В Большой без билета 5. Ну чем вам не корабль?

Путешествие в пространстве сцены

Театр начинается с вешалки... Прав был тысячу раз К. Станиславский, утверждая  это,  и гардеробные Большого во всём соответствуют его статусу главного театра страны, но...
Сегодня мы войдём в театр не через гардеробную, а с чёрного хода , чтобы увидеть – нет, не изнанку театра,  а высокотехнологичное театральное царство 21-го века .  Не забудьте надеть удобную виртуальную обувь – нам предстоят долгие переходы от этажа к этажу по рабочим винтовым лестницам, фальшполам подземелья и решетчатым настилам колосников – туфли на шпильках здесь неуместны!

Даже для штатных технических сотрудников и артистов  Большой театр после реконструкции скрывает в себе много новшеств, что уж говорить о зрителях-завсегдатаях и, тем более, о тех, кому ещё ни разу не удалось в нём побывать!

Существенных строительно-архитектурных изменений не претерпела лишь старая зрительская часть театра.  Она просто стала ярче, свежее, вновь засияла царственным блеском, возвращающим в эпоху императорского театра. Только современные удобные лифты, забранные в стеклянные стены в пролётах каменных винтовых лестниц, и эскалаторы, ведущие в новый подземный концертный зал, расположенный под Театральной площадью и ставший частью Большого, дают знать о том, что мы находимся в дне сегодняшнем.  А вот пространство сцены изменилось существенно.  Здесь только стены и остались старые. Всё остальное – новый век!

Сначала спустимся на самый нижний – минус шестой этаж здания и пройдём в одно помещение, где увидим  резервуар, бесчисленные трубы и трубки, ведущие к батареям баллонов, датчики и манометры...  Вы начнёте гадать и подумаете: лаборатория алхимика эпохи средневековья?
Нет. Резервуар – масляный, огромный, стальной  – на 15000 литров! Баллоны – гидроаккумуляторы, над ними уровнем выше -  азотная станция, создающая необходимое давление в системе, и дальше – длинные трубопроводы, разносящие масло на многочисленные гидравлические приводы. Это  сердце нижней механизации сцены – гидро-насосная станция. Отсюда  гидравлическое масло через вентильные регулирующие блоки поступает на гидравлические цилиндры, которые, приходя в действие, тянут мощные стальные тросы сценических конструкций, тем самым заставляя их двигаться – подниматься, опускаться, открываться, закрываться... А от приводов масло по обратке возвращается на станцию. Замкнутый гидравлический контур – всем понятны его преимущества!

Самые огромные  и мощные гидравлические цилиндры у сценических площадок, что и понятно: каждая площадка весит больше 20-ти тонн.  Таких цилиндров  семь, по количеству сценических площадок.

Помимо них на сцене имеются грузовые подъёмники, доставляющие декорации с нижних складских этажей театра, противопожарный занавес, портальный мост и портальные осветительные башни, а также несколько площадок оркестровой ямы. Всё это тяжеловесы, надёжную и безопасную работу которых могут обеспечить только гидравлические приводы. Ну чем Вам не корабль?

А ещё от приводов нижней механизации работает противопожарный занавес.  Эта огромная – во весь размер портального проёма и весом более 30 тонн - конструкция, отсекает зрительный зал от сцены и способна противостоять пожару в течение 60 минут – этого времени вполне хватает на эвакуацию зрителей из здания в случае пожара на сцене. Идею "отсечения"  зрительного зала от сцены противопожарным занавесом высказал А. Кавос ещё после пожара 1856г, нанесшего зданию непоправимый ущерб. А первый противопожарный занавес был установлен в Большом в 1928 г. Кстати, в немецком языке противопожарный занавес называют Eiserner Vorhang – железный занавес. У нас, русских, это название вызывает свои ассоциации, связанные с эпохой отчуждения и противостояния Запада и Востока. Пусть же ни тот, ни другой занавес никогда не придут в действие!

Вы ещё не задались мыслью – а как же  все эти монстры заносились в здание театра?...
Сценические площадки размером 21х3 м  (в плане) поставлялись  с завода-изготовителя в укрупнённом (предварительно смонтированном) виде, для того чтобы монтаж их на театре занимал минимальное количество времени.  А ещё потому что  требуемое качество сварных швов обеспечить в условиях стройплощадки невозможно. Конструкции варили  на заводе-изготовителе в Белгороде с помощью современного сварочного оборудования и там же строго отслеживали качество каждого шва.  Доставляли их в центр города на спецтранспорте для негабаритных конструкций ночью, в сопровождении ГИБДД. А  для транспортировки конструкций к месту монтажа внутри сценической коробки театра был смонтирован мощный портальный кран, с помощью которого с улицы, со стороны арьерсцены заносились все конструкции нижней механизации – через арьерсцену, главную сцену - вплоть до оркестровой ямы. Портальный кран был установлен немецкими партнёрами для решения собственных задач, но как же он помог «наводить мосты» взаимопонимания с российскими строителями!  Вот уж твёрдая валюта, так валюта. На стройке, каковую являл собой театр все эти годы и где участвовало большое количество подрядных и субподрядных организаций, многие вопросы оперативно только и можно было решить таким путём – ты – мне, я – тебе ... А иначе – переписка, в которой можно увязнуть по уши, а сроки поджимают.

