По конкурсу МК-2011. Логаэды
«ЛОГАЭДЫ - стихотворные размеры, образуемые сочетанием неодинаковых стоп, последовательность которых правильно повторяется из стиха в стих или из строфы в строфу. В метрическом стихосложении - основная форма античной песенной лирики; в силлабо-тоническом стихосложении малоупотребительны». - Так утверждают учебники.
Между тем, чуть ли не половина стихов, поданных на конкурсы «Мастер класс», была написана логаэдами, о чем (очень может быть!) сами авторы и не подозревали. Как бы вы ни «мудрили» с необычным по звучанию ритмом вашего РИФМОВАННОГО стихотворения, он должен иметь какой-то продуманный рисунок – повторяться в одноименных строках! (подчеркиваю: мы сейчас говорим только о рифмованных стихах, а не о свободных формах - верлибре, вольном стихе, стихотворении в прозе). А каков именно ваш рисунок и из чего строится – классических двусложников (ямб, хорей), трехсложников (дактиль, амфибрахий, анапест), или из чередований разных метров – не особо важно. Главное, чтобы стихотворение хорошо звучало, а вернее, его звучание помогало раскрытию темы.
Перейдем к примерам.
№1. «ямб-анапест»
Сказать по правде - я очень устал
Глядеть в глаза, что лугов зеленей,
Ловить губами сухими уста,
Которых не было в мире милей;
Не мил очей мне померкнувший свет,
Не жду отмеренной ласки в ответ,
Устал от шепота: "Нет, не сейчас..."
Что ж, так случается в мире подчас...
Не вечна дружба, любовь не мила,
Раз фальшь меж нами поставит стекло,
И время наше уже истекло.
И жизнь когда-то была - и сплыла.
С таким вот странным размером сонет.
Хоть верен ритм - но никчёмен ответ
Модель строфы: абаб ссдд ежже зз (все мужские рифмы)
стопный логаэд : ямб-анапест.
01 01 001 001
01 01 001 001
01 01 001 001
01 01 001 001
Сочетание ямба с анапестом всегда достаточно гармонично – и там, и там ударный слог стоит в конце стопы, а сама стопа в данном случае удлиняется на один слог.
№2. «дактиль, хорей, бой»
Дождь...
Он всколыхнул мираж,
где зацепился наш
лучик надежды...
Дрожь...
Стихнет желаний прыть,
но не сумеем плыть
каждый, как прежде...
Схож...
Пасмурный день наш
на голубой мираж -
странный, прекрасный...
Ложь...
Мозг затуманит блажь,
и с головой в кураж -
горький и страстный...
Модель строфы: аббСаддС, где а – укороченная (односложная) стопа.
Составной логаэд: дактиль, хорей, бой.
1
100 10 1
100 10 1
100 10
1
100 10 1
100 10 1
100 10
Несмотря на разнотипность строк (по количеству и виду стоп) данного стихотворения, оно звучит тоже достаточно гармонично: и дактиль, и хорей, и односложный метр - «бой», (он обозначается как 1) - одинаково начинаются с сильного места (с ударного слога).
№3. «ямб-пиррихий»
Она приходит по ночам,
Мой гость непрошенный.
И верю я ее речам
В ладошки вложенным.
Она садится у окна
Ночного струнного.
И тянет нить для полотна
Жемчужно – лунного.
Модель строфы: разностопный катрен аБаБ (мужские и дактилические рифмы).
Стопный логаэд: ямб, пиррихий
01 01 00 01
01 01 00
01 01 00 01
Вообще-то, этот размер можно назвать и ямбом, но, поскольку по всем строкам строф безударная двусложная стопа 00 (она называется ПИРРИХИЙ) стоит на одноименных местах и не является разовым отклонением, а продумана, то почему бы не считать этот ритм логаэдом?
