Ночь св. Варфоломея

Холодный сумрак был пронизан
Звездными лучами;
Плясали факелов огни,
В Секване  отразясь…
Неверных двери помечены крестами,
Затихли улицы, тьму жуткую тая.

И одинокого прохожего шаги
Будили эхо в вымерших кварталах.
Случайный разговор, боясь внимательного взгляда –
И в вышине лишь звезды – надменно-холодны.

Но вот средь этой мрачной тишины
Вошли шаги в парижские кварталы;
От пик и шлемов отразясь, лучи луны
Зловейший танец пред отрядами плясали.

Как звери хищные, что чуют свою жертву,
Крадясь, идут намеченным путем,
Намеченным путем идут на преступленье
Под полуночным сумрачным плащом.

Вот огласилось гулом Сен-Жерменское предместье,
Над Сеной лег набатный перезвон;
Ни женщин не щадят, ни младенцев,
Поют “Te Deum”  в упоении злом.

Да будет так! Сегодня не спасется
Никто из тех, кто назван был врагом,
И будет проклят тот, кто нынче не возьмется
За пику или шпагу с именем Его.

В чем их вина, за что их ждет расплата? –
Зловейшие огни во тьме горят…
Набат колоколов ритм отбивает страшный -
«Не пощадят, не пощадят, не пощадят…»

Кто принял за Евангелие венец страдания,
Святые мученики! Благословляем вас!
Вы жизнь свою ценою лжи не выкупали,
С молитвою встречая свой последний час.

На улицах бои и в розблесках кровавых
Здесь пляшет Смерть под гром колоколов,
И во главе озлобленных отрядов
Она в ночь эту постучится в каждый дом.

Кресты на ставнях и на одеждах  –
Святая ночь веры под знаком креста.
Шайки убийц, ищущих жертву
Рыщут по улицам в свете огня.

Блики огней на кирасах и шлемах,
Улицы скользки, Секвана красна…
Худой силуэт в оконном проеме –
Ночь славной охоты! Ночь торжества!

 Во славу Господа здесь меч был поднят на невинных –
 Злосчастный Карл, одумайся! С души сон прогони!
Руки подлых убийц до кого дотянулись! -
Верный друг твой был ночью вероломно убит…

Всю ночь над домами плыл звон колокольный,
О погибших скорбя, осуждая живых;
И холодный рассвет, не принесший покоя,
Под тот траурный марш вошел в скорбный Париж…

А на утро узнали при дворе королевском,
Что на грешную землю святой знак сошел –
У Св. Женевьевы в память всех убиенных
Белоснежный боярышник цвел.


* В эту ночь в Париже было истреблено более трех тысяч протестантов. Ночь св.Варфоломея вошла в историю как самое страшное и бесчеловечное проявление Контрреформации.


Рецензии
Писать о ,,жертвах" Контрреформации это всё равно что писать о ,,жертвах" контреволюции во время Термидора, или сталинской Великой Чистки. Не было невинных жертв ни там ни там. Робеспьеры-кровопийцы, ,,подонки порока и невежества" наконец-то получили своё. Чтобы там ни врали профессора Сорбонны. Эти троцкисты самого Пол-Пота выучили. А теперь об этом ,,деликатно" умалчивают. ...А ведь есть, где-то документы о его студеньческих годах.
.
Историки - убийцы понарошку,
Нам не дают ни вспомнить, ни сказать.
Народа память как бродячью кошку,
У них привычно под трамвай кидать.

