По конкурсу МК-2011. Логаэды

Из http://www.stihi.ru/2011/10/02/8456

«ЛОГАЭДЫ -  стихотворные размеры, образуемые сочетанием неодинаковых стоп, последовательность которых правильно повторяется из стиха в стих или из строфы в строфу. В метрическом стихосложении - основная форма античной песенной лирики; в силлабо-тоническом стихосложении малоупотребительны». - Так утверждают учебники.

Между тем, чуть ли не половина стихов, поданных на конкурсы «Мастер класс», была написана логаэдами, о чем (очень может быть!) сами авторы и не подозревали. Как бы вы ни «мудрили» с необычным по звучанию ритмом вашего РИФМОВАННОГО стихотворения, он  должен иметь какой-то продуманный рисунок – повторяться в одноименных строках! (подчеркиваю: мы сейчас говорим только о рифмованных стихах, а не о свободных формах  - верлибре, вольном стихе, стихотворении в прозе). А каков именно ваш рисунок и из чего строится – классических двусложников  (ямб, хорей), трехсложников (дактиль, амфибрахий, анапест), или из чередований  разных  метров – не особо важно. Главное, чтобы стихотворение хорошо звучало, а вернее, его звучание помогало раскрытию темы.

Перейдем к примерам.

№1. «ямб-анапест»

Сказать по правде - я очень устал
Глядеть в глаза, что лугов зеленей,
Ловить губами сухими уста,
Которых не было в мире милей;

Не мил очей мне померкнувший свет,
Не жду отмеренной ласки в ответ,
Устал от шепота: "Нет, не сейчас..."
Что ж, так случается в мире подчас...

Не вечна дружба, любовь не мила,
Раз фальшь меж нами поставит стекло,
И время наше уже истекло.
И жизнь когда-то была - и сплыла.

С таким вот странным размером сонет.
Хоть верен ритм - но никчёмен ответ

Модель строфы: абаб ссдд ежже зз (все мужские рифмы)   
стопный логаэд : ямб-анапест.
01 01 001 001
01 01 001 001
01 01 001 001
01 01 001 001

Сочетание ямба с анапестом  всегда достаточно гармонично – и там, и там ударный слог стоит в конце стопы, а  сама стопа в данном случае удлиняется на один слог.

№2. «дактиль, хорей, бой»

Дождь...
Он всколыхнул мираж,
где зацепился наш
лучик надежды...
Дрожь...
Стихнет желаний прыть,
но не сумеем плыть
каждый, как прежде...

Схож...
Пасмурный день наш
на голубой мираж -
странный, прекрасный...
Ложь...
Мозг затуманит блажь,
и с головой в кураж -
горький и страстный...
 
Модель строфы: аббСаддС, где а – укороченная (односложная) стопа.
Составной  логаэд: дактиль, хорей, бой.
1
100 10 1
100 10 1
100 10
1
100 10 1
100 10 1
100 10

Несмотря на разнотипность  строк (по количеству и виду стоп) данного стихотворения, оно звучит тоже достаточно гармонично:  и дактиль, и хорей, и односложный метр - «бой»,  (он обозначается как  1)  - одинаково  начинаются с сильного места (с ударного слога).

№3.  «ямб-пиррихий»

Она приходит по ночам,
Мой гость непрошенный.
И верю я ее речам
В ладошки вложенным.

Она садится у окна
Ночного струнного.
И тянет нить для полотна
Жемчужно – лунного.

Модель строфы:  разностопный катрен аБаБ  (мужские и  дактилические  рифмы).
Стопный логаэд:  ямб, пиррихий
01 01 00 01
01 01 00
01 01 00 01

Вообще-то,  этот размер можно назвать и ямбом, но, поскольку по всем строкам строф безударная двусложная стопа 00 (она называется ПИРРИХИЙ) стоит  на одноименных местах  и не является разовым отклонением, а продумана,  то почему бы не считать этот ритм  логаэдом?

Встречается логаэд «ямб-пиррихий» довольно часто и звучит неплохо.  Более интересно в этом примере нестандартное чередование  дактилической и мужской рифм, что создает ощущение колебания, покачивания ритма. Четные и нечетные строки стихотворения  звучат совершенно по-разному именно благодаря следованию сразу после односложной рифмы (мужской) -  трехсложной (дактилической).   

