О принципе недеяния. Цикл - Боевые искусства -

                О принципе недеяния. Цикл «Боевые искусства»

                по мотивам китайских историй о боевых искусствах

                Один из простых китайцев, овладев мастерством боевых искусств, решил также постигнуть глубины даосской философии, и, проучившись у известных мудрецов, так и не смог постигнуть сути принципа недеяния. Не найдя ответов в священных книгах даосизма, он обратился к мудрости других религиозно-философских течений, к буддизму и конфуцианству, бытовавших в Китае, но и там не нашел ответы на свои вопросы. Однажды ему повстречался на пути христианский миссионер, который ему разъяснил один из принципов христианства, каким-то образом соприкасавшийся с принципом недеяния и учивший, что якобы не следует противиться злому: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5:38-41).» Услышав сие, любознательный китаец, обученный языкам и наукам, выискал в Святом писании противоречие и возразил: «Хорошо, о, мудрейший последователь учения назореев, но разве не в вашем писании также сказано: «Не мир пришел я принести, но меч» (Мф. 10:34)? Как же понимать мне сии слова?» Христианский миссионер только пожал плечами, сославшись, что это, мол, аллегория и каждому из нас богом индивидуально будет указано понимание этого постулата… Разочарованный искатель истины, поблагодарив миссионера, отправился дальше на поиски ответов на свои вопросы, и в какой-то из дней наткнулся на одного богатого китайца, избивавшего свою жену. Неравнодушный искатель истины хотел было заступиться за несчастную женщину, но вдруг вспомнил слова одного из учителей своих, который поведал ему историю о том, как тот в пору его молодости заступился за одну женщину, избиваемую ревнивым супругом, он надавал ему тумаков, предупредив, что тот получит еще одну порцию возмездия в случае повторного беззакония по отношению к женщине, однако, ревнивый супруг, уязвленный еще большей обидой, избил уже жену свою потом столь сильно, что та не выдержала побоев и умерла. Рассказывая эту историю, учитель пытался разъяснить ученику, что если бы он не вмешался в чужое дело, придерживаясь принципа недеяния, несчастная женщина могла бы остаться жить. Не сумев себе простить этот поступок, учитель в пору его молодости взял вину на себя и после длительного заключения приобщился к древней китайской мудрости и стал даосским монахом. Вспомнив об истории своего учителя, неравнодушный искатель истины, попробовав следовать голосу своего сердца, не стал избивать богатого китайца, наносившего побои своей жене, но зашел в дом его, взял за руку мать его и, бросив ее к нему на колени, изрек: «Ты бьешь жену твою, что родила от тебя детей, но будешь ли ты бить тогда мать твою, что родила тебя? Ведь бить жену есть то же, что и бить мать. Остановись же, отврати руку от жены твоей, разве так же ударишь брата? Но что будет, если брат твой ударит в ответ тебя, а ты будешь при этом слабее? Если же я ударю тебя, ты не сможешь нанести мне ответ, ибо я достиг мастерства в боевом искусстве, а вот мудрости я еще не постиг. Как ты мне докажешь тогда свою правоту? Кулаки тебе уже не помогут.» Раздосадованный богатый китаец замахнулся было на искателя истины, как тут же его кулак оказался в крепко зажатой ладони. Он смотрел прямо в глаза примирителю, не могучи вырвать кулак из его руки, сила его слабела по мере того как слаб его гнев. В конце концов он посмотрел в глаза его матери, в слезах смотревшей на эту картину, и выдавил из себя только эти три слова: «Прости меня, мама.». И тогда искателя истины наконец осенило: принцип недеяния не состоит в бездействии, но в умении не делать лишних движений, в осознании причинно-следственных связей и во что могут обратиться человеческие поступки. Для того чтобы человек осознал пагубность своих деяний, он должен иметь примеры их бессмысленного исхода. Следовательно, принцип недеяния заключается в следующем: не мнить себя судьей для других, но быть бесстрашным убеждателем людей в бессмысленности действий в состоянии непобежденного гнева.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

на фото: я


Рецензии
Насколько я понимаю, Валентин, это оригинальный рассказ,
сочиненный тобой поистине мастерски в духе китайских историй.
Однако, именно это повествование о судьбе простого китайца
не может не трогать возвышенной глубиной закрученного сюжета,
в котором ты поднял главную проблему многих миллионов людей,
а именно: как избавить наш мир от агрессии и бесчеловечной
жестокости, как сделать его безопасным и избавленным ото зла.
Мир не должен быть исключительно карательной машиной, ибо
так появляются разного рода тирании, что могут возникать при
любой системе. Мир должен строиться на взаимном доверии
людей и осмысленности совершаемых ими поступков. Очень
важно дать людям шанс одуматься и отказаться от отягчающих
их душу помыслов и начать продуктивную жизнь во имя общего
блага. В этом рассказе есть искорка твоей благородной души,
что способна зажечь человечность буквально в каждом из нас,
чтобы разбудить стремление к возвышенному и прекрасному.

Ирина Леви   22.01.2019 16:21     Заявить о нарушении
Да, это рассказ, Ирина, что-то вроде миниатюры, написанной мной в стиле обычных китайских рассказов с заложенным философским смыслом, призывающий именно к человечности, ибо люди гораздо чаще думают о том, чтобы кого-то за что-то наказать, нежели предотвратить худые деяния и наставить человека на путь истинный. Ведь гораздо важнее, чтобы человек сделал переосмысление своей жизни, сделал переоценку ценностей, и, что самое главное, победил свой гнев, являющийся первопричиной деструктивного поведения. Я не предлагаю готовых рецептов от или против человеческой агрессии, но я только даю понять, что людям просто необходимо нравственное воспитание. Спасибо за поддержку.

Валентин Валевский   22.01.2019 16:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.