Сотворение Мира. Глава 8. Каинова печать
«Гаг ничего не понимал.
– Слушай, друг… – начал он с наивозможнейшей
проникновенностью.
– В аду твои друзья – сквозь зубы процедил Данг,
глядя на него с явной ненавистью.
От неожиданности Гаг выпустил его руку… Он да-
же задохнулся от бешенства и унижения.
– Ах ты … – сказал он. – Ах ты, продажная шкура!
Задавить, на куски разодрать тварюгу!
– Сам ты барабанная шкура! – прошипел Данг.»
А. и Б. Стругацкие. «ПИП».
Жил да был Адам на свете с своей Евой,
Тёрли пот физиономии своей,
Добывая хлеб насущный от посева.
И родила ему Ева сыновей –
Каин с Авелем, два знаменитых брата,
О которых бог поведал людям сам.
Получились очень разные ребята
По характеру, занятиям, умам.
Каин парень здоровенный был верзила,
Ну а сила есть – не надобно ума.
Хитрый Авель знал, что знанье – тоже сила
И хотел всё Авель первым знать весьма.
И гоняя стадо, думал очень много –
Для занятий этих он имел досуг:
Ведь для дум в степи широкая дорога.
И однажды вот что с ним случилось вдруг.
Как-то раз к Адаму он пригнал всё стадо –
Погостить решил у матери с отцом.
И отец поведал: «Встретить Бога б надо,
Ангел приходил тут и светил лицом.
Так что приготовься вечером ко встрече.
Не видал, где Каин? Как бы упредить…»
Солнцу уж клонилось, приближался вечер,
И пошёл наш Авель – дар соорудить.
Авель был так рад познанию такому,
Что слова про брата мимо пропустил,
Заспешил скорее добежать до дому –
И барашка пожирнее изловил.
Приготовил дар он Господу отменный –
И дымящийся жирами свой шашлык
Положил на блюдо Авель наш смиренный,
И пошёл он с даром к богу напрямик.
Ну а Каин всё копался в огороде,
Иль в тот самый день он поле всё пахал
(Он ведь земледелец по своей природе) –
И о посещенье бога не слыхал.
И когда, усталый, с поля возвращался,
И гудели руки от трудов его –
С Авелем с дарами Каин повстречался,
Сильно удивился – и сказал: «Ого!
Здравствуй, братец Авель! Что это такое?
Ты такой нарядный – с красным пояском!
Не отцу ль несёшь ты чудное жаркое?
Что это за праздник посетил наш дом?»
- Нет, – ответил Авель, – Бог к нам нынче прибыл,
Угостить хочу я Бога шашлыком.
- Что же не сказал ты? Вместе мы могли бы:
Ты – шашлык, я – зелень, с перчиком, с лучком!»
Каин растерялся, Каин огорчился:
- Ах, какую новость, дурень, пропустил!
И бегом наш Каин в огород пустился,
И плодов отменных с гряд наворотил.
И к груди прижавши ту плодов охапку
(Как в земле уж были, некогда помыть!),
Побежал за братом, потерявши шапку
(Торопился очень!), богу дар вручить.
Бог таким, конечно «даром» не прельстился
И за «дар» на Каина он «не призрел».
Авель же с тем даром зело загордился:
Похвалил сам Бог ведь и кусочек съел!
И лицо поникло Каина простое,
И слеза обиды катит по щеке.
И подумал Каин: «Что ж это такое?
Я ль жалею силы во трудах в руке?
Я ли не старался кушать хлеб свой в поте,
Как Господь велел нам, я старался жить.
Ну а Авель не вспотеет на работе –
С посохом в степи отару сторожить!»
«Корней вздохнул и отодвинул от себя папку.
- Я принимаю твои извинения… Да, прини-
маю. Правда, я виноват больше тебя.»
А. и Б. Стругацкие. «ПИП».
Молча повернулся со слезами Каин.
Будь он поумнее, он бы так сказал:
«Вот, Адам – родитель, и для нас он – раввин.
И он наставленье нам такое дал.
Для него, Адама, дорог не подарок,
Что ему приносят в праздник сыновья.
Как бы ни был «нос» мой некрасив, не ярок,
С «носом» не останемся – ни брат, ни я.
Он учил, что дорого отцу вниманье,
Что сыны не забывают старика.
Труд наш ценит он и в том труде – старанье,
Что произвела сыновняя рука.
А ведь я ли в огороде не старался?
Жарким летом огород свой поливал,
Тяжким потом каждый овощ мне достался.
