Роман-с ROMAлэ ли? Ай, ча-ва-лЭ!
На сцену вышел ..
"Ро-мА-а-нс..",
-Звучит заученный экспромт ..
Поклон ..
: Повисли два крыла ..
Вот две руки ,как две свечи потухших ..
..Сейчас дрозда дадут цыгане ..
...
Крылами занавес взмахнул ..
И по-нес-лось .. : так вздрог-гну-лось ..
И к сцене ста-я глаз взметнулась **..**,,*****\/ ..\/..\/
**Губки ,ушки и ладошки ..\/.\/.\/*/oo\* \/ \
Розово - зелёные ..
,, ..Листочки-лепесточки ..,,
.,..Лопоча..и..лепеча..,,
..В-с-пор-х-нули..вс-порхну-ли ..
.. Вспорхнули ..
...
Вот римский профиль
С мёртвым языком ..
(Любовь убита ...
Попугай нас Roma ..)
А вот орлиный профи-ль ..
Попугай-те яркие костюмы ***
Два грифа шествуют по сцене мировой ..
"По струнке" строгий гриф ..О.. ..О..
"Совершен-НО... секретно ..",
И "ДВП" , и "ДСП" ..
По деке шастает десяток пальцев ..... ... ... ... .....
Серебряно-кудрявый рукоделия узор ..
РОЗетка глаз гитар ..
...
Розы у мужчин в зубах ..
...
У женщин р-о-з-ы.. в волос-ах ..
...
За голосам лилово проливались ..
И слёзы...
.. и алая кровь ...
... в темноте ...
...
И звон в ушах души пОлОн ..
..
(На-колки... ....)
Скрюченно-натяну-той-страны..
Пленён-но - пламенны ,как "племенные.." : ...струны ...
...(тёмные корни у древ-него древа дравидов)...
...
,,
,.,Роняют с-с-слёзы и рож-дают вс-крик-и..
Дуплетом глас из дв-ух гетер ..
Бессердечно по струнам сердечным ...
,аккорд-дом .....
Послушай ..
кордом...Ак - ...
...
Скрипка тянет жилы из души
И вьёт гнездо из нас - .. верёвок ...
И стон , и плачь ... и вздохи до глубин ..
* ..*
Не право ROMA - Серд -Це .-. С-Ле-ва ..
Цыган -ночка ...
Монистово с - кандальным перезвоном
Под щёлканье пальцев с при-стуком ...
Тактично (ль) ножки кружат кружева ..
(В)От-опахала веер-ного в зал ..
И дрожь в груди .. так натуральна ..
...
Прилив ... Припевным .. пере..лив.ом ЭХО ..
...
Трепещут Пальцы ...: ..струны в-дрожь ...
Взлетает в небо юный сокол ...
(голосом в Небо "соколик.. " ..)
...
Заговоривши ... по. ... душам ..
...
Летучей мы-шью .. за .. глазами .....
Из глубины пещер восходит Э-Э-э-э-э-эх-х-о ...
...
И опа-дёт во тьму ночную ..
Бес донной пусто -ты ..
...
И будет ж-дать рож-день-я ночи глас-с-с-. .. ...
...
КАЛЭ ЯКХА ...
...
Под каменным молчаньем ..
..СТОН ..
Опять рождает Сон ..
...
Сок и кровища ...
Все(Ё) сокровища(Е) души ..
...
В - цепи звучаний новое звено ..
В цепи созвучий ..- . новое звучанье ..
...
И .О.чи чёрные (сменяются че-чёт-кой-...
...И с-нова жисть те-чё-т-т-т- ...
...
И на "Я" через "CRY.."
ПРости ..
По-ка -по-ка ..
ПРО-щай . ...
* От проституток гетер отличает высокая образованность — они не столько оказывали сексуальные услуги (причём по своему выбору), сколько развлекали беседой, песней или танцем окружающих.[4] Последнее сближает их с гейшами.
* *
Ромалэ -цыгане (цыганы),
Чавалэ - ребята .. (?) ,
Калэ якха - очи чёрные .. (чёрные глаза ..)
...
*** **** Цыгане
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
рома
Современный ареал расселения и численность
Всего: 8~10 млн.
Албания:
от 1300 до 120 000[1]
Аргентина:
300 000 [2]
Белоруссия:
17 000 [3]
Босния и Герцеговина:
60,000 [4]
Бразилия:
678 000 [1]
Канада:
80 000 [2]
Россия:
183 000 (перепись 2002)[5]
Румыния:
535 140 (см. население Румынии)
Словакия:
65 000 (официально)
США:
1 млн. Handbook of Texas
Украина:
47 587 (перепись 2001)[6]
Хорватия:
от 9463 до 14 000 (Перепись 2001)[3]
Латвия:
8570 (оценка 2010)[7]
Язык
цыганский язык, язык домари, ломаврен
Религия
христианство, ислам[8]
Цыга;не — одно из самых многочисленных этнических меньшинств в Европе[9], слой этнического населения общего индийского происхождения. Известные этнологи Елена Марушиакова и Веселин Попов (Болгария) определяют их как МЕГРЭО — межгрупповое этническое образование. Это обозначение характеризует особенности мозаичного расселения цыганских групп среди населения разных стран и связанные с этим особенности формирования их современных идентичностей (подробнее см. далее). Распространенное самоназвание — ром, рома, хотя используются и другие этнонимы: синти, мануш («люди»), кале. В качестве обобщающего названия на политическом уровне для всех европейских цыган используется обозначение рома (анг. Roms, Romanies).
Происхождение названия «цыгане» как экзонима (то есть со стороны окружающего населения) условно возводится к XI веку, к «Житию святого Георгия Афонского» (датировано 1100 г., описывает события 1054 г.). Условно — так как ряд историков высказывает сомнения в том, что под упомянутыми в документе «атцинганами» («;;;;;;;;;», «;;;;;;;;;;» вероятно от греческого ;;;;;;;;; «неприкасаемый») подразумеваются предки современных цыган, а не одна из еретических сект того времени. В любом случае, в дальнейшем это название закрепилось как одно из распространенных обозначений европейских цыган.
Англичане традиционно называли их Gypsies (от Egyptians — «египтяне»), испанцы — Gitanos (также от Egiptanos — «египтяне»), французы — Boh;miens («богемцы», «чехи»), Gitans (искажённое испанское Gitanos) или Tsiganes (заимствование от греческого — ;;;;;;;;;, цинга;ни), немцы — Zigeuner, итальянцы — Zingari, голландцы — Zigeuners, армяне — ;;;;;;;; (гнчуне;р), венгры — Cigany или Pharao n;pek («фараоново племя»), грузины — ;;;;;; (бошеби) , финны — mustalaiset («чёрные»), турки — ;ingeneler; азербайджанцы — Qara;; (гарачы, т.е «чёрные»); баски — Ijitoak; албанцы — Jevgjit («египтяне»); евреи — ;;;;;; (цо’ани;м), от названия библейской провинции Цоан
в Древнем Египте; персы — ;;;; (коли;); индусы — ;;; (ло;га); литовцы — ;igonai; болгары — Цигани; эстонцы — «mustlased» (от «Must» — чёрный). В настоящее время всё бо;льшее распространение в различных языках получают этнонимы от самоназвания части цыган, «рома;» (англ. Roma, чеш. Romov;, фин. romanit и др.).
