По конк. гражданской лирики Пусти свой хлеб, ч. 2

Из  http://www.stihi.ru/2011/10/13/3376

(данную главу без предыдущей читать не стоит – будет непонятно!)

Теперь мы рассмотрим стихи, которые были номинированы на конкурсе, то есть, понравились судьям и вошли в их первую десятку. Вы ведь не думаете, что все члены жюри  оценивают стихи точно так же, как и я? Вовсе нет, - сколько людей, столько и мнений, я же высказываю в этой статье исключительно свое!

Все номинированные  стихи можно условно  разделить на несколько групп.

ГРУППА 1.
Воззвания и обличения. Это  стихи  о ситуации в обществе «вообще», написанные от «мы» или с обращением к  «вы», а иногда и даже  в виде призывов в повелительном наклонении.

№1.
Там, где пашут поля чудес,
Щедро сея пустые зёрна,
Глупо ждать, чтобы вырос лес
И хоть что-то пустило корни.

Где не ловит никто воров
И вещают на всех плакатах:
Как бы ни был ваш быт суров,
Счастье всё же придёт когда-то.

А какое оно на вкус?
Кто расскажет хотя бы детям?
Мы тащили надежды груз,
Слепо лозунгам веря этим.

Урожай на полях чудес
В виде горьких уроков скошен:
Мысль о том, что имеешь вес,
Наконец-то осталась в прошлом.

Не поверит Москва слезам:
Что-то сладко с трибун воркуя,
Видят в каждом лишь только зад,
Что по розгам давно тоскует...

Сами по себе стихи хороши, хотя  в их теме  нет почти  ничего о примерах бескорыстия, об умении «пустить хлеб по водам», не зная, кого он насытит, и  кто сможет за него отблагодарить.  Написано от множественного числа( «мы»), и основная тема –это  талантливое обличение недостатков.

№2
Дарите людям искренне добро,
дарите ежедневно, ежечасно!
Пусть добрых дел сияет серебро,
пусть добротой заполнится пространство.

Творите это чудо из чудес
от всей души - легко и бескорыстно!
Пусть вырастает рукотворный лес
добрейших слов и благородных мыслей.

Добро, как чистый воздух на земле
не может быть излишним и напрасным...
Дарите, станет мир вокруг светлей
от радости подаренного счастья.

Здесь, в отличие от предыдущего примера, сплошной позитив – призыв КО ВСЕМ творить добро. Автор отстранен, он – только глашатай истин, пророк, учитель. Типичный случай использования «повелительного наклонения» в гражданской лирике.

№3.
Тех, кто стали чужими, учись отпускать.
Тем, кто дорог, скорее об этом скажи.
Научись просто так, без условий, прощать.
Проживи хоть неделю без грусти и лжи.

Не злословь. Даже если порою невмочь.
Имя Бога без повода не вспоминай.
Не клянись. Не гордись. Никого не порочь.
Тех, кто любит тебя, не забудь - навещай...

Улыбайся - пусть кошки на сердце скребут.
Все пройдет. Непременно. И бури, и снег.
Да, бывает: путь к счастью и долог, и крут...
Непогода - рассеется. Солнце - навек!

Почти то же самое, что и в примере 2. Стихи так и называются – "Назидания". На любителя стихи.

№ 4
Зачем слова вам сердце ранят, а вы терзаете меня?
О, люди, жертвы и тираны, мы – дети Хлада и Огня.
Зачем нас сталкивают лбами? Как трудно быть таким, как есть.
Зачем быть надобно с шипами, чтоб розой нежною расцвесть?
Не потому ль, что Бог и Дьявол нас вечно делят пополам?
Идем одними мы путями. Разнимся мы не по полам.

Отличны по уму, по сути, по мере зла и доброты.
Мы – подсудимые и судьи. Кем буду я? Кем станешь ты?
Зачем сидит в нас жажда власти, в тисках гордыни и тщеты?
Мы ищем призрачное счастье из пониманья, доброты.
Как в детстве,дед Мороза сласти никто не будет нам дарить.
За каплю ласки и участья уметь бы нам благодарить….

Прекрасные стихи, хотя и их скорее можно было бы отнести к философской лирике:  мудрые рассуждения  о жизни общества с риторическими вопросами. Тема «пусти хлеб на воду» здесь скорее призыв, чем пример. Я вовсе не хочу сказать, что стихи плохи, сейчас речь идет не об оценке стихов, а разных способах раскрытия темы, а какой из них лучше – выбирать вам.

