,
нам нЕ дано сознанья обрести,

Внутри строфы опять во всех строчках идет ударный второй слог, и слово "перед" не совсем вписывается в ритмический рисунок. Слово "вереницы" тоже сохраняет ударение на первой "Е", но тут другое дело - конец строчки "сглаживается" при прочтении и это становится незаметно.

Другое дело, если при чтении сделать акцент в этой строчке на слове "глазами"... Тогда и "перед" вроде как-то сглаживается и слух не режет. Но! На стихире нет возможности выделить красненьким слова, на которых следует делать акцент... Поэтому Вы, как автор, можете прочесть это стихотворение вслух, красиво, с выражением, и никто даже не заметит сдвинутого в слове ударения. А до постороннего человека возможно с первого раза и не дойдет как нужно правильно читать.

Поэтому я и "споткнулась" через эту строчку...
Вы, как автор, можете не обращать на мою рецензию никакого внимания - я не обижусь, дело исключительно Ваше. Это всего лишь мое мнение, а как известно - сколько людей, столько и мнений.
А можете и попробовать немного помочь читателю расставить акценты. Например "А пред глазами...", "Мелькают мимо..." - вариантов куча, это только те которые первые пришли в голову, придумать можно еще сотню... :)
Меня в свое время (когда готовили сборник) Любовь Терехова по 10 раз заставляла строчки переделывать... :)))) Отличная разминка для ума... :) Кстати можете к ней обратиться, если интересно мнение профессионала. Она есть у меня в избранных. :) Она мне сказала когда-то: "Это стихотворение, как неограненный алмазик. Твоя задача - заставить его сверкать всеми гранями, моя - направить тебя." :)

Ну, что-то я разболталась тут... :)
Не утомила? :)
С улыбками,

Ксения Понякова   21.10.2011 19:52   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ксения!

Вы меня не утомили нисколько. И ничуть не раздосадовали. И ради бога не комплексуйте по поводу критики в мой адрес: я вполне нормально её воспринимаю.
Другой вопрос - наши подходы к технике написания и интонационным ритмам. Вы, верно заметили, что моё стихотворение очень интонационно. Просто, не всегда стихи подчиняются исключительно правилам писания на бумаге. Впрочем, если Вам интересно, то Вы можете завязать знакомство здесь, на стихире, с Анатолием Чертенковым – большим профессионалом интонационного стиха. И вообще, человеком профессионально занимающимся поэзией (обменяемся: Вы мне Любовь Терехову, а я Вам Анатолия Чертенкова). Ну, это я так его называю, а не он сам. Он годами работает над некоторыми своими произведениями (чего, собственно, я не очень-то приемлю: совершенствованию нет предела и в этом можно заблудиться, этим можно и поперхнуться, образно выражаясь).

Спасибо Вам за критику. Даже если я после неё что-то не принимаю и не переделываю стихотворение – она оставляет в моём сознании след, вне зависимости от того, соглашаюсь я с ней или нет. И часто именно в этом смысле критика полезна, потому, что при написании следующих стихов ты стараешься соответствовать предложенным тебе в критике канонам. Но если я вижу, что действительно неправ, то я всегда и безоговорочно соглашаюсь. Вот сейчас получаю довольно много замечаний по своей повести «Уругвайцы». Коплю критику в файлах. И обязательно буду поправлять в соответствие с тем, что мне пишут. Авторская слепота – это болезнь неизлечимая. А умная и корректная критику – хорошее лекарство. Но, что-то оставлю неизменным: и критики бывают не всегда правы. Что поделаешь: субъективизм!
Но думаю, что мы оба правы в отношении моего, критикуемого Вами, стихотворения.
Ну, а вообще, Ксения, если честно, то не думаю, что кто-то читает так, как Вы написали:

"ПерЕд глазами - вереницы лиц…
ЛистАет память тысячи страниц,

Мы все привыкли к интонациям в речи. И, конечно же, читаем вот так:

"Перед глазАми - вереницы лиц… Инт. ритм: 3-1-6
Листает пАмять тысячи страниц, Инт ритм: 3-1-6

Думаю, что стихотворение – это не кто и как пишет его на бумаге, а кто как чувствует его ритм при внутреннем проговаривании или чтении стихотворения вслух. Это, прежде всего мелодика, интонация. Кстати, люди сочиняющие стихи, весьма по-разному подходят к этому процессу: у одних возникают слова и только потом интонации, мелодика. А у других - сначала мелодика, а потом слово. Я их называю по-разному: смысловики, интуитчики, эмоциональные вдохновенцы и т.п. Во мне же, намешано всего понемножку. Именно поэтому я лишь в малую меру способен к писанию стихов. Это ненаучно выражаясь, а так по-простецки.
Вот тут-то и возникают погрешности в восприятии фраз строк, четверостиший и т.д. И зависит это от разных факторов. Ну, не могут все иметь это самое одинаковое восприятие! Отсюда, порой, читатели не всегда понимают автора. И я не исключение. Я не профи, и не бог. И я никого никуда посылать не стану. И не хочу. Мне же добро делают, критикуя! Разве собака кусает руку кормящую её? Тогда это тупая собака!

Есть ещё вот такой способ проверки ритмики, интонационный:

СпрессОван лИст былЫх осЕнних днЕй! -/-/-/-/-/
о, скОлько Их, опАвших И угАсших, -/-/-/-/-/-
как цвЕт любвИ далЁких жИзней нАших! -/-/-/-/-/-
Так БОг решИл, котОромУ виднЕй… -/-/-/-/-/

Перед глазами - вереницы лиц… -/-/-/-/-/
Листает память тысячи страниц, -/-/-/-/-/
И там, в начале длинного пути, -/-/-/-/-/
нам не дано сознанья обрести, -/-/-/-/-/

того, что мы идём куда-то вдаль, -/-/-/-/-/
которую не разглядеть из детства -/-/-/-/-/-
и юности… И никуда не деться -/-/-/-/-/-
от жизни, сладко-горькой, как миндаль… -/-/-/-/-/

Теперь мы ярче видим всё вокруг, -/-/-/-/-/
но что с того, мой милый, давний друг? -/-/-/-/-/
Уходит всё, как дивное виденье, -/-/-/-/-/-
оставив ароматы сожаленья… -/-/-/-/-/-

Как видите, здесь вроде бы, всё нормально. Значит, остаётся надеяться на правильность ВОСПРИИМЧИВОСТИ мелодики, интонации. Но тут вступают в силу свои законы.
Как бы там ни было, спасибо Вам огромное, Ксения, за то, что даёте мне возможность думать и анализировать критически. И свои стихи, и стихи других авторов. Такая переписка – всегда замечательная школа, хорошее обучение.
Пишите. Желаю Вам больших успехов в Вашем талантливом творчестве.
С уважением, Владимир

Владимир Спасибенко   22.10.2011 05:06   Заявить о нарушении