Таким образом, во «внешних» по происхождению названиях цыганского населения преобладают три:
отражающие ранние представление о них, как о выходцах из Египта;
искажённые версии византийского прозвища «атсинганос» (в значении «гадатели, маги»);
обозначения «черноты» как отличительной особенности внешности, сделанные на разных языках (что характерно, одно из самоназваний цыган также переводится как «чёрные»)
Цыгане живут во многих странах Европы, а также в Северной Африке, Северной и Южной Америке и Австралии. Родственные европейским цыганам группы проживают также в странах Передней Азии. Численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10—12 млн человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России, по переписи 2002 года, проживает около 183 тысяч цыган.
Содержание
1 Национальные символы
2 История народа
2.1 Индийский период
2.2 Ранняя история (VI—XV века)
2.3 Цыгане в Западной Европе (XV — начало XX века)
2.4 Цыгане в Восточной Европе (XV — начало XX века)
2.5 Цыгане в России, Украине и в СССР (конец XVII — начало XX века)
2.6 Цыгане и Вторая мировая война
2.7 Цыгане в Европе и СССР/ России (вторая половина XX — начало XXI века)
2.8 Цыгане за пределами Европы
2.8.1 Цыгане в Израиле
2.8.2 Цыгане в Северной Африке
2.8.3 Цыгане в Канаде и США
2.8.4 Цыгане в странах Латинской Америки
2.8.5 Цыгане в странах Кавказа
2.8.6 Цыгане в Иране
2.8.7 Цыгане в Турции
2.8.8 Цыгане в Средней Азии
3 Цыганский язык
4 Культура цыган
4.1 Цыганская культура или цыганские культуры?
4.2 Художественная цыганская культура
5 Цыганские «большие» этнические группы
6 Образ цыган в мировой художественной культуре
6.1 Песни про цыган
6.2 Фильмы про цыган
7 Литература
8 См. также
9 Примечания
10 Ссылки
11 Литература
Национальные символы
Цыганский флаг
8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс. Результатом конгресса стало признание себя цыганами мира единой нетерриториальной нацией и принятие национальных символов: флага и гимна, основанного на народной песне «Джелем, джелем». Вместо герба цыгане используют ряд узнаваемых символов: колесо кибитки, подкову, колоду карт. Такими символами обычно украшаются цыганские книги, газеты, журналы и сайты, один из этих символов обычно входит в логотипы мероприятий, посвящённых цыганской культуре.
В честь первого Всемирного цыганского конгресса 8 апреля считается Днём цыган. У некоторых цыган есть связанный с ним обычай: вечером, в определённое время, проносить по улице зажжённую свечу.
История народа
Индийский период
Наиболее распространённое самоназвание цыган, вынесенное ими из Индии — «ром» или «рома» у европейских цыган, «дом» у цыган Ближнего Востока и Малой Азии . Все эти названия восходят к индоарийскому «d’om» с первым церебральным звуком. Церебральный звук, условно говоря, представляет собой нечто среднее между звуками «р», «д» и «л». Согласно лингвистическим исследованиям, рома Европы и домы и ломы Азии и Кавказа явились тремя основными «потоками» мигрантов из Индии. Под названием d’om в различных областях современной Индии в наши дни фигурируют низкокастовые группы. Несмотря на то, что современных домов Индии трудно непосредственно соотнести с цыганами, их название имеет к ним самое прямое отношение. Сложность состоит в том, чтобы понять, какова была связь в прошлом между предками цыган и индийских домов. Результаты лингвистических исследований, проведённых ещё в 20-х гг. XX века крупным индологом-лингвистом Р. Л. Тернером, и которые разделяют современные учёные, в частности, лингвисты-ромологи Я. Матрас и Я. Хэнкок, показывают, что предки цыган жили в центральных районах Индии и за несколько веков до исхода (приблизительно в III в. до н. э.) мигрировали в Северный Пенджаб.
Российские цыганологи М. Смирнова-Сеславинская и Г. Цветков опубликовали ряд новых данных, проясняющих характер генезиса индийских предков цыган (возможно, всех трёх потоков). Они приводят индоарийские источники поздней древности и раннего средневековья, которые до сих пор не рассматривались как имеющие отношение к генезису так называемых «проторомов» в Индии. Ряд данных указывает на расселение в центральных и северо-западных областях Индии населения с самоназванием d’om / d’omba начиная с V—IV в. до н. э. Это население изначально представляло собой племенные группы общего происхождения, связанные, возможно, с аустроазиатами (одна из крупнейших автохтонных страт Индии). В дальнейшем, с постепенным развитием кастовой системы, d’om / d’omba заняли низшие ступени в социальной иерархии и стали осознаваться как кастовые группы. При этом интеграция домов в кастовую систему происходила прежде всего в центральных частях Индии, а северо-западные области очень долго оставались «племенной» зоной. Этот племенной характер районов исхода поддерживался постоянной интрузией туда иранских кочевых племён, переселение которых в период перед миграцией предков цыган из Индии приняло массовый характер. Эти обстоятельства определили характер культуры народов зоны долины Инда (в том числе предков цыган), культуры, которая на протяжении веков сохраняла свой кочевой и полукочевой тип. Также и сама экология Пенджаба, Раджастхана и Гуджарата, засушливые и малоплодородные почвы около реки Инд способствовали развитию полускотоводческой-полуторговой мобильной модели хозяйствования ряда групп местного населения. Российские авторы полагают, что в период исхода предки цыган представляли собой социально структурированное этническое население общего происхождения (а не ряд отдельных каст), занимавшееся торговыми перевозками и торговлей транспортными животными, а также, при необходимости, как вспомогательными занятиями — рядом ремёсел и другими услугами, которые составляли часть повседневных умений. Культурное и антропологическое отличие цыган от современных домов Индии (имеющих более выраженные неарийские черты, чем цыгане) авторы объясняют указанным сильным арийским влиянием (в частности, в его иранской модификации), характерным для северо-западных районов Индии, где и проживали предки цыган перед исходом. Такую трактовку этно-социального происхождения индийских предков цыган поддерживает ряд зарубежных и российских исследователей.