№5.
Накрывает Россию темень,
Завершая сознания сдвиг:
В аргументах – лишь фактор денег,
В отношениях - торг барыг.

Ничего не найти святого,
Но блестят купола в синеве,
Обустроился бес толково,
В православной моей Москве.

Повсеместно теперь коллеги,
Не товарищи, а господа.
Подрастая, встают побеги
Обесцеленного труда.

Одержимые рвутся к власти,
Всё презрев, добывая мандат.
У престолов бушуют страсти,
Там раздача идёт наград.

Нет надежды в конце тоннеля
И конца у тоннеля нет,
Только тусклый фонарь борделя
Революции помнит цвет...

Факты и наблюдения. Умозаключения. Снова факты – в целом  по стране. Мы знаем, какую позицию занимает автор, но что-то личное  о нем, как о человеке,  о его чувствах, опыте, болевых точках, мы почти не знаем. Да и причем тут поэт и его душа? Это сводка новостей, записанная правильными катренами.

 ГРУППА 2.
Описание конкретных случаев из жизни конкретных людей (не важно – все ли так и было, или привнесена  творческая фантазия автора на основе его жизненных наблюдений).
В этой группе автор иногда пишет от первого лица и всегда - простым, живым и  доверительным языком. Вне зависимости от профессионализма или красоты слога, эти стихи запоминаются именно содержанием (сюжетом).
 
№ 6.
Мне ночью тёплою, кавказской,
Под ветерок, текущий с гор,
Припомнились вдруг дивной сказкой
Другая ночь, другой простор…

Буран утих. Мороз был ярым.
А в небе звёзд полным-полно.
Искали тщетно трассу фары –
Сплошное снега полотно.

На временной дороге тесной
Машин скопился караван,
И фразой раздражённой, резкой
Водитель проклинал Даван.

Его ветра, его дороги,
Его разбитые мосты,
И леденеющие ноги,
И так манящие хребты.

Мы метры мерили часами –
В сугробах резали тоннель.
Какими грубыми словами
Ругали прошлую метель!

Ломило спину, руки ныли,
Лопаты – словно из свинца.
Нет, мы не ехали, мы плыли,
И всё ж доплыли до конца.

Хребет к утру перевалили,
А дальше – легче, под уклон.
И про усталость вмиг забыли –
Даван был нами побеждён.

А вскоре въехали в посёлок.
К столу нас звал звенящий рельс.
Умывшись, шли мы между ёлок -
Закончился обычный рейс.

И ночью тёплою, кавказской,
Поверьте, удивляюсь сам,
Припомнились вдруг дивной сказкой
Тот труд и ночь на трассе БАМ.

Простой случай из обыденной, реальной жизни. Никакого подвига, патетики, обличений или воззваний к бескорыстному труду. Человек поделился историей – и мое сердце отозвалось на нее. Разве в моей жизни не было случаев, когда было трудно, общее дело  требовало усилий, терпения, а потом, именно такие дни общего труда для общего блага почему-то помнятся с удовольствием, они оказываются гораздо в большей «дивной сказкой», чем праздники, развлечения, отдых. Тема «Хлеб по водам» раскрыта здесь не явно, но абсолютно убедительно!

№7.
Простой, как хлеб, худой, как штырь,
пальто коротенькое, в дырках -
зато окрестные коты
при нём мирились, словно в цирке.

Любил, по-своему, людей -
считал вершиной мирозданья;
кормил ворон и голубей,
ведь тоже - божие созданья.

Не ныл, не хныкал, не косил
под дурачка, корячась телом;
ни у кого он не просил -
ему и так давали мелочь.

На хлеб хватало, на табак -
такой имел нехитрый бизнес.
Бездомных приласкав собак,
он размышлял о смысле жизни:

«Покой в лишеньях обрету,
пройдя ступени посвященья -
терпенье, веру, доброту,
любовь, надежду, всепрощенье».

Вина из фляги пригубив,
поминок предавался власти:
любил когда-то, был любим -
хранила память крохи счастья.

Воспоминаний сладких миг,
картин, событий вереницы -
как будто пожелтевших книг
листал забытые страницы.

Что мир порой несправедлив,
он знал, но свято верил Богу;
и, на скамейке постелив,
готовить душу стал в дорогу.

Укрывшись снега сединой,
познав своё предназначенье,
он удалился в мир иной -
спокойно, тихо, без мучений.

