Флоренский. Не терзайтесь...
Своим последователям
"не заботиться о завтрашнем дне",
но заповедует НЕ ТЕРЗАТЬСЯ ...
мыслью о том,
как сложатся житейские дела,
не терять из-за будущего
радости и спокойствия в настоящем,
без надежды на помощь Отца Небесного,
т.е. не делать себе из завтрашнего дня
предмета "пристрастия",
страстной отдачи всего себя
помыслу о будущем, --
не делать себе из житейских обстоятельств идола,
который вытесняет из сердца мысль о Боге
и надежду на Него.
И те образы, которыми поясняет Спаситель
Свою заповедь, --
лилий, не прядущих и не ткущих,
и птиц, не сеющих и не жнущих, --
поддерживают такое объяснение,
филологически бесспорное, слов Спасителя:
лилии и птицы не мучаются помыслами о будущем,
но жизнь-то свою располагают в виду будущего:
лилия, накопляя в луковицы за лето питательные вещества,
и птицы, строя гнезда и выводя птенцов.
Священник Павел Флоренский. Философия культа. М.: Мысль, 2004. С.360 - 361.
+++
В церковном сознании,
мученики -- святые;
но можно не менее твердо сказать и обратное, --
что святые -- мученики.
Подвиг христианской жизни,
какова бы ни была она
по своим внешним условиям,
внутренно
есть всегда МУЧЕНИЧЕСТВО,
ибо есть отрывание себя от сего мира
во имя иного мира.
Бывает: среди тока мутной воды
тянутся в реке струи иные, прозрачные,
от горного ключа,
не смешивающиеся с окружающей мутью;
таково, например, слияние у Мцхета
двух Арагв, Белой и Чёрной.
Так в христианском подвижнике
текут прозрачные струи жизни будущего века,
воды живой,
хотя сам он --
ещё в мутных водах истории.
Но это хранение себя от мути
есть мученичество,
как свидетельство самым подвигом жизни
о наличии
чистых струй.
...Святой, хоть и немощный человек,
САМЫМ СУЩЕСТВОВАНИЕМ СВОИМ
есть свидетель духовного мира,
живое свидетельство тайн вечной жизни;
НЕ потому, что ГОВОРИТ он о ней -- верим мы ему,
а потому, что сам он,
и без слов,
есть доказательство предмета нашей веры.
Святой подобен записи слова Божия:
согнивающему пергаменту,
или мягкому и плавкому воску,
или истлевающей, воспламеняющейся,
рвущейся и мнущейся бумаге
доверены слова
Божественного откровения.
И, однако, в этом непрочном и недолговечном
веществе
подлинно живёт вечная Истина,
им и через него является миру.
...Среди мёртвых вод истории, --
и всё-таки живой, --
вопреки стихиям мира сего,
или, точнее, единой стихии,
имя которой Разрушение, Порча, Расстройство,
Беспорядок, Уничтожение, Хаос, Смерть,
а на языке натурфилософии и физики --
Энтропия.
И потому святой САМИМ СОБОЮ
свидетельствует,
что есть Источник силы противоположной -- Жизнь.
+++
С. 375 - 376.
Свидетельство о публикации №111101109480
Лена Бусыгина Спб 05.02.2012 19:51 Заявить о нарушении