Александр Седов 2   30.11.2011 18:42     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, но позвольте с Вами не согласиться.Невинные жертвы были во всех приведенных Вами случаях. Я не берусь рассуждать на тему сталинского времени, т.к. по этой теме я не специалист, но замечу, что не совсем корректно сравнивать время Контрреформации и контрреволюции. Это разные времена, и разные идеи преследовали эти действия. Я лично не считаю, что те десятки тысяч гугенотов-протестантов, которые были убиты во время событий ночи св. Варфоломея, были в чем-то повинны. А ведь убивали всех - кальвинистов, лютеран, даже просто сочувствующих. И я не могу ответить на вопрос, в чем виноват простой житель Парижа, исповедующий протестантизм, если в его дом ночью врываются толпы озверевших убийц и с криком "Во славу святой Матери-Церкви!" на его глазах убивают его семью.
В ХХ в. Католическая Церковь официально принесла извинения за ужасы Контрреформаци.
А что касается описания ночи св. Варфоломея, то рекомендую Вам ознакомиться с произведением Проспера Мериме "Хроники времен Карла IX", и когда дойдете до описания Варфоломеевской ночи, попробуйте задать себе вопрос, в чем были виноваты люди, которые даже под страхом смерти не отрекались от своих убеждений. Я сомневаюсь, что Вы сможете на него ответить, как не смог этого сделать я.
С уважением, Рейнмар.

Рейнмар Хагенау   02.12.2011 20:07   Заявить о нарушении
,,Хроники Карла 1Х" Проспера Мериме я читал не раз, и читая всегда поражался озлобленному лукавству, двоедушию и продажной лживости этого текста и этого автора. Подобно всей Европейской интеллигенции, этот автор живя в залитой кровью католиков Европе, десятой дорогой обходил архивы о зверствах катаров, альбигойцев, гугенотов и французских якобинцев. Он просто выполнял антикатолический заказ массонских лож и придумывал свои ,,хроники" на пустом месте. Как и другой лжец Эмиль Золя. Как и те журналисты что молчат о Парижском периоде жизни Пол-Пота. С таким же успехом Мериме мог бы сейчас лить крокодиловы слёзы о убитых во время войны эсэсовцах.
,,Вся наша культура мертва. Самый остов её следует переплавить и отлить в новую форму." ,,Из детской прямо в колледж, а потом обратно в детскую. Вот вам интеллектуальный стандарт, господствовавший последние пять или более столетий."
(Ray Bradbury, Fahrenheit 451', New York, 1953)

Александр Седов 2   02.12.2011 20:49   Заявить о нарушении
Уважаемый Александр! Я, право, не знаю, кто Вам внушил подобные мысли! Никаких сведений насчет того, что г-н Мериме состоял на службе у массонов мне найти не удалось. Это во-первых. Во-вторых, обвинять г-на Мериме в бездокозательности на мой взгляд неверно- он был хорошим историком и всему, что им было сказано в данном произведении, можно найти документальное подтвержедение. А для историка это главное. И потом, не станете же Вы отрицать факт событий ночи св. Варфоломея и Контрреформации вообще? В-третьих, о какой "залитой кровью католиков Европе" Вы говорите? Если Вы имеете в виду события французских революций, то там религиозный фактор (если таковой вообще имел место) играл самую что ни на есть последнюю роль. Поэтому, по моему мнению, выставлять документально аргументиррованный роман в качестве политической конъюнктуры просто некорректно. И еще. Я поостерегся бы говорить о, как Вы выразились, "зверствах альбигойцев и гугенотов". И если уж на то пошло, то в первом случае уместнее было бы говорить о зверствах северных рыцарей по отношению к тем же альбигойцам; а что касается гугенотов, то по отношению к католикам они всегда занимали только оборонительную позицию (мне, как историку, не удалось найти сведений, указывающих на то, что где-то гугеноты или протестанты выступили инициаторами вооруженных столкновений;я не беру здесь Английскую революцию и Оливера Кромвеля, т.к. это заслуживает отдельного разговора).Если же брать в расчет Нидерландскую революцию, то здесь основной идеей выступала борьба против зависимости от испанской короны. Хотя это также отдельная тема.
С уважением, Рейнмар.