Цыганская девушка в Чехии. 2005
Ранняя история (VI—XV века)
Согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган вышли из Индии группой около 1000 человек. Время миграции предков цыган из Индии точно не установлено, также, как и количество миграционных волн. Различные исследователи приблизительно определяют исход так называемых «протоцыганских» групп VI—X веками н. э. По самой популярной версии, основанной на анализе заимствованных слов в языках цыган, предки современных цыган провели около 400 лет в Персии прежде, чем ветвь ромов продвинулась западнее, на территорию Византии. Они продвинулись западнее. Они и явились предками европейских цыган: ромов, кале, синти, мануш. Часть мигрантов осталась на Ближнем Востоке (предки домов). Существует мнение, что ещё одна ветвь прошла в Палестину и через неё в Египет.
Что касается так называемых среднеазиатских цыган, или люли, то они, как иногда образно говорят, являются двоюродными или даже троюродными братьями цыган европейских. Так, среднеазиатское цыганское население, на протяжении столетий вбирая в себя различные потоки мигрантов из Пенджаба (в том числе группы белуджей), исторически было неоднородным (См. например, раннее описание среднеазиатских цыган: Вилькинс А. И. Среднеазiатская богема // Антропологическая выставка. Т. III. М., 1878—1882).
Цыгане Европы являются потомками цыган, проживавших в Византии. Документы свидетельствуют, что цыгане жили и в центре империи, и на её окраинах и там же большая часть этих цыган приняла христианство. В Византии цыгане быстро интегрировались в общество. В ряде мест их вожакам были даны определённые привилегии. Письменные упоминания цыган того периода скудны, но по ним не похоже, чтобы цыгане вызывали какой-то особенный интерес или воспринимались как маргинальная или криминальная группа. Цыгане упоминаются как мастера по работе с металлом, изготовители конской сбруи, шорники, гадатели (в Византии это была обычная профессия), дрессировщики (причём в самых ранних источниках — заклинатели змей, и только в более поздних — дрессировщики медведей). При этом самым распространённым ремеслом, по видимости, были всё же артистическое и кузнечное, упоминаются целые деревни цыган-кузнецов.
При крушении Византийской империи цыгане начали мигрировать в Европу. Первыми, судя по письменным европейским источникам, в Европу прибыли маргинальные, авантюрно настроенные представители народа, занимавшиеся попрошайничеством, гаданием и мелким воровством, что положило начало негативному восприятию цыган как народа среди европейцев. И только через некоторое время стали прибывать артисты, дрессировщики, ремесленники, конеторговцы.
Цыгане в Западной Европе (XV — начало XX века)
Клеймо, применявшееся в Германии во времена действия антицыганских законов
Первые цыганские таборы, пришедшие в Западную Европу, рассказывали правителям европейских стран, что папа римский за временное отступничество от христианской веры наложил на них особое наказание: семь лет скитаний. Поначалу власти оказывали им покровительство: давали еду, деньги и защитные грамоты. Со временем, когда этот срок истёк, такие поблажки прекратились, цыган стали игнорировать.
Тем временем в Европе назрел экономический и социальный кризис. Его результатом стало принятие ряда жестоких законов в странах Западной Европы, направленных, помимо прочего, против представителей бродячих профессий, а также просто бродяг. Из-за экономических неурядиц заметно увеличилось число бездомных, а вместе с ним — число краж, разбоев и прочих преступлений. Кочевые, полукочевые или попытавшиеся осесть, но разорившиеся цыгане также стали жертвой этих законов. Их выделяли в особую группу бродяг, выписывая отдельные указы, первый из которых вышел в Испании в 1482 году.
В книге «История цыган. Новый взгляд» (Н. Бессонов, Н. Деметер) приводятся примеры антицыганских законов:
Швеция. Закон от 1637 года предписывает повешение цыган мужского пола.
Майнц. 1714 год. Смерть всем схваченным в пределах государства цыганам. Порка и клеймление раскалённым железом женщин и детей.
Англия. По закону 1554 года смертная казнь для мужчин. Согласно дополнительному указу Елизаветы I закон был ужесточён. Отныне казнь ожидала «тех, кто водит или будет водить дружбу или знакомство с египтянами». Уже в 1577 году под этот указ попали семь англичан и одна англичанка. Все они были повешены в Эйлесбери.
Историк Скотт-Мэкфи насчитывает 148 законов, принятых в немецких государствах с XV по XVIII век. Все они были примерно одинаковы, разнообразие проявляется только в деталях. Так, в Моравии цыганкам отрезали левое ухо, в Богемии правое. В эрцгерцогстве австрийском предпочитали клеймить, и так далее.
Пожалуй, самым жестоким оказался Фридрих-Вильгельм Прусский. В 1725 году он повелел предать смерти всех цыган мужского и женского пола старше восемнадцати лет
В результате гонений цыгане Западной Европы, во-первых, сильно криминализировались, поскольку не имели возможности законно добывать себе пропитание, во-вторых, практически культурно законсервировались (до сих пор цыгане Западной Европы считаются наиболее недоверчивыми и приверженными буквальному следованию старинных традиций). Им также пришлось вести особый образ жизни: передвигаться по ночам, скрываться в лесах и пещерах, что усиливало подозрительность населения, а также порождало слухи о людоедстве, сатанизме, вампиризме и оборотничестве цыган, следствием этих слухов стало появление связанных с ними мифов о похищении людей и особенно детей (для употребления в пищу или для сатанинских обрядов) и о способностях к злым чарам.
Часть цыган сумела избежать репрессий, завербовавшись в армию в качестве солдат или обслуги (кузнецов, шорников, конюхов и т. п.) в тех странах, где активно шла вербовка солдат (Швеция, Германия). Их семьи тем самым также были выведены из-под удара. Предки русских цыган пришли в Россию через Польшу из Германии, где в основном служили в армии или при армии, поэтому поначалу среди других цыган они носили прозвище, переводимое примерно как «армейские цыгане».
Отмена антицыганских законов по времени совпадает с началом промышленной революции и выходом Европы из экономического кризиса. После отмены этих законов начался процесс интеграции цыган в европейское общество. Так, в течение XIX века цыгане во Франции, по свидетельству Жана-Пьера Лежуа, автора статьи «Bohemiens et pouvoirs publics en France du XV-e au XIX-e siecle», освоили профессии, благодаря которым их признали и даже стали ценить: они стригли овец, плели корзины, торговали, нанимались в подёнщики на сезонных сельскохозяйственных работах, были танцорами и музыкантами.
Однако к тому моменту антицыганские мифы уже прочно укоренились в европейском сознании. Сейчас их следы можно увидеть в художественной литературе, связывающей цыган со страстью к похищению детей (цели которого со временем всё менее и менее ясны), оборотничеством и службой вампирам.
Отмена антицыганских законов к тому времени произошла не во всех странах Европы. Так, в Польше 3 ноября 1849 года было принято постановление об аресте кочевых цыган. За каждого задержанного цыгана полицейским выплачивали премиальные суммы. В результате полиция хватала не только кочевых, но и оседлых цыган, записывая задержанных как бродяг, а детей — как взрослых (чтобы получить больше денег). После Польского восстания 1863 года этот закон потерял силу.