Встречается логаэд «ямб-пиррихий» довольно часто и звучит неплохо. Более интересно в этом примере нестандартное чередование дактилической и мужской рифм, что создает ощущение колебания, покачивания ритма. Четные и нечетные строки стихотворения звучат совершенно по-разному именно благодаря следованию сразу после односложной рифмы (мужской) - трехсложной (дактилической).
№4. «дактиль-хорей- пиррихий»
Я вытанцовываю по краю,
в тихую праведницу играя,
жизнь восхитительная и злая –
чувствуешь этот вкус?
Резко, наотмашь, ребром ладони:
что продырявилось, пусть потонет,
к дьяволу! Ну, вывозите, кони –
тройка, семерка, туз! –
По мостовой, напрямик, из плена...
Время у жизни сдувает пену,
хочет судьбой полоснуть по венам:
некогда и вздохнуть.
Сдаться и спрятаться? Нет: позорно!
Проще - впиваться зубами в горло!
Может быть, я проиграю спор - но,
в общем, не в этом суть.
Модель строфы: АААбСССб
Составной логаэд : дактиль-хорей –пиррихий.
100 100 00 10
100 100 00 10
100 100 00 10
100 10 1
100 100 00 10
100 100 00 10
100 100 00 10
100 10 1
В этом примере мы опять имеем гармонию мелодии: все сильные места метров –в начале стопы, плавность перехода из трехсложного ритма в более «частотный » двусложный здесь обеспечена вставкой безударной стопы 00 (пиррихий).
№5. «хорей, амфибрахий, пиррихий, ямб» - рисунок не упорядочен!
Ветра усилится дуновение,
Заморосят дожди.
Ну, задержись, хоть на мгновение!
Лето! Не уходи!
И журавли к горизонту двинулись.
Их не вернет никто.
Лето! Ты на меня обиделось?
Лето! Скажи, за что?
Модель строфы: ДбДб, где Д - дактилическая рифма
Составной логаэд (и стопный, и строчный): хорей, амфибрахий, пиррихий, ямб
10 010 00 010 0
00 010 1
10 01 00 010 0
10 00 01
00 010 01 010 0
10 010 1
10 00 01 010 0
10 01 01
Как видите, без авторского чтения здесь трудновато: ритм рвется, из-за того, что за хореем следует ямб, а связующие безударные стопы (пиррихии) плавают по строкам – меняют свои места.
Сказать, что это плохо, было бы неправильно. Работа с ритмом лежит на совести автора. Если эти ритмические шероховатости случайны («так вышло, душа писала, я не думал»), то это плохо. Если же они имеют смысловое назначение (передают акценты темы), то это – гениально.
Как в данном случае – решать вам. Я не буду: автор всегда прав! )))
№6. «анапест-хорей»
Помня каждый изгиб наизусть,
Повиликою вновь обовьюсь
Томно...
И проснётся полуночный дом
От, слегка заглушаемых ртом,
Стонов.
Модель строфы:
ааБссБ где Б – укороченная строка.
строчный логаэд: анапест- хорей,
001 001 001
001 001 001
10
001 001 001
001 001 001
10
Анапест (ударный в конце) плохо дружит с хореем (ударный в начале). При этом данный автор не дает переходной безударной стопы (00) и в итоге мы получаем два подряд идущих ударных слога. (Спондеем это назвать нельзя, так как ударные принадлежат разным стопам). Ритм звучит очень своеобразно, барабанной дробью. Укороченная строка в месте перехода в другой метр и мужская рифма перед короткой строкой – еще больше усиливают впечатление сильного смыслового акцента на короткую строку и вынуждает делать паузу при чтении. Выполнено, безусловно, интересно. Единственно, что хочется напомнить: если у вас по ритму вышло два подряд ударных слога, то всегда лучше разнести их по разным строкам (сделать «лесенку» в записи).
№7. «ямб-анапест, плавающий пиррихий»
Городской горизонт вертикалью
Взбирается по трубам крыш,
И мир задыхается гарью
сожженной планеты. Вопишь,
Но голос теряется в шуме,
И соседи неужто глухи?