И ведь я, что покрупнее, выбирал.
Просто день я прокопался в огороде
И о том, что Ты прибудешь, я не знал,
Знака не было мне о Твоём приходе,
Ну а Авель мне об этом не сказал.
Разделил ты нас по качеству подарка,
Не на Авеля «призрел» Ты, а на дар.
И что не благословил Ты – мне не жалко,
Но по сердцу моему нанёс удар:
Отчего рушил Ты, что поник лицом я,
Что благословения не получил?
Может, у меня в груди застряли комья
Оттого, что Богу я не угодил?»
Но не мог, конечно, так ответить Каин.
К сожаленью, Каин не был так умён.
Ковырял сохою землю наш крестьянин
И был по природе глуп, зато силён.
Да, несчастный Каин нёс обиды много
И лицом поникши, губы он надул.
Но свою обиду нёс он не на бога,
Гнев его на брата молнией сверкнул.
Думал в гневе Каин: «Вот же ведь подлиза!
Ведь тайком узнал он, что прибудет Бог!
Погоди же, братец, час «свиданья» близок
И тогда посмотрим, кто из нас здесь плох!»
А на бога Каин не держал обиды:
По определенью, бог для него – «свят»,
И не ошибётся движущий планиды,
И ни в чём не может быть он виноват.
Да такое в голову и не пришло бы.
Хоть умом не блещет Каин наш ничуть,
Но в сознанье детском нет и мысли, чтобы
Бога обвинять там хоть за что-нибудь.
Но ведь и себя не мнит он виноватым:
Он же ведь старался из последних сил
Быть на дар для бога очень тароватым,
Но Господь-то Каина не похвалил!
Но бедняге плохо так от «непризренья»!
Кто-то ж «должен» быть за это виноват!
Значит, брат виновен, что благословенья
Каин наш лишился. «Ах, подлиза брат!»
Вот я зрю трагедии где той истоки:
«Объяснились» в поле – вот он и «восстал».
Каин по природе не был ведь жестоким,
Просто бедный парень сил не рассчитал.
«Потом вдруг распахнулась дверь, вошёл Корней
- как туча, глаза – молнии, ни слова не говоря,
швырнул мне чуть не в лицо пачку каких-то ли-
стов (это Корней-то! Швырнул!) и, опять ничего
не сказав, повернулся и ушёл. И дверью грохнул.
Я чуть не завыл от тоски.
…За обедом Корней мне говорит… сурово, непри-
ветливо:
- Прочитал?
- Да.
- Понял?
- Да.
На этом наш разговор и кончился.»
А.и Б. Стругацкие. «ПИП».
Но последствия «призренья-непризренья»
Богу оказались, судя по всему,
Полной неожиданностью. И решенье
Принял он по сердцу, а не по уму.
От последствий этих боже растерялся.
Ведь ему казалось, прав он был кругом:
Авель с даром ведь отменно постарался,
К богу с качественным вышел он трудом.
Ну а Каин дар свой не облагородил,
Не придал подарку он «товарный вид».
И поэтому считал «Гефест», что, вроде,
Справедливые слова он говорит.
Раз старался Авель проявить уменье –
То досталась Авелю и похвала,
Чтобы Каин тоже проявлял стремленье
Качественно делать все свои дела.
Он по результатам оценил работу,
Как на производстве строгий ОТК.
И не стал вникать он в Каина заботу:
ПОЧЕМУ небрежна сильная рука?
Ну казалось бы, что тут? Простая штука:
Оценить всего-то надо результат.
Но вмешалась психология-наука,
А «Гефест» в науке той был слабоват.
И плоды он пожинает отношений
Между братьями. Трагедия пришла –
И «Гефесту» не уйти от тех решений,
Что диктуют эти сложные дела.
Он, с одной-то стороны, ведь понимает,
Что не ведал малый Каин, что творил:
«Что ты сделал?! – бог во гневе восклицает. –
Ты зачем же брата Авеля убил?»
И не может наказать его он строго –
Тем же самым. Но с другой-то стороны,
Безнаказанным не может быть пред богом,
Преступленья быть наказаны должны!
И решенье принимает он простое:
«Лицезренья» он лишает своего,
С глаз долой прогнал, хоть воем Каин воет,
И не хочет он воспитывать его.
«Ах ты, Господи! – сказали б мы словами
И.Мытарина из повести «ОЗ», –
Что ж ты бросил их? «Воспитывайтесь сами»?
А теперь ты волю дал своей грозе!