Можно также заметить, что начиная с отмены антицыганских законов в среде цыган начали появляться, выделяться и получать признание в нецыганском обществе одарённые в тех или иных областях личности, что является ещё одним свидетельством сложившейся более или менее благоприятной для цыган обстановки. Так, в Великобритании в XIX и начале XX века это проповедник Родни Смит, футболист Рэйби Хоуэлл, радиожурналист и писатель Джордж Брэмвелл Эвенс; в Испании — францисканец Сеферино Хименес Малья, токаор Рамон Монтойя Саласар-старший; во Франции — джазмены братья Ферре и Джанго Рейнхардт; в Германии — боксёр Иоганн Тролльманн.
Цыгане в Восточной Европе (XV — начало XX века)
Миграция цыган в Европу
В начале XV века значительная часть византийских цыган вела полуоседлый образ жизни. Цыгане были известны не только в греческих областях Византии, но и в Сербии, Албании, землях современных Румынии и Венгрии. Они селились деревнями или городскими слободками, собираясь компактно по признакам родства и профессии. Основными ремёслами были работа с железом и драгоценными металлами, вырезание из дерева предметов быта, плетение корзин. Жили в этих областях и кочевые цыгане, которые также занимались ремёслами либо цирковыми представлениями с использованием дрессированных медведей.
В 1432 году король Венгрии Сигизмунд (Жигмонд) Люксембург даровал цыганам освобождение от налогов, поскольку они стали играть важную роль в обороне края. Цыгане делали пушечные ядра, холодное оружие, конскую сбрую и латы для воинов.
После завоевания Балкан мусульманами большая часть ремесленников осталась на своих местах, поскольку их труд оставался востребованным. В мусульманских источниках цыгане описываются как мастера, которым под силу любая тонкая работа по металлу, в том числе изготовление ружей. Цыгане-христиане часто добывали гарантии безопасности для себя и своих семей, обслуживая турецкую армию. Значительное число цыган попало в Болгарию именно с турецкими войсками[источник не указан 31 день].
Султан Мехмед II Завоеватель обложил цыган налогом, но освободил от него оружейников, а также тех цыган, что жили в крепостях. Уже тогда некоторые цыгане начали принимать ислам. Этот процесс ускорился вследствие проводимой в дальнейшем политики исламизации турками завоёванных земель, в числе которой были повышенные налоги для христианского населения. Вследствие этой политики цыгане Восточной Европы фактически разделились на мусульман и христиан. При турках цыган также впервые стали продавать в рабство (за долги по налогу), однако это не имело широкого распространения.
В XVI веке турками были предприняты немалые усилия по переписи цыган. В османских документах подробно описаны возраст, занятия и прочие необходимые для налогообложения данные. В регистр вносились даже кочевые группы. Перечень профессий был очень обширен: документы из балканских архивов перечисляют кузнецов, лудильщиков, мясников, маляров, сапожников, сторожей, шерстобитов, скороходов, портных, пастухов и т. д.
В общем и целом османскую политику по отношениям к цыганам можно назвать мягкой. Это имело как положительные, так и отрицательные последствия. с одной стороны, цыгане не стали криминализированной группой, как в Западной Европе. С другой, местное население их записывало в «любимчики» турецкой власти, вследствие чего отношение к ним было холодным или даже враждебным. Так, в Молдавском и Волошском княжествах цыган объявили рабами «с рождения»; каждый цыган принадлежал хозяину той земли, на которой его застиг указ. Там же, на протяжении нескольких веков цыган подвергали жесточайшим наказаниям, пыткам ради развлечения и массовым казням. Торговля крепостными-цыганами и пытки над ними практиковались вплоть до середины XIX века. Вот пример объявлений о продаже: 1845 год
У сыновей и наследников умершего сердара Николая Нико, в Бухаресте, продаются 200 семейств цыган. Мужчины большей частью слесари, золотых дел мастера, башмачники, музыканты и земледельцы.
и 1852 год:
Монастырём св. Илии на продажу выставлен первый лот цыган-рабов, 8 мая 1852 года, состоящий из 18 мужчин, 10 мальчиков, 7 женщин и 3 девочек: в прекрасном состоянии
В 1829 году Российская империя одержала победу в войне с турками; Молдавия и Валахия отошли под её контроль. Правителем княжеств был временно назначен генерал-адъютант Киселёв. Он настоял на внесении изменений в гражданский кодекс Молдавии. Среди прочего, в 1833 году за цыганами был признан статус личности, что означало запрет на их убийство. Был введён параграф, согласно которому цыганка, принуждённая стать наложницей своего господина, освобождалась после его смерти.
Под влиянием прогрессивных умов России, идеи отмены крепостничества начали распространяться и в молдавском и румынском обществе. Способствовали их распространению и студенты, обучавшиеся за границей. В сентябре 1848 года на улицах Бухареста состоялась молодёжная демонстрация с требованиями отмены крепостного права. Некоторые из помещиков добровольно освободили своих рабов. Однако в большинстве своём рабовладельцы противились новым идеям. Чтобы не вызывать их недовольства, правительства Молдавии и Валахии действовали обходным способом: выкупали рабов у владельцев и освобождали. Наконец, в 1864 году рабство было запрещено законодательно.
После отмены рабства началась активная эмиграция цыган-кэлдэраров из Валахии в Россию, Венгрию и другие страны. К началу Второй мировой войны кэлдэраров можно было обнаружить уже почти во всех европейских странах.
Цыгане в России, Украине и в СССР (конец XVII — начало XX века)
Самый ранний российский официальный документ, упоминающий цыган, относится к 1733 году — указ Анны Иоанновны о новых налогах на содержание армии:
Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны. При сем случае докладе Генерал-лейтенанта князя Шаховского объяснено было, между прочим, что цыган в перепись писать было невозможно, потому что они дворами не живут.
Следующее упоминание в документах происходит через несколько месяцев и показывает, что цыгане пришли в Россию относительно незадолго до принятия указа о налогах и закрепляет их право жить в Ингерманландии. До этого, по-видимому, статус их был в России не определён, теперь же им разрешалось:
жить и торговать лошадьми; а так как они показали себя здешними уроженцами, то предписано было включить их в подушную перепись там, где жить пожелают, и положить в раскладку на Конной Гвардии полк
По фразе «показали себя здешними уроженцами» можно понять, что поколение цыган, проживающих в данной области, было, как минимум, второе.
Ещё раньше, примерно на век, цыгане (группы сэрвы) появились на территории современной Украины. Как видим, к моменту написания документа они уже платили налоги, то есть жили на законных основаниях.
В России новые этнические группы цыган появлялись с расширением территории. Так, при присоединении к Российской империи части Польши, в России появились польска рома; Бессарабии — различные молдовские цыгане; Крыма — крымские цыгане.