№4. «дактиль-хорей- пиррихий»

Я вытанцовываю по краю,
в тихую праведницу играя,
жизнь восхитительная и злая –
чувствуешь этот вкус?
Резко, наотмашь, ребром ладони:
что продырявилось, пусть потонет,
к дьяволу! Ну, вывозите, кони –
тройка, семерка, туз! –

По мостовой, напрямик, из плена...
Время у жизни сдувает пену,
хочет судьбой полоснуть по венам:
некогда и вздохнуть.
Сдаться и спрятаться? Нет: позорно!
Проще - впиваться зубами в горло!
Может быть, я проиграю спор - но,
в общем, не в этом суть.

Модель строфы: АААбСССб
Составной логаэд :  дактиль-хорей –пиррихий. 
100 100  00 10
100 100  00 10
100 100  00 10
100 10 1
100 100  00 10
100 100  00 10
100 100  00 10
100 10 1

В этом примере мы опять имеем гармонию мелодии: все сильные места метров –в начале стопы, плавность перехода из трехсложного ритма в более «частотный » двусложный здесь обеспечена вставкой безударной стопы 00 (пиррихий).

№5. «хорей, амфибрахий, пиррихий, ямб» - рисунок не упорядочен!

Ветра усилится дуновение,
Заморосят дожди.
Ну, задержись, хоть на мгновение!
Лето! Не уходи!

И журавли к горизонту двинулись.
Их не вернет никто.
Лето! Ты на меня обиделось?
Лето! Скажи, за что?

Модель строфы: ДбДб, где Д - дактилическая рифма
Составной логаэд (и стопный, и строчный): хорей, амфибрахий, пиррихий, ямб
10 010 00 010 0
00 010 1
10 01 00 010 0
10 00 01

00 010 01 010 0
10 010 1
10 00 01 010 0
10 01 01

Как видите, без авторского чтения здесь трудновато: ритм рвется, из-за того, что за хореем следует ямб, а связующие безударные стопы (пиррихии) плавают по строкам – меняют свои места.

Сказать, что это плохо, было бы неправильно. Работа с ритмом лежит на совести автора. Если эти ритмические шероховатости  случайны («так вышло, душа писала, я не думал»), то это плохо. Если же они имеют смысловое назначение (передают акценты темы), то это – гениально.
Как в данном случае – решать вам. Я не буду: автор всегда прав! )))

№6.  «анапест-хорей»

Помня каждый изгиб наизусть,
Повиликою вновь обовьюсь
Томно...
И проснётся полуночный дом
От, слегка заглушаемых ртом,
Стонов.

Модель строфы:
ааБссБ где Б – укороченная строка.
строчный логаэд: анапест- хорей,
001 001 001
001 001 001
10
001 001 001
001 001 001
10

Анапест (ударный в конце) плохо дружит с хореем (ударный в начале). При этом данный  автор не дает переходной безударной стопы (00) и в итоге мы получаем два подряд идущих ударных слога.  (Спондеем это назвать нельзя, так как ударные принадлежат разным стопам). Ритм звучит очень своеобразно, барабанной дробью. Укороченная строка в месте перехода в другой метр  и мужская рифма перед короткой строкой – еще больше  усиливают впечатление сильного смыслового акцента на короткую строку и вынуждает делать паузу при чтении. Выполнено, безусловно, интересно. Единственно, что хочется напомнить: если у вас по ритму вышло два подряд ударных слога, то  всегда лучше разнести их  по разным строкам (сделать «лесенку» в записи). 

№7. «ямб-анапест, плавающий пиррихий»

Городской горизонт вертикалью
Взбирается по трубам крыш,
И мир задыхается гарью
сожженной планеты. Вопишь,

Но голос теряется в шуме,
И соседи неужто глухи?
Это все городские джунгли,
Детерминация тишины.

Модель строфы:
АбАб, составной логаэд: анапест-ямб, пиррихий – рисунок плавающий
001 001 001 0
01 00 01 01
00 001 001 0
01 001 001

01 001 001 0
001 001 001
001 001 01 0
00 01 00  001

Стихи заставили меня задуматься, можно ли считать это логаэдом? Рисунок у строф разный, то ли это – авторская недоработка, то ли – другая форма ритма. Дольник? Верлибр? Прежде, чем ответить на этот вопрос, разберем еще один пример из конкурсного пакета.