Это все городские джунгли,
Детерминация тишины.
Модель строфы:
АбАб, составной логаэд: анапест-ямб, пиррихий – рисунок плавающий
001 001 001 0
01 00 01 01
00 001 001 0
01 001 001
01 001 001 0
001 001 001
001 001 01 0
00 01 00 001
Стихи заставили меня задуматься, можно ли считать это логаэдом? Рисунок у строф разный, то ли это – авторская недоработка, то ли – другая форма ритма. Дольник? Верлибр? Прежде, чем ответить на этот вопрос, разберем еще один пример из конкурсного пакета.
№8. Какофония всего – рифм, рифмовки, метра.
Жадность Плюс Несправедливость,
Минус Правильный расчёт
Лиц, Которые трудились,
И Россия упадёт!
Отношения, отношения…
Уважение, прегрешения…
Много важности, много спеси,
Горы ханжества, море лести
И презрения к неимущему,
Уважения к всё берущему.
Стадо, быдло. Быдло, стадо…
Люди – мы, а не бараны!
Мы – имущие, а вы – нищие!
ВЕзде сущие, что вы ищите?
Счастье чем своё вы измерите?
КОго любите? ВО что верите?
Модель строф:
ЖМЖМ ДДЖЖ ДДЖЖ ДД ДД – (здесь М – мужская рифма, Ж- женская, Д – дактилическая) . Смена вида рифмовок (перекрестная, парная…)
Логаэд (?) без определенного рисунка:
10 00 00 10
10 10 00 1
10 10 00 10
00 10 00 1
00 10 00 01 00
00 10 00 01 00
10 10 01 01 0
10 10 01 01 0
Что это за зверь? Нужно хоть как-то узаконить эту сумбурную смесь хореев, ямбов, пиррихиев? Лично мне она не нравится, но для очистки совести мы, все же, познакомимся и с таким «зверем», как акцентная система стихосложения, но - уже в следующей статье!
Продолжение см. http://www.stihi.ru/2011/10/26/3124
Свидетельство о публикации №111100707223
№4. «дактиль-хорей- пиррихий»
Я вытанцовываю по краю,
в тихую праведницу играя,
жизнь восхитительная и злая –
чувствуешь этот вкус?
Резко, наотмашь, ребром ладони:
что продырявилось, пусть потонет,
к дьяволу! Ну, вывозите, кони –
тройка, семерка, туз! –
По мостовой, напрямик, из плена...
Время у жизни сдувает пену,
хочет судьбой полоснуть по венам:
некогда и вздохнуть.
Сдаться и спрятаться? Нет: позорно!
Проще - впиваться зубами в горло!
Может быть, я проиграю спор - но,
в общем, не в этом суть.
Модель строфы: АААбСССб
Составной логаэд : дактиль-хорей –пиррихий.
100 100 00 10
100 100 00 10
100 100 00 10
100 10 1
100 100 00 10
100 100 00 10
100 100 00 10
100 10 1
КОНЕЦ ЦИТАТЫ----х----х----х----х----х----х----х----
В этом примере мы имеем гармонию мелодии несомненно.
При такой разбивке (пробелами) надо было бы сказать так:
1оо 1оо оо 1о
Составной логаэд : дактиль – дактиль – пиррихий – хорей.
Но я бы определил эту структуру только так:
1оо 1оооо 1о
Составной логаэд : дактиль – пентон 1 – хорей.
Всё же при описании словами могут возникать разночтения.
Например, даже не упомянута четвёртая строка:
Дактиль - хорей - бой.
Поэтому лучше всегда давать полную структуру.
Это наглядно и не вызывает разночтения.
С уважением,
Виктор Дванольодинвосем 15.10.2014 10:01 Заявить о нарушении
С теплом,
Творческая Мастерская Алкоры 15.10.2014 17:28 Заявить о нарушении