Указ Екатерины II от 21 декабря 1783 года причислял цыган к крестьянскому сословию и предписывал взимать с них сообразные сословию налоги и подати. Однако, цыганам разрешалось также по желанию приписывать себя к другим сословиям (кроме, конечно, дворянского, и при соответствующем образе жизни), и к концу XIX века русских цыган мещанского и купеческого сословий было уже немало (впервые цыгане как представители этих сословий упоминались, впрочем, ещё в 1800 году). В течение XIX века происходил неуклонный процесс интеграции и оседания русских цыган, обычно связанный с ростом финансового благополучия семей. Появилась прослойка профессиональных артистов.
Цыгане из города Новый Оскол. Фотография начала XX века.
В конце XIX века в школы отдавали детей не только оседлые цыгане, но и кочевые (становясь зимой на постой в деревне). Помимо упомянутых выше групп, в население Российской империи вошли азиатские люли, кавказские карачи и боша, а в начале XX века ещё и ловари и кэлдэрары.
Революция 1917 года ударила по наиболее образованной части цыганского населения (поскольку она же и была наиболее состоятельной) — представителям купеческого сословия, а также на цыганских артистах, чьим основным источником дохода были выступления перед дворянами и купцами. Многие зажиточные цыганские семьи бросили своё имущество и ушли в кочевье, поскольку кочевые цыгане во время Гражданской Войны автоматически приписывались к бедноте. Бедноту не трогала Красная Армия, а кочевых цыган не трогал почти никто. Часть цыганских семей эмигрировала в страны Европы, Китай и США. Молодых цыганских парней можно было обнаружить как в Красной Армии, так и в Белой, поскольку социальное расслоение русских цыган и сэрвов к началу XX века было уже значительным.
После Гражданской Войны, цыгане из числа бывших купцов, ставшие кочевыми, старались ограничить общение своих детей с нецыганами, не пускали в школы, в страхе, что дети случайно выдадут небедняцкое происхождение семей. В результате безграмотность стала в среде кочевых цыган почти поголовной. Кроме того, количество оседлых цыган, основу которых составляли до революции именно купцы и артисты, резко уменьшилось. К концу 20-х годов проблемы безграмотности и большого количества кочующих в цыганском населении было замечено Советской Властью. Правительство совместно с активистами из числа оставшихся в городах цыганских артистов попыталось предпринять ряд мер для решения этих проблем.
Так, в 1927 году Совнарком Украины принял постановление о помощи кочевым цыганам при переходе на «трудовой оседлый образ жизни».
В конце 20-х годов открываются цыганские педагогические техникумы, издаётся литература и пресса на цыганском языке, действуют цыганские школы-интернаты.
Цыгане и Вторая мировая война
В годы Второй мировой войны, по последним исследованиям, около 150 000—200 000 цыган в Центральной и Восточной Европе были истреблены нацистами и их союзниками (см. Геноцид цыган). Из них 30 000 были гражданами СССР.
С советской стороны, во время Великой Отечественной войны из Крыма, заодно с крымскими татарами, были депортированы их единоверцы, крымские цыгане (кырымитика рома).
Цыгане выступили не только пассивными жертвами. Цыгане СССР участвовали в военных действиях как пехотинцы, танкисты, водители, лётчики, артиллеристы, медицинские работники и партизаны; состояли в Сопротивлении цыгане Франции, Бельгии, Словакии, Балканских стран, а также находившиеся там во время войны цыгане из Румынии и Венгрии.
[править] Цыгане в Европе и СССР/ России (вторая половина XX — начало XXI века)
Основные статьи: Цыгане в Беларуси, Цыгане в Болгарии, Цыгане в Румынии
Украинские цыгане, Львов
Цыганские дети в Виннице
После Второй мировой войны цыгане Европы и СССР условно разделились на несколько культурных групп: цыгане СССР, социалистических стран, Испании и Португалии, Скандинавии, Великобритании и Западной Европы. Внутри этих культурных групп культуры разных цыганских этногрупп сближались, тогда как сами культурные группы отдалялись друг от друга. Культурное сближение цыган СССР происходило на базе культуры русских цыган, как самой многочисленной цыганской этногруппы.
В республиках СССР шла интенсивная ассимиляция и интеграция цыган в общество. С одной стороны, преследования цыган со стороны властей, имевшие место незадолго до войны, не возобновлялись. С другой стороны, самобытная культура, кроме музыкальной, подавлялась, велась пропаганда на тему освобождения революцией цыган от поголовной нищеты, формировался стереотип скудости собственно цыганской культуры до влияния советской власти (см. Культура цыган, Инга Андроникова), культурные достижения цыган объявлялись достижениями в первую очередь советской власти (так, например, театр «Ромэн» повсеместно назывался первым и единственным цыганским театром, появление которого вменялось в заслугу советской власти), цыгане СССР были отсечены от информационного пространства европейских цыган (с которым до революции поддерживалась некоторая связь), что отрезало советских цыган также и от культурных достижений европейских соплеменников. Однако и помощь со стороны советской власти в развитии художественной культуры, в повышении уровня образования цыганского населения СССР была высока.
5 октября 1956 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивающий кочевых цыган к тунеядцам и запрещающий кочевой образ жизни. Реакция на указ была двоякой как со стороны местных властей, так и со стороны цыган. Местные власти исполняли этот указ, либо выдавая цыганам жильё и побуждая или принуждая их вместо кустарного ремесла и гадания официально трудоустраиваться, либо просто прогоняя цыган со стоянок и подвергая кочевых цыган дискриминации на бытовом уровне. Цыгане же либо радовались новому жилью и достаточно легко переходили в новые условия жизни (часто это были цыгане, имеющие по новому месту жительства друзей-цыган либо оседлых родственников, которые помогали им советом при налаживании новой жизни), либо же считали указ началом попытки ассимилировать, растворить цыган как этнос и всячески уклонялись от его исполнения. Те цыгане, что сначала приняли указ нейтрально, но не имели информационной и моральной поддержки, вскоре восприняли переход на оседлость как несчастье. В результате указа осело более 90 % цыган СССР.[10]
В современной Восточной Европе, реже в Западной Европе[11], цыгане нередко становятся объектом дискриминации в обществе, особенно со стороны правоэкстремистских партий[12][13], в 2009 году сообщалось о нападениях на румынских цыган в Северной Ирландии[14][15]
В конце XX — начале XXI века Европу и Россию захлестнула волна цыганских миграций. Обнищавшие или маргинализировавшиеся цыгане из Румынии, западной Украины и бывшей Югославии — бывших социалистических стран, в которых после развала СССР возникли экономические и социальные трудности — отправились на заработки в Европейский союз и Россию. В наши дни их можно увидеть буквально на любом перекрёстке мира, женщины этих цыган массово вернулись к старинному традиционному занятию — попрошайничеству.