№8. Какофония всего – рифм, рифмовки, метра.
 
Жадность Плюс Несправедливость,
Минус Правильный расчёт
Лиц, Которые трудились,
И Россия упадёт!

Отношения, отношения…
Уважение, прегрешения…
Много важности, много спеси,
Горы ханжества, море лести

И презрения к неимущему,
Уважения к всё берущему.
Стадо, быдло. Быдло, стадо…
Люди – мы, а не бараны!

Мы – имущие, а вы – нищие!
ВЕзде сущие, что вы ищите?
Счастье чем своё вы измерите?
КОго любите? ВО что верите?

Модель строф:
ЖМЖМ  ДДЖЖ  ДДЖЖ  ДД ДД – (здесь М – мужская рифма, Ж- женская, Д – дактилическая) . Смена вида рифмовок (перекрестная, парная…)
Логаэд (?) без определенного  рисунка:
10 00 00 10
10 10 00 1
10 10 00 10
00 10 00 1

00 10 00 01 00
00 10 00 01 00
10 10 01 01 0
10 10 01 01 0

Что это за зверь? Нужно хоть как-то узаконить эту сумбурную смесь хореев, ямбов, пиррихиев? Лично мне она не нравится, но для очистки совести мы, все же, познакомимся и с таким «зверем», как акцентная система стихосложения, но - уже в следующей статье!

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2011/10/26/3124


Рецензии
ЦИТАТА----х----х----х----х----х----х----х----
№4. «дактиль-хорей- пиррихий»

Я вытанцовываю по краю,
в тихую праведницу играя,
жизнь восхитительная и злая –
чувствуешь этот вкус?
Резко, наотмашь, ребром ладони:
что продырявилось, пусть потонет,
к дьяволу! Ну, вывозите, кони –
тройка, семерка, туз! –

По мостовой, напрямик, из плена...
Время у жизни сдувает пену,
хочет судьбой полоснуть по венам:
некогда и вздохнуть.
Сдаться и спрятаться? Нет: позорно!
Проще - впиваться зубами в горло!
Может быть, я проиграю спор - но,
в общем, не в этом суть.

Модель строфы: АААбСССб
Составной логаэд : дактиль-хорей –пиррихий.
100 100 00 10
100 100 00 10
100 100 00 10
100 10 1
100 100 00 10
100 100 00 10
100 100 00 10
100 10 1
КОНЕЦ ЦИТАТЫ----х----х----х----х----х----х----х----

В этом примере мы имеем гармонию мелодии несомненно.

При такой разбивке (пробелами) надо было бы сказать так:
1оо 1оо оо 1о
Составной логаэд : дактиль – дактиль – пиррихий – хорей.

Но я бы определил эту структуру только так:
1оо 1оооо 1о
Составной логаэд : дактиль – пентон 1 – хорей.

Всё же при описании словами могут возникать разночтения.
Например, даже не упомянута четвёртая строка:
Дактиль - хорей - бой.
Поэтому лучше всегда давать полную структуру.
Это наглядно и не вызывает разночтения.

С уважением,

Виктор Дванольодинвосем   15.10.2014 10:01     Заявить о нарушении
У меня на сайте друг есть - Юра Лысенко-Раин: вот он здорово в этих названиях разбирается. Мне многие редкие стопы и размеры просто не запомнить.Поэтому я эту двоичную систему записи придумала(училась на программиста - двоичный код не вышибить!!), чтобы максимально облегчить проверку ритма для тех, у кого нет слуха. Мне слух подсказывает, где не звучит. И только тогда бью одним пальцем вереницу из нулей и единиц, сопровождая это прочтением вслух. И уже даже без разбивки на стопы вижу, где что не так, где не хватает стоп, в каком месте и как "подлечить". Важно ведь не теорию разводить, а писать без ошибок и видеть чужие ошибки звучания (мне это нужно - я ведь член жюри!). А как называется вся эта "хрень" - да не все ли равно, - спрошу у Юры или у вас! )))
С теплом,

Творческая Мастерская Алкоры   15.10.2014 17:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.