Рассказ о реальном – очень простом, очень незаметном человеке, написанный автором с симпатией и неравнодушием. Ни малейшего назидания –только факты. Но сразу понятно, что значит «пустить свой хлеб»:
«Любил, по-своему, людей - считал вершиной мирозданья»  и
«что мир порой несправедлив, он знал, но свято верил Богу; и, на скамейке постелив, готовить душу стал в дорогу».

 Не знаю, нужны ли еще пояснения? Не случайно, это стихотворение было отмечено большинством судей.

№ 8.
Я шофер. Мой маршрут не всегда одинаков.
В этот раз телевизор с работы ребятам везу.
Доброту не доставишь. Везу не ее - ее знаки.
Книги, ящик конфет, мармелад, колбасу.
Детский дом 48. Болезненно-серые лица
Словно осень слизала румянец с их тоненьких щек.
А глаза - в них такое, ТАКОЕ гнездится...
Столько горя и боли я, право, не видел еще.
И ручонки, и голос их: "Папа, скажи, ты ведь папа?
Я не зря так молился и так тебя долго искал?"
А ведь я не красавец, почти без волос, косолапый.
Но от слов этих не удержался, друзья, зарыдал.
Детский дом 48 мне снится порою ночами.
Я забрал бы ребят, да некуда их привезти.
Но сильнее всего по мальчишке тому я скучаю
Подожди, мой сыночек. Я скоро. Я должен прийти.

Язык – простейший. Лирический герой – проще некуда, никого не учит, не обвиняет, не назидает, даже чувствует себя виноватым, что ничем реальным помочь не может («некуда привезти») . А какое интересное – человечное наблюдение: «Доброту не доставишь. Везу не ее - ее знаки». Не знаю, как вам, а на меня стихи произвели впечатление именно их простотой и доверительной интонацией.

№ 9.
Врач знал, что рано или поздно
Его сразит чужой недуг.
Чернел оскал болезни грозной,
Клубок страданий, боли, мук.

Они всё шли к нему, калеки,
Угрюмой, тёмною толпой.
Изъедены болезнью веки,
И руки скрючены клюкой.

Здесь всё дышало едким смрадом,
Повсюду смерти жёлтый тлен...
День жизни был всему наградой,
Не ждали люди перемен.

Сегодня мать была с ребёнком,
Младенец стыл в её руках,
Болталась ветхая пелёнка,
Потухший блеск в пустых глазах...

Склонилось солнце на закате,
Врач поспешил в свой кабинет,
Прилёг на старенькой кровати,
И приглушил холодный свет...

 На конкурс было подано несколько  прекрасных стихов о служении своему делу, профессии.  Это – одно из них.  И тоже – простая форма, обыденность лексики, никаких призывов к бескорыстию. Но… не может, не трогать. И лично меня побуждает задуматься – а я могла бы так? Может быть, именно это в стихах – важнее всего?

3 ГРУППА.
Стихи мастеров.

Прежде, чем разбирать эти примеры, я немного отвлекусь от темы и просто поделюсь с вами своими личными наблюдениями. Я читаю на сайте стихи очень многих авторов, некоторых даже по стилю письма уже узнаю, почти у всех – учусь. Все – очень разные. Но есть небольшая группа, (которую я могла бы  назвать поименно, но не буду – это ни к чему), которых я искренне считаю мастерами. Богатейший язык, громадный набор слов, редкие, неожиданные и очень современные образы, метафоры, аллегории – не всё  сразу до моего понимания доходит – перечитываю. И каждый раз возникает мысль: «вот бы и мне так! Как жаль, что я не умею так…».  Дочитав стихи до конца, иногда появляется  желание к ним вернуться -  к тем, что про…  И тут я понимаю, что НЕ ПОМНЮ, про что эти стихи. Меня так захватили язык, форма, символика содержания, что я запуталась, забыла, что же именно хотел поведать автор…

С вами такого не было? Я не считаю особенность данных авторов их недостатком, я списываю свою трудность понимания и запоминания их темы исключительно на свою тупость.

В нашем конкурсе было два стихотворения, написанных настоящими мастерами. Они мне понравились. Но пересказать вам их краткое содержание, идею,   я до сих пор затрудняюсь.