В России также наблюдается хоть и более медленное, но заметное обнищание, маргинализация и криминализация цыганского населения. Снизился средний образовательный уровень. Остро встала проблема употребления наркотиков подростками. Довольно часто цыгане стали упоминаться в криминальной хронике в связи с торговлей наркотиками[16][17][18][19][20], и мошенничеством. Заметно снизилась популярность цыганского музыкального искусства. В то же время, возродились цыганская пресса и цыганская литература.
В Европе и России идёт активное культурное заимствование между цыганами разных народностей, зарождается общецыганская музыкально-танцевальная культура, на которую сильное влияние оказывает культура русских цыган.
Цыгане за пределами Европы
Цыгане в Израиле
Цыгане-дом. В Израиле и соседних странах проживает община цыган, известная как народ дом. По вероисповеданию дом мусульмане, говорят на одном из диалектов цыганского языка (так называемый язык домари). До 1948 года в древнем городе Яффо, недалеко от Тель-Авива, существовала арабоязычная община дом, члены которой принимали участие в уличных театральных и цирковых представлениях. Они стали объектом пьесы «Цыгане Яффо» (ивр. ;;;;;;; ;; ;;;;), последней из написанных Ниссимом Алони, известным израильским драматургом. Пьеса стала считаться классикой израильского театра. Как и многие яффские арабы, большинство представителей этой общины покинули город по призыву соседних арабских стран. Потомки общины, как предполагают [кто?], теперь живут в секторе Газа, и неизвестно, до какой степени они все ещё сохраняют отдельную идентичность домари. Известно о другой общине дом, существующей в Восточном Иерусалиме, члены которой обладают иорданским гражданством; в Израиле имеют статус постоянных жителей, национальность определена как «арабы». Всего община дом в Израиле насчитывает около двухсот семей, большинство из них из района Баб аль Хута, что в Восточном Иерусалиме возле Львиных ворот. Члены общины живут в очень плохих условиях: большинство из них безработные и существуют только за счёт пособий от израильского социального обеспечения, они не имеют образования, и часть из них не умеет ни читать, ни писать. Рождаемость у домари высокая, они женятся в раннем возрасте и только на членах своей общины, в том числе и на родственниках (в стремлении избежать ассимиляции и растворения), поэтому часть детей страдает наследственными болезнями, пороками или является инвалидами. В октябре 1999 года Амун Слим основала некоммерческую организацию «Домари: Общество цыган в Иерусалиме» с целью защиты имени общины.[4], [5]
Цыгане-рома. Известно, что некоторые восточноевропейские цыгане прибыли в Израиль в поздние 1940-е и ранние 1950-е годы из Болгарии. Это были цыгане, вступившие в брак с евреями в лагерях для перемещённых лиц в период после Второй мировой войны, или в некоторых случаях, выдавшие себя за евреев, когда в эти лагеря прибыли представители Израиля в поисках евреев, переживших Холокост. Точное количество этих цыган в Израиле неизвестно, так как эти лица имели тенденцию ассимилироваться в еврейское окружение. Согласно информации в израильской прессе, некоторые такие семьи в Израиле поют традиционные цыганские колыбельные и используют небольшое количество цыганских выражений, которые передают последующим поколениям, рождённым в Израиле. Их потомки практически являются евреями, родным языком для них является иврит.
С 1990 года в Израиле появились русскоязычные цыгане, которые дали общественности о себе знать весной 2003 года, когда вышла статья в многотиражной израильской газете на русском языке об образовании в Израиле небольшой цыганской общины из некоторых представителей русскоязычных иммигрантов[источник не указан 175 дней]. Несмотря на то, что русскоязычные цыгане Израиля представляют собой всё многообразие цыганских этногрупп большой группы рома, проживавших по всему СССР, от Прибалтики до Средней Азии, в израильском быту они практически не отличаются от остальных русскоязычных граждан Израиля. Цыгане-рома и цыгане-домари в быту мало общаются из-за сильной культурной дивергенции.
В июле 1999 года в Израиле была создана Цыганская Виртуальная Сеть (Roma Virtual Network). На данный момент она является крупнейшим цыганским СМИ и действует на нескольких европейских языках. В августе 2007 года Roma Virtual Network была зарегистрирована как общественная организация. Её создатель и редактор Валерий Новосельский является членом Парламента Международного Цыганского Союза (IRU).
Цыгане в Северной Африке
В Северной Африке проживают цыгане-кале, известные также как андалусийские цыгане, и дом. Кинорежиссёр Тони Гатлиф — кале родом из Алжира. Кале Северной Африки носят в цыганском мире прозвище «мавры» и часто сами им пользуются (так, «мавром» или «полумавром» называют себя и Тони Гатлиф, и Хоакин Кортес, чей отец родом из Северной Африки).
Цыгане в Канаде и США
В Канаде живут цыгане-рома, в США же можно найти все три европейские ветви цыган (рома, кале, синти). Представители разных цыганских народностей прибывали в Северную Америку в разное время. В последнее время в США переезжали цыгане-рома из стран бывшего СССР (в основном артисты), в Канаду — рома из стран Восточной Европы, таких как Чехия и Румыния. Единой культуры и образа жизни для американских цыган сейчас нет, их можно наблюдать среди представителей самых разных социальных слоёв, от маргиналов до крупных бизнесменов; представители разных цыганских народностей общаются очень неохотно.
Знаменитых цыган в Северной Америке, относительно Европы, немного: гитарист-виртуоз Вадим Колпаков (сэрво), писатель и профессор цыгановедения Рональд Ли (кэлдэрар), писатель Эмиль Деметер (кэлдэрар), актёр и диджей Евгений Гудзь.
Цыгане в странах Латинской Америки
Первое документальное упоминание присутствия цыган (кале) в Латинской Америке (на Карибских островах) относится к 1539 году. Первые цыгане были сосланы туда против своей воли, но в дальнейшем испанские кале и португальские калонс (группы, состоящие друг с другом в родстве) небольшими группами стали перемещаться в Латинскую Америку в поисках лучшей жизни.
Самая крупная волна переселения европейских цыган в Латинскую Америку произошла во второй половине XIX — начале XX века. Самую заметную часть переселенцев составляли кэлдэрары, среди остальных цыган можно упомянуть ловарей, лударей, а также группы балканских цыган, известных под собирательным названием хораханэ. Продолжали переезжать в Америку и кале и калонс.
Среди всех цыган Латинской Америки очень популярно ведение небольшого бизнеса по продаже автомобилей.
Цыгане в странах Кавказа
На Южном Кавказе существуют две уникальные субэтнические группы цыган, подробно описанные Керопэ Паткановым. Первая — армяноязычные цыгане-боша, проживающие, в основном, в Армении и Грузии и отчасти сохраняющие тайный язык ломаврен. Вторая — цыгане-карачи, проживающие в Азербайджане и утратившие цыганский говор в начале XX века. Обе группы на сегодняшний день исчисляются несколькими сотнями человек и находятся на грани полной ассимиляции окружающим большинством.