Рейнмар Хагенау   03.12.2011 23:37   Заявить о нарушении
Рейнмар Вы никак не можете главного ухватить: если Вы исслдуете и любите Средневековье, то Вы должны подобно Толкиэну и Брэдбери отдавать себе отчёт в том что современный мир построен на костях вероломно разрушенного средневековья, и подобно профессору Толкиэну обходить десятой дорогой ВСЕ архивы кроме иезуитско-католических. В архивах историков ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕТ. Так же как в газетах и телепередачах напрочь отсутствуют новости! Вам же ничего вообще не сообщают о событиях в Ливии или катастрофе в Мексиканском заливе! А то что сообщают это смех и слёзы, а не новости! Свяжитесь с иезуитами и они Вам предоставять факты и о зверствах альбигойцев, и о том сколь бесстыдно и нагло эти сведения перевирались в школьных учебниках, и о том как либералы-профессора вырастили кровавого Пол-Пота. Толкиэн знал, что романтизм есть только феодально-католическое понятие!

Александр Седов 2   04.12.2011 00:23   Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, за информацию. Обязательно ознакомлюсь с материалами иезуитских архивов. А на счет "вероломно разрушенного Средневековья" - то это позиция абсолютно всех представителей течения романтизма в Европе. Особенно ярко это проявлялось а Германии и Англии (кстати, это явилось одним из факторов, вызвавших к жизни такое направление в искусстве, как прерафаэлизм).
А что касается т.н. "зверств" альбигойцев, то здесь имеет место такой фактор, как создание повода - ведь нужно же было чем-то, помимо стремления к защите Святой Матери Церкви, объяснить причины начала Крестовых походов против Французского Юга. Ведь сочинений со стороны представителей альбигойского учения не осталось, а сочинения католиков, касающиеся "альбигойского дела", очень и очень субъективны, что вполне объяснимо. То же самое можно сказать и о Реформации. Идеологическое обоснование позиций сторон (или борьба идеологий), начавшаяся после 1555 г.,помогла этим сторонам окончательно сформироваться и окрепнуть.
И мне бы хотелось порекомендовать Вам к любым документам (при этом неважно, каикие стороны они представляют)относиться более или менее критически, ведь иначе просто невозможно будет верно (или приблизительно верно) оценить рассматриваемую ситуацию. С уважением, Рейнмар.

Рейнмар Хагенау   05.12.2011 00:44   Заявить о нарушении
Спасибо Рейнмар за ответ и совет! Но я и так строг к источникам. Хотел бы только добавить, что протестантизм и явился губителем естественной средневековой цивилизации и виновником создания современной технотронно-спекулятивной цивилизации. А еретики вроде катаров пытались это стелать на несколько веков раньше самыми зверскими методами.
,,Экономике, изменившей мир до неузнаваемости, остаётся лишь подсчитывать колоссальные потери... А пожирает она всё без разбору и в конце концов сожрёт самоё себя".
(писатель Рауль Вангейм)

Александр Седов 2   05.12.2011 01:52   Заявить о нарушении
Средневековье невозможно было сохранить в неизменном виде; оно должно было уступить место другой эпохе и другим идеалам, это было неизбежно.Единственной страной, которая до второй половины 15 в.пыталась задержать золотую "осень Средневековья", была Бургундия. Там действительно время как-будто бы остановилось, и когда в соседних странах уже полным ходом шло движение к Новому Времени, там почитали идеалы рыцарской чести, культа Прекарсной Дамы и все то, что было распростарнено в Европе в 11 - конце 14 вв.
А протестантизм был естественной реакцией на приход Нового Времени и его идеалов,на изменения в общественных отношениях, на развивающиеся капиталистические отношения (религия молодой буржуазии). Конечно, то капиталистическое общество, какое мы наблюдаем в Европе сегодня, является сильно извращенной его формой. Многие аналитики считают, что оно должно измениться, перейти на новый уровень, но просчитывать его дальнейшие изменения - это уже задача экономистов и политологов.
Касательно "осени Средневековья" рекомендую книгу Й. Хейзинге "Осень Средневековья" - там прекрасно показано, как уходило это время, время, вернуть которое попытаются, пусть даже и в мечтах, европейские романтики 19 в.
С уважением, Рейнмар.