Невоспитанный тебе не нужен Каин
И не хочешь ты возиться с дураком.
А воспитанным – не нужен ты, хозяин,
С тяжким, грозным, всё могущим кулаком.
Не представишь ты им «помощи» ведь «скорой».
Так зачем тебе являться средь людей?
Делать акции с Содомом и Гоморрой,
Вполовину всемогущий чародей?»
А реакция у Каина-злодея
Снова странная. Да, случай не простой.
Вновь в тупик он ею ставит чародея –
Всё своею «примитивной» простотой.
Вот хочу какое сделать замечанье.
Это «злобный, беспощадный крокодил»
То моральное, по сути, наказанье
Как чрезмерное себе определил:
«Наказанье Твое, Господи, такое,
Что не снесть моей душе его никак!
Претерплю я обращение любое!
Что же делать? Разнесчастный я дурак!
Накажи меня рукой Своей могучей,
В землю Каина по шею закопай,
Привяжи меня к кресту на солнце жгучем –
Только лицезренья Бога не лишай!
Что же мне теперь? Идти по белу свету –
И убьёт меня, кто встретится в пути!
Каина судьбы печальнее и нету,
И с печатью этой в жизни мне идти!»
И подумал бог: «Что ж он так причитает?
Неужель так любит бога своего?
Он не лицемерно, подлинно страдает.
Что же там случилось с братом у него?»
И понявши это, бог и молвил слово:
«Всемеро отмстится всем за Каина!»
И исторью эту рассказавши снова,
Он признал: в сём деле есть его вина!
2.«Дурак» и «умный».
«Дурнем быть не хочется, дураку обидно.
Умным – очень хочется, да кончится битьём.»
Б.Окуджава.
Что же это за планида им такая?
Что же это за печать им жжёт чело?
Почему у дурака судьбина злая?
Почему средь умных жить им тяжело?
Разделяет их барьер, сводя впустую
Их усилья мозговые – генный код.
Этот код как бы ступеньку образует
Для того, кто вверх по лестнице идёт.
Если умный просто ногу поднимает –
И ступеньку преодолевает враз,
То дурак-то гору камня натаскает,
Чтоб на ту ж ступеньку заползти до вас.
С точка зренья умных – это род уродства:
«Коль нэма ума – считай, калека ты».
Но невидимо то умных превосходство
И невидимо наличье «хромоты».
Ну а раз калека – значит, обвиненье
Человека в этом недостатке – грех,
Грех над ним смеяться. Нужно тут терпенье,
Коли не хотим мы обижать их всех.
И когда там «умный» с чванною усмешкой
Обвиняет глупого, что он – дурак,
Не умён тот «умный», сам являясь пешкой,
А точнее – «умный» не воспитан так.
И пускай тот «умный» уж не удивится,
Что в ответ дурак тот «спустит кобеля»:
Впредь ему наука, как над ним глумиться.
Точно, как у Каина и Авеля.
И дурак в природе так многообразен –
Эта аксиома сказана давно.
Пышет он здоровьем, вовсе не заразен,
Много разбирался в книгах и кино.
Но в классификаций тонких различенья
Я и не полезу – зело не мастак,
А приму большие группы к рассмотренью:
«Умный» есть и «глупый» на Земле дурак.
Вот дурак, кого я «глупым» называю,
Что среди людей зовётся «дурачок»:
То, что он дурак – совсем не понимает
И не точит его душу червячок.
Не доступна их дурацкому сознанью
Вся обидность обвинений дуракам,
Как собаке недоступно пониманье
«Чисто-грязного». И хоть он слышит сам,
Но в головушку, бедняге, не приходит,
Что в сравнении с другими, он лишён
Там чего-то. Ну, смеются там в народе
После слов его – смеётся же и он!
Ну а есть дурак, который уже видит
Эту разницу меж умным и собой.
И ему предстать обидно в голом виде
И поспорить он готов с своей судьбой.
И для этого, изо всех сил стараясь,
Он стремится всё, «как люди», делать сам
И не ленится он, лоб свой расшибая,
Но никак не удаются «чудеса»:
То задачки не выходят, то примеры,
То ответит он кому-то не впопад.
И особенно им трудно с чувством меры:
«Печкой дом спалит он!» – люди говорят.
На него орут: «Ты что, не понимаешь?
Эй ты, дурень, не задерживай давай!
Ты, дурак, простого самого не знаешь!
Ты НЕ ХОЧЕШЬ думать, этакий лентяй!»
Ну а он-то в поте лба старался думать.