Из-за специфики крупногабаритного оборудования и строгой технологической последовательности монтажа стена здания театра по северному фасаду (противоположному главному входу в театр) очень долгое время (вплоть до весны 2011 года) оставалась открытой и представляла собой огромный проём. Первые порталы портального крана находились на улице – для принятия конструкций с автотранспорта, а последние заканчивались в зоне оркестровой ямы.  Если Вы ещё не забыли размеры сценических площадок 21х3 м, то теперь представьте себе, как эти громадины медленно приподнимались с платформы грузовика и осторожно заносились по воздуху на сцену. И здесь опять на ум приходит сравнение с лайнером. А ещё представьте себе хрупкую балерину, парящую над полом этих конструкций – всё ради неё, ради её плавного приземления на посадочной полосе сцены! И всё ради твоего удовольствия, дорогой зритель!

Итак, конструкцию занесли.  И тут же - монтировать, ведь места для хранения в театре нет! И снова всё как в заводском цеху -  резать, сверлить, сваривать, свинчивать...
На тему сварки  стихотворение одно у меня написалось пару лет назад. И опять читателям было невдомёк, что ноги у этого стихотворения из Большого театра выросли.


Сварная радуга. (Гроза)

http://www.stihi.ru/2009/05/21/2952

Написано для Тропинок ассоциаций  – 6 в игре Двух Паскалей № 451

Заданные слова: катет-тишь-лучший-открыть

Варила встык, внахлёст и с КАТЕТОМ,
Громила ТИШЬ прибором сварочным,
Трудилась так над сводом арочным,
Что на Луне дивились кратеры.

Внушала страх средой озоновой,
И флюсы пробовала ЛУЧШИЕ,
И заедала джемом грушевым,
И не морочилась препонами.

А небо поднимало падуги
И раздвигало ливня пологи,
И ОТКРЫВАЛАСЬ миру молодо
Сварная,
            в семь полосок – 
                РАДУГА!



На всякий случай:
Падуга - верхняя вспомогательная декорация (или часть занавеса), скрывающая от зрителя механизм верхней части сцены.
Катет сварного соединения – геометрический параметр углового сварного шва, характеризующий, среди прочих параметров,  его толщину и прочность.
Флюс – присадка для сварки.


Рецензии
Надя, какая ты профессионалка! В смысле технической терминологии. Ведь занималась ты с немцами, полагаю, механикой, гидравликой, электрикой - но попутно (из природной любознательности) все реставрационные и строительные технологии нам разъяснила на грамотнейшей технической мове. Не удивлюсь, если узнаю, что ты, помимо прочего, какой-нибудь политехнический техникум заканчивала (как и я) или училище наподобие Бауманского. Просто умилен твоими тросово-блочными вариациями. Ведь знаю, на РГФ-ах этому не учат. Не забуду и твой глубочайший текстиль.
Стихи - особая статья! Но тут слова восхищения кончились. Приду дочитывать вторую половину эпопеи - напишу еще.
Поместили ли твое имя на скрижали строителей-устроителей?
Или там только спонсоры? А артисты знают ли кому они обязаны? Кто обеспечил инженерное советско-германское взаимопонимание?
Как пел незабвенный Элвис наш Пресли: "Оnly you!!!!"
Сварка твоя непостижима! С размаху, без разделки под швы - внахлест и в разлет! Мой стишок про примитивную электротехническую пайку под флюсом в сравнении с твоей сварочной фермой ничтожен.
http://stihi.ru/2001/11/13-200
До встречи! ГАБТ! ГАБТ!

Владимир Годлевский   18.03.2012 19:31     Заявить о нарушении
Техникумов я не заканчивала - ни политехнических, ни текстильных, ни кулинарных:) Но тем и хороша профессия технического переводчика, что даёт возможность увидеть изнутри различные отрасли производства и вникнуть в них в меру профессиональной необходимости и той самой природной любознательности и дотошности. Никак не найду времени вернуться к этим рассказам и доработать их в небольшую книгу. Рада, что успела опубликовать это до открытия театра и до последовавшего вместе с открытием шквала информации о реставрации, то есть первичность замысла за этими рассказами есть. И ещё огромный личный фотоархив, которым можно было бы сопроводить эти рассказы в книге.
В скрижали попали, естественно, только спонсоры. Но, кстати, нашему руководителю проекта (немцу) указом президента (экс) вручён Орден дружбы, который он расценивает как заслугу всего коллектива:)
Но мне интересно почитать про сварку - убегаю со своей странички

Надежда Бесфамильная   18.03.2012 20:02   Заявить о нарушении
Меня обеспокоила твоя текущая судьба типа мавр сделал дело. Ты въехала в детали, была стержневым консолидирующим элементом всей конструкции. Теперь они эту будку побудувалы, заспивалы-заплясали. А тебя - на волю. Какой-то арбайтмахтфрай получается! И в скрижали не вставили, и от Дружбы Народов полпроцента кинули. Я бы считал справедливым для тебя пожизненные полставки. Или уж на худой конец Дружбу Народов индивидуально.
Чего и желаю ко славному Дню Весеннего Равнодействия.
Все! Пошел на лекцию.

Владимир Годлевский   19.03.2012 12:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.