Рейнмар Хагенау   05.12.2011 18:05   Заявить о нарушении
Протестантизм, полагаю, был не реакцией на приход нового времени, а причиной этого прихода. Правда, второй причиной. Первой же был, вышедший из Италии Ренессанс.

Александр Седов 2   06.12.2011 20:09   Заявить о нарушении
На этот счет весьма интересны размышления Вебера - протестантизм ли повлиял на развитие капитализма или же капитализм повлиял на возникновение протестантизма. Я полагаю, что здесь дело в очередности - зарождающемуся капитализму нужна была прочная идеологическая база, старая феодально-католическая идеология уже не подходила ему. Поэтому Кальвин с его учением оказался как нельзя более кстати. Т.о., в первую очередь нужно говорить о появлении протестантизма, а затем уже об укреплении на его базе капитализма.
А на счет Риссорджименто (ит. "возрождение")Вы, уважаемый Александр, правы. Многие современные историки начинают отсчет Нового Времени именно с этого исторического периода (с Петрарки), а в последнее время я слышал версию, что вообще с Данте. Не знаю, как Вам, а мне такая версия нравится.
С уважением, Рейнмар.

Рейнмар Хагенау   08.12.2011 17:09   Заявить о нарушении
Я могу указать начало конца более точно. Если не во времени, то в культурологии. В 14-м веке итальянские интелектуалы общались с обитателями еврейских гетто Италии. И научились от них кабалистической философии, на основе которой придумали свою философию Возрождения. Вот с тех пор всё и покатилось в ад! Не случайно само слово ,,гетто" было вначале названием еврейского поселения на руинах заброшенного железоплавильного завода под Венецией.
С уважением: А.С.

Александр Седов 2   08.12.2011 17:30   Заявить о нарушении
Хм... Может отдельные интеллектуалы и общались с евреями, но, помнится мне, в Средние Века евреев не очень-то жаловали...Хотя по-разному бывало. Вот, например, известный южнофранцузский поэт 12 в. Кретьен де Труа был крещенным евреем. И хуже от этого, на мой взгляд, никому не стало. И я, честно говоря, не думаю, чтобы Данте или Петрарка, или Джотто почерпнули свои идеи от евреев... Может, Вы массонов имели ввиду?
С уважением, Рейнмар.

Рейнмар Хагенау   09.12.2011 00:08   Заявить о нарушении
Да мне тоже трудно представить в этой роли Петрарку и совсем невозможно Данте. Скорее это были образованные итальянцы, составлявшие тайную оппозицию Ватикану и находившиеся под впечатлением от идей Аристотеля. (Ведь когда в 13-м его труды были обнаружены, то христианская Европа испитала культурный шок). Что касается масонов разных видов, впитавших тёмную эзотерику Востока ещё в эпоху крестовых походов, то думаю они схватились за Ренессанс как утопающий за соломенку. Ведь одновременно с разгромом тамплиеров во Франции, тоже самое произошло во всех государствах кроме Шотландии. Идеи Ренессанса были для них как дождь после долгой засухи для слизняков.

Александр Седов 2   09.12.2011 00:55   Заявить о нарушении
Насчет шотландского Ренессанса точно не скажу, но идея насчет массонов и,pardone за каламбур, идей Риссорджименто, мне нравится. :) Возможно, это действительно имело место. А касательно оппозиции Ватикану, то Данте - наглядный тому пример, за что, собственно и поплатился изгнанием из родной Флоренции. Вдали от родного города (в Равенне) он и умер.
С уважением, Рейнмар.