Цыгане в Иране
Дом и люли. В Иране традиционно проживают цыгане-дом, родственные азербайджанским гарачи, и цыгане-люли (известные также как лури).
Рома. В наше время в Иране обнаружена община цыган-рома балканской группы, называемых заргар. Анализ языка установил, что предки заргар покинули Балканы в конце XVII или начале XVIII века. До знакомства с интернетом заргар полагали, что являются единственными рома в мире. Заргар — шииты по вероисповеданию. Их традиционные занятия — кочевое скотоводство, работа бродячих кузнецов, исполнение музыки, мелкая торговля.
Цыгане в Турции
Цыгане в Турции известны под названиями чингэне (самое распространённое, собирательное название), чингит, навар, поша и роман (в зависимости от части страны). Проживают преимущественно как дисперсно, так и общинами, делятся на этнические группы. Численность около 700 000 человек[21]. Средний образовательный уровень низкий. Самые распространённые занятия: кузнечество и другие кустарные ремёсла, выращивание и продажа цветов, танцы и музыка, гадание, развод и сдача напрокат крестьянам ослов, сбор и продажа металлолома и макулатуры. Танцуют свой особенный цыганский вид танца живота, который бывает женским и мужским. Женский танец сопровождается движениями кистей и мимикой, передающими сюжет песни.
Цыгане в Средней Азии
Основная статья: Цыгане среднеазиатские
Люли. Распространены в Таджикистане, Узбекистане, Казахстане и Киргизии, куда попали, предположительно, из Персии. Самоназвание муга;т. Традиционные занятия: кустарные ремёсла, в том числе ювелирное, торговля животными, музыка, но в основном попрошайничество. В советское время были заняты в строительстве, сельском хозяйстве, на производстве. Участвовали в Великой Отечественной войне. Образовательный уровень традиционно низкий, хотя отдельные представители получают среднее и высшее образование. Существует тонкая прослойка интеллигенции и духовенства. Средний уровень жизни крайне низкий, хотя есть отдельные представители среднего класса и даже зажиточные люди. По вероисповеданию — мусульмане.
Рома. Во время Великой Отечественной войны вместе с крымскими татарами в Узбекистан, Казахстан и Таджикистан были высланы крымские цыгане. Часть из них позже вернулась или переехала в другие регионы бывшего СССР, но и сейчас там есть представитель цыган-крымов. Кроме того, в Средней Азии можно встретить семьи и других народностей ветви рома. Так, русский цыган Александр Бердников родился в Туркменистане.
Основная статья: Цыганский язык
Цыгане говорят на цыганском языке индоарийской группы индоевропейской семьи, распадающемся на ряд диалектов, обычно владеют также языками народов, среди которых живут оседло или кочуют.
В СССР в 1930-е годы в основу литературной нормы цыганского языка был положен диалект русских цыган. В мире, как правило, для межэтнического общения используется диалект кэлдэрари, как наиболее широко рассеянной группы, с вкраплением слов из других диалектов.
Цыганская культура или цыганские культуры?
Известные этнологи Елена Марушиакова и Веселин Попов (Болгария) определяют цыган как МЕГРЭО — межгрупповое этническое образование. Это обозначение характеризует особенности мозаичного расселения цыганских групп среди населения разных стран и связанные с этим особенности формирования их современных идентичностей. Так, особенности культуры цыган разных стран связаны с влиянием культур европейских стран, в которых они окончательно формировались. При этом у разных слоев цыганского населения проявляется и различный уровень сохранности собственно цыганской культуры, с чем связаны различные наборы признаков цыганской идентичности. Например, некоторые группы цыган утеряли цыганский язык, пользуясь в качестве родного венгерским, иcпанским, турецким и др. Владение цыганским языком, таким образом, не является признаком цыганской идентичности у этих групп. У тех же цыган, которые цыганский язык сохраняют как родной, он является важнейшим маркером их принадлежности к группе. Так же в ряде цыганских групп Европы не сохранился институт этнического суда (который является важнейшим и универсальным регулятором соблюдения и сохранения внутриэтнических норм). Но у других групп, например, цыган-колдэрарей (они же котляры), ловарей он функционирует и в наше время.
Николай Бессонов указывает, что существует только один чёткий маркер идентичности, характерный для всех цыган мира: «противопоставление» себя нецыганам, психологическое разделение мира на цыган и нецыган.
Художественная цыганская культура
Художественная культура цыган очень разнообразна и богата. Это связано с широким распространением цыган по свету, насыщенной, хотя и короткой, истории и сложности этнического состава этой нетерриториальной нации. Цыганская культура имеет заметное влияние на музыкальную культуру мира (особенно румынскую, венгерскую, балканскую, испанскую народную музыку, а также на классическую музыку XIX века, джаз (см. Джаз-мануш, Джанго Рейнхардт), фламенко).
Для цыган разных стран характерно неравномерное развитие областей высокой культуры. Так, большинство цыганских художников — уроженцы Венгрии, наиболее развита музыкальная культура у цыган России, Венгрии, Румынии, Испании, Балканских стран, цыганская литература на данный момент больше развита на территории Чехии, Словакии, Украины и России, актёрское искусство — в России, Украине, Словакии.
При всём разнообразии цыганской культуры у разных этногрупп, можно отметить схожую систему ценностей и восприятия мира.
Цыганские «большие» этнические группы
Можно выделить шесть основных ветвей цыган. Три западных:
Рома, основная территория проживания — страны бывшего СССР Западная и Восточная Европа. К ним относятся и русские цыгане (самоназвание руска рома).
Синти, проживающие в основном в германоязычных и франкоязычных странах Европы.
Иберийские (цыгане), проживающие в основном в испаноязычных и португалоязычных странах.
И три восточных:
Люли, основная территория проживания — Средняя Азия, Пакистан, Афганистан.
Лом (известные в основном, как боша или поша), проживающие на Кавказе и севере Турции.
Дом, проживающие в арабоязычных странах и Израиле.
Есть также «малые» цыганские группы, которые трудно отнести к какой-либо определённой ветви цыган, такие, как британские кале и романичелы, скандинавские кале, балканские хораханэ.
В Европе существует ряд этнических групп, близких по образу жизни к цыганам, однако иного происхождения — в частности, ирландские трэвеллерс, центральноевропейские ениши. Местные власти, как правило, рассматривают их как разновидность цыган, а не как отдельные этносы.
Образ цыган в мировой художественной культуре
Песни про цыган
Высоцкий: «Цыганка с картами,- дорога дальняя..». Видео.
«Гадалка» — песня из кинофильма «Ах, водевиль, водевиль…».
«Мохнатый шмель» — песня из кинофильма «Жестокий романс».
«The Gipsy» — Deep Purple
«Gypsy» — Mercyful Fate
«Hijo de la luna» — Mecano
«Gypsy» — Black Sabbath
«Gypsy» — Dio
«Zigeunerpack» — Landser
«Gypsy In Me» - Stratovarius
Фильмы про цыган
«Возвращение Будулая»
«Есения»
«Табор уходит в небо» , режиссёр Эмиль Лотяну
«Цыган (1967 г.)»