Чтоб узнать, он гору книжек перерыл,
Но – увы! Не поборол в себе он дуба
И в познаниях системы не открыл.
И за тот мартышкин труд ему награда –
Лишь насмешки. Хоть бы кто, да похвалил!
Только слово доброе ему и надо.
- А за что? – твердят кругом, – не заслужил!
И одни несправедливые упрёки,
Что ленив он. Ну а лени-то ведь нет,
Как у Каина. Обидные намёки
На баранов да ослов за столько лет.
Непосильность предъявляемой задачи
Постоянно гнёт в апатию его.
Без награды оставаясь, чуть не плачет:
Тяжкий труд без результата у него.
«И за что ко мне такое отношенье?
Пропади он пропадом, их тяжкий труд!»
Так к труду у них родиться озлобленье,
Как к причине, от которой все идут
Неприятности. Ступень неодолима.
Хоть он гору тех «камней» и натаскал –
Всё без толку. И гора проходит мимо:
Края следущей ступеньки не достал.
«…Ну а эти, что без устали кричали…
Эти умники!... Будь прокляты навек!»
И дурак наш замыкается в печали…
И к нему подходит «умный человек».
«…Помнишь Пандору, Драмба?
- Я всё помню, Корней, – басит долдон.
- Ну вот, познакомьтесь, – говорит Корней. – Это –
Гаг, парень из преисподней. На Земле новичок, ни-
чего здесь не знает. Переходишь в его
распоряже-
ние.
- Жду ваших приказаний, Гаг, – басит долдон…»
А. и Б.Стругацкие. «ПИП».
«Здравствуй, Каин, вытри слёзы и не охай.
Не последний Авель у тебя ведь брат.
Что ты брата порешил, конечно, плохо,
Но ведь ты почти совсем не виноват!
А ведь братьев у тебя, смотри, не мало.
Ну а ты ведь, Каин, старший среди них.
Я даю тебе их, Каин, под начало –
По закону старшинства среди живых.
Наведи в роду Адамовом порядки,
Ну а я – советник буду у тебя.
Уж теперь не поиграть с тобой им в прятки,
Не позлыдничать им, душу теребя!»
И обрадованный Каин стал при власти.
И «полицией» своею – кулаком, –
Он обрушил на всех «умненьких» напасти,
Чтоб поменьше те трепали языком.
И вот тут уж «умным» вовсе не до смеха!
Власть дурацкая поистине страшна
И тебе – беда, а Каину – потеха,
И твоя насмешка больше не слышна…
Но коль если ты и умный, и культурный –
Не бросайся с кручи головою вниз.
Вспомни лучше ты пример литературный –
Как с Портосом управлялся Арамис.
Изучи явленье это хладнокровно,
Отнесись к ней, как к стихии – се ля ви!
И умом своим используй безусловно
И при помощи ума ты с ней живи.
Не сердись, не злись на власть. Она – стихия.
Сделай так, чтоб власти был необходим –
И промчатся для тебя там дни лихие,
Власть над властью замаячит впереди.
И увидишь: Каин со своим синдромом
Не от злобных генов зло своё ведёт,
Что «неумным умным» их характер сломан,
Избежишь ты зла, всё зная наперёд.
Ну а дурень с властью – это уж проблема
Уровня морали тех, кто власть даёт.
Это уж совсем другая теорема,
С этим мы покончим и пойдём вперёд.
«Кот! Ну, кот и кот». Дикий… Ду-умай! – сказал он
Гагу и постучал пальцем по темени. – Думай! Моз-
гамии шевелить надо!»
А. и Б. Стругацкие. «ПИП».
Что же, принимаем мы за данность факты
Ненависти к «умным» массы «дураков».
И не задаёмся мы вопросом, как-то:
Какова причина? Аргумент каков?
А причина эта, как мы разобрали,
В поведенье «умных». Это – аргумент.
Что ж это за «умный», для кого в финале
В отношеньях с «дурнем – злобности момент?
Этот «умный» малый часто позволяет,
«С высоты большого своего ума»,
Действие, которым «дурня» унижает,
А чутьё у «дурня» – велико весьма.
«Умный» демонстрировать всегда стремится
«Дураку» те ЗНАНЬЯ, что он приобрёл,
Информацией он хочет похвалиться –
ПОХВАЛИТЬ СЕБЯ он к «дураку» пришёл.
Но при этом форму часто выбирает –
Интонацию словам он придаёт, –
Ту, что собеседника и унижает
(«Вот! А он не знает это, идиот!»).