№ 10.
Тишь обманчивого штиля. Время вяло, как во сне. Футов семь тебе под килем, мир, плывущий на волне - лишь бы сверху, хоть и криво! Лишь бы знать, что есть лицо – посреди презервативов и разбросанных шприцов…Задыхаясь от инсайта, вечно пьян и слеп как крот, мир жует рекламу "Тайда"как привычный бутерброд, сколь ни выдай - мало! мало! И с экранов льется чушь, серой пеной сериалов умащая сотни душ. Нас достало все до крика, но молчим, и - ни гу-гу, к божьим пластиковым ликам припадая на бегу...
...Но глядит Господь уныло через мутный плексиглас - что ж ты, голубь шизокрылый, от фингалов синеглаз?........
 
и т.д

№ 11.
Никак на племя не сойдутся Север с Югом. В пылу исконной рабской жажды деклараций.
Уносит ветром чьи-то судьбы. И по кругу – цветная плёнка с бледным видом папарацци.
На тех экранах не в чести ретроспектива, где самый кассовый из фильмов – мимо кассы.
Луна с повадками партийного актива ласкает время с аппетитами Бокассы.
В потёмках публика в загоне не робеет. Закон не писанный... и пламенным, и пленным...
И племенным, точней, потомственным плебеям: всё на роду, а остальное – по колено.
Нет просвещения верней, чем летаргия. И нет плевательниц удобней, чем колодцы.
Враги являются с экрана, но другие. Они иные... иноверцы, инородцы.
От старой плёнки запах бремени и тлена. Из кваса старого не выйдут верфи Гданьска.
Подлунный мир – всегда худой и довоенный. Хоть нет войны, конечно... кроме как гражданской….

и т.д.

Выводы – как лучше, как надо и надо ли – делайте сами.

4 ГРУППА.
Как ее назвать – не знаю. Но написаны эти стихи  поэтическим языком: и не обычным, разговорным, и не витиеватым и перенасыщенным образами, а поэтическим. Сюжет этих стихов – кажется взятым из жизни, но передан он не совсем напрямую, а через поэтический образ – точный и убедительный. Эти сюжеты  не вызывают у меня ощущения фотографии реальной истории или конкретных людей, ЦЕЛИКОМ списанных с жизни. В них присутствует творческая мысль самого автора –его переосмысление темы, которую он через эти картинки раскрывает.

№ 12.
Березы срубили.
И пучит,
и корчит,
и гонит
земля
В разбухшую почву
Свой сок по корням.

Березы срубили.
И день от дня
Сочится,
и плачет,
и мокнет
земля.

Березы срубили -
Печали источник…
А может, то были
Земли нашей очи?

На первый взгляд – где тут тема самопожертвования? Напрямую ее нет, а после этих стихов понимаешь, как все в мире взаимосвязано, как страдания, причиненные нами живой природе, не могут не отзываться на  нас самих, что все в мире нуждается в любви и в самопожертвовании, не требующих ответной благодарности.

№ 13.
Я проношу тепло
в пальто
мимо него,
я проношу глаза.
Вокзал.

Всклокоченная борода –
руда,
руки грязные,
обувь разная,
сумка с дрянью,
одежда рванью.

В объятиях стужи
согреться б, покушать.
Щупает туши прохожих,
чувствуя кожей –
брезгуют.

Вдребезги уют!
Сытые…

Оплеванными плитами
я проношу тепло
в пальто
мимо него,
я отвожу глаза.
Я за?!

Разве это не обращение к нашей совести, научившейся  обличать, но не умеющей реально и делом отзываться на чужую беду?   (написание  от первого лица, здесь особенно убедительно). Очень жалею, что большинство судей почему-то не заметили этих двух стихов и не оценили их по достоинству.

Итак, о каждом из стихотворений, представленных на конкурс, можно было бы говорить  долго и детально, но, мне кажется, вы уже устали, а основные моменты  я здесь изложила.

О стихах–победителях я писать не буду – на то они и победители! Вы можете прочесть их и оценить сами – на странице «Лауреаты Фонда ВСМ» - http://www.stihi.ru/avtor/velstran9
Обязательно зайдите по этой ссылке и прочтите стихи пятерых призеров данного конкурса. Я уверена, когда-нибудь на этой странице опубликуют и ваши стихи!

Очень жду ваших отзывов на статью.

С теплом,  Алкора, 14.10.11.


Рецензии
Алла, спасибо.
Прочёл внимательно. Понял свои ошибки, и скажу тебе:" Твоя правда,обличение и назидание - это не лирика". Спасибо за подробную классификацию по группам, получились очень наглядно и
убедительно. Выводы сделал.
С благодарностью, Владимир.

Владимир Курков   08.07.2015 21:11     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Алкора, за толковое пояснение!
С уважением,

Давыдов Александр Станиславович   13.09.2022 20:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.