«Цыган (1979 г.)»
«Время цыган»
«Чёрная кошка, белый кот»
«Беги, цыган!»
«Цыганские бароны»
«Странный чужак»
«Добрый путь»
«Изгнанники»
«Цыганка Аза»
«Алеко»
«Заяц над бездной»
«Я виноват» (1993 г.) , «Я виноват - 2» (2000 г.), режиссёр Дуфуня Вишневский
«Кармелита»
Литература
Бессонов Н. Цыганская трагедия. Вооружённый отпор. — Издательский дом «Шатра», 2010. ISBN 978-5-86443-161-0
Бессонов Н., Деметер Н., Кутенков В. История цыган: новый взгляд. — Воронеж. ISBN 5-89981-180-3 Две главы из этой книги
Вилькинс А. И. Среднеазiатская богема // Антропологическая выставка. Т. III. М., 1878—1882.
Герман А. В. Библиография о цыганах. Указатель книг и статей с 1780 по1930 гг. — М.: 1930.
Джурич Р. Цыганская литература // Lacio Drom. Anno 35 — nov. dic. 1999. С. 4-10. Пер. с итальянского.
Калинин В., Русаков А. Обзор цыганской литературы бывшего Советского Союза, стран СНГ и Балтии.
Кенрик Д., Паксон Г. Цыгане под свастикой. — М.: 2001.
Марушиакова Е., Попов В. Историческа съдба и съвременна картина на циганските общности в Източна Европа // Studii Romani. Т. VII. София, 2007.
Марушакова Е., Попов В. Цигани в Турция и Иран (статья).
Смирнова-Сеславинская М. В. Цыганская литература или цыганские литературы? // Журнал Андрал. София, 2010, № 56-57. С. 31-34. — Перевод с болг.
Смирнова-Сеславинская М. В., Цветков Г. Н. Цыгане. Происхождение и культура. — серия Academica Balkanica. Изд-во Paradigma. София, Москва, 2009.
A catalogue of the Gypsy books collected by R. A. Scott Macfie, Liverpool, 1936
Black G. F. A Gypsy bibliography. Ann Arbor (Michigan), 1971
Catalogue of the Romany collection formed by Me Grigor Phillips D. U., Edinburgh, 1962.
«Etudes Tsigines», P., 1955-; «Roma», Chandigarh, 1974-, v. 1-.
«Journal of the Gypsy lore Society», old series, 1888-92, v. 1-3, new series, 1907—1916, v. 1-9, third series, Edinburgh, 1922-, v. 1-;
Marushiakova, Elena; Popov, Vesselin. Gypsies in the Ottoman Empire. Hatfield: University of Hertfordshire Press, 2001.
Marushiakova, E., Popov, V. Gypsies, Roma, Sinti in Central and Eastern Europe
Mikiosich F. ;ber die Mundarten und die Wanderungen der Zigeuner Europas, W., 1872-80
Pott А. Г. Die Zigeuner in Europa und Asien, Bd 1-2, Lpz., 1964
Vaux de Foletier F. de, Mille ans d’histoire des Tsiganes, [P., 1970]
[править] См. также
Цыганофобия
Ениши
Декада цыганской интеграции
Международный день цыган
[править] Примечания
; Показывать компактно
; http://www.greekhelsinki.gr/pdf/cedime-se-albania-roma.doc
; ERRC.org — European Roma Rights Centre
; bvolya.org — это наилучший источник информации по теме Belarus. Этот веб-сайт продается
; Bosnia and Herzegovina: Roma and the right to education. Factsheet | Amnesty International
; http://www.perepis2002.ru/ct/html/TOM_04_01.htm 2002
; Всеукраинская перепись населения 2001 года. Распределение населения по национальности и родному языку.
; Распределение населения Латвии по национальному составу и государственной принадлежности на 01.07.2010 (латыш.)
; Миф о религиозном конформизме
; Каждый второй из проживающих в Европе детей цыган не заканчивает начальную школу. Центр Новостей ООН
; Миф о «кочевом племени», Н. Бессонов
; «Власти Франции закроют 200 нелегальных цыганских лагерей»«Противники правительства утверждают, что власти выставляют цыган ворами и грабителями, и напоминают, что только в 2009 году из страны уже было выслано 10 тысяч цыган». РИА Новости от 29/07/2010
; «Венгерские цыгане ждут помощи ЕС»
; El fantasma gitano (исп.)
; «Цыгане уезжают из Белфаста в Румынию»: «Сто румынских цыган, которые были вынуждены покинуть свои дома в Белфасте после расистских нападений, решили вернуться из Северной Ирландии в Румынию».
; «Румыны из Северной Ирландии хотят домой»: «Политики выражают обеспокоенность возросшим числом преступлений, совершаемых на национальной почве против иммигрантов из Восточной Европы.»
; «Табор против России» «Российская газета» — Запад России № 4208 от 27 октября 2006 г.
; «Сотрудники Госнаркоконтроля не позволили цыганам смыть в унитаз партию героина» lenta.ru от 04.05.2010
; «Наркоконтроль едет в Афганистан» «Российская газета» — Федеральный выпуск № 3411 от 20 февраля 2004 г.: «В последнее время много хлопот борцам с незаконным оборотом наркотиков доставляют цыгане. Это настоящее бедствие…»
; «Наступление на иглу»"Российская газета" — Черноземье № 4397 от 26 июня 2007: "Начальник управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Воронежской области, генерал-майор полиции Александр Солодов: «Цыгане привлекают к распространению малолетних детей…»
; «Дурь на грядке» «Российская газета» — Черноземье № 3807 от 29 июня 2005 г. «…в деле активно участвуют дети — один наблюдает, другой берет деньги, третий приносит пакетики — и все с выдумкой, прикрытием».
; Группа турецких учёных по заказу Совета безопасности страны подготовила отчет по этническому составу населения страны
П: Портал «Цыгане»
commons: Цыгане на Викискладе?
Лаборатория культуры цыган Сайт Лаборатории культуры цыган с научными публикациями российских и зарубежных авторов
Цыгане России
Цыгане Люли
Лилоро. Цыгане Дом
Этнические и конфессиональные меньшинства в мусульманских странах: проблемы развития и взаимодействия с доминирующим населением
Названа самая угнетаемая нация в России По мнению членов Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью, в России самым угнетаемым нацменьшинством являются цыгане. Статья.
Фотографии цыган Турции
Александр Фридман Неизвестный геноцид: уничтожение белорусских цыган в 1941—1944
Specialised library with archive «Studii Romani»
Цыганская свадьба — Статьи от Владимира Никольского
Цыганские артисты во время Великой Отечественной войны
Свидетельство о публикации №111100705582