Рейнмар Хагенау   10.12.2011 22:31   Заявить о нарушении
И по поводу Аристотеля. Оправившись от культурного шока, Рим и ортодоксальный католицизм сумел выстроить на основе его идей настолько стройное обоснование своих политических и идеологических притязаний (см. св. Томас Аквинский), что эти идеи актуальны (разумеется, с изменениями согласно времени)и по сей день.Одни неотомисты чего стоят. Обработка идей Аристотеля в христианском (конкретно - ортодоксально католическом) понимании положило начало схоластике, которая господствовала в европейских университетах под крылом доминиканского ордена до тех пор, пока ей не положило конец то же самое итальянское Риссорджименто.
О св. Томасе Аквинском Вы можете прочитать у Дж. Реале и Дж. Антисери "История Западной философии. От истоков до наших дней", т.2
С уважением,Рейнмар.

Рейнмар Хагенау   10.12.2011 22:43   Заявить о нарушении
Давно хотел спросить Рейнмар, почему Вы называете Возрождение, (Ренессанс), словом Риссорджименто? Насколько я помню, похожим словом называлось движение за объединение Италии в 50х-60х годах 19-го века. Или там было два похожих слова?
С уважением, А.С.

Александр Седов 2   10.12.2011 22:57   Заявить о нарушении
P.S.: Фома Аквинский и Бонавентура. Никакого Томаса Аквинского я что-то не помню.

Александр Седов 2   10.12.2011 23:04   Заявить о нарушении
По поводу первого комментария. Rissorgimento (Риссорджименто) - в переводе с итальянского - "возрождение". В искусствоведении, дабы отличать Возрождение итальянское и Возрождение Северное так принято называть Итальянское Возрождение (в отличие от Северного Возрождения,которое чаще именуется Северным Ренессансом). Точно также, Вы совершенно правы, называлось и движение за объединение Италии в 19 в.
По поводу второго комментария. Правильнее - св. Томазо Аквинский, это итальнский вариант имени (Томас, Фома; мне просто св. Томас как-то больше нравиться :) )
С уважением, Рейнмар.

Рейнмар Хагенау   11.12.2011 00:13   Заявить о нарушении
Спасибо Вам за ценные уточнения Рейнмар! А то Фому Аквинского я изучал, но только в рамках истории философии, как мыслителя, воздвигнувшего гигантский мост между диалектикой Гераклита и диалектикой Канта и Гегеля.
Ваш А.С.

Александр Седов 2   11.12.2011 11:24   Заявить о нарушении
Не за что! Если появятся какие вопросы по истории - обращайтесь ;) Но св. Томас Аквинский действительно гений. Недаром его еще при жизни называли Ангельским доктором - за необыкновенную по тем временам эрудированность и образованность.
С уважением, Рейнмар.

Рейнмар Хагенау   11.12.2011 18:23   Заявить о нарушении
Его, насколько я помню, чаще называли ,,Бык ученья". А Вы не помните подробности его дискурса с императором Свящ. Римской Империи о том, есть ли у крота глаза? Там ещё садовник подошёл, желая помочь, а они ему сказали что разговор не о конкретном кроте, а абстрагированном? Я эту историю в своих лекциях детально рассказывал как пример философского мышления, а теперь детали их аргументации садовнику подзабыл.
С уважением А.С.

Александр Седов 2   11.12.2011 19:57   Заявить о нарушении
"Молчаливым быком" его называли за то, что он все свое время посвящал научным исследованиям и редко с кем разговаривал. Мне известно история с диалогом о кроте, но подробностей, простите меня, не помню. Кстати, эта история - наглядный пример упоминавшейся мною выше схолоастики. Пример весьма забавной схоластической беседы Вы можете найти в романе А. Конан Дойля "Белый отряд" в Х главе.
С уважением, Рейнмар.

Рейнмар Хагенау   11.12.2011 20:24   Заявить о нарушении