Если этот «умный» этак поступает –
Что же удивляться, что у «дурня» – зло.
Не умён он вовсе, просто больше знает,
Просто пред другими в чём-то повезло.
Оправданье, правда, то имел дружочек,
Что он слишком мало от других ушёл –
На одну ступеньку, на один шажочек,
Сам ВЧЕРА был «дурнем», на мозги тяжёл.
И такому парню трудно удержаться
От похвал публичных своему уму,
И для САМОУТВЕРЖДЕНЬЯ похваляться
Хочется почаще парню самому.
Так девятилетний мальчик, стоя радом,
Говорит мальчишке, лет этак шести:
«А тебя я выше!» – и довольным взглядом
Сверху вниз взирает, полон гордости.
Но предел, конечно, глупости от «умных» –
«Исправлять» насильем массу дураков.
В «Хищных вещах века» интели так шумно
«Исправляли», не жалея кулаков.
Да, они поднялись на один шажочек
Выше, чем тот средний в городе дурак –
И постановили: «Наш дурак НЕ ХОЧЕТ
Умным становиться, это точно так!
Ну а раз не хочет – мы его заставим,
Мы имеем право думать принуждать!
И деяньем этим разум свой прославим:
Аргументом силы будем убеждать!»
Поняли ребята истину простую:
ВЫГОДНЕЕ думать, чтоб от скуки бечь.
И чтоб пониманье не прошло впустую –
Надо «осчастливить», «разум в них зажечь»!
Но сказал про умных Антон Палыч Чехов:
«Любит он учиться, а дурак – учить.»
Но учить ведь трудно, это не потеха,
Это не по морде кулаком лупить.
Нехватает «умным» интелям понятья,
Что не миномётом разуму учить!
Авели! Вы Каинам своим ведь братья!
Почему же трудно вам по братски жить?
А «по братски» жить как раз-то ведь и трудно:
Бесконечное терпенье нужно тут
И любовь. А это часто так «занудно»:
Ведь не дни, а годы долгие уйдут!
Но они-то к этим годам не готовы:
Слишком близко отстоя от «дурака»,
Понуждать и торопить его здоровы,
А терпенье… Напряжёнка здесь пока.
Но коль хочешь, Авель, Каину добра ты –
То и стань-ка твёрдо на добра тот путь.
И не унижай ты мимоходом брата,
О высокомерье с братом позабудь.
«Из всех возможных решений выбирай самое доброе».
Не самое обещающее, не самое рациональное, не самое
прогрессивное и уж, конечно, не самое эффективное –
самое доброе. Он никогда не говорил этих слов…, од-
нако суть его жизни – в этих словах».
А. и Б. Стругацкие. «ВГВ».
- Но ведь всё здесь это как-то голословно.
Есть ли хоть примеры иль статистика,
Чтобы подтвердила правду безусловно:
Да, любовь возможна к умным дурака.
- Что ж, тебе отвечу на своём примере.
Мне «везло» на глупых, преданных друзей:
«Мёдом им намазан я». И в моей сфере
Было их не мало в жизни, ей же ей!
Но меня не знаешь – и пример мой частный
(Но на сих примерах я вострил вопрос!).
Есть пример покруче, и пример прекрасный:
Хорошо известный Иисус Христос.
Не боялись люди мудрости Иисуса
И Его любили за Его добро,
Потому что не давал Он им искуса
О себе подумать: «Действует хитро!»
Именно по этой по простой причине,
Что не позволял Иисус тот никогда
Чваниться с людьми, что Он – в высоком чине
И о превосходстве Он молчал всегда.
И людей учил добру, чтоб жить красиво,
И лечил недуги людям всем подряд.
«Отче! Ты прости им! – молвил терпеливо, –
Ведь не ведают те люди, что творят!»
И такое к глупым людям отношенье
Высказать с креста Он сквозь страданья смог.
За людей просил у Бога Он прощенья.
Это был поистине великий бог!
- Да, но всё же люди бога-то казнили!
Значит, его дело «кончилось битьём»!
- Далеко не дурни те Каифы были,
Видели опасность эти люди в нём.
Ну а сам он молвил те слова Пилату:
«Не бывает злых людей ведь на Земле.
Дай поговорить мне с ним, как с братом брату,
У него душа ведь мучится во мгле.
И тогда злодей твой, Крысобой-громила,
Бросит меч кровавый и пойдёт со мной.
Да и сам, Пилат, ты человек ведь милый,
Но не знал добра ты. Что же, Бог с тобой!»
Свидетельство о публикации №111101304018